Системы внутреннего контроля. Организационные аспекты построения

В условиях нарастающей конкуренции существенно актуализируются проблемы повышения эффективности внутреннего контроля производственных предприятий, в т.ч. и мукомольных производств. Подтверждает это и вступающий в силу с 1 января 2013 г. Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Статья 19 закона прямо указывает, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни .

Если же организация подлежит обязательному аудиту и функция ведения бухгалтерского учета не возложена на руководителя, то такие субъекты также обязаны организовать внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. В соответствии с глоссарием терминов стандартов аудиторской деятельности система внутреннего контроля представляет собой «процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций, а также соответствия деятельности действующим нормативным правовым актам» .

В Международных стандартах аудита – МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» – термин «система внутреннего контроля» включает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Организация внутреннего контроля в процессе управления предприятием должна быть ориентирована на организационноправовую форму, размер предприятия и масштабы его деятельности. Чем сложнее структура внутренней среды экономического субъекта, тем больше информации необходимо для принятия эффективных управленческих решений. Основой для принятия большинства управленческих решений служит информация, формируемая в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете.

В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» система внутреннего контроля включает элементы, представленные на рис. 1.

Рис. 1. Элементы системы внутреннего контроля

Важными функциями руководства предприятия являются надзор за эффективностью системы внутреннего контроля и принятие мер в случае обнаружения недостатков этой системы. Внедрение системы внутреннего контроля (СВК) позволит обеспечить надежность финансовой информации, а также снизить риски принятия ошибочных решений. Построение системы внутреннего контроля предполагает определение наиболее существенных рисков, разработку регламентных процедур, а также корректирующие действия, которые позволят исправить ситуацию. Затраты на предупредительный контроль могут быть более эффективными, т.к. помогут предупредить возникновение рисков. Внедрение системы внутреннего контроля на мукомольном предприятии необходимо для повышения эффективности работы его подразделений. При этом СВК позволит обеспечить достоверность информации, эффективно использовать ресурсы предприятия.

Внедрение системы внутреннего контроля начинается с определения подразделений, в которых возникают затраты и в которых будут разработаны регламентные процедуры. Заметим, что система внутреннего контроля будет эффективнее в том случае, если все сотрудники организации будут выполнять контрольные процедуры, причем делать это следует постоянно. По нашему мнению, в организации системы внутреннего контроля необходимо участие специалистов смежных служб (плановых, финансовых, экономических).

Следующим шагом в процессе построения системы внутреннего контроля становится выделение объектов контроля. При этом в организации должны быть разработаны схема технологического процесса, график документооборота, учетная политика, должностные инструкции, а контроль – осуществляться на всех уровнях управления предприятием.

На предприятиях мукомольной промышленности организация и эффективность функционирования системы внутреннего контроля напрямую зависят от технологического процесса. Мукомольное производство – сложный процесс, который требует точности расчетов на всех этапах производства продукции и правильного документального оформления всех фактов хозяйственной деятельности. Качество муки как готового продукта напрямую зависит от качества зерна, которое контролируется на всех этапах его переработки. В связи с этим в мукомольном производстве особое внимание уделяется количественнокачественному учету и документальному оформлению хозяйственных операций, что также является объектом контроля.

По нашему мнению, внутренний контроль – это комплекс мер и процедур, организованный собственниками (руководством предприятия) для обеспечения достоверности показателей учета (оперативного, бухгалтерского, управленческого), предотвращения искажений и неправомерных действий, а также принятия наиболее оптимальных управленческих решений. Очень важно, чтобы организация системы внутреннего контроля была ориентирована на взаимосвязь «объект - субъект» и «субъект – субъект».

В таблице представлены основные центры, которые, по нашему мнению, необходимо выделить на мукомольном предприятии для наделения их контрольными действиями и ответственностью.



(Кликните по изображению для его увеличения)

В таблице также отражено, какие корректирующие действия необходимо провести в рамках внутреннего контроля с тем, чтобы предупредить или устранить нарушения в системе, а также взаимодействие субъектов внутреннего контроля. Взаимодействие субъектов и возникающие при этом информационные потоки для наглядности представлены на рис. 2.

Рис. 2. Схема взаимосвязи субъектов внутреннего контроля

По нашему мнению, в основу формирования системы внутреннего контроля затрат на мукомольном предприятии должны быть положены структурированные элементы внутреннего контроля затрат и разработанные с учетом этого схемы взаимодействия объектов и субъектов контроля и субъектов контроля.

В условиях рыночной конкуренции мукомольные предприятия уделяют внимание не только политике ценообразования, но и качеству продукции. Одним из факторов, влияющих на предпочтения покупателей при выборе продукции мукомольных производств, является наличие сертификата менеджмента качества по системе ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества». Сертифицированная по данной системе продукция всегда имеет на упаковке знак соответствия. Знак соответствия – это защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами Системы сертификации ГОСТ Р и указывающий, что система менеджмента качества организации соответствует требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 .

Исследования показали, что у системы менеджмента качества имеются некоторые «точки соприкосновения» с системой внутреннего контроля – контрольная среда, контрольные процедуры и мониторинг. В связи с этим среди специалистов высказывается мнение, что система менеджмента качества является составной частью системы внутреннего контроля. Однако, в отличие от системы внутреннего контроля, система менеджмента качества не направлена на предотвращение рисков.

Вместе с тем, существует ряд требований, предъявляемых как к системе менеджмента качества, так и к системе внутреннего контроля, которые, по нашему мнению, являются тождественными.

На рис. 3 представлено соответствие требований к организации системы менеджмента качества требованиям к системе внутреннего контроля. В том случае, если какая-либо система уже внедрена на предприятии, можно установить взаимосвязь указанных требований, не допуская дублирования контрольных функций субъектами. Изучение опыта организации контроля основных мукомольных производств Оренбургской области показало, что все они имеют сертификаты качества на производимую продукцию, но многие предприятия не используют всех возможностей системы менеджмента качества.

Рис. 3. Взаимосвязь и взаимодействие требований к организации системы менеджмента качества и системы внутреннего контроля

В настоящее время деятельность подразделений внутреннего аудита российским законодательством не регулируется. Исключение составляют кредитные организации и организации – профессиональные участники фондовых рынков.

Единые требования для внешних аудиторов при рассмотрении работы службы внутреннего аудита установлены Федеральным правилом (стандартом) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита». В стандарте дано определение понятия внутреннего аудита: «Внутренний аудит – контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением – службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля» .

Основное отличие внутреннего и внешнего аудита состоит в том, что внутренний аудит отвечает целям руководства организации, в то время как цель внешнего аудита – получить уверенность в том, что финансовая отчетность достоверна и не содержит искажений. Отдельные направления внутреннего аудита могут быть полезны для проведения внешнего аудита. Согласно п. 11 ФПСАД № 29, при эффективном внутреннем аудите можно модифицировать характер и временные рамки, а также уменьшить объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором, но нельзя полностью отменить их. Однако в некоторых случаях, рассмотрев деятельность службы внутреннего аудита, внешний аудитор может принять решение о том, что внутренний аудит не окажет никакого влияния на процедуры внешнего аудита.

Если аудитор полагается на эффективность службы внутреннего аудита, то это повлияет на аудиторский риск и его оценку.

Взаимодействие внутреннего и внешнего аудита возможно при соблюдении определенных условий. Так, например, внутренний аудитор должен быть профессионально компетентным, добросовестным и иметь возможность свободного общения с внешним аудитором. Внутренний аудитор должен предоставить внешнему аудитору свои программы, планы, отчеты, заключения и другую информацию, которая может повлиять на работу внешнего аудита. При использовании этой информации внешний аудитор дает оценку эффективности работы службы внутреннего аудита. На рис. 4 представлена схема взаимодействия системы внутреннего контроля и системы внутреннего аудита. По результатам такого взаимодействия внешний аудитор, основываясь на своем профессиональном суждении, делает выводы и документирует их.

Рис. 4. Схема взаимодействия системы внутреннего контроля затрат и внутреннего аудита

Отсутствие взаимодействия субъектов внутреннего контроля и внутреннего аудита на предприятии, а также игнорирование предварительного контроля приводят на практике к финансовым потерям, которые возникают в виде штрафов, пеней по результатам проверок со стороны налоговых органов.

Обязанностью службы внутреннего аудита является системный контроль за деятельностью структурных подразделений – объектов внутреннего контроля. Контролю подвергаются локальные документы, хозяйственные операции, первичные документы, обоснованность отнесения норм естественной убыли, распределения затрат, соответствие плановых показателей нормативным. Особое внимание уделяется уровню существенности: чем он ниже, тем больше аудиторских процедур необходимо и тем меньше аудиторский риск. При оформлении результатов внутренний аудитор руководствуется профессиональным суждением.

Четкое разграничение ответственности субъектов внутреннего контроля является одним из основных факторов, влияющих на эффективность работы системы внутреннего аудита.

Список литературы

1. Глоссарий терминов стандартов аудиторской деятельности (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 29 мая 2008 г., протокол № 66) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2008/07/glossary.doc

2. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smk.nspu.ru/file.php/1/GOST_R_ISO/_9001-2008.pdf

3. Правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» (в ред. постановлений Правительства РФ от 19.11.08 № 863, от 27.01.11 № 30) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/standarts_audit/

4. Правило (стандарт) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» (утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.02 № 696) [Электронный ресурс]. Режим доступа:

Множество компаний во всем мире страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов - людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля. Какова же роль и значимость внутреннего контроля?

Любая деятельность в организации происходит в рамках двух систем. Одна - это операционная (организационная) система, построенная для достижения заданных целей. Другая система - это система контроля, пронизывающая операционную систему. Она состоит, в общем виде, из политики, процедур, правил, инструкций, бюджетов, системы учета и отчетности. Эта система направлена, в конечном итоге, на создание необходимых предпосылок и повышение вероятности того, что компания в целом и менеджеры в частности достигнут поставленных целей.

Внутренний контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании, и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений. Менеджеры компании должны, во-первых, поставить цели и определить задачи компании и отдельных подразделений и построить соответствующую этому структуру организации. И, во-вторых, обеспечить функционирование эффективной системы документирования и отчетности, разделения полномочий, авторизации, мониторинга для достижения поставленных целей и решения стоящих задач.

Внутренний контроль - это контроль изнутри компании, в противоположность внешним видам контроля, таким как законодательное регулирование, контроль со стороны внешних контролирующих организаций и т.п. в данном контексте понятие внутреннего контроля синонимично понятиям управленческого контроля, операционного контроля.

Необходимо также отметить такую важную деталь, что внутренний контроль полезен только в том случае, если направлен на достижение конкретных целей и, прежде чем оценивать результаты контроля, необходимо определить эти цели.

внутренний контроль акт

1. Объекты внутреннего контроля

Система внутреннего контроля организуется руководством предприятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля.

Независимый аудит проводится независимым аудитором, формы, и виды контрольных действий также определяются аудитором (п.9 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации и п. Закона “Об аудиторской деятельности”). Ревизия проводится штатным ревизором какого-либо ведомства, формы, и виды контрольных действий также определяются этим ведомством.

Внутренний контроль - это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.

Целями организации системы внутреннего контроля на предприятии являются:

1) осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия;

2) обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;

3) обеспечение сохранности имущества предприятия.

Для достижения вышеперечисленных целей необходимым условием является согласованность системы бухгалтерского учета (более широко - Учета) и системы внутреннего контроля, так как система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерского учета (в том числе автоматизированных систем бухгалтерского учета), определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий контроль.

Для достижения целей организации системы внутреннего контроля необходимо решение отдельных задач. Руководство предприятия обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннею контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:

* в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все, что должно быть в нее включено, и не включено ничего из того, что не должно быть в нее включено, а то, что включено в отчетность, было бы правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;

* бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объективное представление о предприятии в целом;

* компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;

* средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;

* все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные несли ответственность;

* внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования. Из перечисленных выше задач руководства предприятия по организации внутреннего контроля видна неразрывная связь системы внутреннего контроля с двумя видами бухгалтерского учета; бухгалтерским финансовым и бухгалтерским управленческим учетом.

Первые три задачи обеспечиваются связью системы внутреннего контроля с системой бухгалтерского финансового учета, а три последние с системой бухгалтерского управленческого учета.

Именно поэтому в дальнейшем мы будем различать две системы:

* систему внутреннего финансового контроля;

* систему внутреннего управленческого контроля.

Как видно из содержания поставленных задач, создание системы внутреннего контроля - это достаточно сложный процесс, а сама система внутреннего контроля - это очень сложный и тонкий организм, неотъемлемыми частями которого являются абсолютно все подразделения предприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника-предприятия. Система внутреннего контроля - это своеобразная организация внутри организации (предприятия).

Степень сложности внутреннего контроля должна соответствовать организационной структуре предприятия, численности персонала, разветвленности сети филиалов и подразделений, степени централизации бухгалтерского учета и другим характеристикам предприятия в целом.

Объектами внутреннего контроля являются циклы деятельности организации - циклы снабжения, производства и реализации. Важнейшей функцией внутреннего контроля является обеспечение соблюдения работниками предприятия своих должностных обязанностей,

Методы, используемые при осуществлении внутреннего контроля, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:

* бухгалтерский финансовый учет (счета и двойная запись, инвентаризация

и документация, балансовое обобщение);

* бухгалтерский управленческий учет (выделение центров ответственности,

нормирование издержек);

* ревизия, контроль, аудит (проверка документов, проверка арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание);

* теория управления.

Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием.

В современных условиях в жизнь предприятий постепенно входит новое понятие, называемое “эккаунтингом" (accounting). Это чрезвычайно емкое экономическое понятие, в основе которого лежит счетоводство - ведение бухгалтерского учета в соответствии с общепринятыми нормами. Однако счетоводство - это лишь основополагающий элемент эккаунтинга. Посредством счетоводства создается информационная база, необходимая для управления предприятием.

Профессиональная деятельность, связанная с формированием этой информационной

базы, и называется эккаунтингом.

В это понятие входит работа:

* плановая;

* по составлению отчетности;

* контрольная;

* аналитическая.

Таким образом, контроль является неотъемлемой частью эккаунтинга.

В некоторых случаях акты не только фиксируют установленные факты и события, но и содержат выводы, рекомендации и предложения (акты проверок, обследований, ревизий и т.п.).

Акты отличаются широким разнообразием по своему назначению и содержанию:

· сдачи-приемки (работ, материальных ценностей, документов);

· обследования (состояния техники безопасности, противопожарной безопасности; условий труда; результатов деятельности);

· испытаний (образцов, систем, технологий);

· выделения к уничтожению (материальных ценностей, документов);

· передачи (структурного подразделения из одной организации в другую);

· нарушения установленных правил;

· ревизии, инвентаризации;

· расследования аварий, несчастных случаев;

· ликвидации организации и т.д.

Акты составляются коллегиально (не менее двух составителей). Нередко акты составляются комиссиями, специально создаваемыми, состав которых утверждается распорядительным документом руководителя организации. Акты могут составляться и постоянно действующими комиссиями на регулярной основе.

Главное при составлении акта - установление фактического состояния дел и объективное отражение в акте. Акт составляется на основе черновых записей, которые ведутся во время работы комиссии или группы лиц и содержат фактические данные, количественные показатели и другие сведения.

Собственник любого экономического объекта всегда заботится о качестве организации его хозяйственной деятельности. Любое рентабельное предприятие несет собой потенциальную прибыль для своего владельца. Какой же грамотный предприниматель не будет интересоваться условиями функционирования собственного детища, приносящего ему такие серьезные доходы? Наверное, нужно быть глупцом, чтобы пустить все на самотек и предполагать, что так будет всегда, что работа в организации будет протекать так же планомерно и будет приносить такие же положительные финансовые результаты вечно, не вникая и не вмешиваясь в трудовой процесс своих подчиненных. Именно потому, что каждый бизнесмен в здравом уме и с объективным отношением к управлению своей компанией боится потерять свою прибыль и стать однажды банкротом, им вводится система внутреннего контроля деятельности организации. Что это такое? Что эта система дает? Как она организовывается? И какие цели преследует? Обо всем по порядку.

Что такое система внутреннего контроля в организации

Образцом любого показательного субъекта хозяйствования является то предприятие, которое бесперебойно осуществляет свою экономическую деятельность и выполняет главное условие своего существования - приносит прибыль, регулярно ее увеличивая. Все усилия и капиталовложения владелец компании всегда направляет только в то, что делает его организацию еще более сильнее и мощнее, расширяя источники отдачи в виде дохода. Конечно же, любой собственник желает, чтобы его фирма функционировала бесперебойно. И он понимает, что для этого нужно предпринимать соответствующие действия. Вот здесь и возникает глобальная потребность в организации системы внутреннего контроля организации. Здесь четко просматривается необходимость формирования внутри предприятия такого аппарата наблюдения и выявления недочетов в процессе хозяйствования, который будет сигнализировать собственнику о любых нарушениях и несоответствиях. Что должен представлять собой подобного рода аппарат?

Система внутреннего контроля в управлении организацией - это совокупность методов слежения, наблюдения, проверки, оценки и анализа всех происходящих на предприятии процедур и процессов хозяйствования, которые имеют непосредственное отношение к результатам экономической деятельности компании в целом. Иными словами, это специальные сотрудники, конкретные методики исследования, перечень аналитического оборудования и соответствующих технологий, которые в совокупности дают тот самый эффект контроллинга, которым хочет быть обеспечен бизнесмен-собственник. Такой контроллинг нужен ему для того, чтобы обезопасить себя от недобросовестных подчиненных или некачественного выполнения ими обязанностей, что в итоге может повлиять на финансовый результат деятельности предприятия в целом. Но каким образом этот процесс организовывается?

Внутреннего контроля в компании - это формирование такой благоприятной почвы для функционирования контролирующих органов во взаимосвязи с их доступом к техническому оборудованию и всей необходимой информации субъекта хозяйствования, которая может обеспечить качественный контроль в наблюдении за работой трудящихся и выполнением ими непосредственных задач в соответствии с их должностными инструкциями. Проще говоря, создание на предприятии аппарата контроллинга предполагает собой выполнение специалистами-аудиторами проверок на всех функциональных участках фирмы.

Цели

Грамотный бизнесмен никогда ничего не делает бесцельно, поэтому любое свое действие, нововведение, распоряжение или приказ, отдаваемый через директора, он обдумывает до мелочей и внедряет в хозяйственную деятельность своего предприятия для достижения конкретного результата. Соответственно, так же и с контролирующим аппаратом. Существует четыре основные цели системы в организации, которыми руководствуется любой собственник во избежание появления проблем:

  1. Проверка эффективности хозяйственной деятельности. Подразумевает необходимость наблюдения и слежения за осуществляемыми на предприятии экономическими операциями с целью выявления возможных отклонений и пресечения таковых.
  2. Информационная безопасность. Предполагает собой организацию прозрачного функционирования бухгалтерского отдела в предоставлении достоверной, объективной, полной и своевременной отчетности для руководства и высших инстанций.
  3. Пресечение хищений и противоправных действий сотрудников. Имеется в виду ужесточенный контроль за возможными инцидентами «отмывания денег» и проведения афер сотрудниками внутри предприятия.
  4. Соблюдение регламента. Каждая единица штата в кадровом аппарате должна неукоснительно следовать внутреннему нормативному распорядку трудовой деятельности.

Пытаясь обезопасить себя и плоды функционирования своей компании в виде выручки, ее владелец ставит перед собой конкретные цели. Эти цели успешно реализовываются благодаря эффективной организации системы внутреннего контроля в организации.

Структура

Механизм контроллинга на любом предприятии осуществляется посредством иерархической подчиненности контролирующих органов. На каждом участке есть ответственные за проведение наблюдательных и проверочных мероприятий органы. Как выглядит образец системы внутреннего контроля в организации с точки зрения структурно-иерархического подчинения?

Конечно же, многое зависит от формы правления на предприятии. С маленькой фирмой и кадровым штатом в три-четыре человека все понятно, там и контролировать особо нечего, этим занимается непосредственный руководитель. Но в крупных предприятиях все иначе: чем больше компания, тем больше соответствующих мероприятий внутреннего контроля должно распространяться по ее структурным отделам. К примеру, организация внутреннего контроля в корпоративных системах осуществляется в разрезе нескольких структурных блоков:

  • Первый блок - совет директоров, основной и непоколебимый управленческий аппарат, которым централизованно осуществляется управление и контроль.
  • Второй блок - предполагает разветвление контроля от совета директоров на два основные органа в виде аппарата правления и комитета по аудиту.
  • Третий блок - предусматривает разделение контроля от аппарата правления на руководителей всех существующих на фирме отделений, которые контролируют, в свою очередь, непосредственную деятельность своих подчиненных в каждом отделе.
  • Четвертый блок - подразумевает рассредоточение контроллинговых обязанностей комитета по аудиту на подразделение по управлению рисками и подразделение внутреннего контроля.

Исходя из блочного структурирования органов контроля в компании, можно сделать вывод о том, что в корпоративных формах правления предусмотрено два направления: это отдельные структурные органы внутри предприятия и начальники отделов, которые ведут наблюдение за своими подчиненными. Зачастую именно так и происходит организация системы внутреннего контроля на предприятии.

Немного иначе выглядит структура надзора финансовых учреждений. Система внутреннего контроля кредитной организации предусматривает шесть основных источников распространения соответствующих мероприятий на определенных уровнях иерархии:

  • органы управления кредитной организацией;
  • руководитель и его заместители;
  • главный бухгалтер и его заместитель;
  • ревизионная комиссия или ревизор в одном лице;
  • специальные контролирующие подразделения;
  • иные структурные подразделения органов контроля кредитной организации.

Виды

Классификация разновидностей внутреннего надзора довольно многогранна ввиду большого количества признаков подразделения. Так, создание системы внутреннего контроля организации предусматривает несколько разветвлений по главным направлениям.

По порядку осуществления:

  • административный;
  • управленческий;
  • финансовый;
  • технологический;
  • правовой;
  • бухгалтерский.

По форме предоставления:

  • фактический;
  • компьютерный;
  • документальный.

По временному признаку:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

По полноте охвата:

  • полный и частичный;
  • сплошной или выборочный;
  • комплексный или тематический.

Методы

Помимо перечисленных видов надзора, ревизионные процедуры, производимые на предприятии, могут проявляться в осуществлении различных методологических подходов к проверке. Поэтому организация системы внутреннего контроля на предприятии предполагает применение набора трех основных методических направлений.

Общеметодические приемы:

  • Аудит - предполагает контроль бухгалтерской деятельности и финансовой отчетности.
  • Мониторинг - предполагает штудирование корректности произведенных процедур по конкретным направлениям в конкретных отделах предприятия.
  • Ревизия - осуществляется посредством проведения проверочных манипуляций с документацией.
  • Анализ - производит расчет конкретных экономических показателей и сверяет их со значениями нормы.
  • Тематическая проверка - производится на предмет чего-то конкретного, к примеру, проверка кассы и наличных денежных средств.
  • Служебное расследование - возникает в случае, когда выявлено какое-то несоответствие регламенту или правонарушение материально-ответственного лица.

Приемы документального контроля:

  • Юридическая оценка - относится непосредственно к полномочиям юротдела на предприятии с проверочными мероприятиями по части договоров и прочей документации.
  • Логический контроль - выполняется с целью проверки рентабельности осуществляемых хозяйственных операций, отраженных в соответствующих документах.
  • Арифметическая проверка - проявляется в конкретном просчете и сравнении показателей в документах с реальными данными.
  • Встречная проверка - предполагает поднятие первички за конкретный период и ее анализ: сюда относятся товарно-транспортные накладные, налоговые накладные, корректировки к налоговым накладным и другое.
  • Формальная проверка - предусматривает контроль за наличием обязательных документов, на основании которых осуществлялись те или иные операции.
  • Сравнительная проверка - выявляет неточности и несоответствия в цифровых, суммарных, эквивалентных данных.

Приемы фактического контроля:

  • Инвентаризация - предусматривает проверку системой внутреннего контроля бухгалтерского учета в организации наличия и пересчета такого имущества, как основные средства, материальные и нематериальные активы, денежные средства в кассе, безналичные финансы на счетах в банке и прочее.
  • Экспертиза - проводится методом привлечения эксперта или состоящего в штате специалиста в конкретном вопросе определенной направленности.
  • Визуальное наблюдение - предполагает контроль за сотрудником и его трудовой деятельностью со стороны. Например, так может наблюдать старший бухгалтер за выполнением своих обязанностей рядовым бухгалтером.
  • Контрольный замер - отличается внезапным решением осуществить проверку на предмет количественного или качественного воспроизводства той или иной операции на предприятии с целью ее сравнения с нормой.
  • Анализ управленческой информации - предопределяет изучение приказов, распоряжений, указов внутреннего характера и проверку результатов их выполнения.

Функции

Организация системы внутреннего надзора в организации любой формы собственности предусматривает выполнение соответствующими органами конкретных функций. Ведь каждая контроллинговая операция предполагает достижение определенного результата. Глобальным результатом должна стать бесперебойная работа предприятия с регулярным и стабильным объемом дохода. А достичь его представляется возможным только при выполнении совокупности стратегических функций. Вот некоторые из них:

  • Мониторинг хозяйственной деятельности компании и ее внешней среды - включает в себя отслеживание тенденций рынка, изменений в потребностях спроса, а также конкурентные объекты и политику их деятельности.
  • Разработка стратегических направлений деятельности предприятия - предусматривает достижение главной цели компании за счет тактических шагов в операционно-экономической деятельности.
  • Создание системы оценки рисков и управления ими - контролирующие органы любого предприятия должны иметь представление о том, какие ему угрожают неблагоприятные факторы внутри его деятельности.
  • Оценивание проектов инвестирования и капиталовложения - внутренним контролем должны проводиться работы по оценке продуктивности, рациональности и доходности инвестируемых им проектов.

Переходя от общего к частному, можно выделить текущие функции системы внутреннего контроля бухгалтерского учета в организации, как основополагающие информационные данные для проведения качественного внутреннего инспектирования на предприятии:

  • изучение действующих систем бухучета;
  • оценка продуктивности и рентабельности этих систем;
  • финансовый анализ и контроль бухгалтерского учета;
  • мониторинг методов контроллинга;
  • соответствие законодательству на глобальном уровне;
  • соблюдение внутреннего регламента сотрудниками;
  • оценка уровня надежности предоставляемых информационных данных;
  • консультирование в бухгалтерских, налоговых, правовых вопросах;
  • участие в непосредственной автоматизации бухгалтерского, управленческого и налогового учета;
  • проверка выполнения плановых показателей.

Этапы

Как и любая другая хозяйственная или процессуальная процедура, проведение контролирующих мероприятия предусматривает поэтапную очередность выполнения конкретных задач. Вот какими основными этапами организации системы внутреннего контроля характеризуется подобного рода процессия:

  1. Инициирование проверки. Любая контрольная акция проводится либо по распоряжению руководства компании, либо в качестве запланированных мероприятий. Осуществляется проверка на основании приказа директора или в плановом расписании контроллинговых процедур.
  2. Планирование контроля. Каждой проверке предшествует выявление какого-то несоответствия в функционале предприятия или желание руководящих лиц оценить положение вещей внутри персонала и выполняемой им работы. Поэтому перед непосредственными контрольными процедурами осуществляется плановое обследование подлежащего проверке участка и разработка тактических направлений в воспроизведении предстоящих мероприятий.
  3. Непосредственное проведение проверки. На конкретно заданном участке за конкретно обозначенный период времени берутся к обследованию определенные документы и анализируются хозяйственные операции в их взаимосвязи со смежными процессами экономической деятельности на предприятии.
  4. Подготовка результатов проверки. По итогам всех проверочных операций результаты контроллинга подлежат обязательному документированию для предоставления итоговых показателей руководству компании.
  5. Проведение соответствующих работ после изучения результатов проверки. В ходе проведения контролирующих операций выявляются правонарушения, совершенные материально-ответственными лицами, обнаруживаются отклонения от норм, просматриваются случаи халатного отношения некоторых сотрудников к работе, влекущие за собой в каком-то смысле урон для экономики предприятия в целом. Поэтому подобные ситуативные прецеденты дают реакцию со стороны руководящего аппарата в виде выговора, депремирования или увольнения нерадивых подчиненных. Помимо этого, в обязательном порядке проводится анализ полученных данных и делаются выводы касательно возможной модернизации трудового процесса, требуемой на данном этапе в целях повышения эффективности деятельности компании в целом.

Анализ

Анализ системы внутреннего контроля в организации имеет немаловажное значение в поддержании качества и корректности проведения внутреннего аудита на предприятии. Почему он так важен в системе современного предпринимательства? Потому что анализ и оценка системы внутреннего контроля организации являются толчком для разработки рекомендаций по его совершенствованию и модернизации хозяйственного процесса в целом. Не только сама по себе проверка процессуальных операций экономической деятельности предприятия важна, но и уровень эффективности ее проведения может повлиять на процветание и рентабельное функционирование фирмы как таковой.

Анализ системы внутреннего организации осуществляется соответствующими органами централизованной подчиненности компании по следующим направлениям:

  • разбор контроллинговых процессий как объекта аналитического исследования;
  • обследование квалификационного потенциала и профессионализма выполняющих контролирующие мероприятия сотрудников;
  • рассмотрение качества организации плановых работ, проведенных проверяющими в виде подготовки к самому процессу ревизии;
  • проверка законспектированного плана стратегических действий в ходе проведения внутреннего аудита на уровне предприятия;
  • исследование наличия планов проверок на перспективу, а также анализ их актуальности и глубины рассматриваемой контролирующим аппаратом проблематики.

Оценка

Понятие анализа неразрывно связывают с понятием оценки. В обширном понимании этот термин предполагает установление абсолютной или относительной ценности исследуемого объекта, предмета, явления. В плане экономического подтекста оценка системы внутреннего контроля организации подразумевает сопоставление с нормой проведенных ревизорами в ходе проверки действий, а также рассмотрение качества составленных ими мероприятий, направленных на выявление несоответствий, неточностей, ошибок в процессе хозяйственной деятельности. Попросту говоря, это проверка качества работы самих проверяющих.

Совокупность двух смежных понятий - оценки и анализа - предопределяет необходимость проведения дополнительных мероприятий после проверки. Ведь по итогам анализа системы внутреннего контроля бухгалтерского учета в организации оценивается необходимость ужесточения, к примеру, трудового регламента касательно оформления и хранения документооборота, или же принимаются решения о более тщательных и более частых инвентаризациях основных средств предприятия, поскольку в этой части бухучета зачастую встречаются несоответствия с предыдущими показателями, и так далее. И это касается не только конкретно бухгалтерии предприятия. То есть, иными словами, оценка результатов, полученных в ходе проверки, дает возможность судить о необходимости совершенствования системы внутреннего контроля организации или, наоборот, сделать выводы о ее качественном функционировании на данном конкретном этапе. Оценивая приобретенные в ходе проверки итоговые показатели, можно также оценить работу самих контролирующих органов, исходя из глубины и содержательности их доклада по окончании контрольных мероприятий.

Требования

При всем при этом не стоит забывать, что применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать установленным нормам и регламенту. Причем осуществляться данное соответствие должно как на уровне предприятия, так в плане соблюдения действующего законодательства. Федеральной налоговой службой предусмотрено следование всех существующих организаций как субъектов хозяйствования приказу от 16 июня 2017 года «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля». Вот что эти требования собой представляют:

  • Создание такого контролирующего аппарата в компании, который будет обеспечивать упорядоченное и эффективное ведение хозяйственной деятельности, достижение положительных финансовых результатов, сохранность активов и имущества предприятия.
  • Формирование адаптированной для проведения качественного контроллинга среды внутри компании.
  • Разработка системы управления возможными рисками.
  • Возможность проверки существующих фактов уклонения от уплаты налогов, сборов, взносов по страхованию.
  • Раскрытие необходимой информации о возможных рисках и предоставление ее руководству в должной форме.
  • Выполнение контрольных процедур, направленных на минимизацию и снижение уровня рисков.

Исходя из требований к организации системы внутреннего контроля, можно сделать выводы о серьезной доле значения, которая отведена именно рискам - существующим возможным угрозам, которые являются неотъемлемым элементом потенциальных страхов предпринимателей.

Риски

Модель внутреннего контроля, ориентированного на риск, - это модель, которая позволяет анализировать угрозы предприятия, обусловленные необходимостью овладения достоверной информацией об активах и обязательствах данного экономического субъекта. Ориентирование на риски в организации системы внутреннего контроля подразумевает цель руководства компании получать разумную степень уверенности в том, что компания будет достигать поставленных целей наиболее эффективным образом. И в этом ключе главное предназначение контроля - это обеспечение своевременного выявления и анализа рисков надежности бухгалтерской отчетности, соответствия деятельности сотрудников регламенту и предусмотренным учетной политикой предприятия нормам регламентирования рабочего трудового процесса, а также выполнение финансово-хозяйственных планов, эффективное использование ресурсов, правдивость финансовой и управленческой информации. Поэтому главным щитом для осуществляющего хозяйственную деятельность субъекта предпринимательства в борьбе с угрозами и рисками, мешающими ему функционировать в нормальных условиях, является качественно построенный и правильно организованный контроль.

