Виды батманов в хореографии. Словарь от А до Я (балет)
Так же как книга сложена из слов, дом из кирпичей, любой балет сложен из движений. Строгие, раз и навсегда установленные позиции рук и ног, позы, прыжки, вращения, связующие движения - основа классического танца. Соединяя эти движения, выстраивая их в определенном порядке, балетмейстер создает хореографический рисунок балета. Красота и сила движений зависят от того, точно ли они выражают характер музыки, и от того, какой смысл вкладывают в них постановщик - балетмейстер и исполнитель - артист балета. И оказывается, что одно и то же движение может выглядеть по-разному, может быть добрым и злым, отважным и трусливым, красивым и уродливым, и зависит это иногда от наклона головы, иногда от положения рук и корпуса, от силы и выразительности прыжка, от плавности и стремительности вращения. Потому так непохожи друг на друга балетные спектакли.
В балете существуют основные движения и понятия, которые каждый любитель этого искусства должен знать! Основные 4 позы в балете носят названия - Арабеск, Экарте, Алясгон и Аттитюд. Это позы, в которых исполнитель балансирует на одной ноге, держа другую в этот момент в воздухе.
АЛЯСГОН, АРАБЕСК, АТТИТЮД, ЭКАРТЕ. Основные позы, "киты", на которых держится классический балет. Во всех этих позах исполнитель стоит на одной ноге, а другая высоко поднята: в сторону (алясгон), назад (арабеск), назад с согнутым коленом (аттитюд), по диагонали вперед или назад (экарте).
АССАМБЛЕ . Прыжок, во время которого одна нога открывается в сторону, вперед или назад, а к концу прыжка подтягивается к другой ноге.
Адажио - Танец двух или нескольких героев балета, нацеленный на раскрытие эмоционального состояния.
Па (фр. pas — шаг) — отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца.
Глиссад - специальное движение, основная цель которого подготовка перед прыжком.
Глиссе (от glisser — скользить) — шаг, при котором носок скользит по полу из V позиции в IV. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. Glisse р. в arabesque, повторенное несколько раз, — одно из самых красивых и выразительных движений классического танца.
Гранд батман (от фр. grands battements) — бросок ноги на максимальную высоту.
Плие (plié — складывать, мягко сгибать) — demi plié — небольшое приседание.
ЖЕТЕ. Прыжок с одной ноги на другую. Большие жете исполняются, как прыжок через воображаемое препятствие во всех основных позах балета - арабеске, аттитюде, алясгоне.
КАБРИОЛЬ. Прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. Ноги сильно вытянуты. Исполняется этот прыжок во всех направлениях: вперед, в сторону, назад.
Баллон (от фр. ballon, от balle - шар) — способность танцовщика сохранять в прыжке (в воздухе) позу и положение, принятые на земле, — танцовщик как бы замирает в воздухе.
Батри (от фр. batteries — бить) — прыжковые движения, орнаментированные заносками, т.е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в V позиции (до удара и после него ноги слегка разведены в стороны).
Антре (от фр. entree — вступление, выход на сцену) — в балете выход на сцену одного или нескольких исполнителей. Вступительная часть в па де де, па де труа.
ПА-ДЕ-ДЕ. Главная танцевальная сцена в балете или в одном из актов балета. В па-де-де раскрываются взаимоотношения героев, показывается танцевальное мастерство исполнителей. Па-де-де состоит из адажио, вариации танцовщика и вариации балерины и коды - коротких, технически сложных танцевальных кусков танцовщика и балерины.
Кода (от фр. Coda) — быстрая, заключительная часть танца, следующая за вариацией
ПЯТАЯ ПОЗИЦИЯ. Основная позиция ног классического танца. Ноги развернуты на сто восемьдесят градусов. Пятка правой ноги плотно прижата к носку левой, а пятка левой ноги плотно прижата к носку правой. Из этой позиции чаще всего начинается танец, и этой позицией чаще всего заканчивается.
ПИРУЭТ. Вращение вокруг своей оси на полупальцах или пальцах одной ноги. Пируэты бывают маленькие, когда во время вращения одна нога плотно прижата к другой спереди или сзади. Большие пируэты исполняются во всех основных позах.
Аронди (от фр. arrondie — округлённый) — округлённое положение руки.
СОТЕ. Прыжок, во время которого сильно вытянутые ноги находятся в первой, второй или пятой позициях.
ТУРЫ. Вращение вокруг своей оси во время прыжка. Туры делают с одним и двумя оборотами. Тур с двумя оборотами - элемент мужского танца.
Бризе (от фр. brisé — разбивать; обозначает лёгкий, порывистый морской ветер) — маленький прыжок, с продвижением вперёд или назад за ногой. Заканчивается прыжок в V позиции. Разновидность: brise dessus (вперёд) — dessous (назад).
ШАЖМАН ДЕ ПЬЕ. Прыжок, во время которого ноги находятся в пятой позиции и меняются местами.
Ронд дэ Жамб - если переводить дословно с французского - круг ногой. На самом деле в этом движении ногой описывается полукруг.
Шажман дэ Пье - специальный прыжок из пятой позиции, при котором ноги меняются местами.
Фуэте - самое известное движение балерины, а если точнее, вращение ее на пальцах одной ноги как волчок. Вращение балерины вокруг своей оси на пальцах одной ноги. Другую после каждого поворота она открывает в сторону. