Фонетическая и артикуляционная характеристика звуков. Артикуляторная характеристика звуков

В характеристику согласных звуков входит пять основных признаков.
1. Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает
основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается.

Если активный орган – нижняя губа, то согласные могут быть губно-губными : [п],
[п’], [б], [б’], [м], [м’] (пассивный орган – верхняя губа) и губно-зубными: [в], [в’], [ф], [ф’]
(пассивный орган – верхние зубы).
Если активный орган – язык, то характеристика согласного зависит от того, какая
часть языка – передняя, средняя или задняя – участвуют в создании преграды и с каким пассивным огранном – зубами, передней, средней или задней частью неба – язык сближается либо смыкается.
Переднеязычные согласные бывают зубными , когда передняя
направляется к зубам: [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [н], [н’], [л], [л’], [ц], и
передненебными , когда она направлена к передней части неба: [р], [р’], [ш], [ж], [ч’].
Передненебные согласные называют также альвеолярными, т.к. у этих согласных место наибольшего приближения передней части спинки языка к передней части неба – альвеолы, у некоторых согласных также и примыкающий к альвеолам
участок твердого неба.
Среднеязычные одновременно всегда и средненебные : .
Заднеязычные согласные (активный орган – задняя часть спинки языка):
– задненебные (язык направлен к задней части неба): [к], [г], [х], [γ], [нг];
– средненебные : [к’], [г’], [х’], [γ’].

2. Способ образования согласного – это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления. Препятствие это бывает трех родов: узкая щель между сближенными органами речи, полная их смычка и дрожащий в потоке речи активный орган.
Смычные согласные включают момент полного прекращения протекания воздушной
струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки согласные делятся на:
1. Смычно-взрывные – шум образуется в результате сильного разрыва смычки: [б],
[б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [г’], [к], [к’].
2. Смычно-проходные – при их образовании в полости рта образуется полное
смыкание, но воздух не разрывает смычку, а устремляется в обход неё.
Смычно-проходные делятся на:
– носовые (воздух проходит через носовую полость): [м], [м], [нг] (носовой
заднеязычный, произносится на месте [н] перед [к], [г]: ранг, сленг, пунктир, конгресс.
– боковые : [л], [л’].
3. Смычно-щелевые (аффрикаты) – размыкание смычки у этих звуков происходит не
мгновенно, путем взрыва, а путем перехода в щель: [ц] – [д^з], [ц’] – [д’^з’], [ч] – [д^ж], [ч’] – [д’^ж’].
Щелевые (фрикативные, от лат. – fricatio – трение). При образовании щелевых
согласных активный орган, приближаясь к пассивному, образует щель. Воздух трется о стенки щели и образуется шум. К щелевым относятся звуки: [в], [в’], [ф], [ф’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [х], [х’], [γ], [γ’], .
Дрожащи е образуются в результате колебаний (вибраций) кончика языка под
воздействием воздушной струи, в результате чего происходит смыкание и размыкание кончика языка с альвеолами: [р], [р’].
3. По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные: [м],
[м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], и шумные [п], [п’], [б], [б’], [ф], [ф’], [т], [т’], [д], [д’], [с],
[с’], [з], [з’], [ц], [ч’], [ш], [ж], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’] интесивность шума у шумных
согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи, в ширине прохода для воздушной струи и в ее силе при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. Ширина прохода для воздушной струи при артикуляции сонорных согласных больше, чем при артикуляции шумных согласных. Поэтому и сила воздушно струи, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.

