Отдаться в объятья морфея. Отдаться в объятия морфея

Поэт. и ирон. сон. В греческой мифологии Морфей – сын бога сна Гипноса, крылатый бог сновидений. Его имя стало синонимом сна. Быть в объятиях Морфея – спать … Справочник по фразеологии

Объятия Морфея. Книжн. поэт.; Разг. Ирон. Сон. БМС 1998, 414; Мокиенко 1989, 156. С распростёртыми объятиями. Разг. Приветливо, радушно. ФСРЯ, 293. Быть в объятиях Морфея. Книжн. поэт.; Разг. Ирон. Спать. /i> В греческой мифологии Морфей… … Большой словарь русских поговорок

Я; м. [греч. Morpheios Морфей]. [с прописной буквы]. 1. В древнегреческой мифологии: бог сновидений. ● Сын бога сна Гипноса; изображался молодым крылатым юношей. 2. Трад. поэт. О сне со сновидениями. Отдаться Морфею. Погрузиться в объятия Морфея… … Энциклопедический словарь

Из древнегреческой мифологии. Морфей (римск. Фантазус) крылатый бог сновидений, который приходится сыном другому древнегреческому божеству Гипносу богу сна. Тем не менее, именно Морфей стал в европейской культуре синонимом сна. Иносказательно:… … Словарь крылатых слов и выражений

невежественность - недостаточность общего интеллектуального развития и образования ведет к ошибкам речи, к непониманию, недопониманию чужой речи. Ср. высказывание персонажа повести А. Куприна: А теперь мы пойдем в объятия Нептуна (вместо в объятия Морфея,… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

В греческой мифологии бог сновидений, сын бога сна Гипноса. Изображался обычно крылатым. В переносном смысле погрузиться в объятия Морфея уснуть и видеть сны … Большой Энциклопедический словарь

Ср. Буйновидов привык спать после обеда, кажется, со дня его рождения. У его родителя, претолстого джентльмена, всегда находилась на устах одна любимая поговорка: Отчего казак гладок? оттого, что поел, да и на бок! Он... все его дети и весь дом… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

- (Morpheus, Μορφεύς). Сын бога сна, бог сновидений, создающий образы, являющиеся во сне. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) МОРФЕЙ (Μορφεύς), в греческой мифологии крылатое… … Энциклопедия мифологии

Или «земля странствия» (ивр. נוד‎) от глагола «странствовать», ивр. לנדוד‎ место, куда, по Книге Бытие, был изгнан Каин после убийства своего брата Авеля. Локализована к востоку от Эдема. По одной из интерпретаций, название «Нод» не… … Википедия

Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/9 ноября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно … Википедия

Книги

  • Мифы Древней Греции , . Сложно назвать образованным человека, который не знаком с древнегреческой мифологией. Вот уже два с лишним тысячелетия сюжеты и герои мифов Древней Греции находятотражение в произведениях…

Словарь Ушакова

Морфей

морфе й (Морфей), (М прописное), морфея, муж. (поэт. устар. ). Сон. В объятиях Морфея. «Морфей! до утра дай отраду моей мучительной любви.» Пушкин . (По имени Morpheios - бог сна в греч. мифологии.)

Античный мир. Словарь-справочник

Морфей

(греч. Morpheios )

в греческой мифологии бог сновидений, сын бога Гипноса. В переносном смысле М. означает сладкий сон.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

У Гомера и Вергилия сны и видения просто проходят через "врата сна" - одни для правдивых снов и другие - для лживых. О Морфее - сыне бога сна Гипноса, посылающем людям сновидения, известно главным образом из Овидиевых "Метаморфоз" (кн. 2), где Сон посылает Морфея к Алкионе в виде ее утонувшего мужа.

Поэты часто использовали образ Морфея как символ сна. Например, Осип Мандельштам написал такое шутливое стихотворение на манер греческих эпиграмм:

Милая, где ты была?

Я лежала в объятьях Морфея.

Женщина, ты солгала,

В них я покоился сам.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Морфей

, я , м.

1. Бог сна в древнегреческой мифологии; символ сна; сон.

* Звон колокольчика, наскучив моим ушам, призвал наконец благодетельного Морфея . // Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву //; Об нем она во мраке ночи, Пока Морфей не прилетит, Бывало, девственно грустит . // Пушкин. Евгений Онегин // *

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Морфей

Морфе́й - в древнегреческой мифологии божество ночных видений, сна; сын Гипноса.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Античность от А до Я. Словарь-справочник

Морфей

в греческой мифологии бог сновидений, сын бога Гиппоса, являющийся людям в разных образах. От Морфея происходит название снотворного вещества морфия.

Энциклопедический словарь

Морфей

в греческой мифологии бог сновидений, сын бога сна Гипноса. Изображался обычно крылатым. В переносном смысле - "погрузиться в объятия Морфея" - уснуть и видеть сны.

Словарь Ефремовой

Морфей

м.
Бог сновидений, сын бога сна - Гипноса, обычно изображаемый крылатым старцем в
венке из цветов мака (в древнегреческой мифологии).

Психологические подсказки на каждый день Степанов Сергей Сергеевич

В объятиях Морфея

В объятиях Морфея

Американский психиатр Самуэль Дэнкель так характеризует зависимость между позой человека, в которой он спит, и его характером.

Те, кто спит на боку, слегка согнув колени, - люди уравновешенные, покладистые. Они редко вступают в конфликты с окружающими, склонны к разумным компромиссам и без особого труда приспосабливаются к различным житейским ситуациям. Однако они не обладают достаточной смелостью, энергией и настойчивостью в достижении своих целей, не честолюбивы, не стремятся блистать в обществе, быть лидерами. Предпочитают оставаться в тени, особенно если это тень человека, которого они любят и уважают.

Те, кто спит на спине, заложив руки за голову, обычно общительны, сердечны. Они знают о своих недостатках, но предпочитают не думать о них. Это люди светлого ума, они дружески настроены к окружающим и принимают мир таким, каков он есть. Правда, последнее у некоторых из них обусловлено нежеланием усложнять себе жизнь. Такая поза присуща во сне людям, которые в детстве были любимцами своих родителей.

Тех, кто спит, свернувшись калачиком, Дэнкель называет «бутонами», не желающими раскрыться, расцвести. По его мнению, это люди, которые подсознательно не хотят расставаться со своим детством. Они испытывают потребность в покровительстве человека с сильным характером, им приятно, если о них кто?то заботится. Нерешительные, неуверенные в себе, они избегают ответственности и в равной мере подвержены хорошему и дурному влиянию. В принципе это чувствительные, импульсивные натуры, которые руководствуются в своих поступках больше минутным настроением, чем здравым смыслом.

Те, кто спит на животе, раскинув руки во всю ширину кровати и подогнув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят порядок. Не терпят неожиданностей, расчётливы, предусмотрительны. Обычно их обвиняют в педантичности, отсутствии воображения. Любят навязывать своё мнение, командовать, руководить.

Обратите внимание, в каких позах спят ваши близкие: быть может, вы обнаружите некоторые совпадения с приведёнными здесь характеристиками.

Из книги Искусство Быть Собой автора Леви Владимир Львович

ВЗАЙМЫ У МОРФЕЯ Вот, наконец, и полный самогипноз: глубокое саморасслабление – ключ к управлению тонусом, настроением и работой ума. В расслаблении вы целиком доверяетесь подсознанию. Сон перестает быть проблемой. Странные состояния бывают необходимы. Хитрость воли

Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Тарасов Евгений Александрович

Из книги Искусство добиваться своего автора Степанов Сергей Сергеевич

Приложение 6 В объятиях Морфея Американский психиатр Самуэль Дэнкель так характеризует зависимость между позой человека, в которой он спит, и его характером.Те, кто спит на боку, слегка согнув колени, – люди уравновешенные, покладистые. Они редко вступают в конфликты с

Из книги Язык внешности [Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда] автора Степанов Сергей Сергеевич

Приложение 6 В ОБЪЯТИЯХ МОРФЕЯ Американский психиатр Самуэль Дэнкель так характеризует зависимость между позой человека, в которой он спит, и его характером.Те, кто спит на боку, слегка согнув колени, – люди уравновешенные, покладистые. Они редко вступают в конфликты с

Из книги Любовь и секс. Энциклопедия для супругов и любовников автора Еникеева Диля

ЭРОТИКА В ОБЪЯТИЯХ МОРФЕЯ Почему сон лучше, чем секс: - Вы не чувствуете себя виноватым, если делаете это один. - После сна нет необходимости спать. - За сон не нужно платить. - Сон длится гораздо дольше секса. - Не придется жаловаться по утрам, что вам мало. - Можно

Из книги Духи в зеркале психологии автора Лебедев Владимир Иванович

Раскрывая тайны морфея Морфей согласно древнегреческой мифологии - сын бога сна. Во время сна он навещал людей и навевал на них сновидения.Сновидения с глубокой древности волновали человека и послужили одной из причин веры в духов и существование потустороннего мира.

"Я полагаю, пора путешественникам в объятия Морфея", - говорит, заметив утомление гостей, один из героев тургеневского романа "Отцы и дети". Что это еще за "Морфеи"?
Как ни странно, слово это имеет одно происхождение с названием лекарства "морфий" - снотворного средства, добываемого из маковых головок. И, если мы еще раз заглянем в древнегреческие мифы, мы натолкнемся там на маленького бога с тяжелыми, всегда смеженными веками, увешанного цветами мака: это бог сна - Морфей. "Попасть в объятия Морфея", "очутиться в объятиях Морфея" с древних времен означало "уснуть".

Сон творит свой мир, не имеющим ничего общего с действительностью. Поэтические образы как искажение реальности бывают еще более причудливы, чем сны. Такие образы воспринимаются как метафоры, имеющие внутреннее сходство с реальным объектом. Образ сновидения становится буквальной метафорой: во сне сходство превращается в идентичность, и только проснувшись, мы думаем о сне как о странном и невероятном. На этом и основано его очарование. Это опыт "другой реальности".

Через некоторое время на востоке на горизонте начинает подниматься величественная богиня Луны - Селена. Спокойно стоит она в своей золотисто-красной колеснице, которую медленно влекут по небу виторогие быки. От ее желто-золотистых одежд и от лунного серпа над ее челом на заснувшую Землю льется нежный серебристый свет, который прогоняет ночной мрак.


Пройдя свой небесный путь, Селена спускается на колеснице в глубокую пещеру, находящуюся в горах Латум вблизи Карий. Там лежит погрузившийся в вечный сон сын Зевса Эндимион. Селена влюблена в Эндимиона. Она тихо склоняется над ним, гладит его голову, ласкает его лицо и шепчет самые нежные любовные слова. Но Эндимион не чувствует ее ласк. Поэтому Селена всегда грустна и таким же грустным светом освещает по ночам Землю.

В древности эта "другая реальность" воспринималась как проявление божественного, сверхъестественного. Сам процесс засыпания объяснялся присутствием рядом бога, или духа, сна. Так, у древних греков - обладателей наиболее развитого пантеона - таким богом был Морфей, своими крылатыми объятьями вводящий человека в состояние сна. Морфей - сын бога Гипноса, рожденного, между прочим, от союза Нюкты (Ночи) и Танатоса (Смерти).

Гипносу подчинялись даже боги, он летал над миром, держа в руках головку мака (известного дурманящим ароматом) и небольшой рог (который не давал сновидениям заснуть вечным сном). Морфей был гораздо добрее своего отца, Гипнос мог наслать такой сон, что волосы вставали дыбом, а Морфей навевал только легкие, сладкие сновидения. "В объятиях Морфея Беспечный дух лелея, Позволь мне полениться". (А.С. Пушкин - А.С. Дельвигу)

Гипнос

В представлениях наших предков сон неразделим с наступлением ночи, а заснувший напоминал умершего. Подобно мертвецу, он смежает очи и становится недоступным внешним впечатлениям. Недаром в славянских сказках богатыри, убитые врагами, воскресая при окроплении живой водой, обыкновенно произносят: "Ах, как же долго я спал!".

С наступлением ночи мир погружается в сон. Сновидения дарят нам ощущение полноценной жизни в несуществующем мире, переживаются как невероятное приключение. Во сне различия между воображаемым и реальностью исчезают, в состоянии сна, по словам Жан-Поля Сартра, мы лишаемся "категории реальности": сознание находится в плену сновидения и не имеет иной возможности, кроме как обитать среди построений собственного воображения. Проникающие в сон внешние стимулы становятся частью сновидения. Во сне ранее увиденные образы, лишь промелькнувшие в реальности, становятся целыми сценами или картинами. Во сне ничто не кажется странным - ни говорящие деревья, ни летающие рыбы, ни способность читать чужие мысли.