  • Список литературы
  • Тема 3. Управленческие взаимоотношения и делегирование полномочий
  • § 1. Субъект-объектные взаимоотношения в организации
  • § 2. Типы управленческих отношений
  • § 3. Принципы эффективного делегирования полномочий
  • § 4. Должностные полномочия: виды и варианты распределения
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 4. Самоуправление в организации
  • § 1. Система самоуправления: понятие, признаки наличия, условия создания
  • § 2. Принципы и виды самоуправления
  • Базисные потребности общества и человека
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 5. Управленческий цикл
  • § 1. Функция управления
  • § 2. Управленческий цикл а. Файоля
  • § 3. Управленческий цикл: общие и специальные функции
  • § 4. Управленческий цикл: внутренние и внешние функции
  • § 5. Управленческий цикл как функция администрирования
  • § 6. Управленческий цикл: общие, социально-психологические и технологические функции
  • § 7. Управленческий цикл: многокритериальная специализация функций
  • § 8. Управленческий цикл как отражение фаз предпринимательского цикла
  • § 9. Замкнутый управленческий цикл
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 6. УправлеНческий анализ
  • § 1. Проблемная ситуация и ее анализ
  • § 2. Типы управленческого анализа
  • § 3. Методы осуществления управленческого анализа
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 7. УправлеНческое прогнозирование
  • § 1. Управленческий прогноз: понятие, задачи, функции и принципы осуществления
  • § 2. Типы управленческих прогнозов
  • Плановые предположения
  • § 3. Этапы экспертного прогнозирования
  • § 4. Методы управленческого прогнозирования
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 8. УправлеНческое решение
  • § 1. Основные подходы к принятию управленческого решения
  • § 2. Эффективность и качество управленческого решения
  • § 3. Типы и формы управленческих решений
  • § 4. Методы принятия управленческих решений
  • § 5. Технологии и модели управленческих решений
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 9. УправлеНческое планирование
  • § 1. Управленческое планирование: понятие, цели, задачи, влияние, элементы, механизмы
  • § 2. Технологии процесса планирования
  • § 3. Принципы эффективного планирования
  • § 4. Типы управленческого планирования
  • § 5. Методы управленческого планирования
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 10. УправлеНческая организация как функция
  • § 1. Организационная деятельность: понятие, субъект, объекты, задачи
  • § 2. Принципы организаторской деятельности
  • § 3. Исполнительные организационные структуры
  • § 4. Организаторские способности современного руководителя
  • § 5. Технология организационного процесса
  • § 6. Организационные процессы и механизмы
  • § 7. Методы реализации функции организации
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 11. УправлеНческая координация
  • § 1. Координация в управленческой деятельности: понятие и функции
  • § 2. Типы координационных механизмов
  • § 3. Факторы сопротивления и методы координационных действий
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 12. УправлеНческий контроль
  • § 1. Управленческий контроль: понятие, объект, субъект, предмет, задачи
  • § 2. Технология процесса контроля
  • § 3. Принципы и типы управленческого контроля
  • § 4. Система внутреннего контроля в организации
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 13. УправлеНческая мотивация
  • § 1. Управленческая мотивация: основные понятия
  • § 2. Принципы эффективной мотивации труда
  • § 3. Теории содержания мотивации
  • Рекомендации по удовлетворению высших потребностей
  • § 4. Теории процесса мотивации
  • § 5. Материальная мотивация
  • § 6. Нематериальная мотивация
  • § 7. Типы и методы управленческой мотивации
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 14. Организационная структура
  • § 1. Организационная структура: понятие, признаки, правила формирования
  • § 2. Типы организационных связей и варианты интегрирования организационных структур
  • § 3. Организационная структура управления: ключевые понятия, требования, признаки классификации
  • Потенциальные взаимосвязи
  • § 4. Бюрократическая организационная структура управления
  • 4.1. Линейные структуры управления
  • 4.2. Функциональные структуры управления
  • 4.3. Линейно-функциональные структуры управления
  • 4.4. Линейно-штабные структуры управления
  • 4.5. Дивизиональные структуры управления
  • § 5. Органическая организационная структура управления
  • 5.1. Проектные структуры управления
  • 5.2. Матричные структуры управления
  • 5.3. Бригадные структуры управления
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 15. Стили руководства
  • § 1. Управленческий стиль: основные подходы
  • § 2. Авторитарный, демократический и либеральный стили
  • § 3. Жесткие, умеренные и мягкие стили
  • § 4. Теории р. Лайкерта и д. МакГрегора
  • § 5. Теория стилей р. Блейка и Дж. Моутон
  • § 6. Ситуационная модель ф. Фидлера
  • § 7. Стили руководства в социальной сфере
  • § 8. Теории Митчелла–Хауса и Херси–Бланшара
  • § 9. Универсальность управленческого стиля
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 16. Управленческое целеполагание
  • § 1. Управленческие цели: понятие, факторы влияния, выполняемые функции, предъявляемые требования
  • § 2. Типы целей в организации
  • § 3. Миссия организации
  • § 4. Технология иерархического построения целей в организации
  • Примерные формулировки целей функциональных подсистем коммерческих организаций
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 17. Информационно-коммуникационное обеспечение процессов управления
  • § 1. Управленческая информация: свойства, требования, операции
  • § 2. Виды управленческой информации
  • § 3. Информационные системы: принципы построения и типы
  • § 4. Коммуникации в управлении организацией: понятие, типы, элементы коммуникационного процесса
  • § 5. Виды коммуникационных сетей
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • § 4. Система внутреннего контроля в организации

    На микроорганизационном уровне, т. е. на уровне управ­ления социально-экономической единицей, наиболее известен и заметенвнутренний контроль, от эффективности которого зависит эффективность функционирова­ния организации в целом.

    В совре­менных условиях внутренний кон­троль в российских организациях должен присутствовать на всех уров­нях управления. В болеешироком смысле в конкурентной среде рыноч­ных отношений эффективная система внутреннего контроля при прочих равных условиях – это гарантия ус­пешной деятельности любой организации.

    Прежде чем классифицировать внутренний контроль, необходимо дать определение субъекта, объекта внутреннего контроля и его предмета.

    Объект внутреннего контроля ор­ганизации – это управляемоезвено системы управления организацией, воспринимающее контрольное воз­действие. Объекты внутреннего кон­троля организации:

      человеческие, финансовые, материальные, немате­риальные иинформационные ресур­сы организации;

      средства и системы информатизации;

      технические сред­ства и системы охраны и защиты мате­риальных и информационных ресур­сов;

      управленческие решения;

      про­цессы, происходящие в организации или вне ее, если они имеют к ней ка­кое-либо отношение;

      результаты функционирования организации;

      ас­пекты времени.

    Объекты внутреннего контроля вы­бираются в соответствии сего целями.

    Предметом внутреннего контроля является наличие, состояниеи (или) действие управляемого звена систе­мы управления организацией.Какие-либо материальные ресурсы органи­зации – это объекты внутреннего контроля; фактическое наличие данных ресурсов, их состояние, аспекты их функционирования – это предме­ты внутреннего контроля.

    Субъект внутреннего контроля организации –это работник или уча­стник (владелец) организации, совер­шающий контрольные действия при исполнении возложенных на него обязанностей либо только на основа­нии соответствующих прав. Имея большой диапазон воздействия на организацию, конт­роль не должен ограничиваться толькорамками деятельности контрольных органов. Он входит в обязанности руководителя любого ранга. Если член ревизионной комиссии не является участником или работни­ком данной организации, он считает­сясубъектом внутреннего контроля в период исполнения соответствующих обязанностей.

    Всех субъектов внутреннего кон­троля целесообразно распределить по следующим уровням с точки зре­ния значимости в совокупном кон­трольном действии:

      субъекты внутреннего контроля перво­го уровня –это участники (собствен­ники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвен­но (с помощью независимых экспер­тов, в том числе внешних аудиторов);

      субъекты внутреннего контроля вто­рого уровня. В их обязанности непо­средственно не входит контроль, но в силу производственнойнеобходимо­сти они выполняют и контрольные функции (рабочий,контролирующий качество работы оборудования);

      субъекты внутреннего контроля тре­тьего уровня –выполняютконтроль­ные функции для реализации слу­жебных обязанностей (функций), ко­торые за ними закреплены непосред­ственно (работники планово-диспет­черского, планово-экономического отделов, отдела кадров);

      субъекты внутреннего контроля чет­вертого уровня. В их обязанности входят контрольные и другие функ­ции (административно-управленчес­кий персонал; персонал, обслужива­ющий компьютерныесистемы; со­трудники отдела бухгалтерского уче­та, служб коммерческой и физичес­кой безопасности);

      субъекты внутреннего контроля пято­го уровня. В их функциональные обя­занности входит только осуществле­ние контроля (сотрудники отдела вну­треннего аудита и члены ревизионной комиссии, сотрудники отделов вход­ного и технического контроля и т. п.).

    В реальности значимость конкретного субъекта может возрастать (снижаться) в зависимости от его личного вклада в совокупноеконтрольное действие.

    Внутренний контроль организа­ции – это осуществление субъекта­ми организации, наделенными соот­ветствующими полномочиями (субъ­екты внутреннего контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их уп­равлением, следующих действий:

      определение фактического состоя­ния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);

      сравнение фактических данных с тре­буемыми, т. е. с базой для сравнения, принятой в организации, заданной извне либо основанной нарацио­нальности;

      оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, и степени их влияния на аспекты функ­ционирования организации;

      выявление причин данных отклоне­ний.

    Цель внутреннего контроля – информационная прозрачностьобъекта управления для возмож­ности принятия последующих эффективных ре­шений.К функциям внутреннего контроля относят 1:

      оперативную;

      за­щитную;

      упорядочивающую;

      превентивную;

      информативную;

      коммуникативную.

    Создание эффективной системы внутриорганизационного контроля базируется как на общей классификации контроля (см. рис. 12.6),так и на классификации самого внутреннего контроля (табл. 12.1).

    Таблица 12.1

    Признак классификации

    Элементы класса внутреннего контроля

    Форма контроля

    1. Внутренний аудит.

    2. Структурно-функциональная форма

    внутреннего контроля

    Уровень автоматизации контроля

    (признак типологии внутреннего контроля)

    1. Неавтоматизированный внутренний

    контроль.

    2. Неполностью автоматизированный

    внутренний контроль.

    3. Полностью автоматизированный

    внутренний контроль

    Значимость субъектов внутреннего контроля (с точки зрения контроль­ной деятельности)

    Контроль, осуществляемый субъектами внутреннего контроля различных уровней

    Важнейший классификационный аспект внутреннего контроля –фор­мальный. Выбор формы внутреннего кон­троля зависит от:

      сложности организационной структу­ры;

      правовой формы;

      видов и масштабов деятельности;

      целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности;

      отношения руководства организации к контролю.