4. По участию или неучастию голоса все согласные делятся на звонкие и глухие .
Глухие и звонкие согласные определяются по отсутствию или наличию при их
произнесении голоса (тона). Голос возникает в результате того, что голосовые связки
сближены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], , [б], [в], [г], [д], [ж], [з]. Разница между звонкими сонорными и звонкими шумными в том, что у звонких сонорных голос значительно преобладает над шумом, а у звонких шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума, образуются глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш]. При их произнесении голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.
По глухости / звонкости согласные образуют пары:
12 соотносительных пар

[б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж’:], [з], [з’]

[п], [п’], [ф], [ф’],[к], [к’], [т], [т’], [ш], [ш’:], [с], [с’]

9 несоотносительных звонких звуков (сонорных)
[л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [j]
[–], [–], [–], [–], [–], [–], [–], [–], [–]

4 несоотносительных глухих звуков (шумных)
[–], [–], [–], [–]
[х], [х’], [ц], [ч]

В ряде последних учебников по современному русскому языку, в частности в
учебнике «Русский язык» в 2-х частях (авторы Касаткин Л.Л., Львов М.Р., Терехова Т.Г. и др.) / под ред. Л.Ю. Максимова, «Современный русский язык» (авт. Диброва, Касаткин Л.Л.) утверждается, что все согласные имеют пары по звонкости – глухости:
[ц] – [д^з]: плацдарм, спецзадание, конец года;
[ч’] – [д’^ж’]: лечь бы, дочь была, начбазы;
[х ] – [γ]: бухгалтер, двухгодичный, их было двое.
У сонорных звуков так же есть пары по глухости: [л] – [л], [м] – [м], [н] – [н], [р] – [р],
[j] –[j].
Глухие сонорные могут выступать на конце слова после глухого согласного: мет[р],
вих[р’], смыс[л], пес[н’].
5. По наличию или отсутствию палатализации , т.е. смягчения (от лат. palatum –
небо) согласные делятся на мягкие и твердые.
Мягкие согласные характеризуются тем, что к основной артикуляции согласных
прибавляется дополнительная – палатализация – поднятие средней части языка к твердому небу и продвижение спинки языка вперед. Поэтому мягкие согласные, кроме [j], палатализованные.
У [j] приподнятие к средней части неба средней части языка не дополнительная, а
основная артикуляция, поэтому [j] – палатальный звук.
При образовании твердых согласных задняя часть спинки языка напрягается и
приподнимается к мягкому небу. Такие согласные называются веляризованными (от лат. velum palāti – небная занавеска).

В шкале несоотносительности [ж], [ш], [ц] – твердые согласные; [ш’:], [ч’], – мягкие согласные.

У звуков [ч], [ш], [ж] в определенных позициях появляются соотносительные пары по мягкости.

У [ч] имеется твердая пара перед твердым [ш]: лу[ч’], но лу[ч]ше. У [ц] мягкая пара обнаруживается перед : пя[ц’]ся.

У твердого звука [ш] пара – звук [ш’:]: [ш’:]ука

Только у звонкого [j] не может быть твердой пары, т.к. он стоит вне корреляции.

Лекция 2. Артикуляционные и акустические характеристики русских звуков. Полный фонетический разбор.

План.

1. Артикуляционная классификация согласных звуков по:

а) месту образования,

б) способу образования,

г) твердости / мягкости,

д) длительности / краткости.

Подробная характеристика работы речевого аппарата при образовании звуков каждой группы.

3. Типология гласных по:

а) месту изгиба языка,

б) степени подъема языка,

в) участию губ.

Подробная артикуляционная характеристика и группировка звуков.

4. Графические интерпретации артикуляционной классификации гласных русского языка.

5. Акустическая классификация звуков. Учение о различительных признаках в общей и русской фонетике.

6. Порядок и методика фонетического анализа (транскрипция, место ударения, слогоделение, определение типов слогов, харак-ка звуков)

7. Фонетический разбор в школьной практике.

1. Артикуляционная классификация согласных звуков.

Характеристику согласных составляют пять основных признаков: место образования, способ образования, уровень шума, участие или неучастие голоса, твердость-мягкость.

а) Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где воздушная струя встречает препятствие. Если активный орган нижняя губа, то согласные могут быть губно-губными : [п, б, м] (пассивный орган - верхняя губа) и губно-зубными : [в, ф] (пассивный орган - верхние зубы). Если активный орган язык, то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в создании преграды и с каким пассивным органом - зубами, передней, средней или задней частью нёба - язык сближается или смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными : [т, д, с, з, н], когда передняя часть языка направляется к зубам, и передненёбными : [р, ш, ж, ч"], когда она направлена к передней части нёба. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные : [j]. Заднеязычные либо средненёбные : [к", г", х"] либо задненёбные : [к, г, х].