Художник

Герен Пьер Нарсис, «Морфей и Ирида»

Сны не повторяют прошлые или недавние события. Зигмунд Фрейд по этому поводу говорил: "Сновидение прежде всего обнаруживает непреложную связь между всеми частями скрытых мыслей тем, что соединяет весь этот материал в одну ситуацию: оно выражает логическую связь сближением во времени и пространстве, подобно художнику, соединяющему на картине, изображающей Парнас, всех поэтов, которые, конечно, никогда не находились вместе на одной вершине горы, но в понятии, несомненно, образуют одну семью".
"Пылающий июнь" 1895


Художник Ф. Лейтон.

В своём "собственном царстве"сон творит свой мир. Картины, которые нам рисует Морфей, только после пробуждения воспринимаются как метафоры, имеющие поэтическое сходство с реальным событием. А в царстве Морфея сходство превращается в явь. Мы очарованы в "другой реальности", где, как утверждает Фрейд, лежат глубинные секреты нашего подсознания. В древности эта "другая реальность" воспринималась как проявление божественного, сверхъестественного. Сам процесс засыпания объяснялся присутствием рядом бога, или духа, сна. Так, у древних греков - обладателей наиболее развитого пантеона - таким богом был Морфей, своими крылатыми объятьями вводящий человека в состояние сна. Морфей - сын бога Гипноса, рожденного от союза Нюкты (Ночи) и Танатоса (Смерти).

Гипносу подчинялись даже боги, он летал над миром, держа в руках головку мака (известного дурманящим ароматом) и небольшой рог (который не давал сновидениям заснуть вечным сном). Морфей был гораздо добрее своего отца, Гипнос мог наслать такой сон, что волосы вставали дыбом, а Морфей навевал только легкие, сладкие сновидения.

"В объятиях Морфея Беспечный дух лелея, Позволь мне полениться". (А.С. Пушкин - А.С. Дельвигу)
Уже упомянутая связь сна и смерти всегда была очевидна. В представлениях наших предков сон был неразделим с наступлением ночи, а заснувший напоминал умершего. Подобно мертвецу, он смежает очи и становится недоступным внешним впечатлениям. Недаром в славянских сказках богатыри, убитые врагами, воскресая при окроплении живой водой, обыкновенно произносят: "Ах, как же долго я спал!".

Художник Ф. Лейтон. Идиллия.
У древних египтян сон - это бесконечный океан, наполненный самыми разнообразными существами: не только богами, но и умершими предками, злыми духами. У аборигенов Австралии духи сна сотворили землю и все живое. Они считают, что во сне человек способен понять Истину. Австралийцы говорят, что эту таинственную силу можно ощутить в священных местах. Автралийцы до сих пор совершают в таких священных местах традиционные ритуалы.

«Ночь и сон» (1878). Эвелин де Морган.

У славян распространено представление, что во время сна душа человека временно покидает тело, в различном облике и путешествует по местам, которые человек видит во сне. Этим объясняли опасность резко будить или тревожить крепко спящего человека - его душа не сможет найти пути назад, и человек заболеет или даже умрет.

Древние греки не понимали природу такого явления, как сон в жизни человека:

Они считали, что во время сна душа покидает тел и может вообще не вернуться. Это вполне объяснимо, если учесть, что многие люди умирают во сне (от резкого повышения давления и т.п.)

Человек видит сновидения. При чем они бывают приятными, тревожными, вещими и т. п.

Поэтому Древние Греки создали целую иерархию богов, которые отвечали за сон. Отцом семейства был Гипнос. А вот Морфей - его сын.

Перед сном, именно богу Морфею древние греки обращали свои молитвы, просили послать хорошие сновидения и благополучное пробуждение.

Со временем, наркотическое вещество, вызывающее галлюцинации, получило название морфий. Хотя, в то же время оно и служит и как обезболивающее. После принятия определенного количества такого лекарства, человек погружается в сон, боль проходит, он видит приятные сны.

Отсюда и выражение - "Объятия Морфея".

Бога Марфея изображали по разному. Есть две совершенно противоположных тенденции:

Молодой человек, с крылышками на висках. Он веселый, подвижный, активный.

Взрослый мужчина, скорее старик.

Очень часто его изображают в окружении цветов мака или с венком на голове из этих цветом. Это вполне объяснимо, поскольку отвар из мака погружает человека в сон.

Чтобы показать свое уважение к богу Морфею, древние греки обустраивали для него алтарь в спальне, соблюдали определенные правила и традиции, чтобы ни накликать гнев бога.

Похожие публикации