Консультация для родителей«Как поставить ребенку трудные звуки,? Как научить ребенка выговаривать звуки дома? Упражнения на тренировку сложных звуков

Сложно, но можно. Научиться произносить правильный звук можно достаточно быстро. Сложность состоит в том, что довольно долгое время придется постоянно контролировать себя во время разговора. Вам придется менять годами установившийся автоматический навык.

  • Скачать видео "Сам себе логопед. Курс самокоррекции речи для взрослых."

    Из-за чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых?

    Довольно часто это - результат привычки, закрепившейся с детства. Как правило, такую привычку сопрождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти. Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод и др.

    Более серьезные причины нарушения звуков определяются, как правило, еще в детстве.

    Можно ли самостоятельно исправить произношение?

    Лучше всего, конечно, заниматься под руководством опытного логопеда. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. К логопеду также стоит обратиться, если у вас:

    Нарушены не один-два, а три или более звуков;

    Возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» т.п., см. выше);

    Хотя бы незначительное снижение слуха;

    Неврологические проблемы;

    Проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.

    Если же вышеописанное «не про вас», вы можете попробовать заниматься самостоятельно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, после которых вы продолжите самостоятельную работу. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.

    С чего начать?

    С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны - хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.

    1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – [с], [з], [ц].

    Коси, коса, пока не высохла роса.
    В зоопарке Зина видела разных зверей.
    В конце деревни цветет акация.

    2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – [ш], [ж], [ч], [щ].

    У Наташи новая шуба и шапка.
    У ежа ежата, у ужа ужата.
    У причала кричали чайки.
    Волки рыщут, пищу ищут.

    2. Звук [л].

    Клава надела на голову белый платок.
    У Лёни болит левое колено.

    3. Звук [р].

    В порту разгружают пароходы.
    Марина принесет грецкие орехи.

    4. Все звуки.

    Галин черный щенок резвится около дома.
    Бабушка сушит на веревке мокрое бельё.
    Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.

    Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.

    Процесс работы над звуком

    включает в себя четыре обязательных этапа:
    - подготовительный;
    - этап постановки звука;
    - этап автоматизации;
    - этап дифференциации;
    а также один дополнительный этап:
    - введение звука в речь.
    О том, почему он дополнительный, речь пойдет ниже.

    При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.

    Подготовительный этап.

    Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, т.е. какое положение занимают органы речи и как они двигаются при произнесении каждого конкретного звука. Возможно, у вас сразу же получится правильный звук. Если нет, придется поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но сначала обязательно прочтите рекомендации по ее выполнению. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков, а также упражнения специальной гимнастики можно найти в разделе "Эти трудные звуки!.."

    После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены (упражнения выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе), можно переходить к постановке звука.

    Этап постановки звука.

    Постановка звука может осуществляться различными способами, в зависимости от артикуляции каждого конкретного звука. Рекомендации по постановке того или иного звука смотрите в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если вы можете правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: "р-р-р", шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

    Автоматизация.

    Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.

    Автоматизацию начинают с произношения слогов - прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш…). Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как бы пропевая их - ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение. Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать, приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.

    После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная, а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится. Материал для автоматизации наиболее часто нарушающихся звуков также есть в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Дифференциация.

    Это различение, разграничение похожих звуков, например, [р] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает эти звуки или смешивал раньше. Однако, и остальным не стоит пренебрегать дифференциацией.

    Начинаем дифференциацию, так же, как и автоматизацию, с различения звуков в слогах (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рожки-ложки, миска-мишка) и фразам. На этом этапе можно активно использовать скроговорки (Шла Саша по шоссе. Карл у Клары украл кораллы и др.) Материалы для дифференциации различных звуков также есть у нас на сайте.

    Этапы, описанные выше обязательно нужно пройти, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук. Как правило, после завершения последнего этапа дети уже свободно употребляют ранее нарушенный звук в своей речи. Однако, у взрослых это проиходит не всегда. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы.

    Введение звука в речь.

    Введению звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов, содержащих слова с нужным звуком, пересказывание текстов и составление рассказов (устных сочинений). Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ([р] и [л]) и т.д.

    Работа над текстом.

    1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.

    2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки. Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков. Так, например, буква «з» может обозначать звук [з] в слове “замок”, мягкий звук [з’] в слове “зима”, звук [с] в слове “мороз”, мягкий звук [с’] в слове “гвоздь”. Буква “ч” в некоторых словах читается как звук [ш]: “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.

    3.Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.

    4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.

    Устное сочинение.

    Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса».

    1. Продумайте план рассказа. Можно набросать его на бумаге, а можно держать в голове.

    2. Подумайте, какие слова с нужным звуком/звуками там могут встретиться.

    3. Рассказывайте, стараясь произносить звуки правильно. Запишите свой рассказ на диктофон.

    4. Прослушайте запись. Во всех ли словах звуки были произнесены правильно?

    5. Поработайте над ошибками, если они были. Выпишите на бумагу слова, которые были произнесены неверно, и произнесите их вслух, стараясь выговаривать правильно.

    6. Еще раз расскажите свое сочинение, стараясь правильно выговаривать звуки.

    Если вы обнаружите, что занимаясь регулярно, «застряли» на каком-либо этапе больше месяца, или у вас возникнут вопросы, обратитесь за консультацией к логопеду.

  • Довольно часто родители жалуются на то, что дети сталкиваются с проблемами при произношении сложных для них звуков. Как правило, наибольшую трудность для них представляют шипящие звуки; в частности вопросы родителей, связаны с тем, как научить ребенка правильно выговаривать буквы «с», «к» и другие. Отработке этого навыка нужно уделить должно внимание еще в детстве.

    Звук С - проблемный в произношении

    Несмотря на то, что большинство родителей обращается за логопедической помощью чаще всего тогда, когда ребенку уже исполняется 5 лет, большинство педиатров сходится во мнении – начинать работу над звукопроизношением нужно гораздо раньше.

    Это не позволит неправильному произношению звука закрепиться. Для осуществления таких занятий вовсе не обязательно иметь специальные навыки – достаточно усвоить лишь несколько простых приемов.


    Советы по произношению звука С

    Как правильно проводить логопедические занятия с ребенком? Советы и рекомендации родителям

    Как научить ребёнка говорить шипящие, в том числе - букву с? Оказать простую логопедическую помощь ребенку вполне может любой родитель. Однако успех мероприятий во многом будет зависеть от того, насколько правильно они проведены.

    В случае если у ребенка не имеется сложных речевых нарушений и может выговаривать большинство звуков, домашних коррекционных занятий с родителем будет вполне достаточно для приведения звукопроизношения в норму. В этом случае правильная постановка звука будет достигаться за счет автоматизации произношения.


    Логопедические занятия надо начинать чем раньше

    Упражнения на развитие навыков звукопроизношения полезны не только детям, имеющим те или иные проблемы с речью, но и вполне здоровым, благодаря тому, что отлично развивают артикуляционный аппарат, делая его более подвижным и гибким.

    В том случае если ребенок имеет более серьезные нарушения звукопроизношения, а в речи он допускает большое количество грамматических ошибок, решать проблему собственными силами все же достаточно рискованно. И, чем раньше родители обратятся за помощью в решении проблемы к логопеду, тем больше пользы это принесет ребенку. И тем легче будет научить его звукопроизношению и правильно говорить.

    Как строится работа над звукопроизношением?

    • Для начала необходимо выяснить, какие именно органы речи участвуют в произношении звуков, вызывающих проблемы у ребёнка. Над ними нужно будет работать в первую очередь при помощи артикуляционной гимнастики на ту или иную букву.
    • Этап непосредственной постановки звука.
    • Этап усиления звука и его разучивание в специальных логопедических стихах, текстах, песенках и т.д.

    Фонетическая зарядка на звук С

    Рассмотрим более детально, как научить ребёнка легко и свободно выговаривать букву с.

    Артикуляционная гимнастика и ее особенности

    Как правило, трудности в произношении звука «с» связаны с недостаточной подвижностью органов артикуляционного аппарата. Делать это необходимо при помощи специально организованной гимнастики. Как лучше всего проводить занятия?


    Артикуляционное занятие перед зеркалом
    1. Строгая последовательность упражнений и регулярность – вот главные принципы, обеспечивающие эффективность упражнений для органов речи. Лучше всего использовать уже готовые комплексы упражнений, учащих выговаривать те или иные звуки. Они подобраны с учетом возрастных и других особенностей ребёнка
    2. Для того, чтобы ребенок охотнее участвовал в проведении занятия, его лучше всего учить его говорить в игровой форме, дополняя интересными для него загадками на нужную букву, песенками, потешками и прибаутками
    3. Не стоит перегружать ребенка упражнениями. За одно занятие лучше сделать не более 2-3, но с многократными повторениями – так легче научить ребенка новому.
    4. Вводить новые упражнения на букву «с» можно только после того, как ребенок уже как следует усвоил все предыдущие и справляется с ними без особых усилий
    5. Для того чтобы ребенок имел возможность видеть и правильно понимать технику предложенных ему упражнений и выговаривать звуки, для занятий лучше всего использовать зеркало
    6. При выполнении упражнений важно следить за симметрией лица ребёнка, точностью и плавностью движений, правильным темпом. Без этого эффективность упражнений будет сведена к минимуму.

    Занятия на произношение звука С

    Полезный совет: Перед тем, как приступить к артикуляционной гимнастике, нужно сделать несколько упражнений для того, чтобы «разогреть» органы речи: простая улыбка, вытягивание губ трубочкой или колечком, подъемы языка хорошо подготовят их к упражнениям, и улучшат результаты вашего ученика.

    После этого можно начинать саму артикуляционную гимнастику (в данном случае мы рассмотрим комплекс Фомичевой М. В.). Научить ребенка правильному звукопроизношению должны такие упражнения.


    Перечень упражнений на свистящие звуки

    «Загнать мяч в ворота»

    Упражнение учит ребёнка направлять струю воздуха и выговаривать шипящие звуки. На столе устанавливаются импровизированные «ворота» из кубиков. Задача ребенка – загнать в них ватный шарик («мяч»), вытягивая губы вперед и направляя на него поток воздуха. Важно чтобы при этом ребенок не надувал щеки, а действие производилось в один прием.

    Упражнение позволяет расслаблять язык, а также формировать направленный воздушный поток. Ребенок кладет язык на нижнюю губу и, держа рот слегка приоткрытым и произносит «пя-пя-пя». Важно, чтобы губа, на которой лежит язык не подворачивалась, а струя воздуха шла максимально плавно, без перерывов.


    Непослушный язычок - описание игры

    Широкий язычок

    Широкий край языка укладывается на нижнюю губу и удерживается в таком положении до 5-10 секунд. Органы артикуляционного аппарата при этом должны быть максимально расслаблены, а улыбка лишена напряжения.

    Совет родителям: Наберитесь терпения и постарайтесь отнестись к этим занятиям как к увлекательной игре.

    Помните, что ваш малыш совершенствуется, для него это что-то новое, что он делает впервые в своей жизни. Постарайтесь понять, что для него это связано с серьёзными усилиями, и чем интересней для него будет это занятие, тем больше ваши шансы на скорый результат.


    Стишки и загадки на букву С для повторения

    Упражнения артикуляционной гимнастики, учащие выговаривать звуки, достаточно сложны и непривычны для ребенка. Именно поэтому не стоит ожидать, что он выполнит их с первого раза и совершенно без ошибок. Для того, чтобы научить ребёнка правильно говорить, нужно продумать план занятия-игры. И в случае неудачи не стоит ругать его – лучше поддержать его и предложить повторить попытку. Со временем ребенок выучит и букву, и соответствующий ей звук.

    Шипящие и свистящие звуки не всегда легко даются растущим малышам. Некоторые особенности произношения шипящих могут сохраняться вплоть до окончания начальной школы, а без контроля педагогов - пожизненно.

    Важно, чтобы ребенок под присмотром родителей или логопеда тренировался в правильной артикуляции звука «ш», тогда и другие трудные звуки сдадутся под натиском упражнений.

    Из этой статьи вы узнаете

    Обследование произношения звука «ш»

    Обычно на проблемы с произношением указывают воспитатели детского сада или учителя. Родители же могут многое в речи ребенка списывать на индивидуальные особенности и не замечать назревающих трудностей. Стоит уделить несколько минут в рамках ежедневных упражнений с книгами, чтобы протестировать звукопроизношение у ребенка.

    Существует по крайней мере два способа проделать процедуру самостоятельно: наблюдение и упражнение. В первом случае потребуется достаточно продолжительное время, чтобы подметить, как малыш выговаривает звуки. Во втором - нужно 25-30 минут усидчивости и проделывание нескольких несложных упражнений.

    Незаметный тест. Нет смысла объяснять сыну или дочке, что нужно делать. Самый простой способ - вовлечь ребенка в игру «Повторялки ». Начните со слов и звуков, не относящихся к теме. Затем позвольте ребенку самому задавать задания. В следующую свою очередь предложите один из блоков.

    1. Слоги.

    Начните с двухбуквенных сочетаний:

    [ша] [шэ] [шу] [ши] [шо].

    Затем переходите к трехбуквенным с двумя гласными:

    [а-ша] [э-шэ] [у-шу] [и-ши] [о-шо] [ы-ши].

    Следующий блок - сочетания «ш» с согласными:

    [шка] [кша] [шки] [кши].

    Более сложные:

    [сши] [шис] [шиш] [шуш] и [ас-ши] [у-шис] [и-шиш] [уш-уш].

    Четко произносите все звуки, намеренно выраженно артикулируйте, чтобы за вами было легко повторять. По мере выполнения упражнения подмечайте, какие из сочетаний даются ребенку наиболее сложно. Аналогичным образом работают и со звуками «щ», «ж», «ч».

    2. Слова.

    Чтобы немного разнообразить урок новым видом деятельности, подготовьте заранее карточки с известными предметами, в названии которых есть трудный звук:

    • Рядом с гласными: мышь, камыш, душ, ландыш, шапка, шуба, машина, калоши, шалаш, карандаш, шинель, шея .
    • Рядом с согласными: кошка, шлепки, шляпа, шкаф, шпилька, шмель .
    • Встречается дважды: шишка, шашки, шушукаться, шуршать .
    • С другим сложным звуком: шар, шарф, шкура .

    3. Предложения.

    Автоматизация звука «ш» в предложениях требует готовности речевого аппарата. Поэтому тест с предложениями покажет, насколько ребенок овладел искусством ш-артикуляции:

    • Мышь за печкой шуршит.
    • Папа Маше шапкой машет.
    • Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
    • Всем известная скороговорка про Сашу на шоссе и др .

    При любых затруднениях на этом этапе не стремитесь закончить блок. Лучше вернитесь к словосочетаниям из предыдущего блока: кошка в шапке, вышел из душа, шарфик для Даши и т.д. и завершите тест на позитивной эмоциональной ноте.

    Важно ! У части детей с нормально развитым артикуляционным аппаратом постановка звука «ш» может произойти прямо во время тестовых упражнений или первых занятий просто потому, что для наработки навыка нужна направленная тренировка. Другим деткам понадобится действовать поэтапно в течение некоторого времени.

    Возможные отклонения

    Произношение может отличаться от идеального. Несмотря на то, что в языке «ш» - глухой звук, произноситься он должен звонко и чисто. Существуют логопедические характеристики некорректного «ш»:

    • Шепелявый отзвук получается, если ребенок слишком выдвигает язык меж зубов. Это межзубное произношение.
    • Носовой оттенок (сигматизм) у «ш» возникает, когда излишне напряжена глубокая часть языка, его корень как бы подтягивается к небу, возникает глубокий шипящий «х».
    • При боковом сигматизме звук походит на хлопок.
    • Если язык упирается в верхние резцы, это называют призубным парасигматизмом. В результате «ш» заменяется на «т»;
    • При губно-зубном парасигматизме «ш» вынужденно превращается в «ф». Стоит проверить, нет ли у малыша проблем прикуса.
    • Если вместо «ш» звучит «с», это свистящий парасигматизм.

    Нужно рассказать ребенку, как правильно сложить губы и держать язычок, чтобы звук вышел правильно. Лучше всего демонстрировать на себе и применять наглядные аналогии.

    Что делать, чтобы «ш» зашипел

    Среди методов стимулирования речевого развития в раннем возрасте нужно говорить и о необходимом этапе ползания, и о вреде раннего сидения, и о важности сенсорного развития. Малышам помогают пальчиковая гимнастика, стишки, потешки и работа с песком.

    Даже простой деревянный шарик - это источник сенсорных ощущений. Его можно катать между ладошками, пальчиком по ладошке, удерживать по-разному, изучать его физические свойства тоже весьма полезно для расширения кругозора.

    Не ограничивайтесь лепкой куличиков из песка и не запрещайте ребенку играть с замками во дворе или на пляже. Закапывайте в песок камешки и мелкие игрушки. Просите ребенка угадать игрушку по форме, не вынимая из песка. Проделывайте то же с другими текстурами: рисом, гречкой, манной крупой. Роль песочницы сможет исполнить любая широкая емкость, даже в зимний период.

    Когда речь идет о коррекции звука «ш» у дошкольника, мелкой моторикой и сенсорными упражнениями пренебрегать не стоит, но уже можно включать ребенка в полноценные структурированные занятия, логоритмику. Нужно применять скороговорки, чистоговорки и стихи посложнее.

    Методические основы для родителей

    Нежелание посещать логопеда может быть связано и с материальными затруднениями, и с родительскими убеждениями. В любом случае родителю самому нужно знать, как научить ребенка говорить букву «Ш». Если вы всерьез решили заниматься с ребенком самостоятельно, делайте это систематически. Неплохо ввести своеобразный ритуал подготовки к занятию, чтобы ребенок включался в него без конфликта. Само занятие должно содержать:

    • 1-2 минуты: организационный момент (активация внимания ребенка) . Не говорите «Сейчас мы с тобой будем учить… », лучше сказать «Иди, поиграем вместе !», ведь игра - самый действенный способ научить ребенка чему-то важному.
    • 1-2 минуты: вступление (активация интереса) . Расскажите, что за веселую игру вы предлагаете и зачем.
    • 10-15 минут: разминка 2-3 минуты и основная часть (собственно занятие). Каждые 3-7 минут, в зависимости от усидчивости и возраста малыша, обязательно проводите физкультминутку. Это нужно для переключения внимания и сброса напряжения.
    • 1-2 минуты: заключение : поблагодарите и похвалите ребенка за его старания.

    Когда у каждого занятия есть структура, родителям проще ориентироваться в ситуации, а ребенок при этом воспринимает упражнения как игру и просто рад общению с мамой или папой. Уроки становятся желанными. По этой же структуре можно строить любые другие домашние занятия.

    Разминка для языка и губ

    Перед занятием в домашних условиях тоже нужен разогрев. Ребенка надо при этом не утомить, а заинтересовать и погрузить в сказочную историю или интересное соревнование с самим собой. Существует масса готовых программ разминки, основанных на классической артикуляционной гимнастике.

    Разминка помогает снять напряжение губ и языка, сделать их более подвижными и послушными. Постепенно разминка будет занимать все меньше времени и превратится в веселый ритуал.

    Не запрещайте ребенку немного покривляться - это не повредит его поведению, если встроено в учебное занятие. Сочетайте гимнастику с тренировкой эмоций (например, используйте карточки или маски) и интонационного ряда (мимика и интонации должны быть взаимосвязаны). Комплексное развитие интереснее и эффективнее.

    Упражнения для основного этапа занятия

    Никогда не пытайтесь следовать одному и тому же алгоритму. Меняйте логопедические упражнения от раза к разу. Давайте их в разных сочетаниях и не старайтесь обязательно выполнить все в рамках одного занятия!

    Упражнение «Чашечка»

    Нижняя челюсть расслаблена, плоский широкий язык укладывается на нижней губе, а кончик и край при этом приподняты, формируя плоскую чашу. Подобным образом выполняется «Блинчик » - язык остается плоским лежать на нижней губе. Целесообразно периодически чередовать два упражнения по 10-15 секунд. Если чашу опускать и поднимать без изменения формы, то получится «Болтушка ».

    Упражнение «Фокус»

    Уже знакомую чашу нужно высунуть изо рта и, не касаясь губ, завернуть кончик языка кверху. На кончик носа можно положить кусочек ваты или салфетки. На выдохе воздух нужно направить точно на предмет.

    Упражнение «Лошадка»

    Цокот лошадиных копыт любят изображать все дети, но в рамках упражнения это нужно сделать не 1 раз, а в течение 10-15 секунд. Естественно, можно сочетать логопедический цокот с игрой в рыцарей!

    После упражнений обязательно нужно поговорить: читать стихи, тренироваться в скорости и чистоте произношения звуков. Чем чаще происходит воспроизведение, тем быстрее закрепится навык.

    Упражнение «Заборчик»

    Очень нравится маленьким ученикам. Задача: широко улыбнуться и зафиксировать улыбку на несколько секунд. Это тренирует мимические мышцы щек.

    Другие упражнения - «Трубочка » (губы трубочкой вытянуть вперед и зафиксировать), «Варенье » (вкусно и широкой облизать губы по кругу), «Качели » (широко открыть рот, а язык поочередно ритмично перемещать то к верхним, то к нижним зубам) - можно оставить под конец занятия, чтобы задействовать все мышцы по очереди.

    Повспоминайте с ребенком в каких ситуациях еще встречается звук «ш»:

    • как шумят деревья на ветру
    • как шипит злая кошка
    • как шуршат листья осенью под ногами
    • как шипит проколотое колесо
    • как шуршит мышка под столом

    Всё это ребёнок должен изобразить с помощью голоса и звука [Ш].

    Постановка и автоматизация звука

    С помощью упражнений нарабатывается правильная артикуляция звука «ш». Но навык - процесс механический, требующий отработки. Для закрепления потребуется время. Бывает, что в рамках занятия произношение улучшается, а к следующей сессии снова превращается в шепелявое или посвистывающее. Чтобы обратный эффект не появлялся, большую роль играет постоянный присмотр за навыком:

    • Аккуратно в шуточной форме напоминайте ученику, что нужно следить за язычком.
    • Контролируйте собственное произношение.
    • Обращайте внимание на фонематические ошибки окружающих и каждый раз просите ребенка проговаривать звуки правильно. Если он уже школьник - пусть читает вслух с верным произношением.

    Старайтесь почаще обращаться к новому навыку. Например, задавайте вопросы, ответом на которые будут слова или предложения со звуком «ш», разучивайте коррекционные потешки вместо обычных стихотворений. Чистоговорки и скороговорки в ежедневных бытовых хлопотах на «ш» помогут быстро автоматизировать звук:

    • Шапку свяжем малышу, шу-шу-шу, шу-шу-шу .
    • Одеваем малыша, ша-ша-ша, ша-ша-ша .
    • Собирай карандаши, ши-ши-ши-ши-ши-ши .
    • Любят сказки малыши, ша-шу-ши, ша-шу-ши .

    Вы можете придумать любые простые рифмы и сочетания, собственный стишок. Назовите одну из любимых игрушек особым именем, которое поможет ребенку освоить звук: «Зайчишка-трусишка », «Волчишко-хвостишко ».

    Используйте это имя ежедневно в привычных ситуациях, чтобы постоянно обращаться к навыку. Важно, чтобы сам родитель не испытывал неловкости, применяя приемы логопедии. Старайтесь и сами шипеть как можно искреннее.

    Важно! В течение всего урока следите за громкостью голоса и интонационным рядом. Не забывайте о физминутках. И, конечно, каждое занятие должно оканчиваться позитивно. Можно даже ставить оценки, если это покажется вам эффективным приемом.

    Когда занятия станут привычными, добавляйте в них похожие звуки: «ж», «ч», «щ». Учите ребенка артикулярно различать их. Это поможет заодно поставить все трудные звуки и освоить русский алфавит. Картинки и инструкции сейчас можно купить в любом книжном магазине.

    Почему не шипит буква «Ш»

    Речевой аппарат и непосредственно речь ребенка требуют времени для развития. Если ребенок впервые применяет звук «ш», то несовершенство произношения - нормальное явление. Единственное, что нужно сделать, это вовремя скорректировать детский навык.

    • Другие возможные причины неправильного звучания могут составить рейтинг, в котором на первом месте окажутся физиологические особенности : строение прикуса, языка, неба, заболевания полости рта.
    • Прямую взаимосвязь с первым местом имеет второе: слишком длительное сосание пустышки . Уже давно замечено, что прикус чувствителен к присутствию соски, а в речи страдают именно шипящие и свистящие звуки.
    • Родительским ошибкам можно отдать почетное третье место. Задумайтесь, не слишком ли вы «заколыхали» и «засюсюкали» ребенка, и не пытается ли он подражать вашей манере звукопроизношения. Любые нарушения речи взрослых могут быть причиной детских логопедических ошибок. Подражание и копирование для детей - такие же способы познания опыта взрослых, как и игры или направленное обучение. Следите за собственной артикуляцией.
    • Только в пятой части случаев речь идет о действительно значимых затруднениях по двум причинам: общее недоразвитие , тормозящее становление речи; нарушения слуха и аппарата воспроизведения звуков .

    Совет. Если возникли подозрения, что самостоятельно вам справиться не удастся, не откладывайте визит к специалисту. Избавиться от привычки нечетко выговаривать звук сложнее, чем сформировать верное произношение сразу.

    Когда не обойтись без логопеда

    Если ребенку никак не удается чисто говорить, его речь бессвязна или слишком неразборчива, стоит обратиться за консультацией к педагогу-психологу, а затем и к логопеду. Выяснить следует два фактора:

    • уровень сформированности и готовности речевого аппарата;
    • уровень психического развития в соответствии с возрастом.

    Отклонения хотя бы в одном факторе нужно рассматривать как повод для занятий со специалистом. Хотя бы некоторое время посещайте их и запрашивайте родительские консультации о том, как работать дома. Какие использовать упражнения, как нормализовать становление речи, общение и развитие в целом.

    Если есть недоразвитие или дефект артикуляционного аппарата, дисфункции каких-то его частей, обязательно понадобится логопед. Очень эффективен логопедический массаж в сочетании с артикуляционными упражнениями. На дом логопед дает элементы такого массажа в зависимости от проблемы. Логопедические зонды применимы только в кабинете специалиста.

    Иногда нужно посетить невролога (при нарушениях НС, изменениях в ГМ, расстройствах аутичного спектра и ДЦП, нарушениях восприятия и воспроизведения информации). Метод, который может быть рекомендован неврологом, - фармакологическая помощь. В ряде случаев применение препаратов действительно дает толчок к развитию необходимых мозговых структур и соответственно речевой функции.

    Особое место в формировании звукопроизношения отводится работе с глухими детками. Их обучение строится по особой методике, родителей ей специально обучают в рамках реабилитационных курсов.

    К счастью, проблемы серьезного уровня возникают нечасто, и с большинством случаев неправильного шипения можно справиться в домашних условиях, приобретя готовый набор дидактических картинок или просмотрев видеоуроки.

    В работе над шипящими от ребенка требуется усидчивость и внимательность. Это сложные звуки. Еще труднее приходится родителям: они должны сохранять самообладание, дружелюбный настрой и выдержку наравне с настойчивостью и методичностью. Но главный элемент в этой работе - ваша любовь и желание помочь.

    Ценная литература. Есть несколько книг с общим названием «Помогите малышу заговорить». Эти пособия дают исчерпывающую информацию о том, как научить ребенка говорить букву «Ш» и другие.

    Исправлять произношение каждого звука, конечно, правильнее изолированно, в отдельном упражнении. Но лучший способ закрепить любой навык - перенести его в реальную жизнь и соединить с другими. Именно поэтому все начинается с отдельных звуков, потом они складываются в слоги, слова, словосочетания и предложения. Таким образом ребенок понимает, что все взаимосвязано, и все, чему учат взрослые, действительно необходимо.

    Не отдавайте ребенка в класс или группу, где изучают иностранные языки, пока он не освоит звуки языка родного. Ни в коем случае не формируйте отрицательное отношение к речевым недостаткам. Это не только снизит мотивацию к занятиям, но и может сделать школьника закрытым, сказаться на его самооценке.

    ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

    Можно понять волнение родителей, которые вдруг обнаруживают, что их ребенок - дошкольник плохо или совсем не произносит некоторые звуки родного языка. В этом случае перед ними встает проблема, как научить ребенка правильному звукопроизношению? Допустимо ли это в домашних условиях? Специалисты утверждают, что родители могут многое сделать, чтобы помочь дошкольнику овладеть правильным звукопроизношением. Нужно лишь иметь определенные знания: о причинах плохого произношения, путях исправления, способах обучения правильной дикции.

    Причины плохого звукопроизношения

    По логопедическим нормативам правильное произношение должно сформироваться к среднему дошкольному возрасту. Однако даже у старших дошкольников наблюдаются нарушения дикции. Специалисты приводят данные о том, что труднее всего детям дается произнесение шипящих звуков: ш, ж, ч, щ. Несовершенство дикции может проявляться в неверном произнесении звука, замене одного на другой (машина-масына), его пропуске. Специалисты выделяют основные причины плохого произношения. К ним относятся строение речевого аппарата, недостаточное , восприятия, отношение родителей.

    Особенности физиологии

    • малоподвижность артикуляционного аппарата;
    • неправильно сформированный прикус,
    • короткая уздечка языка,
    • высокое нёбо.

    Несформированность фонематического восприятия

    • дошкольник не различает на слух отдельные звуки, замещает их.

    Неправильное поведение взрослых

    • слишком долгое время дают соску малышу, особенно в тот период, когда происходит становление речи (ранний возраст);
    • продолжительное использование соски приводит к формированию неправильного прикуса, влияющего на произношение многих звуков, особенно шипящих;
    • намеренное искажение речи взрослыми, чтобы, по их мнению, стать понятным малышу;
    • недовольство дикцией дошкольника и требование говорить внятно, не обучая при этом правильной артикуляции;
    • возможное нарушение слуха, не замеченное родителями.

    Как можно проверить речь дошкольника в домашних условиях?

    Определив, что дошкольник не умеет говорить шипящие, родители должны обратиться к специалисту. В домашних условиях они также могут обследовать речь ребенка, чтобы понять, какие именно шипящие искажаются. По логопедическим правилам обследование начинается с отдельного произнесения определенного звука, затем идет произнесение его в слогах, словах, и только потом в предложениях. Например:

    1. Родитель, предлагая малышу воспроизвести шипящие ш, ж, ч, щ, медленно и внятно произносит их. Интереснее предложить игровую форму в виде речевых упражнений: «Змея зашипела: ш-ш-ш», «Пчелка зажужжала: ж-ж-ж».
    2. Для проверки состояния звука в слогах малыша побуждают повторять слоги, например, ши-жи, ча-ща, жу-шу, чу-щу, аш-аж, ач-ащ, щи, чух, кыш, вжик. При этом проверяемые звуки должны стоять в начале слога, середине, конце.
    3. На следующем этапе идет проверка произнесения звука в словах. Для заинтересованности используются картинки, где нарисованы предметы на заданный звук (шишка, жираф, шалаш, чайник, щука и прочие). При этом можно использовать логопедический наглядный материал, а можно подобрать вместе с ребенком картинки в детских книжках. Главное, чтобы они соответствовали определенным правилам: шипящие должны четко звучать в словах, стоять в начале слова, середине, конце (шуба, машина, камыш). По такому же принципу подбираются слова с другими шипящими: жук, ружье, лыжи и т. д.Хорошо, если обследование будет проходить в виде игровых упражнений. Например, «Как назвать ласково (птица-птичка, коза-козочка, жук-жучок, зима-зимушка, солнце-солнышко)? »
    4. Последний этап предполагает проверку звука в предложении, в котором подобрано несколько слов с проверяемым шипящим. Этой цели хорошо служат чистоговорки, например, «Тише, мыши, не шумите! Кота с кошкой не будите!» Подойдут для обследования шипящих классические : «Шла Саша...», «Кукушка кукушонку…»

    Важно! При обследовании ребенка нужно попытаться определить причину неправильного произношения, чтобы понять, что повлияло на искажение дикции.