· Губно-губные [б, п, м]

· Губно-зубные [в, ф]

· Переднеязычно-зубные [т, д, с, з, н, л, ц]

· Переднеязычно-передненебные [р, ш, ж, ч]

· Среднеязычно-средненебные [j]

· Заднеязычно-средненебные [г’, к’, х’, γ’]

· Заднеязычно-задненебные [г, к, х, γ]

б) Способ образования согласного - это характеристика препятствия во рту на пути воздушной струи. Препятствие это бывает двух родов: либо полная смычка органов речи, либо щель между ними. Поэтому все согласные делятся на две группы: смычные и щелевые .

Щелевые (фрикативные - от лат. fricatio - "трение") образуются в результате трения воздушной струи о края сближенных орга­нов речи, представляющих узкую щель. Щелевые срединные образуются посредине сближенных органов речи: [в, ф, з, с, ж, ш, j]. При щелевых боковых воздух протекает сбоку ротовой полости, между боковой частью языка и зубами: [л, л"].

Смычные согласные включают момент полного прекращения протекания воздушной струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки смычные делятся на взрывные, аффрикаты, носовые, дрожащие . Взрывные согласные содержат в своем образовании два момента: сначала происходит полная задержка воздушной струи и повышение в результате этого внутриротового давления, а затем резкое размыкание органов речи и прорыв воздушной струи в образовавшийся проход с характерным шумом. Таковы, например, [п, б, т, д, к, г]. Аффрикаты (или смычно-щелевые, слитные) содержат, как и взрывные, тот же начальный момент - полную смычку органов речи. Но на последней фазе сомкнутые органы не резко размыкаются, а только приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха. Таковы, например, [ц, ч"]. Носовые согласные характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной (носовой) занавески; воздух свободно протекает через носовую полость: [м, н]. Дрожащие образуются путем вибрации, дрожания кончика языка и смыкания и размыкания его с альвеолами: [р, р"].

· Щелевые / фрикативные

Боковые [л, л’]

Срединные [в, ф, з, с, ш, ж, j, х, γ]

· Смычные

Носовые [м, м’, н, н’]

Взрывные [п, б, д, т, г, к]

Аффрикаты (слитные) [ц, ч]

Дрожащие (вибранты) [р, р’]

в) соотношению голоса / шума, По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [р, л, м, н, j] и шумные [б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч", ш]. Интенсивность шума шумных согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. Измерения интенсивности воздушной струи, выходящей из ротовой или носовой полости во время речи, показывают, что при произнесении сонорных согласных сила воздушной струи гораздо слабее, чем при произнесении шумных.

По участию голоса согласные делятся на две группы: произносимые с голосом (тоном) и без голоса. Голос возникает в результате того, что голосовые связки сближены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются звонкие согласные: [б, в, г, д, ж, з]. Разница между сонорными и звонкими шумными в том, что у звонких сонорных голос (тон) обычно преобладает над шумом, а у звонких шумных шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума образуются глухие согласные: [к, п, с, т, ф, х, ц, ч", ш]. При их произнесении голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.

По наличию и отсутствию голоса, т. е. по звонкости и глухости, согласные звуки образуют пары [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш] и др. Звук [ц] глухой. Но у него есть звонкая пара - звук [дз], который произносится на месте [ц] перед звонким согласным, например, в словах плацдарм, спецзадание, Шпицберген, это отец был, конец года. Такую же пару составляют глухой [ч"] и звонкий [дж"]. В словах алчба, начбазы, лечь бы, мяч закатился, это дочь была произносится не [ч"], а его звонкий заместитель [д"ж"]. Он, как и [дз], появляется перед звонким шумным согласным.



г) твердости / мягкости, Твердые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией. При образования мягких согласных тело языка концентрируется в более передней части, а при образовании твердых - в более задней части ротовой полости. [в"]ил- [в]ыл, [п"]ил- [п]ыл, [л"]ёг- [л]ог, [р"]яд- [р]ад. Это основное движение по горизонтали сопровождается напряжением и приподнятием разных участков языка. При образовании мягких согласных напрягается и приподнимается по направлению к твердому нёбу передняя часть языка. При образовании твердых согласных напрягается и приподнимается по направлению к мягкому нёбу задняя часть языка. Согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости: [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д"], [з] - [з"] и др. У [ж] пара [ж"], который бывает почти всегда двойным, долгим: во[ж"]ы - вожжи, дро[ж"]ы - дрожжи. Так произносят эти слова многие говорящие на литературном языке. (Допустимо и произношение твердого [ж] на месте [ж"].)

Только у [j] не может быть твердой пары. У остальных мягких согласных поднятие языка по направлению к твердому нёбу - артикуляция, дополнительная к основному способу образования согласного. У [j] же поднятие средней части спинки языка по направлению к твердому нёбу является основной артикуляцией. Без этой артикуляции никакого согласного звука вообще не возникает.

д) длительности / краткости

2. Парность согласных звуков в вузовской и школьной трактовке.

3. Типология гласных

Гласные, как уже указывалось,- это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музыкальный тон, голос приобретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка - те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти.

Классификация гласных строится на трех признаках: а) месту изгиба языка, б) степени подъема языка по вертикали по отношению к нёбу, в) участии губ.

а) месту изгиба языка, (По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали) различаются гласные переднего рядa [и, э], среднего ряда [ы, а] и заднего ряда [у, о]. При артикуляции гласных переднего, среднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна. При образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть спинки языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть спинки языка. А при образовании гласных среднего ряда язык либо приподнимается средней частью к средней части нёба, как иногда бывает при произнесении [ы], либо лежит плоско, как при произнесении [а]. Простейшая таблица русских гласных такова (она именуется квадратом Р.И. Аванесова):

б) степени подъема языка,По степени подъема языка по отношению к нёбу различаются гласные верхнего подъема [и, ы, у], среднего подъема [э, о] и нижнего подъема [а]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называют также узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта. Поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

в) участию губ. По участию губ гласные делятся на огубленные (лабиализованные ) и неогубленные (нелабиализованные ). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а, э, и, ы] - неогубленные.

Тема 1.

Современный русский литературный язык как научная дисциплина.

Фонетика как наука о звуковом строе языка.

Вы начинаете изучать дисциплину «Современный русский литературный язык» - одну из важнейших дисциплин для филолога.

Термин современный русский литературный язык (СРЛЯ) используется в науке лингвистике в двух значениях:

1. объект науки лингвистики;

2. обозначение науки, научной дисциплины.

Современный русский литературный язык как средство общения людей – объект науки лингвистики. Под современным русским языком обычно понимают 1) русский язык от А.С.Пушкина до нашей дней; 2) русский язык от второй половины XX-го века. Русским называется язык общения русских людей, русской нации. Литературный язык – сложное понятие, которые не все исследователи понимают одинаково. Чаще всего под литературным языком понимают язык горожан, имеющих высшее или среднее образование. Внутри литературного языка выделяется такая система как разговорная речь.

Современный русский язык – наука о внутренних законах и нормах русского литературного языка в его современном состоянии. Этот курс закладывает основы знаний лингвистической теории.

Любое слово русского литературного языка можно охарактеризовать со следующих позиций:

1. из каких звуков оно складывается;

2. что оно означает;

3. какие части можно в нем выделить;

4. к какой части речи оно относится;

5. как связано с другими словами в предложении;

6. в какой сфере человеческой деятельности используется.

В зависимости от того какое описание слова стоит в центре внимания ученых курс современного русского языка делится на следующие разделы:

1. Фонетика – предметом изучения является звуковой строй языка.

2. Лексикология - предметом изучения является словарный состав языка и значение слова.

3. Словообразование – предметом изучения является строение слов, правила образования слов.

4. Морфология – предметом являются части речи русского языка.

5. Синтаксис – предмет изучения связи слов в предложении, словосочетании.



Фонетика – раздел языка, в котором изучаются звуковые средства языка. К таким средствам относятся звук речи, фонема, слог, фонетическое слово, синтагма, интонационная конструкция, ударение. Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные .

К сегментным единицам относятся:

Звук – минимальная неделимая единица языковой системы.

Слог – состоит из нескольких звуков.

Речевой такт – состоит из нескольких слогов.

Фраза – состоит из нескольких речевых тактов.

Сегментные единицы, следуя одна за другой, создают более сложные единицы. Например, звуки создают слоги н о′ г’ и , слоги – слова но′-г’и и т.д.

К суперсегментным единицам относятся ударение и интонация . Интонация создаёт единство фразы, ударение - единство речевого такта.

Фонетика является базовым уровнем для всех остальных уровней языковой системы. Единицы всех остальных уровней состоят из единиц фонетического уровня. Иногда фонетические единицы и единицы других уровней совпадают, но так бывает не всегда и не стоит путать единицы разных уровней.

Вопросы и задания.

1. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Какие два понятия называются «современный русский язык»?

2. Расшифруйте определение следующий составляющие понятия СРЛЯ: современный, русский, литературный.

3. Что изучается в курсе дисциплин «Современный русский язык»?

4. Что изучается в курсе «Фонологическая система современного русского языка»?

4. Заполните таблицу

Сегментные фонетические единицы Суперсегментные фонетические единицы

Тема 2.

Звук речи.

Артикуляция гласных и согласных звуков.

Буквы.

Звуки и буквы.

Вы уже знакомы с буквами русского языка. Буква – это графический знак, обозначение произносимого звука. Буква – это то, что мы пишем. Звук – то, что мы произносим и слышим. Звуков речи гораздо больше, чем букв в русском языке, потому что не все звуки обозначаются буквами. Сравните : ко′т и кота′. Одинаковый ли звук на месте буквы «О» в обоих словах?

Звук и буква не всегда совпадают. Произнесите слова кот и код . Различаются ли они, когда вы их произносите? В обоих словах на конце слова звук /т/, который в одном слове обозначен буквой Д, а в другом буквой Т.

Мы сказали выше, что звук речи мы произносим и слышим. Когда мы произносим звуки, работают органы речи: язык, губы и другие. Работа органов речи – это артикуляция звука. Те характеристики, которые помогают нам различать разные звуки на слух, - это их акустические характеристики.

Итак, звук речи – это минимальная незначимая единица речи, обладающая артикуляционными и акустическими характеристиками.

Артикуляция – это работа, которую совершают органы речи, чтобы получился звук речи. Все органы речи можно разделить на две группы: активные, которые двигаются, когда мы произносим звуки, и пассивные, неподвижные. К активным относятся язык, губы, увула, к пассивным – зубы, альвеолы, твердое нëбо, мягкое нëбо.

В артикуляции выделяют 3 фазы: экскурсия, выдержка и рекурсия. Мы не сразу произносим звук, сначала наши органы речи должны подготовиться к работе – это фаза экскурсии. Органы речи вышли на работу, затем происходит остановка или замедленное движение на месте работы – это фаза выдержки. В конце артикуляции органы речи уходят с работу – это фаза рекурсии. Основная фаза – выдержка, без нее нет звука.

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные звуки. Если воздух свободно проходит через ротовую полость, образуется гласный звук. Если воздух в ротовой полости встречает препятствие – произносится согласный. При образовании гласного голосовые связки, вибрируя, создают тон, при образовании гласного преобладает шум. Наличие тона называется сонорностью.

Классификация звуков по принципу сонорности:

Гласные звуки (а, у, и…) – только тон;

Сонорные согласные (р, л, м, н…) – тон и шум, но преобладает тон;

Шумные звонкие согласные (б, в, д, ж….) – тон и шум, но преобладает шум;

Шумные глухие согласные (п, ф, т, ш…) – только шум.