    Организация внутреннего контро­ля в форме внутреннего аудита прису­ща крупным и некоторым средним ор­ганизациям, в основномобладающим следующими особенностями:

      усложненной оргструктурой –дивизиональная, матричная или конгло­мератная структура организации;

      многочисленностью филиалов, до­черних компаний;

      разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;

      стремлением органов управления по­лучать достаточно объективную и не­зависимую оценку действий менед­жеров всех уровнейуправления.

    Кроме задач чисто контрольного характера, внутренние ауди-торы мо­гут решать задачи экономической ди­агностики, выработкифинансовой стратегии, маркетинговых исследова­ний, управленческого консультирова­ния.

    К институтам внутреннего аудита относят и ревизионные комиссии (ре­визоров), деятельность которых рег­ламентирована действующим законо­дательством. Этот институт в основ­ном распространенв акционерных обществах, обществах с ограничен­ной ответственностью и производст­венных кооперативах.

    Во многих организациях нет отде­ла (сектора, бюро, группы и т. п.) внут­реннего аудита и ревизионной комис­сии (ревизора). В этом случае для осуществления внутреннего контроля целесообразно использовать струк­турно-функциональную форму внут­реннего контроля организации.По­нятие «структурно-функциональ­ная форма внутреннего контроля» отражает необходимые взаимо­действия единиц оргструктуры (ли­нейно-функциональной, дивизи­онной, матричной), соответствую­щие их контрольным функциям. На­пример, осуществление контроля, не­пременно входящее в должностные обязанности любого руководителя, должно включаться в функции любо­го ответственного лица.

    Особое место занимает классифи­кацияпо уровню автоматизации контроля:

      неавтоматизиро­ванный (осуществляется без применения автоматических средств);

      неполностью автоматизиро­ванный (осу­ществляется с приме­не-нием автоматических средств реги­страции, обработки, измерения и т. п.);

      полностью автоматизирован­ный (осуществ­ляется полностью в автоматическом режиме под управлением субъектов внутреннего контроля).

    Создание эффективной системы внутреннего контроля в современной организации позво­лит:

      обеспечить эффективное функциони­рование, устойчивость и максималь­ное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;

      своевременно выявлять и минимизи­ровать коммерческие, финансовые и внутрифирменные риски в управле­нии организацией;

      сформировать адекватную современ­ным перманентно меняющимся усло­виям хозяйствования систему инфор­мационного обеспечения всех уров­ней управления, позволяющую свое­временно адаптировать функциони­рование организации к изменениям во внутренней и внешней среде;

      обеспечить более эффективную, сла­женную и четкую работу структурных подразделений организации.

    Совокупность методов управленческого контроля достаточнообширна и во многом заимствует методы, используемые при выполнении прочих функций менеджмента:

      методы сбора и анализа информации применяются при выполнении функции анализа (опрос, интервьюирование, эксперимент,наблюдение, анкетирование и проч.);

      методы, обеспечивающие ежедневные данные о движениифинансовых средств, материалов, продукции, труда и т. д.;

      методы бюджетирования, анализа рентабельности, анализа относительных показателей, методы составления смет и т. д.;

      ревизия и аудиторские проверки;

      методы контроллинга и проч.

    Возможно классифицировать методы контроля по видам самого контроля, как-то: методы тотального контроля, методы экологического контроля, методы контроля за качеством готовой продукции, методы государственного контроля и т. д.

    В. В. Бурцев предлагает совокупность методов внутреннего контроля (как способов достижения цели) 1:

      общенаучные методические приемы исследования объектовконтроля (анализ, синтез, индукция, дедук­ция, аналогия, моделирование, абст­рагирование, редукция, экспери­мент и др.);

      собственные эмпирические методи­ческие приемы (инвентаризация, контрольные замеры работ, кон­трольные запуски оборудования,формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способобратного счета, метод сопоставле­ния однородных фактов, служебноерасследование, экспертизы различ­ных видов, логическая проверка,ска­нирование, письменный и устный оп­росы и др.);

      специфические приемы смежных экономических наук (приемыэконо­мического анализа, экономико-мате­матические методы, методытеории вероятностей и математической ста­тистики).

    Достаточно жесткая привязка управленческого контроля к процессам планирования делает возможным использование методов планирования: балансовые методы, методы нормирования, математико-статистические методы, метод сетевого планирования и т. д.

    Включенность в стадию контроля мотивационных мероприятий делает возможным использование методов материальной мотивации, нематериальной мотивации, психологического давления и т. д.

    Оправдано использование и методов управленческого прогнозирования в ходе выработки практических рекомендаций, которые могут быть учтены при реализации иных управленческих циклов.

    Основным способом проверки выполнения поруче­ния является отчетность. Отчетность по отношению к вышестоящему уровнюуправления можно рассматривать как функцию информирования, уведомле­ния о выполнении поручения.

    Отчетность применима практически на всех уровнях управ­ления.Бухгалтерская и статистическая отчетность организации перед государственными органами является обязательной фор­мой, регламентируемой нормативными актами.

    Каждый уровень управления, в том числе по административ­ной функции, устанавливает для подот­четных подразделений и работников конкретные показатели, по которым осуществляется проверка и оценка их деятельности. При этом отчетность можно рассматривать как метод автоматизации контроля.

    При внедрении отчетности необходимо обращать внимание на то, чтобы не перегружать подчиненные уровни управления под­готовкой избыточных данных, а также данных, которые можно получить из уже действующих систем учета. Следует помнить: «Чем лучше работа, тем короче она может быть доложена».

    Использование любых из перечисленных методов контроля будет эффективнее при соблюдении ряда положений:

      соответ­ствие контролируемому виду деятельности (предметуконтроля);

      минимизация числа контрольных процедур;

      включенность контрольных процедур в план работы заранее;

      выверенность процедур;

      учет и соблюдение системности контрольных процедур;

      учет себестоимости процедур;

      подконтрольность контрольных процедур и проч.

    С учетом непрерывности контроля, регулярности, своевременности, тщательности, полноты, действенности и гласности данный вид управленческой деятельности будет носить комплексный характер, пред-определяющий дальнейшее существование организационной структуры.

    Современные тенденции развития управленческого контроля 1:

    Децентрализация . Контрольные функции, традиционно осу­щест-вляемые централизованно, постепен­но перераспределяются между:

      верхними звеньями управления;

      сторонними организациями, специализирующимися на фун­кциях контроля;

      потребителями продукции;

      низовыми звеньями управления.

    Верхние звенья управления частично переда­ют функции контроля: рутинный текущий контроль делегируют на низшие уровни управления; вспомогательные, в том числе ана­литические, функции передают на субконтрактной основе про­фессиональным контролерам; ключевыепараметры отдают кон­тролировать потребителям, а стратегические аспекты контроля оставляют у себя.

    Изменение содержания контроля и новые методы его осу­щест-вления. С измерения затрат центр тяжести переносится на измерение результатов. Традиционный подход в государствен­ном управлении постоянно концентрирует внимание на том, сколько потрачено государственных средств, при этом измере­ние реального результата остается в тени. Новый подход менед­жмента в государственной службе основное внимание пере­носит на контроль и мониторинг результатов, которые получены в процессе тех или иных действий государственнойслужбы.

    Развитие новых информационных систем. Они позволяют в определенных аспектах автоматизировать процесс управления и контроля. Одновременно с развитием мощных информационных систем, использующих современные возможности вычислительной техники и телекоммуникационные технологии, меняется содержа­ние информационных потоков, участвующих в процедуре контро­ля. В связи со смещениемтекущего контроля сверху вниз потоки информации от потребителя кпроизводителю становятся более прямыми и не затрагивают высших эшелонов управления. В то же время общей тенденцией контроля вовсех передовых организаци­ях становится уменьшение числа контролируемых показателей с одновременным увеличением числа измерений иповышением эф­фективности каждой процедуры контроля.

  • Список литературы
  • Тема 3. Управленческие взаимоотношения и делегирование полномочий
  • § 1. Субъект-объектные взаимоотношения в организации
  • § 2. Типы управленческих отношений
  • § 3. Принципы эффективного делегирования полномочий
  • § 4. Должностные полномочия: виды и варианты распределения
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 4. Самоуправление в организации
  • § 1. Система самоуправления: понятие, признаки наличия, условия создания
  • § 2. Принципы и виды самоуправления
  • Базисные потребности общества и человека
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 5. Управленческий цикл
  • § 1. Функция управления
  • § 2. Управленческий цикл а. Файоля
  • § 3. Управленческий цикл: общие и специальные функции
  • § 4. Управленческий цикл: внутренние и внешние функции
  • § 5. Управленческий цикл как функция администрирования
  • § 6. Управленческий цикл: общие, социально-психологические и технологические функции
  • § 7. Управленческий цикл: многокритериальная специализация функций
  • § 8. Управленческий цикл как отражение фаз предпринимательского цикла
  • § 9. Замкнутый управленческий цикл
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 6. УправлеНческий анализ
  • § 1. Проблемная ситуация и ее анализ
  • § 2. Типы управленческого анализа
  • § 3. Методы осуществления управленческого анализа
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 7. УправлеНческое прогнозирование
  • § 1. Управленческий прогноз: понятие, задачи, функции и принципы осуществления
  • § 2. Типы управленческих прогнозов
  • Плановые предположения
  • § 3. Этапы экспертного прогнозирования
  • § 4. Методы управленческого прогнозирования
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 8. УправлеНческое решение
  • § 1. Основные подходы к принятию управленческого решения
  • § 2. Эффективность и качество управленческого решения
  • § 3. Типы и формы управленческих решений
  • § 4. Методы принятия управленческих решений
  • § 5. Технологии и модели управленческих решений
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 9. УправлеНческое планирование
  • § 1. Управленческое планирование: понятие, цели, задачи, влияние, элементы, механизмы
  • § 2. Технологии процесса планирования
  • § 3. Принципы эффективного планирования
  • § 4. Типы управленческого планирования
  • § 5. Методы управленческого планирования
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 10. УправлеНческая организация как функция
  • § 1. Организационная деятельность: понятие, субъект, объекты, задачи
  • § 2. Принципы организаторской деятельности
  • § 3. Исполнительные организационные структуры
  • § 4. Организаторские способности современного руководителя
  • § 5. Технология организационного процесса
  • § 6. Организационные процессы и механизмы
  • § 7. Методы реализации функции организации
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 11. УправлеНческая координация
  • § 1. Координация в управленческой деятельности: понятие и функции
  • § 2. Типы координационных механизмов
  • § 3. Факторы сопротивления и методы координационных действий
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 12. УправлеНческий контроль
  • § 1. Управленческий контроль: понятие, объект, субъект, предмет, задачи
  • § 2. Технология процесса контроля
  • § 3. Принципы и типы управленческого контроля
  • § 4. Система внутреннего контроля в организации
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 13. УправлеНческая мотивация
  • § 1. Управленческая мотивация: основные понятия
  • § 2. Принципы эффективной мотивации труда
  • § 3. Теории содержания мотивации
  • Рекомендации по удовлетворению высших потребностей
  • § 4. Теории процесса мотивации
  • § 5. Материальная мотивация
  • § 6. Нематериальная мотивация
  • § 7. Типы и методы управленческой мотивации
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 14. Организационная структура
  • § 1. Организационная структура: понятие, признаки, правила формирования
  • § 2. Типы организационных связей и варианты интегрирования организационных структур
  • § 3. Организационная структура управления: ключевые понятия, требования, признаки классификации
  • Потенциальные взаимосвязи
  • § 4. Бюрократическая организационная структура управления
  • 4.1. Линейные структуры управления
  • 4.2. Функциональные структуры управления
  • 4.3. Линейно-функциональные структуры управления
  • 4.4. Линейно-штабные структуры управления
  • 4.5. Дивизиональные структуры управления
  • § 5. Органическая организационная структура управления
  • 5.1. Проектные структуры управления
  • 5.2. Матричные структуры управления
  • 5.3. Бригадные структуры управления
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 15. Стили руководства
  • § 1. Управленческий стиль: основные подходы
  • § 2. Авторитарный, демократический и либеральный стили
  • § 3. Жесткие, умеренные и мягкие стили
  • § 4. Теории р. Лайкерта и д. МакГрегора
  • § 5. Теория стилей р. Блейка и Дж. Моутон
  • § 6. Ситуационная модель ф. Фидлера
  • § 7. Стили руководства в социальной сфере
  • § 8. Теории Митчелла–Хауса и Херси–Бланшара
  • § 9. Универсальность управленческого стиля
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 16. Управленческое целеполагание
  • § 1. Управленческие цели: понятие, факторы влияния, выполняемые функции, предъявляемые требования
  • § 2. Типы целей в организации
  • § 3. Миссия организации
  • § 4. Технология иерархического построения целей в организации
  • Примерные формулировки целей функциональных подсистем коммерческих организаций
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Тема 17. Информационно-коммуникационное обеспечение процессов управления
  • § 1. Управленческая информация: свойства, требования, операции
  • § 2. Виды управленческой информации
  • § 3. Информационные системы: принципы построения и типы
  • § 4. Коммуникации в управлении организацией: понятие, типы, элементы коммуникационного процесса
  • § 5. Виды коммуникационных сетей
  • Вопросы для самопроверки
  • Список литературы
  • Ситуационные факторы:
  • § 4. Система внутреннего контроля в организации

    На микроорганизационном уровне, т. е. на уровне управ­ления социально-экономической единицей, наиболее известен и заметенвнутренний контроль, от эффективности которого зависит эффективность функционирова­ния организации в целом.

    В совре­менных условиях внутренний кон­троль в российских организациях должен присутствовать на всех уров­нях управления. В болеешироком смысле в конкурентной среде рыноч­ных отношений эффективная система внутреннего контроля при прочих равных условиях – это гарантия ус­пешной деятельности любой организации.

    Прежде чем классифицировать внутренний контроль, необходимо дать определение субъекта, объекта внутреннего контроля и его предмета.

    Объект внутреннего контроля ор­ганизации – это управляемоезвено системы управления организацией, воспринимающее контрольное воз­действие. Объекты внутреннего кон­троля организации:

      человеческие, финансовые, материальные, немате­риальные иинформационные ресур­сы организации;

      средства и системы информатизации;

      технические сред­ства и системы охраны и защиты мате­риальных и информационных ресур­сов;

      управленческие решения;

      про­цессы, происходящие в организации или вне ее, если они имеют к ней ка­кое-либо отношение;

      результаты функционирования организации;

      ас­пекты времени.

    Объекты внутреннего контроля вы­бираются в соответствии сего целями.

    Предметом внутреннего контроля является наличие, состояниеи (или) действие управляемого звена систе­мы управления организацией.Какие-либо материальные ресурсы органи­зации – это объекты внутреннего контроля; фактическое наличие данных ресурсов, их состояние, аспекты их функционирования – это предме­ты внутреннего контроля.

    Субъект внутреннего контроля организации –это работник или уча­стник (владелец) организации, совер­шающий контрольные действия при исполнении возложенных на него обязанностей либо только на основа­нии соответствующих прав. Имея большой диапазон воздействия на организацию, конт­роль не должен ограничиваться толькорамками деятельности контрольных органов. Он входит в обязанности руководителя любого ранга. Если член ревизионной комиссии не является участником или работни­ком данной организации, он считает­сясубъектом внутреннего контроля в период исполнения соответствующих обязанностей.

    Всех субъектов внутреннего кон­троля целесообразно распределить по следующим уровням с точки зре­ния значимости в совокупном кон­трольном действии:

      субъекты внутреннего контроля перво­го уровня –это участники (собствен­ники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвен­но (с помощью независимых экспер­тов, в том числе внешних аудиторов);

      субъекты внутреннего контроля вто­рого уровня. В их обязанности непо­средственно не входит контроль, но в силу производственнойнеобходимо­сти они выполняют и контрольные функции (рабочий,контролирующий качество работы оборудования);

      субъекты внутреннего контроля тре­тьего уровня –выполняютконтроль­ные функции для реализации слу­жебных обязанностей (функций), ко­торые за ними закреплены непосред­ственно (работники планово-диспет­черского, планово-экономического отделов, отдела кадров);

      субъекты внутреннего контроля чет­вертого уровня. В их обязанности входят контрольные и другие функ­ции (административно-управленчес­кий персонал; персонал, обслужива­ющий компьютерныесистемы; со­трудники отдела бухгалтерского уче­та, служб коммерческой и физичес­кой безопасности);

      субъекты внутреннего контроля пято­го уровня. В их функциональные обя­занности входит только осуществле­ние контроля (сотрудники отдела вну­треннего аудита и члены ревизионной комиссии, сотрудники отделов вход­ного и технического контроля и т. п.).

    В реальности значимость конкретного субъекта может возрастать (снижаться) в зависимости от его личного вклада в совокупноеконтрольное действие.

    Внутренний контроль организа­ции – это осуществление субъекта­ми организации, наделенными соот­ветствующими полномочиями (субъ­екты внутреннего контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их уп­равлением, следующих действий:

      определение фактического состоя­ния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);

      сравнение фактических данных с тре­буемыми, т. е. с базой для сравнения, принятой в организации, заданной извне либо основанной нарацио­нальности;

      оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, и степени их влияния на аспекты функ­ционирования организации;

      выявление причин данных отклоне­ний.

    Цель внутреннего контроля – информационная прозрачностьобъекта управления для возмож­ности принятия последующих эффективных ре­шений.К функциям внутреннего контроля относят 1:

      оперативную;

      за­щитную;

      упорядочивающую;

      превентивную;

      информативную;

      коммуникативную.