    Порядок постановки шипящих

    Если ребенок страдает плохим произношением только какого-то определенного шипящего (ш, ч, ж, щ), понятно, что работать нужно над постановкой одного звука. Но, как правило, у дошкольников происходит искажение произношения одновременно нескольких шипящих. Тогда родителям важно знать, с какого звука, в первую очередь, начинать. Специалисты определяют соответствующий порядок и предупреждают, что каждый звук надо ставить индивидуально, причем начинать с самого доступного, постепенно переходя к более сложному. По мнению логопедов, порядок постановки нескольких звуков зависит от физиологии дошколят: сначала ставится шипящий ш, потом ж, далее ч и щ. Однако, могут быть изменения в последовательности постановки, так как все зависит от индивидуальных особенностей, определить которые может только специалист.

    Как правильно работать над становлением звуков?

    При постановке шипящих помощь логопеда несомненна. Только специалист профессионально обследует речь, выявит нарушения и предложит рекомендации по их исправлению в домашних занятиях. Сделать это нужно как можно быстрее, так как нарушения в произношении мешают общению детей, тормозят подготовку к грамоте, способствуют появлению сопутствующих проблем, например, психологических комплексов, от которых придется избавляться в дальнейшем.

    Логопеды отмечают, что зачастую проблема при произнесении шипящих заключается в том, что ребенок не может правильно владеть речевым аппаратом. Именно поэтому работу над каждым звуком необходимо начинать с . Выполняют ее с помощью зеркала, чтобы увидеть и понять работу челюсти, ротовой полости. В дальнейшем это положительно повлияет на совершенствование фонематического слуха, следовательно, и на звукопроизношение.

    Первый этап работы над шипящим является подготовительным, во время которого следует выполнять особые упражнения (для дыхания, губ, языка). Они помогут отработать точные движения артикуляционного аппарата, подготовиться к постановке тех или иных звуков. Выполняются в виде игровых упражнений, которые несложно провести в домашних условиях.

    Этап 1. Тренировка дыхания

    Артикуляционная гимнастика предполагает , отработку движений губ и языка. Для нее родители могут использовать общепринятые логопедические игры, а могут сами придумать подобные. Чтобы заинтересовать дошкольника, его можно привлечь к подготовке таких игр: вырезать из легкой бумаги снежинки, пропеллеры к самолетикам, кораблики, разноцветные осенние листики. Главное, чтобы взрослый сам был увлечен процессом, тогда и ребенок будет с интересом выполнять упражнения.

    Задания для развития дыхания

    • «Забей мяч в ворота», игра в необычный футбол. В центре стола строятся ворота, делаются ватные «мячики». Игроки с двух сторон дуют на ватные мячики так, чтобы они влетали в ворота. Взрослый следит за правильными артикуляционными действиями ребенка: широкая улыбка, язык на нижней губе.
    • «Снежинки на носу». Предложить дошкольнику сдуть ватный комочек с носа правильными движениями челюсти: широкая улыбка, язык на верхней губе, подуть, чтобы комочек взлетел вверх.
    • Аналогично проводятся игры «Метель», «Листья летят», «Кораблики», «Самолетики».

    Этап 2. Гимнастика для артикуляционного аппарата

    Упражнения для губ

    Для разминки губ можно использовать логопедические упражнения:

    • «Удивимся-посмеемся». Дошколенок делает поочередно широкую и узкую трубочку губами. Широкая трубочка находятся в состоянии «о», «узкая» ‒ «у». Вслух ничего не произносятся, работают только губы.
    • «Трубочка-улыбка». Поочередно ребенок то широко улыбается, то делает движение губами по типу звука «о».

    Упражнения для языка

    Для тренировки языка также используются классические упражнения:

    • «Вкусное варенье», в котором язычком облизывается нижняя губа то влево, то вправо.
    • Для упражнения «Скачет лошадка» нужно «поцокать» языком, имитируя шаг лошади.
    • «Слоник - лягушка»: губы попеременно имитируют то хобот слона, то улыбку лягушки.
    • «Веселые качели»: кончиком языка дотянуться до верхних зубов, затем опуститься к нижним.
    • «Тик-так»: кончиком языка, имитируя движения часов, двигаться влево и вправо с разной скоростью.
    • «Краски»: «раскрашиваем нёбо» язычком.

    Все упражнения выполняются до 10 раз, но необходимо следить, чтобы малыш не утомлялся и занимался с интересом.

    Дошкольник быстрее овладеет правильным произношением шипящих при четком проведении подготовительного этапа, поэтому им пренебрегать не стоит. Длительность таких занятий будет зависеть от индивидуального развития ребенка, состояния его артикуляционного аппарата. Специалисты советуют продлить их, если улучшение не произошло после трех занятий.

    Этап 3. Работа над постановкой шипящих

    Важно! Для постановки шипящего звука у дошкольника взрослому следует самому внимательно исследовать с помощью зеркала положение губ и языка при правильной артикуляции, только потом обучать ребенка.

    ​​​​​Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях. Для этого можно использовать разные способы:

    • Повторение чистоговорок, скороговорок, пословиц, разучивание небольших стихотворений, в которых присутствуют шипящие звуки. Для закрепления свободного использования звука в речи родители могут побуждать детей рассказывать сказки, придумывать небольшие тексты по картинкам, из личного опыта детей.
    • Если работа по звукопроизношению начинается с шипящего «ш», то постановка звука «ш» предполагает активное вовлечение дошколят в игры на формирование фонематического восприятия, например, «Бабочка». Дети хлопают в ладошки («ловят бабочку»), когда слышат нужный звук в словах (игрушка, малыш, шина, картошка).
    • В целях постановки звука «ж» можно предложить дошколенку хлопать при словах со звуком «ш», поднимать руки вверх при словах со звуком «ж» (камыш, жук, мышонок, жужжит).
    • Научить говорить звук «щ» можно легко, если уже хорошо поставлен звук «ш». Родители могут использовать постановку «щ» по подражанию, аналогично играм со звуком «ш» (щенок, щавель, ищем). Хорошо помогает игра «Преувеличение»: взрослый бросает мяч с определенным словом, дошкольник «возвращает» слово в преувеличенной форме (глаза-глазищи, кот-котище, усы-усищи, зубы-зубищи).
    • Со старшими дошкольниками родители могут поиграть в игру «Угадай, где звук?», для которой нужно подобрать слова с шипящим в разной позиции. Для поддержания интереса подбираются разного цвета карточки, обозначающие начало слова, середину, конец. Тогда дошколятам необходимо сосредоточиться и не перепутать цвета.
    • Словотворчество широко используется для постановки звукопроизношения. Игра «Доскажи фразу» очень нравится детям, при этом идет и постановка звуков, и общее развитие речи. Взрослый придумывает слог, ребенок добавляет предложение в рифму:

    Жа-жа-жа,
    Мы поймали ужа.
    Ша-ша-ша,
    Мама кормит малыша.
    Ча-ча-ча,
    Вот наша дача.
    Ща-ща-ща,
    Березовая роща.

    Аналогично придумываются фразы с другими слогами.

    Постановка звуков родного языка необходима не только для развития правильной речи, но и для формирования личности дошколят. Если у детей будет хорошее звукопроизношение, значит, они без особых трудностей смогут овладевать программой детского сада, школьным материалом.

    Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч):

    Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия. К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми. Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.

    Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей

    В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.

    Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.

    Логопедические упражнения для взрослых

    Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.

    Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.

    Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:

    • прочитать скороговорку 3-4 раза;
    • медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
    • когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
    • важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
    • короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.

    Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:

    1. поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
    2. улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
    3. представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
    4. прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.

    Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.

    Логопедические упражнения для детей

    Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.

    Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».

    Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы

    Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.

    • «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
    • «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
    • «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
    • «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.

    Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.

    Логопедические упражнения на шипящие звуки

    Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.

    Логопедические упражнения на букву ж

    Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.

    Вот основные логопедические упражнения на букву ж:

    • «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
    • «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.

    Занятия для исправления дефекта произношения звука ж

    Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.

    Логопедические упражнения на звук ч

    Есть также логопедические упражнения на звук ч:

    • «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
    • «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.

    Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.

    Логопедические упражнения на букву ш

    Существуют также логопедические упражнения на букву ш:

    • «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
    • «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.

    Занятия на исправление проблем со звуком ш

    Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.

    Логопедические упражнения на согласные звуки

    Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.

    Логопедические упражнения на букву л

    Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:

    • «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
    • «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
    • «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.

    Отработка движений для правильности произношения звука л

    Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.

    Логопедические упражнения на букву с

    Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:

    • показать, как насос накачивает колесо;
    • изобразить, как дует ветер;
    • передать, как сдувает шарик;
    • покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.

    Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.

    Логопедические упражнения на звук р

    Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:

    • «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
    • «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
    • «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».

    Тренировка для языка верного произношения звука р

    Эти тренировочные задания помогут одолеть самый сложный для малышей звук, так как артикуляционный аппарат будет более подвижен. Вслед за этим можно начинать подбирать слова с буквой р.

    Логопедические упражнения на звук т

    Иногда простые звуки людям сложно правильно произнести, когда трудно понять значение слова или даже высказывания. С такими проблемами следует бороться. И вот какими являются наиболее эффективные логопедические упражнения на звук т:

    • кончик языка прикасается к верхним зубам и произносим «т-т-т»;
    • подражание молотку «тук-тук» или часам «тик-тик»;
    • ходим с малышом по дороге, повторяя «топ-топ-топ»;
    • разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит».

    Как правильно делать упражнения для верного произношения звука т

    Полезно также будет повторять эти занятия каждый день для того, чтобы тренировки были эффективными. Следите за тем, что слушает ваш малыш, так как речь формируется в зависимости от того, как мы воспринимаем звуки на слух. Позаботьтесь о том, чтобы все члены семьи не «сюсюкали» и не употребляли слова в уменьшительно-ласкательной форме при малыше.

    Логопедические упражнения при заикании

    Все логопедические упражнения при заикании направлены на формирование плавности речи. Старайтесь расслабить малыша перед занятиями, используйте игровые формы работы, наиболее приемлемые в детском возрасте.

    Ознакомимся с самыми необходимыми в такой ситуации заданиями:

    • Прочитайте стихотворение под спокойную музыку без слов, сначала небольшое, а со временем усложняйте задание.
    • Хлопайте в ладоши на гласные звуки, которые встречаются в слове.
    • «Дирижер»: произнести нараспев несколько слов, слогов, гласных звуков, ориентируясь на взмахи руками и соблюдая ритм.
    • «Карусель»: нужно ходить по кругу, повторяя фразу «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па».

    Помните, что обязательно нужно обращать внимание во время занятий на речевое дыхание. Начинайте каждое занятие постепенно и плавно, а затем можно ускорять темп, если у вас все получается.

    Проблемы с речью и артикуляцией решаются со временем и благодаря ежедневным тренировкам, силе воли и мотивации.

    Желаем вам успехов!

    Похожие публикации