Задания и упражнения.

Задание 1.

а) Произнесите звук О и звук П. Скажите, какой из звуков можно тянуть.

б) Произнесите звуки О, У и А, И. Скажите, как двигаются губы, когда вы произносите эти звуки.

в) Проследите за артикуляцией звуков П, Ф, К. Какие органы речи задействованы в произнесении этих звуков?

г) Положите руку на горло (там находятся голосовые связки) и произнесите звуки А, Б, П. При артикуляции каких звуков голосовые связки напряжены и вибрируют?


Артикуляционные характеристики согласных звуков

Вы уже знаете, что при образовании согласного в ротовой полости возникает препятствие. Произнесите звуки /п/ и /ф/. Препятствие может образовываться полным смыканием органов речи /п/, либо неполным смыканием с образованием щели /ф/. Смычка и щель – это способ образования преграды. Согласные, образующиеся полным смыканием органов речи, называются смычными. Согласные, артикуляция которых создает щель, – щелевые.

В образовании согласных участвуют разные органы речи. При артикуляции одних (/п/, /б/, /м/) препятствие образуется при помощи губ – это губно-губные. При артикуляции других (/в/, /ф/) щель возникает между губой и зубами – это губно-зубные. Препятствие может образовываться с помощью губ, зубов, языка и неба. Это – место образования преграды. По месту образования согласные делятся на губно-губные, губно-зубные, переднеязычные зубные, переднеязычные передненебные, среднеязычные средненебные, заднеязычные средненебные, заднеязычные задненебные.

Мы уже говорили о понятии сонорность. Наличие/отсутствие сонорности – это соотношение голоса и шума при образовании согласного. По соотношению голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные. Сонорные согласные - /м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й/. Остальные согласные – шумные.

Не все шумные согласные одинаковы: при образовании одних согласных присутствует голос, при образовании других – нет. Это – звонкость или глухость согласного звука. Поэтому шумные согласные делятся на шумные звонкие и шумные глухие. Шумные звонкие: /в, в’, з, з’, ж, ж’, б, б’, д, д’, г, г’, дз, д’ж’, бм, б’м’, дн, д’н’, дл, д’л’/. Шумные глухие: /ф, ф’, с, с’, ш, ш’, х, х’, п, п’, т, т’, к, к’, ц, ц’, ч, ч’, пм, п’м’, тн, т’н’, тл, т’л’/.

Некоторые слова русского языка различаются только твердыми и мягкими согласными: нов, новь, брат, брать. При образовании мягкого (палатализованного) согласного к основной артикуляции присоединяется дополнительная: передняя часть языка приподнимается к твердому небу. При образовании твердого (не палатализованного) согласного дополнительная артикуляция следующая: задняя часть языка приподнимается к мягкому небу. Один согласный в русском языке не твердый и не мягкий – палатальный. Это - /й/, при образовании которого язык приподнимается к средней части неба – это его основная артикуляция, дополнительной нет. Наличие или отсутствие дополнительной артикуляции – это мягкость/твердость согласного

Итак, чтобы охарактеризовать согласный, нужно назвать сонорный он или шумный, его место образования, способ образования, твердый он или мягкий, глухой или звонкий. Например : /кот/ - /к/ - согласный шумный, заднеязычный задненебный, смычный, твердый, глухой. /Т/ - согласный, шумный, переднеязычный зубной, смычный, твердый, глухой.

Итак, к артикуляционным характеристикам согласных относятся:

1. способ образования;

2. место образования;

4. звонкость/глухость;

5. твердость/мягкость.

ДОБАВИТЬ ТАБЛИЦУ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Задание 1.

Скажите, чем различаются следующие слова:

Кот - год, бока – пока, рать – рад, пусть – пуст, бить – вить.

Звуки делятся на гласные и согласные. У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.

Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.

