Черепно-мозговая травма у ребенка. Симптомы и последствия сотрясения мозга у ребенка Посттравматическая слепота у ребенка

Сотрясение головного мозга является одним из наиболее частых диагнозов в детской травматологии. Это объясняется высокой физической активностью детей, которая сочетается с пониженным чувством опасности и несовершенством координации их движений. Таким образом, около 90% случаев черепно-мозговых травм приходится на сотрясение головного мозга, которое может иметь довольно тяжелые последствия. Рассмотрим, какие симптомы сотрясения мозга у ребенка, его последствия и основные методы диагностики.

Причины

Сотрясение головного мозга представляет собой спонтанное нарушение его функционирования, которое, как правило, возникает сразу после травмы головы. Симптомы сотрясения у ребенка существенно отличаются от проявлений данного состояния у взрослых. Эти отличия особенно характерны для маленьких деток.

Причиной сотрясения мозга у младенцев бывает невнимательность их родителей, в результате которой дети могут падать с кроватки, пеленального столика, из коляски или даже из рук родителей. Обычно сотрясение у деток первого года жизни протекает бессимптомно или симптомы очень слабо проявляются. У малыша может наблюдаться плохой сон при постоянной сонливости, отсутствие аппетита, беспричинный плач, бледность кожи, срыгивания при кормлении, тошнота, рвота. Однако потери сознания, как правило, не бывает.

После того, как ребенок начинает ходить, основной причиной сотрясения головного мозга бывает падение с высоты собственного роста, горок, лестниц, окон, крыш, деревьев. В возрасте от года до 4-5 лет данное состояние может возникнуть из-за синдрома «встряхнутого ребенка», то есть, после воздействия на тело резкого торможения или ускорения.

Симптомы

Симптомами сотрясения мозга бывает потеря сознания, тошнота и рвота после травмы. Также у ребенка наблюдаются головные боли, потливость, бледность кожи, скачки артериального давления и пульса, нередко – нарушение сна, капризность и плаксивость. К симптомам сотрясения относится посттравматическая слепота, которая встречается в некоторых случаях. Она может появиться сразу же после травмы или немного позже, и самостоятельно исчезает через несколько минут или часов.

Еще одной особенностью проявления сотрясения является то, что симптоматика данной патологии возникает через некоторое время после падения и начинает стремительно нарастать.

Последствия сотрясения

Несмотря на то, что сотрясение головного мозга не приводит к структурным изменениям в нем, последствия могут быть весьма тяжелыми.

В первую очередь нужно отметить, что данная патология оставляет память о себе на всю жизнь и проявляется в виде чрезмерной ранимости и раздражительности человека. Он будет чаще других уставать, плакать, впадать в депрессию . Ему трудно переносить холод и жару, нередко может появляться бессонница .

Наиболее частыми последствиями сотрясения мозга бывают эмоциональные вспышки , нередко довольно агрессивные, склонность к судорожным состояниям, повышенная восприимчивость к вирусным и инфекционным заболеваниям. Кроме того, малыш может страдать от головных болей, ему будет трудно сконцентрироваться, что, конечно же, отобразится на школьной успеваемости.

К последствиям сотрясения у ребенка относятся неврозы , которые проявляются вазомоторной неустойчивостью, мигренью, бессонницей, чувством страха и тревоги, нервозностью. Иногда возможно развитие психозов, при которых появляются галлюцинации, бред и нарушения восприятия.

Тяжелым осложнением сотрясения головного мозга бывает посткоммоционный синдром , в случае развития которого через некоторое время после травмы у ребенка появляется постоянное головокружение, головные боли высокой интенсивности, бессонница, раздражительность, сильное беспокойство. Данное состояние требует немедленного лечения, хотя избавиться от него даже с помощью терапии очень сложно.

Как определить сотрясение у ребенка

Если малыш получил черепно-мозговую травму, необходимо вызвать скорую помощь, которая отвезет его в стационар для консультации у невропатолога или нейрохирурга. При необходимости врач проведет обследования пациента.

Диагностика начинается с осмотра специалиста. Далее при необходимости назначаются дополнительные обследования.

  • Для детей первого-второго года жизни предпочтение отдается такому методу обследования, как нейросонография – ультразвуковое исследование тканей головного мозга.
  • Детям старшего возраста обычно проводят рентген и эхо-энцефалографию (ультразвуковой метод). Наиболее точными аппаратными методиками обследования состояния головного мозга являются компьютерная томография (КТ) и магниторезонансная томография (МРТ).
  • По специальным показаниям может применяться электроэнцефалография, которая дает возможность определить биоэлектрическую активность структур головного мозга. Она проводится для оценки степени тяжести травмы и выявления возможных очагов эпилептической активности. В особо тяжелых случаях доктор может назначить ребенку люмбальную пункцию.

Первая помощь ребенку после получения травмы заключается в обеспечении полного покоя и обработке раны, если таковая присутствует. Дети раннего возраста подлежат обязательной госпитализации. Старшим деткам после осмотра врача и установления их удовлетворительного состояния назначается покой в домашних условиях. Обычно через 2-3 недели после получения сотрясения головного мозга их состояние приходит в норму. При любом его ухудшении ребенка необходимо немедленно показать врачу.

По данным эпидемиологических исследований, ежегодно во многих странах число новых случаев черепно-мозговой травмы (ЧМТ) среди детей и подростков достигает 180-200 на 100 тыс. человек. Наиболее распространена легкая ЧМТ (в том числе сотрясение головного мозга и ушиб мозга легкой степени), на долю которой приходится примерно 80% от всех случаев. Среднетяжелая и тяжелая ЧМТ составляют около 15% случаев, оставшиеся 5% приходятся на крайне тяжелые ЧМТ, часто заканчивающиеся летальным исходом. Именно ЧМТ является ведущей причиной инвалидизации и смертности среди детей и подростков.

Две основные возрастные группы повышенного риска ЧМТ: до 5 лет, 15-25 лет. При этом абсолютный максимум случаев ЧМТ приходится на вторую возрастную группу и часто связан с употреблением алкоголя и дорожно-транспортными происшествиями. Среди пострадавших с ЧМТ около 70% составляют пациенты мужского пола.

В основу классификации ЧМТ положены характер и степень повреждений головного мозга. К закрытой ЧМТ относят повреждения, при которых отсутствуют нарушения целостности покровов головы или имеются раны мягких тканей без повреждения апоневроза, к открытой ЧМТ — с переломами костей свода черепа, сопровождающиеся повреждением апоневроза, переломами основания черепа, кровотечением или ликвореей (из носа или уха).

Повреждения головного мозга при ЧМТ делятся на первичные (очаговые и диффузные) и вторичные. К первичным относят повреждения, возникающие в момент воздействия механической энергии (ушибы, размозжения мозговой ткани, диффузные аксональные повреждения, первичные внутричерепные гематомы, ушибы ствола мозга и пр.). Вторичные повреждения возникают в результате неблагоприятного воздействия на мозг ряда дополнительных внутри- и внечерепных факторов, которые провоцируют цепь сложных реактивных процессов, усугубляющих тяжесть первичных повреждений.

Основные клинические формы ЧМТ могут быть представлены очаговыми и диффузными поражениями.

  • Очаговые повреждения:
    • ушиб головного мозга;
    • сдавление головного мозга - внутричерепная гематома (эпидуральная, субдуральная);
    • внутримозговое кровоизлияние;
    • субарахноидальное кровоизлияние.
  • Диффузные повреждения:
    • сотрясение головного мозга;
    • диффузное аксональное повреждение;
    • диффузные сосудистые повреждения (включая гипоксически-ишемические).
    • клиническом течении ЧМТ принято выделять следующие периоды:
    • острый: первые 2-10 нед после травмы;
    • промежуточный: от 10 нед до 6 мес;
    • отдаленный: от 6 мес до 2 и более лет.

    При оценке степени тяжести ЧМТ и прогнозировании ее течения учитываются следующие показатели:

    • продолжительность потери сознания в остром периоде травмы;
    • оценка по шкале ком Глазго (ШКГ);
    • длительность посттравматической амнезии;
    • оценка состояния жизненно важных функций, очаговых симптомов в области первичного поражения и дислокационных - по шкале НИИ нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко А. Н. Коновалов, Л. Б. Лихтерман, А. А. Потапов и соавт., 1998).

    В зависимости от степени тяжести ЧМТ может отмечаться следующая продолжительность потери сознания в остром периоде травмы (R. Appleton, T. Baldwin, 1998):

    • легкая - длительность потери сознания менее 20 мин;
    • среднетяжелая - от 20 мин до 6 ч;
    • тяжелая - от 6 до 48 ч;
    • крайне тяжелая - более 48 ч.

    Между тем у детей, особенно младших возрастных групп, потеря сознания при ЧМТ наблюдается не всегда и даже может отсутствовать при тяжелой травме.

    Для оценки состояния больных с закрытой ЧМТ широко применяется ШКГ (B. Jennett, G. Teasdale, 1981), которая позволяет судить не только о степени тяжести, но также делать прогноз при ЧМТ. Общая оценка по ШКГ рассчитывается путем сложения баллов по каждой из трех групп реакций: открывание глаз, вокализация (или речевая активность), двигательная активность. Для повышения чувствительности и прогностической значимости традиционной шкалы в педиатрической практике предложены возрастные модификации ШКГ для детей до 1 года и для малышей от 1 года до 5 лет; для детей 6-15 лет используется тот же вариант шкалы, что и для взрослых пациентов (А. С. Иова и соавт., 1999). Общая оценка по ШКГ может варьировать от 15 до 3 баллов. Степень тяжести ЧМТ по ШКГ определяется следующим образом (B. Jennett, G. Teasdale, 1981; K. M. Yorkston, 1997):

    • легкая: исходная оценка 13-15 баллов;
    • среднетяжелая: (1) исходная оценка - 9-12 баллов либо (2) исходная оценка - 13-15 баллов, но через 3 дня оценка не достигает 15 баллов;
    • тяжелая: исходная оценка - 3-8 баллов.

    Со времени разработки ШКГ в 1974 г. она широко используется для определения тяжести ЧМТ. Доказано, что с уменьшением общего количества баллов по ШКГ увеличивается вероятность неблагоприятных исходов. При анализе прогностической значимости возрастного фактора было установлено, что он существенно влияет как на летальность, так и на инвалидизацию при ЧМТ. Несмотря на некоторые противоречия, имеющиеся в литературе, установлено, что исходы у детей лучше, чем у взрослых.

    Своеобразие клинического течения и исходов ЧМТ у детей обусловлено тем, что механическая энергия воздействует на мозг, рост и развитие которого еще не закончены. Благодаря высокой пластичности развивающегося мозга у детей чаще, чем у взрослых, возможен благоприятный исход, в том числе и после тяжелых клинических вариантов ЧМТ. Между тем даже легкие ЧМТ в детском возрасте не всегда проходят бесследно. Так, показано, что в отдаленном периоде после перенесенного сотрясения головного мозга (в интервале от 6 мес до 3 лет) не менее чем у 30% пациентов детского возраста формируется комплекс нарушений, обозначаемый как посткоммоционный синдром.

    Основные проявления посткоммоционного синдрома:

    • церебрастенические симптомы - быстрая утомляемость, эмоциональная лабильность, тревожность, раздражительность, трудности засыпания;
    • головные боли, головокружения, периодически сопровождающиеся тошнотой;
    • умеренно выраженные нарушения координации движений при исследовании неврологического статуса;
    • когнитивные нарушения (со стороны внимания, памяти), сопровождающиеся трудностями, связанными с обучением в школе.

    Не вызывает сомнения тот факт, что ЧМТ средней и тяжелой степени приводят к более серьезным последствиям. При этом необходимо иметь в виду, что последствия ЧМТ могут проявиться не сразу, а оказаться отсроченными. Если ЧМТ влияет на нормальный ход процессов развития мозга, то в результате она отражается и на формировании личности ребенка, его когнитивном и эмоциональном развитии, школьном обучении, формировании социальных навыков. Выраженность психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ в значительной мере определяется исходной степенью тяжести травмы.

    Клинические проявления последствий ЧМТ

    Ранее считалось, что восстановление нарушенных функций после перенесенной ЧМТ у детей и подростков происходит в более полном объеме, нежели у взрослых. Полагали также, что чем младше возраст, в котором произошла ЧМТ, тем значительнее вероятность полного регресса неврологических расстройств. Тем не менее результаты целенаправленных исследований оказались не столь оптимистичными (J. R. Christensen, 1996). Выживаемость после тяжелых ЧМТ среди пациентов детского возраста действительно выше, чем среди взрослых, но существует вероятность появления отсроченных клинических симптомов. Действительно, постепенно стало очевидно, что в отдаленном периоде среднетяжелых и тяжелых ЧМТ у многих детей сохраняются резидуальные неврологические расстройства.

    Среднетяжелые ЧМТ обычно сопровождаются преходящими неврологическими расстройствами, лишь в некоторых случаях они оказываются стойкими (J. R. Christensen, 1996). Исходы тяжелых ЧМТ, по данным литературы, варьируют довольно широко.

    J. D. Brink. (1980) и соавторы изучали последствия тяжелых и крайне тяжелых ЧМТ у 345 детей и подростков в возрасте до 18 лет. Продолжительность комы в остром периоде ЧМТ составляла более 24 ч с медианой 5-6 нед. В отдаленном периоде ЧМТ 73% пациентов самостоятельно передвигались и полностью обслуживали себя, 10% имели ограничения в передвижении и оставались частично зависимыми в обслуживании, у 9% восстановилось сознание, но сохранялась полная зависимость от окружающих. В работе J. F. Kraus и соавторов (1987) было показано, что при оценке 3-4 балла по ШКГ в остром периоде ЧМТ у 100% детей формируется как минимум умеренная инвалидизация, при оценках в диапазоне 5-8 баллов — у 65% обследованных.

    Двигательные нарушения

    Парезы или плегии конечностей в отдаленном периоде ЧМТ у детей встречаются довольно редко. Нередко при сохранности мышечной силы обследование позволяет обнаружить снижение скорости выполнения движений (D. Chaplin et al., 1993). Нарушения координации движений, напротив, наблюдаются у многих детей, перенесших ЧМТ (J. R. Christensen, 1996).

    Хотя восстановление двигательных функций в отдаленном периоде закрытой ЧМТ у детей во многих случаях бывает удовлетворительным, в ходе неврологического обследования даже незначительные двигательные нарушения считаются патологией. Резидуальные двигательные нарушения сказываются не только на общей двигательной активности и успехах в занятиях физкультурой и спортом, но также на отношении к ребенку сверстников. При негативном отношении со стороны сверстников у ребенка, перенесшего ЧМТ, развиваются нарушения социальной адаптации.

    Когнитивные нарушения

    Выраженность когнитивных нарушений в отдаленном периоде ЧМТ также определяется исходной степенью ее тяжести. Ряд нарушений высших психических функций обусловливается специфической локализацией поражений, в частности преимущественным поражением при ушибах мозга лобных и височных долей. Когнитивные расстройства у пациентов, перенесших ЧМТ, часто затрагивают такие сферы психической деятельности, как память, внимание, скорость переработки поступающей информации, а также обеспечиваемые префронтальными отделами больших полушарий мозга управляющие функции (планирование, организация, принятие решений). Тем не менее во многих случаях резидуальные расстройства формируются вследствие диффузного вовлечения коры и повреждения аксиальных структур головного мозга, которые модулируют функциональную активность коры. Именно сочетанное поражение локальных зон коры головного мозга, аксиальных и подкорковых образований приводит к развитию нарушений памяти, внимания, регуляции уровня психической активности, эмоций и мотиваций.

    Речевые расстройства

    Непосредственно после закрытой ЧМТ у детей нередко наблюдаются речевые и двигательные нарушения, которые со временем в значительной степени регрессируют. Довольно часто встречаются дизартрии (бульбарная или псевдобульбарная), в некоторых случаях наблюдаются моторная афазия, а также нарушения контроля дыхания, сопровождающиеся преходящими заиканием, шепотной или монотонной речью. Среди особенностей речи в отдаленном периоде ЧМТ могут отмечаться ее замедленный темп, затруднения при подборе слов, бедность активного словаря с дополнением собственной речи мимикой и жестами, в некоторых случаях — трудности, связанные с пониманием длинных и сложных высказываний.

    Трудности при обучении в школе

    Травматические повреждения определенных корковых центров могут приводить к возникновению специфических трудностей, связанных с формированием навыков чтения (дислексии), письма (дисграфии) или счета (дискалькулии), но подобные случаи встречаются не так часто. У большинства детей приобретенные до ЧМТ школьные навыки сохраняются либо обретаются вновь. Тем не менее во многих случаях возможно формирование школьной дезадаптации, обусловленной возникшими вследствие ЧМТ когнитивными, речевыми нарушениями, а также эмоциональными и поведенческими трудностями. У многих детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ отмечаются следующие затруднения, связанные с обучением в школе:

    • Приобретаемые знания имеют неоднородный и отрывочный характер.
    • На уроках в школе ребенок с трудом включается в выполнение заданий, плохо справляется с ними.
    • Наблюдаются нарушения внимания во время занятий, отмечаются затруднения, связанные с запоминанием.
    • Ребенок неаккуратен, не доводит начатое дело до конца, не организован.
    • Ребенок не может эффективно использовать помощь окружающих для того, чтобы завершить выполнение задания, работы.
    • Ребенок испытывает затруднения, когда речь идет о применении информации и навыков, а также в формулировании выводов, обобщений.

    Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ трудно разграничить, поскольку они тесно связаны между собой. Травматическая церебрастения характеризуется преобладанием в клинической картине выраженной утомляемости и раздражительности, иногда достигающей аффективной взрывчатости; на этом фоне нередко возникают истерические, неврастенические, ипохондрические или депрессивные симптомы. Часто отмечаются двигательная расторможенность, импульсивность, неспособность придерживаться инструкций и справляться с теми или иными заданиями, отказ от их выполнения. При попадании ребенка или подростка в сложные жизненные обстоятельства остаточные явления после травматических поражений головного мозга служат предрасполагающим фактором к возникновению психогенных или невротических расстройств, являются благоприятной основой для патологического формирования личности. Эмоциональные и поведенческие нарушения в отдаленном периоде ЧМТ затрудняют социальную адаптацию.

    Поведенческие нарушения в отдаленном периоде ЧМТ:

    • вспышки раздражения, эпизоды агрессивного поведения;
    • импульсивность; может наблюдаться двигательная расторможенность;
    • эмоциональная лабильность, колебания настроения;
    • утрата мотивации, заинтересованности в достижении хороших результатов при выполнении тех или иных заданий и дел;
    • замкнутость, нерешительность, необщительность;
    • зависимость от других: ребенок не может постоять за себя;
    • неспособность оценить в полной мере результаты своих действий и корректировать свое поведение;
    • недостаточный самоконтроль и неправильная самооценка, что влечет за собой затруднения при общении с окружающими.

    Посттравматическая эпилепсия представляет собой одно из наиболее серьезных последствий ЧМТ, перенесенной в детском и подростковом возрасте. Посттравматическая эпилепсия развивается после открытой ЧМТ — 50% случаев. Среди них у 2/3 больных начало эпилепсии наблюдается в течение первого года после ЧМТ, у 90% — в течение 5 лет после травмы, (включая первый год жизни), еще у 7% пациентов эпилепсия развивается через 10-15 лет после ЧМТ. Максимальный риск развития посттравматической эпилепсии отмечен у пациентов с очаговой неврологической симптоматикой и массивным поражением ЦНС в результате тяжелой ЧМТ.

    В 70-80% случаев уже первые эпилептические приступы сопровождаются судорогами генерализованного характера (G. M. Fenichel, 1997).

    После закрытой ЧМТ посттравматическая эпилепсия встречается реже (G. M. Fenichel, 1997). В течение 5 лет эпилепсия развивается у 11,5% пациентов после тяжелой ЧМТ (ушиб мозга, внутричерепное кровоизлияние) и у 1,6 % — после ЧМТ средней степени тяжести.

    По результатам обследования (Н. Н. Заваденко, А. И. Кемалов, 2003) 283 детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет, в отдаленном периоде закрытой ЧМТ (среднетяжелой и тяжелой) развитие эпилепсии было отмечено у 18 человек. Среди них: у 16 детей возникновение приступов (по типу вторично-генерализованных) отмечено в сроки от 4 до 12 мес, после перенесенной закрытой ЧМТ; в двух случаях в те же сроки закрытая ЧМТ спровоцировала дебют идиопатических (наследственно обусловленных) форм эпилепсии — детской абсансной эпилепсии (у мальчика 7 лет) и идиопатической эпилепсии с изолированными генерализованными судорожными приступами (у мальчика 10 лет).

    Таким образом, посттравматическая эпилепсия относится к симптоматическим формам эпилепсии. Для нее характерны те же особенности, что и для группы симптоматических эпилепсий в целом (А. С. Петрухин, К. Ю. Мухин, 2000), а именно:

    • широкий возрастной диапазон начала заболевания;
    • наличие изменений в неврологическом статусе;
    • часто встречающееся снижение когнитивных функций;
    • выявление региональных паттернов на ЭЭГ;
    • структурные изменения в мозге при нейровизуализации;
    • часто встречающаяся резистентность к антиэпилептической терапии, что обусловливает необходимость применения производных вальпроевой кислоты в лечении многих пациентов.

    Лечение психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков

    Терапевтические и реабилитационные мероприятия в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков должны интенсивно проводиться как в первые 12 мес после ЧМТ, когда от их применения правомерно ожидать наиболее значительных результатов, так и в дальнейшем, с учетом продолжающихся процессов морфофункционального созревания ЦНС и высокой пластичности развивающегося мозга. Эти мероприятия должны носить комплексный характер и включать методы психолого-педагогической, логопедической коррекции, психотерапии, лечебной физкультуры, а также медикаментозное лечение. Для преодоления когнитивных и речевых нарушений применяются препараты ноотропного ряда. При посттравматической эпилепсии показан длительный прием антиконвульсантов. С целью профилактики головных болей, в зависимости от ведущих механизмов их патогенеза, рекомендуются курсы сосудистых, дегидратационных препаратов или антиконвульсантов. При аффективных расстройствах и нарушениях поведения назначаются антидепрессанты и нейролептики, но высокой терапевтической эффективностью при этих состояниях обладают также антиконвульсанты, особенно вальпроаты (препараты вальпроевой кислоты и вальпроата натрия). В частности, вальпроаты уменьшают агрессивность и раздражительность, оказывают нормотимическое действие, сглаживают выраженность аффективных колебаний.

    Положительное действие ноотропных препаратов в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков проявляется в улучшении общего самочувствия, регрессе головных болей, церебрастенических проявлений. В неврологическом статусе наблюдается уменьшение выраженности двигательных нарушений, особенно в координаторной сфере, при психологическом обследовании — улучшение показателей памяти, внимания, других высших психических функций. Длительность курсов лечения ноотропами у пациентов данной группы должна составлять не менее 3-4 нед. Эти препараты назначаются в первую половину дня, что связано с их психостимулирующим действием. В первые дни приема рекомендуется постепенное наращивание дозы. При наличии ликвородинамических нарушений терапию ноотропами дополняют назначением дегидратационных средств. У пациентов с посттравматической эпилепсией до применения ноотропов необходимо достичь полного контроля над приступами в течение 4-6 мес (не менее) на фоне постоянного приема антиконвульсантов.

    При лечении посттравматической эпилепсии к числу базовых противоэпилептических средств относят вальпроаты (конвулекс, депакин, конвульсофин). Их длительное назначение в стабильных терапевтических дозах направлено на предупреждение повреждений нейронов, связанных с повторными эпилептическими приступами. На развитие нейронального повреждения будут указывать: повторяющиеся эпилептические приступы, снижение когнитивных функций, расстройства поведения у больного, наличие нарушений на электроэнцефалограмме и структурных изменений при нейровизуализации. Поэтому важным направлением в лечении психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ является нейропротекция, подразумевающая антиэпилептическую направленность терапии в сочетании с функциональной и метаболической защитой мозга. Нейропротекторные свойства вальпроатов подтверждаются следующими особенностями действия:

    • широкий спектр противоэпилептической активности (по сравнению с другими антиконвульсантами);
    • сохранение эффективности при терапии поддерживающими дозами (часто - относительно низкими);
    • применение вальпроатов не приводит к учащению приступов;
    • применение вальпроатов не провоцирует новых клинических проявлений приступов;
    • отсутствие специфических когнитивных нарушений в процессе терапии;
    • отсутствие побочных эффектов в эмоциональной сфере;
    • нормализация электрической активности мозга;
    • улучшение качества жизни пациентов.

    Ориентировочные суточные дозы при терапии вальпроатами составляют 15-45 мг/кг. Специальные формы, удобные для применения при лечении детей и подростков, разработаны для препарата конвулекс (). Так, детям младшего возраста назначаются капли для приема внутрь (с содержанием 10 мг вальпроата натрия в одной капле) или сироп (с содержанием 50 мг вальпроата натрия в 1 мл).

    Уменьшение числа приемов препарата до 1-2 раз в сутки может быть достигнуто при применении таблеток пролонгированного действия, содержащих по 300 и 500 мг вальпроата натрия.

    Своевременное обращение к неврологу и проведение рациональной медикаментозной терапии позволяют добиться существенного улучшения состояния детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ. Однако одной лекарственной терапии для преодоления последствий ЧМТ бывает недостаточно. Все дети, перенесшие ЧМТ, нуждаются в обследовании у психолога с целью выявления возможных нарушений высших психических функций. Нередко данные нарушения бывают негрубыми, но даже в этих случаях они могут оказывать негативное влияние на успешность обучения в школе и поведение ребенка. Следовательно, помощь детям, перенесшим ЧМТ, всегда должна носить комплексный характер.

    Литература
    1. Заваденко Н. Н., Кемалов А. И. Пептидергические ноотропные препараты в лечении последствий закрытой черепно-мозговой травмы у детей //Вестник практической неврологии. - 2003. - № 7. - С. 44 - 50.
    2. Иова А. С., Гармашов Ю. А., Щугарева Л. М., Паутницкая Т. С. Особенности нейромониторинга при коматозных состояниях у детей (шкала комы Глазго - С.-Петербург и ее возрастные особенности). Лучевая диагностика на рубеже столетий. - СПб., 1999. - С. 45-48.
    3. Коновалов А. Н., Лихтерман Л. Б., Потапов А. А. и др. Клиническое руководство по черепно-мозговой травме. - М., 1998. - Т. 1. - 549 с.
    4. Петрухин А. С., Мухин К. Ю. Эпилептология детского возраста. - М., 2003. - 624 с.
    5. Appleton R., Baldwin T. Management of brain-injured children. New York, Oxford University Press. 1998: 257.
    6. Brink J. D., Imbus C., Woo-Sam J. Physical recovery after severe closed head trauma in children and adolescents// J. Pediatrics. 1980; 97: 721-727.
    7. Chaplin D., Deitz J., Jaffe K. M. Motor performance in children after traumatic brain injury. Archives of Physical Medicine and Rehabilitation. 1993; 74:161 - 164.
    8. Christensen J. R. Pediatric Traumatic Brain Injury. In: Developmental Disabilities in Infancy and Childhood. 2-nd ed. Eds. A. J.Capute, P. J.Accardo, Baltimore. 1996: 245 - 260.
    9. Fenichel G.M. Clinical Pediatric Neurology. A signs and symptoms approach. 3-rd ed. Philadelphia, B. Saunders Company. 1997: 407.
    10. Jennett B., Teasdale G. Management of head injuries. Philadelphia, F. A. Davis Co. 1981: 258 - 263.
    11. Kraus J. F., Fide D., Conroy C. Pediatric brain injuries: the nature, clinical course and early outcomes in a defined United States" population. Pediatrics. 1987; 79: 501 - 507.

    Н. Н. Заваденко, доктор медицинских наук, профессор
    А. И. Кемалов, Л. С. Гузилова
    В. Е. Попов,
    кандидат медицинских наук
    М. И. Лившиц, кандидат медицинских наук
    Е. В. Андреева, кандидат медицинских наук

    РГМУ, Москва
    Морозовская детская клиническая больница, Москва

  • Сотрясение мозга является одной из наиболее распространённых травм у взрослых и детей. Из-за падения или удара происходит незначительное повреждение черепа или мягких тканей головного мозга, вследствие чего наблюдается нарушение функций нервных тканей. Но этот процесс обычно не приводит к необратимым последствиям. Как протекает болезнь по этапам, сказать сложно. Многие врачи уверены в том, что при сотрясении происходят нарушения функций клеток нервной системы. Возможно смещение тканей, нарушение связей между мозговыми центрами, недостаточность питания нервных клеток. Вследствие сотрясения возможны незначительные осложнения, которые сложно обнаружить с помощью МРТ. Иногда при сотрясении мозга человек теряет сознание, но не всегда это может заметить. Потеря сознания может длиться от нескольких секунд до нескольких минут.

    Причины

    Получить травму головного мозга ребёнок может в любом месте: на улице, дома, в детских учреждениях или транспорте.

    • Младенцы по невнимательности родителей могут упасть с пеленального стола, кровати, из коляски.
    • Дети постарше учатся двигаться, поэтому падения для них распространённое явление.
    • Дошкольники и школьники младшего возраста любят лазить по деревьям, лестницам и горкам на детских площадках. Поэтому также не исключены черепно-мозговые травмы.
    • Головной мозг младенца может пострадать от сильных укачиваний.

    Симптомы

    • Определить наличие сотрясения у грудных малышей несложно: возможны срыгивания после еды, бледный кожный покров, тошнота и рвота, а также капризное и беспокойное поведение ребёнка с сильными приступами плача.
    • У детей старшего возраста возникает сильная боль в голове и головокружение, изменяется пульс.
    • Ребёнок не может сконцентрировать взгляд и теряется в пространстве.
    • Сразу после падения или удара ребёнок может потерять сознание. Но потеря сознания чаще наблюдается у детей старше одного года. Как распознать ещё - одним симптомом сотрясения мозга у детей является посттравматическая слепота. Она может длиться от нескольких минут до нескольких часов, после чего исчезает без последствий.
    • Некоторые признаки травмы с повреждением головного мозга проявляются лишь через несколько часов после падения или удара.
    • При сотрясении мозга у детей может резко ухудшиться самочувствие, появляется тошнота и рвота, повышается температура.
    • Родителям необходимо знать, что не всегда симптомы сотрясения проявляются сразу после травмы. Поэтому необходимо как можно раньше доставить ребёнка на осмотр к врачу.

    Диагностика сотрясения у ребёнка

    Как понять, что это сотрясение мозга - у детей это делается таким образом: для постановки диагноза необходим осмотр ребёнка врачом, а также составление анамнеза. Осматривать малыша будет травматолог и невропатолог. Точный диагноз будет поставлен после применения одного из методов обследований. Существует несколько способов оценить вероятность повреждения головного мозга, но обычно врач выбирает один из методов. В этих целях используется компьютерная томография или МРТ, а у детей до 1,5 лет проводится УЗИ. Компьютерная томография позволяет быстро и легко оценить состояние головного мозга после падения или удара. МРТ также помогает выявить сотрясение, но процесс обследования более длительный. И к недостаткам МРТ в качестве метода исследования детского головного мозга относится введение наркоза малышу. Для малышей, у которых окончательно не зажил родничок, проводится УЗИ.

    Это поможет вам больше узнать о сотрясении мозга у детей и оказать первую помощь.

    Осложнения

    Обычно сотрясение мозга проходит без последствий. При своевременной диагностике и лечении, ребёнок быстро поправится. Осложнения обычно возникают в случаях неправильного или несвоевременного лечения.

    • Лёгкая степень сотрясения в дальнейшем может проявляться в виде головных болей.
    • Более серьёзная форма сотрясения может вызвать тяжёлые осложнения, из-за которых может возникнуть эпилепсия.
    • Головные боли могут возникать из-за смены погодных условий.
    • Бессонница, раздражительность, резкая смена настроения - все эти последствия иногда проявляются из-за сотрясения мозга у ребёнка.
    • Возможно возникновение «эффекта повтора». Это означает, что малыш будет испытывать те же симптомы, что и во время травмы.

    При возникновении осложнений и резкого ухудшения самочувствия ребёнка, следует немедленно обратиться к врачу и ни в коем случае не заниматься самолечением.

    Лечение

    Что можете сделать вы

    • Если ребёнок получил черепно-мозговую травму, необходимо оказать первую помощь и отправить малыша на осмотр к врачу. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем больше шансов избежать последствий и осложнений.
    • До приезда врачей необходимо расположить ребёнка в удобной позе, но не допускать его сна.
    • При открытой ране на голове, следует её продезинфицировать.
    • Если малыш потерял сознание, его необходимо повернуть на бок.
    • При подозрении на сотрясение мозга у ребёнка нельзя давать обезболивающие, а также ограничить активность малыша.
    • Если ребёнок после падения или удара чувствует себя хорошо, но через несколько часов его состояние резко ухудшилось, следует немедленно вызывать «скорую помощь».

    Что делает врач

    Лёгкое сотрясение мозга лечится обычно дома. В стационаре детей с черепно-мозговыми травмами оставляют в тяжёлых случаях или при подозрении на осложнения. Контроль врачей необходим, чтобы вовремя предотвратить приступы эпилепсии, развитие гематом и отёк головного мозга. По этой причине ребёнок может находиться в стационаре в течение недели. Если после проведения компьютерной или магнитно-резонансной томографии не были обнаружены отклонения или нарушения, ребёнок находится в больнице около 3 дней. Лечение сотрясения у ребёнка заключается в ограничении двигательной активности, назначении мочегонных препаратов и медикаментов с повышенным количеством калия. В некоторых случаях малышу могут назначить успокоительные средства, а также лекарства против аллергии. После проведённого лечения ребёнок нуждается в витаминных комплексах, а также ему необходимо проходить регулярные обследования для предотвращения патологий.

    Профилактика

    Предотвратить сотрясение мозга у детей не всегда представляется возможным. За младенцами следует внимательно смотреть, не оставлять их одних в комнате, на кровати и пеленальном столе. За детьми постарше следить становиться сложнее. Поэтому необходимо объяснять детям правила безопасного поведения не только дома, но и на улице, в детских садах и школах. И запомните, любое сотрясение мозга у детей требует обращения к врачу - ведь легкого сотрясения не бывает!

    Черепно-мозговые травмы стоят на первом месте среди причин поступления детишек в травматологические отделения больниц. По частоте обращений они опережают даже переломы рук и ног. Связано это с тем, что у маленьких детей нарушен центр тяжести, из-за большого веса головы.

    В травматологии принято выделять 3 степени черепно-мозговых травм (ЧМТ), в зависимости от тяжести. Сотрясение головного мозга относится к 1-ой (легкой) степени ЧМТ. 2-я (средняя) степень тяжести – ушиб головного мозга. 3-я (тяжелая) степень характеризуется ушибами головного мозга, с образованием гематом, сдавливанием головного мозга и переломами черепа.

    Причинами ЧМТ в младенчестве чаще всего становится халатность родителей. Груднички падают с пеленальных столиков, кроваток, вываливаются из колясок, или ударяются головой во время активных игр (подбрасывания, полеты и т.д.).

    Когда кроха начинает ходить, опасностей становится намного больше. Ребенок может упасть с лестницы, горки, балкона. Порой, чтобы получить ЧМТ, малышу достаточно упасть с высоты собственного роста. Детки постарше, получают травмы, осваивая различные виды спорта (велосипед, ролики, коньки, лыжи). Чем непоседливее и беспокойнее ребенок, тем тщательнее за ним нужно следить.

    Иногда родителям очень сложно понять, что у малыша ЧМТ, особенно если пострадал новорожденный. Вообще клиническая картина у маленьких деток при получении ЧМТ сильно отличается от взрослой. У младенцев, при получении ЧМТ, обычно появляется тошнота, рвота, обильные срыгивания при кормлении. Кожные покровы бледнеют, появляется испарина, кроха капризничает, отказывается от еды.

    У деток постарше ко всему выше перечисленному могут добавиться обмороки. Если малыш уже способен излагать свои мысли, он может жаловаться на головную боль. Важный симптом ЧМТ – посттравматическая слепота. Такая слепота возникает непосредственно после травмы, или через 1-2 часа и проходит самостоятельно в течение дня. Тяжело предположить ЧМТ в случаях, когда возникает так называемый «светлый промежуток». Так обозначают случаи, когда ребенок поначалу чувствует себя хорошо, а затем состояние резко ухудшается. Поэтому, если у вас возникли даже небольшие опасения, что кроха мог получить ЧМТ, незамедлительно везите его в больницу.

    В больнице малыша осмотрит травматолог, а при наличии такого специалиста и нейрохирург. При подозрении на ЧМТ назначаются различные диагностические мероприятия. Самый простой и распространенный – рентген черепной коробки, он позволяет выяснить не сломаны ли кости черепа, но о состоянии мозга данных не дает. Для исследования мозга назначаются другие процедуры: электроэнцефалография, нейросонография, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, люмбальная пункция.

    Главным принципом в лечении ЧМТ является физический и психологический покой. Поэтому малышу лучше лечь в стационар, где за его состоянием будут следить опытные медицинские работники. Ребенку назначат мочегонные средства, чтобы предотвратить или снять отек головного мозга, успокоительные препараты, чтобы обеспечить покой. При головных болях крохе дадут обезболивающие, а при частой рвоте – противорвотные. Позднее малышу назначат витамины и препараты обеспечивающие дополнительное питание мозга. При хорошем и своевременном лечении ребенок довольно быстро восстанавливается после ЧМТ.

    Любознательность и высокая двигательная активность наряду с неумением адекватно оценивать свои силы являются основными причинами высокого уровня травматизма среди детей. А неразвитая координация и анатомические особенности обуславливают высокий процент сотрясений головного мозга у подрастающего поколения.

    Что такое сотрясение? Причины возникновения

    Специалисты называют сотрясением наиболее легкую из черепно-мозговых травм, сопровождаемую легким расстройством функционирования центральной нервной системы. Оно вызывается резким ударом головного мозга о черепную коробку, при этом не происходит повреждений костных тканей и кровеносных сосудов. Нередко у детей наблюдается потеря сознания на непродолжительный период, которое возвращается быстро и, как правило, без последствий.

    В детском возрасте максимальное количество травм приходится на дошкольный (до 5 лет) и старший подростковый периоды (14–15 лет). Причины травматизма для разных возрастных групп существенно различаются.

    Для младенцев типичны падения с высоты , например, коляски, пенального столика, кроватки. Вина в данных случаях целиком лежит на родителях или лицах, осуществляющих уход за ребенком. Наблюдение за детьми до года должно осуществляться постоянно , при необходимости отлучиться малыш должен быть помещен в безопасное место – кроватку с высокими бортиками или манеж. Сильное укачивание также может привести к сотрясению.

    По мере взросления ребенок овладевает новыми для себя навыками – учится ползать, затем ходить, взбираться по ступеням, а жажда познания не дает сидеть на одном месте. Результатом исследования мира нередко является падение – с лестницы, мебели, качелей, горок или даже высоты собственного роста. Большой вес головы и неумение использовать руки для смягчения удара являются дополнительными факторами, приводящими к сотрясению.

    Ребята, посещающие детские сады и школы, нередко травмируются во время активных игр или при занятиях физкультурой. Не отдавая отчета о возможных последствиях, пострадавшие в этом возрасте нередко скрывают получение травмы, опасаясь наказания.

    Основная масса сотрясений у подростков происходит во время драк, тренировок и занятий экстремальными видами спорта. Их количество достигает 45 % от общего количества случаев.

    Помимо вышеуказанных, получению черепно-мозговых травм способствуют следующие факторы:

    • неразвитые моторика и координация движений;
    • неспособность реально оценивать свои силы;
    • отсутствие страха и неспособность предвидеть возможные последствия.

    Ежегодно в больницах России у несовершеннолетних диагностируется до 120 тысяч случаев сотрясения головного мозга различной степени тяжести.

    Признаки и симптомы

    Если у ребенка проявляется один или несколько из описанных ниже симптомов, родителям стоит насторожиться – все они свидетельствуют о черепно-мозговой травме:

    • кратковременная потеря сознания;
    • тошнота и рвота;
    • изменение цвета лица;
    • вялость, сонливость;
    • головная боль,
    • нарушение координации.

    Диагностировать сотрясение мозга у детей до 1 года достаточно сложно в связи со схожестью симптомов с множеством заболеваний . Однако если после удара или падения у ребенка наблюдаются:

    • потеря сознания (о ней может свидетельствовать отсроченный плач после падения);
    • непрерывный плач или, наоборот, неестественно спокойное поведение;
    • рвота или нетипично частое срыгивание во время кормления;
    • отсутствие аппетита;
    • побледнение кожных покровов;
    • повышение температуры;
    • тремор лица или конечностей.

    В этом случае опытный педиатр или невролог без сомнения поставит диагноз - «сотрясение мозга».

    Дошкольники и младшие школьники уже обладают достаточным уровнем развития, чтобы подробно описать свое состояние. После получения травмы головы у них часто отмечаются:

    • потеря сознания;
    • головная боль;
    • непроходящая тошнота и даже рвота;
    • учащенное сердцебиение;
    • капризность;
    • сонливость или, напротив, бессонница .

    Подростки наряду с вышеперечисленными признаками часто жалуются на:

    • головокружение;
    • дезориентацию;
    • потливость;
    • изменение артериального давления;
    • трудности с фокусировкой взгляда.

    Нередко наблюдаются повышенная утомляемость, ухудшение памяти, замедление реакции на происходящее, невозможность сконцентрироваться, общая усталость.

    В ряде случаев как следствие сотрясения мозга у детей диагностируется посттравматическая слепота, которая развивается как сразу после получения травмы, так и спустя некоторое время. Как правило, она исчезает по прошествии нескольких минут или часов совершенно бесследно.

    Обычно состояние улучшается через несколько суток после травмирования. Однако особенности детского организма таковы, что симптомы сотрясения нередко проявляются не сразу, а спустя несколько часов или даже дней . Поэтому со стороны родителей требуется пристальное наблюдение за состоянием пострадавшего . В большинстве случаев специалистами даётся благоприятный прогноз выздоровления. При выполнении всех предписанных врачом рекомендаций в большинстве случаев все нежелательные последствия исчезают бесследно.

    Степени СГМ

    В зависимости от тяжести проявления различают три степени сотрясения.

    Лёгкая характеризуется спутанностью или кратковременной потерей сознания, незначительным головокружением. Нередко дети жалуются на частые рвотные позывы и слабость. Нормальное функционирование головного мозга обычно восстанавливается через 20–30 минут даже без врачебного вмешательства.

    Средняя степень диагностируется при наличии вышеупомянутых симптомов на протяжении длительного периода. Дети страдают от частой рвоты, сильной головной боли, снижении концентрации внимания, наблюдаются расстройства вестибулярного аппарата и дезориентация.

    Тяжелая сопряжена с продолжительной потерей сознания, провалами в памяти. Кожные покровы бледнеют, нарушается сердечный ритм. В поведении отмечаются вялость, отсутствие двигательной активности, нарушение координации. Все указанные признаки сохраняются на протяжении нескольких дней после получения травмы.

    Диагностика

    Даже при малейшем подозрении на сотрясение родителям незамедлительно следует обратиться к педиатру. Изучив клиническую картину, врач при необходимости направит к узким специалистам – травматологу и неврологу. Сотрясение мозга диагностируется при:

    • нарушении двигательных функций глазных яблок;
    • дивиации языка – неконтролируемом отклонении вправо или влево;
    • понижении тонуса мышц;
    • ярко выраженном ладонно-подбородочном рефлексе.

    Нередко для точной постановки диагноза требуется проведение дополнительных исследований .

    Нейросонография проводится при получении травмы ребенком в возрасте до 2 лет. Данная процедура проводится через родничок и направлена на выявление отеков, внутренних гематом и кровоизлияний.

    При помощи рентгенографии выявляется наличие переломов костей черепа и шейного отдела позвоночника.

    Эхо-энцефалография позволяет на основании косвенных признаков выявить наличие гематом или других образований. На сегодняшний день данный метод является малоинформативным и постепенно заменяется современными высокотехнологичными разработками.

    Компьютерная томография позволяет детально исследовать мозг и черепную коробку, выявляя любые повреждения, наличие гематом и переломов.

    МРТ позволяет досконально исследовать ткани головного мозга. Для исследования черепно-мозговых травм у детей применяется достаточно редко, так как требует 20-минутной полной неподвижности пациента.

    Первая помощь

    При наличии малейшего подозрения на сотрясение мозга необходимо незамедлительно вызвать врача или организовать срочную доставку в больницу . Ранняя диагностика способствует скорейшему началу лечения.

    В ожидании машины скорой помощи пострадавшему обеспечивается полный покой. Однако по возможности следует поддерживать его в состоянии бодрствования, так как во время сна отсутствует возможность следить за динамикой развития болезни.

    Ребенок укладывается на бок, левые рука и нога при этом сгибаются. Эта поза обеспечивает устойчивость и не позволяет захлебнуться внезапной рвотой и препятствует западанию языка в гортань. Нельзя перемещать пострадавшего, находящегося без сознания .

    Раны и ссадины следует обработать любым имеющимся в наличии антисептиком, наложить лейкопластырь или повязку. Для уменьшения отека на место ушиба накладывается лед.

    Необходимо систематически контролировать равномерность и частоту пульса. У детей до года он измеряется на родничке, у более старших – на сонной артерии. Не стоит измерять пульс на запястье, так как при травмировании циркуляция крови нарушается, и общая клиническая картина искажается.

    При явном отсутствии пульса и дыхания необходимо незамедлительно сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, принимая во внимание небольшой объем легких и незначительную толщину ребер.

    При наличии сильной жажды губы можно смачивать водой, давать питье не рекомендуется. Также не следует устранять головную боль медицинскими препаратами, так как это может затруднить оценку состояния пострадавшего врачом.

    Лечение черепно-мозговых травм требует полного покоя. Поэтому даже при легкой степени тяжести не стоит позволять ребенку проявлять чрезмерную активность, смотреть телевизор и проводить время за компьютером.

    Лечение

    Даже если полученная травма кажется незначительной, а состояние ребенка не вызывает опасений, консультация врача является обязательной . Сотрясение мозга опасно отложенными состояниями, когда яркие симптомы проявляются не сразу. А создать полную картину на основании анамнеза способен лишь опытный специалист.

    В лечении ЧМТ основными факторами являются полный покой и круглосуточное наблюдение за пациентом. Поэтому госпитализация в стационар при любых степенях сотрясения является обязательной .

    Снижение двигательной активности также способствует скорейшему выздоровлению. Категорически запрещаются бег, прыжки, активные игры.

    Медикаментозная терапия

    Комплексное лечение сотрясения мозга подразумевает использование следующих групп препаратов:

    • ноотропных;
    • мочегонных;
    • успокоительных;
    • седативных;
    • витаминов.

    Ноотропы назначают для нормализации мозговой деятельности и повышения устойчивости нервных клеток к окружающим условиям. Для лечения детей чаще всего используются пирацетам и глицин . Нейропротекторы также помогают купировать головные боли и избавляют от головокружений.

    Мочегонные средства призваны справиться с отеками мозга. Детские неврологи охотно назначают Диакарб , Гипотиазид . Во избежание выведения необходимого для организма калия, эти лекарства необходимо применять одновременно с калиясодержащими препаратами.

    В качестве легкого успокоительного средства для лечения детей назначают настойку валерианы , при наличии осложнений допускается применение Феназепама .

    Среди противоаллергических препаратов доверие вызывают Фенистил , проверенный Супрастин или Диазолин .

    При сильных головных болях применяют Баралган или Седалгин , с тошнотой и рвотой успешно справляется Церукал .

    Эффективным дополнением к медикаментозному лечению являются прием поливитаминных комплексов, массаж, физио- и релаксотерапия .

    При наблюдении положительной динамики пациента выписывают из стационара через 7–10 дней . 2 недели даётся врачами на прохождение последующего лечения в домашних условиях. Перенесшего сотрясение мозга школьника освобождают от занятий физкультурой на срок до 3 месяцев с обязательной постановкой на диспансерный учёт.

    Домашнее лечение

    Если состояние ребенка не вызывает опасений, продолжить лечение вполне можно и в домашних условиях. Однако в данном вопросе родителям лучше положиться на компетентное мнение врача.

    Для успешного лечения травмированному ребенку необходимо обеспечить:

    • строгое соблюдение постельного режима на протяжении 7 дней . Категорически запрещается смотреть телевизор и читать, работать или играть на компьютере (частая смена кадров неблагоприятно влияет на мозг и центральную нервную систему). Не возбраняется слушать негромкую спокойную музыку или аудиокниги (исключительно без наушников);
    • полное спокойствие без стрессовых ситуаций и эмоционального возбуждения. Допускаются непродолжительные контакты с родственниками и друзьями;
    • регулярный прием лекарственных средств , натуральных успокоительных препаратов и травяных чаев.
    • соблюдение графика питания . В рацион юного пациента необходимо включать легкоусваиваемые продукты, богатые витаминами и микроэлементами. Особенно важными для скорейшего выздоровления являются:
      • витамины группы В (их максимальное количество содержится в гречке, картофеле, спарже, пивных дрожжах, яичном желтке);
      • магний (в гречке, овсянке, орехах, какао). Дефицит магния чреват серьезными последствиями для сосудов;
      • кальций , получаемый организмом из молока, творога и кисломолочных продуктов. Молоко стимулирует иммунную систему, приводит в порядок пищеварение и обмен веществ.

    В обязательном порядке в детском рационе должно присутствовать значительное количество овощей и фруктов, содержащих полезные витамины и микроэлементы. В восстановительный период допускается потребление свежих, печеных, вареных продуктов или пищи, приготовленной на пару. Следует полностью исключить потребление жареных блюд и копченостей.

    Под запретом находятся:

    • спортивные занятия на срок до 1 года;
    • потребление острой и соленой пищи, жареных блюд и копчёностей;
    • черный и зеленый чай в большом количестве из-за тонизирующего воздействия на нервную систему. Эти бодрящие напитки можно заменить компотом или фруктовым чаем.
    • интенсивные умственные нагрузки на протяжении как минимум 1 недели.

    Употребление ребенком травяных сборов позволяет значительно ускорить процесс восстановления после травмы. Превосходные вкусовые качества большинства рецептов народной медицины делают отвары любимым напитком детворы и помогают легче перенести вынужденное ограничение активности.

    Настой из ромашки с мелиссой

    Ежедневное применение этого настоя способствует улучшению мозговых функций после перенесенной травмы. Для его приготовления потребуется взять по 10 г сухой аптечной ромашки и мелиссы, залить смесь стаканом кипящей воды и варить на медленном огне 10–15 минут. После остывания напиток процеживают, разделяют на равные доли и поят пострадавшего 2 раза в сутки.

    Отвар из полевого зверобоя

    2 столовые ложки сухого зверобоя залить 2 стаканами кипящей воды, аккуратно размешать, поставить на водяную баню и варить на протяжении 15–20 минут. Полученный отвар остудить, процедить через марлю, перелить в стеклянную посуду. Полезный напиток из зверобоя хранится в холодильнике на протяжении недели.

    Травяные чаи, к сожалению, не могут быть основным лечащим препаратом при сотрясении. Однако в составе комплексной терапии оказывают значительное воздействие на головной мозг.

    Последствия

    К счастью, у большинства детей с диагнозом «сотрясение головного мозга» наблюдается полное выздоровление. Нежелательные последствия при легкой степени исчезают уже через сутки-двое, тяжелые травмы требуют более длительного восстановительного периода .

    Несвоевременное обращение родителей за медицинской помощью может привести к возникновению метеочувствительности, головным болям. В течение определенного периода дети могут жаловаться укачивание в транспорте и головокружение.

    Запоздалое начало лечения чревато ухудшением памяти и снижением остроты зрения, быстрой утомляемостью и невнимательностью.

    Люди, в детском возрасте перенесшие сотрясение мозга, чаще других подвержены:

    • эмоциональным вспышкам;
    • повышенной раздражительности;
    • вазомоторным расстройствам.

    Одним из наиболее неприятных осложнений называют посткоммоционный синдром. Он характеризуется хронической усталостью, отсутствием концентрации внимания, головными болями, апатией и эмоциональной неустойчивостью. Может развиться как спустя 5 месяцев, так и через 3 года после получения травмы.

    Наиболее часто самые тяжелые последствия возникают при повторном травмировании, несвоевременной госпитализации или отсутствии должного лечения.

    Видео: что делать при сотрясении мозга у ребенка?

    Родителям следует помнить, что любое, даже самое безобидное падение или ушиб у ребенка могут привести к самым непредсказуемым последствиям. Любые изменения в его состоянии или поведении являются поводом для срочного визита к врачу. Внимательное отношение к собственным детям позволит всем вам сохранить здоровье и прожить полноценную счастливую жизнь!

    Похожие публикации