    Создание эффективной системы внутриорганизационного контроля базируется как на общей классификации контроля (см. рис. 12.6),так и на классификации самого внутреннего контроля (табл. 12.1).

    Таблица 12.1

    Признак классификации

    Элементы класса внутреннего контроля

    Форма контроля

    1. Внутренний аудит.

    2. Структурно-функциональная форма

    внутреннего контроля

    Уровень автоматизации контроля

    (признак типологии внутреннего контроля)

    1. Неавтоматизированный внутренний

    контроль.

    2. Неполностью автоматизированный

    внутренний контроль.

    3. Полностью автоматизированный

    внутренний контроль

    Значимость субъектов внутреннего контроля (с точки зрения контроль­ной деятельности)

    Контроль, осуществляемый субъектами внутреннего контроля различных уровней

    Важнейший классификационный аспект внутреннего контроля –фор­мальный. Выбор формы внутреннего кон­троля зависит от:

      сложности организационной структу­ры;

      правовой формы;

      видов и масштабов деятельности;

      целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности;

      отношения руководства организации к контролю.

    Организация внутреннего контро­ля в форме внутреннего аудита прису­ща крупным и некоторым средним ор­ганизациям, в основномобладающим следующими особенностями:

      усложненной оргструктурой –дивизиональная, матричная или конгло­мератная структура организации;

      многочисленностью филиалов, до­черних компаний;

      разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;

      стремлением органов управления по­лучать достаточно объективную и не­зависимую оценку действий менед­жеров всех уровнейуправления.

    Кроме задач чисто контрольного характера, внутренние ауди-торы мо­гут решать задачи экономической ди­агностики, выработкифинансовой стратегии, маркетинговых исследова­ний, управленческого консультирова­ния.

    К институтам внутреннего аудита относят и ревизионные комиссии (ре­визоров), деятельность которых рег­ламентирована действующим законо­дательством. Этот институт в основ­ном распространенв акционерных обществах, обществах с ограничен­ной ответственностью и производст­венных кооперативах.

    Во многих организациях нет отде­ла (сектора, бюро, группы и т. п.) внут­реннего аудита и ревизионной комис­сии (ревизора). В этом случае для осуществления внутреннего контроля целесообразно использовать струк­турно-функциональную форму внут­реннего контроля организации.По­нятие «структурно-функциональ­ная форма внутреннего контроля» отражает необходимые взаимо­действия единиц оргструктуры (ли­нейно-функциональной, дивизи­онной, матричной), соответствую­щие их контрольным функциям. На­пример, осуществление контроля, не­пременно входящее в должностные обязанности любого руководителя, должно включаться в функции любо­го ответственного лица.

    Особое место занимает классифи­кацияпо уровню автоматизации контроля:

      неавтоматизиро­ванный (осуществляется без применения автоматических средств);

      неполностью автоматизиро­ванный (осу­ществляется с приме­не-нием автоматических средств реги­страции, обработки, измерения и т. п.);

      полностью автоматизирован­ный (осуществ­ляется полностью в автоматическом режиме под управлением субъектов внутреннего контроля).

    Создание эффективной системы внутреннего контроля в современной организации позво­лит:

      обеспечить эффективное функциони­рование, устойчивость и максималь­ное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;

      своевременно выявлять и минимизи­ровать коммерческие, финансовые и внутрифирменные риски в управле­нии организацией;

      сформировать адекватную современ­ным перманентно меняющимся усло­виям хозяйствования систему инфор­мационного обеспечения всех уров­ней управления, позволяющую свое­временно адаптировать функциони­рование организации к изменениям во внутренней и внешней среде;

      обеспечить более эффективную, сла­женную и четкую работу структурных подразделений организации.

    Совокупность методов управленческого контроля достаточнообширна и во многом заимствует методы, используемые при выполнении прочих функций менеджмента:

      методы сбора и анализа информации применяются при выполнении функции анализа (опрос, интервьюирование, эксперимент,наблюдение, анкетирование и проч.);

      методы, обеспечивающие ежедневные данные о движениифинансовых средств, материалов, продукции, труда и т. д.;

      методы бюджетирования, анализа рентабельности, анализа относительных показателей, методы составления смет и т. д.;

      ревизия и аудиторские проверки;

      методы контроллинга и проч.

    Возможно классифицировать методы контроля по видам самого контроля, как-то: методы тотального контроля, методы экологического контроля, методы контроля за качеством готовой продукции, методы государственного контроля и т. д.

    В. В. Бурцев предлагает совокупность методов внутреннего контроля (как способов достижения цели) 1:

      общенаучные методические приемы исследования объектовконтроля (анализ, синтез, индукция, дедук­ция, аналогия, моделирование, абст­рагирование, редукция, экспери­мент и др.);

      собственные эмпирические методи­ческие приемы (инвентаризация, контрольные замеры работ, кон­трольные запуски оборудования,формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способобратного счета, метод сопоставле­ния однородных фактов, служебноерасследование, экспертизы различ­ных видов, логическая проверка,ска­нирование, письменный и устный оп­росы и др.);

      специфические приемы смежных экономических наук (приемыэконо­мического анализа, экономико-мате­матические методы, методытеории вероятностей и математической ста­тистики).

    Достаточно жесткая привязка управленческого контроля к процессам планирования делает возможным использование методов планирования: балансовые методы, методы нормирования, математико-статистические методы, метод сетевого планирования и т. д.

    Включенность в стадию контроля мотивационных мероприятий делает возможным использование методов материальной мотивации, нематериальной мотивации, психологического давления и т. д.

    Оправдано использование и методов управленческого прогнозирования в ходе выработки практических рекомендаций, которые могут быть учтены при реализации иных управленческих циклов.

    Основным способом проверки выполнения поруче­ния является отчетность. Отчетность по отношению к вышестоящему уровнюуправления можно рассматривать как функцию информирования, уведомле­ния о выполнении поручения.

    Отчетность применима практически на всех уровнях управ­ления.Бухгалтерская и статистическая отчетность организации перед государственными органами является обязательной фор­мой, регламентируемой нормативными актами.

    Каждый уровень управления, в том числе по административ­ной функции, устанавливает для подот­четных подразделений и работников конкретные показатели, по которым осуществляется проверка и оценка их деятельности. При этом отчетность можно рассматривать как метод автоматизации контроля.

    При внедрении отчетности необходимо обращать внимание на то, чтобы не перегружать подчиненные уровни управления под­готовкой избыточных данных, а также данных, которые можно получить из уже действующих систем учета. Следует помнить: «Чем лучше работа, тем короче она может быть доложена».

    Использование любых из перечисленных методов контроля будет эффективнее при соблюдении ряда положений:

      соответ­ствие контролируемому виду деятельности (предметуконтроля);

      минимизация числа контрольных процедур;

      включенность контрольных процедур в план работы заранее;

      выверенность процедур;

      учет и соблюдение системности контрольных процедур;

      учет себестоимости процедур;

      подконтрольность контрольных процедур и проч.

    С учетом непрерывности контроля, регулярности, своевременности, тщательности, полноты, действенности и гласности данный вид управленческой деятельности будет носить комплексный характер, пред-определяющий дальнейшее существование организационной структуры.

    Современные тенденции развития управленческого контроля 1:

    Децентрализация . Контрольные функции, традиционно осу­щест-вляемые централизованно, постепен­но перераспределяются между:

      верхними звеньями управления;

      сторонними организациями, специализирующимися на фун­кциях контроля;

      потребителями продукции;

      низовыми звеньями управления.

    Верхние звенья управления частично переда­ют функции контроля: рутинный текущий контроль делегируют на низшие уровни управления; вспомогательные, в том числе ана­литические, функции передают на субконтрактной основе про­фессиональным контролерам; ключевыепараметры отдают кон­тролировать потребителям, а стратегические аспекты контроля оставляют у себя.

    Изменение содержания контроля и новые методы его осу­щест-вления. С измерения затрат центр тяжести переносится на измерение результатов. Традиционный подход в государствен­ном управлении постоянно концентрирует внимание на том, сколько потрачено государственных средств, при этом измере­ние реального результата остается в тени. Новый подход менед­жмента в государственной службе основное внимание пере­носит на контроль и мониторинг результатов, которые получены в процессе тех или иных действий государственнойслужбы.

    Развитие новых информационных систем. Они позволяют в определенных аспектах автоматизировать процесс управления и контроля. Одновременно с развитием мощных информационных систем, использующих современные возможности вычислительной техники и телекоммуникационные технологии, меняется содержа­ние информационных потоков, участвующих в процедуре контро­ля. В связи со смещениемтекущего контроля сверху вниз потоки информации от потребителя кпроизводителю становятся более прямыми и не затрагивают высших эшелонов управления. В то же время общей тенденцией контроля вовсех передовых организаци­ях становится уменьшение числа контролируемых показателей с одновременным увеличением числа измерений иповышением эф­фективности каждой процедуры контроля.

    Похожие публикации