В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах .
Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде.
В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией. Ударных гласных в русском языке шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Согласных букв всего 21. Согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. Роль преграды могут играть зубы, язык, губы, в зависимости от характера преграды согласные подразделяются на множество групп, например, губные, зубные и т.д. Также согласные делят на твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Твердые согласные произносятся более грубо, мягкие же звучат изящнее и смягчаются рядом стоящим гласным или на письме с помощью мягкого знака. В транскрипции мягкие звуки обозначаются рядом стоящим апострофом. Например, в слове ДОМ буква «д» звучит твердо, а в слове ИДЁМ – мягко.

Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, в то время как в формировании твердых звуков участие голоса необходимо. Звонкие и глухие звуки, как правило, образуют пару, например: Б-П, В-Ф и т.д.

Существует лишь несколько звуков, у которых нет пары по глухости-звонкости:Щ, Ц, Й, Р, Л, М, Н.

1. В основе образования гласных лежит активная работа голосовых связок. Для согласных характерна активная работа органов речи в полости рта.

2. В роли основы гласного звука выступает голос, основу согласного звука составляет шум, как следствие преодоления воздухом преграды в полости рта.

3. Гласные образуются слабым напором воздушной струи, согласные сильным, так как воздуху нужно преодолеть преграду в ротовой полости.

4. При образовании гласных все органы полости рта напряжены равномерно. При образовании согласного звука напряжены те органы речи, в области которых образуется преграда, которую должен преодолеть воздух.

5. При образовании гласных воздушная струя не встречает на пути никаких преград, при образовании согласных – воздушная струя должна преодолеть преграду на своем пути в полости рта.

6. Гласные могут звучать с большей или меньшей силой, что позволяет им быть носителем ударения. Согласные произносятся всегда с одинаковой силой.

7. Большая сила произнесения дает возможность гласным образовывать слог, т.е. гласные являются слогообразующими в русском языке. Согласные в силу своей малой звучности не способны образовывать слог в русском языке.

Система гласных называется вокализмом, а согласных – консонантизмом.

Гласные звуки классифицируются по различным признакам.

В русском литературном языке шесть гласных звуков: [и], [э], [ы], [а], [о], [у].

Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.

Классификация гласных звуков производится по работе губ и языка.

Звук [и] после твердого согласного или на стыке слов заменяется звуком [ы].

Гласные звуки характеризуются наличием музыкального тона, голоса, образующегося за счет ритмических колебаний голосовых связок в гортани.

Различие между гласными определяется объемом и формой резонаторов, полостей глотки и рта, которые изменяются при различном положении губ, языка и нижней челюсти.

Артикуляционная классификация гласных звуков производится по следующим признакам:

1) позиция по отношению к ударению (гласный ударный, гласный первого предударного слога, остальных безударных с логов);

2) способ образования, положение языка но вертикали, подъем (верхний, средний, нижний);

3) место образования, положение языка по горизонтали, ряд (передний, средний, задний);

4) наличие-отсутствие лабиализации, огубленности (лабиализованный, нелабиализованный);

5) качество гласного, связанное с аккомодацией (напряженность, закрытость или продвижение в переднюю зону образования в начале, в конце, на всем протяжении артикуляции).

Таблица артикуляционной классификации гласных. Ударные гласные

Гласные первого предударного слога

Гласные остальных безударных слогов

Понятие об артикуляции

Артикуляция – это работа органов речи, направленная на производство звуков речи.

В речевом потоке нет четкого деления артикуляции звука на три фразы; рекурсия предшествующего звука может приспосабливаться к экскурсии последующего и наоборот; при этом количество звуков определяется количеством выдержек.

Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей

I. Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека.








II. Речевой аппарат – это совокупность органов речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, полость носа, надгортанник, маленький язычок, нёбо, язык, зубы, губы).

Все названные выше органы обладают биологическими функциями: это органы дыхания, приема и переработки пищи, обоняния, вкуса. Применение этих органов для образования звуков речи – вторичная, общественная функция.




Воздушная струя может встречать преграду сначала в гортани в виде сдвинутых и напряженных голосовых связок, при этом колебание голосовых связок образует тон, а может и не встречать преграды в гортани, если голосовые связки раздвинуты, при этом тон не образуется. Следующая преграда возможна в ротовой полости, при этом образуется шум; в случае отсутствия преграды в ротовой полости шум не образуется.

Классификация звуков в зависимости от наличия-отсутствия преграды в гортани и в ротовой полости:

Классификация звуков речи.
Основные фонетические процессы

Гласные и согласные, их акустические и артикуляционные различия

I. Звуки речи делятся на гласные и согласные.

II. Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Такое различие основывается на акустических и артикуляционных признаках.

Акустическое различие между гласными и согласными определяется наличием тона и шума.

Акустическое различие между гласными и согласными:


Акустическая характеристика звуков предполагает распределение звуков по степени сонорности (звучности). Гласные определяются только тонами, шумы в них не присутствуют; сонорные согласные характеризуются преобладанием тонов над шумами; звонкие шумные согласные содержат тоны и шумы; глухие шумные согласные имеют только шумы.

Крайние точки по сонорности представляют звуки [а] и [п].

Расположение звуков но степени убывания сонорности, звучности:

Артикуляционное различие между гласными и согласными минимально определяется наличием-отсутствием преграды в ротовой полости, максимально – 1) локализацией напряженности; 2) силой воздушной струи; 3) наличием-отсутствием преграды в ротовой полости; 4) наличием-
отсутствием голоса; 5) участием ротового и носового резонаторов.


Минимальное артикуляционное различие
между гласными и согласными

Максимальное артикуляционное различие
между гласными и согласными

В.А. Богородицкий предложил артикуляционное различение гласных и согласных по тому, на что направлена артикуляция: на раскрытие или закрытие рта.


< >

Проверить эту закономерность можно, если усилить интенсивность артикуляции. Ртораскрывание осуществляется при помощи мышц, идущих от нижней челюсти к подъязычной кости, а ртосмыкание – посредством жевательных мышц, расположенных между обеими челюстями.

Звуки [ј] и [i] в программе по русскому языку для средней школы до 1969 года назывались «полугласными», сейчас эти звуки обычно считают согласными, при этом принимают во внимание их неслогообразующий характер; следует, однако, иметь в виду, что звук [i] гораздо более звучный, чем [ј].

Противопоставление гласных и согласных в фонетической системе современного русского языка достаточно глубоко. Тем не менее не все лингвисты признают возможным разделение звуков на гласные и согласные. У Ф. де Соссюра, Л.В. Щербы и его последователей, представителей ленинградской фонологической школы (М.И. Матусевич и др.), стирается различие между гласными и согласными. Ф. де Соссюр это объясняет распределением звуков речи но «растворам» без учета определяющего различия между гласными и согласными; в работах же представителей ленинградской фонологической школы это связано с предпочтением акустической характеристики звуков.

Артикуляционная классификация гласных

I. В русском литературном языке шесть гласных звуков: [и], [э], [ы], [а], [о], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.

Классификация гласных звуков производится но работе губ и языка.

Звук [и] после твердого согласного или на стыке слов заменяется звуком [ы].

II. Гласные звуки характеризуются наличием музыкального тона, голоса, образующегося за счет ритмических колебаний голосовых связок в гортани. Различие между гласными определяется объемом и формой резонаторов, полостей глотки и рта, которые изменяются при различном положении губ, языка и нижней челюсти.

Артикуляционная классификация гласных звуков производится по следующим признакам:

1) позиция по отношению к ударению (гласный ударный, гласный первого предударного слога, остальных безударных с логов);

2) способ образования, положение языка но вертикали, подъем (верхний, средний, нижний);

3) место образования, положение языка по горизонтали, ряд (передний, средний, задний);

4) наличие-отсутствие лабиализации, огубленности (лабиализованный, нелабиализованный);

5) качество гласного, связанное с аккомодацией (напряженность, закрытость или продвижение в переднюю зону образования в начале, в конце, на всем протяжении артикуляции).


Таблица артикуляционной классификации гласных.
Ударные гласные

Подъём Ряд
Похожие публикации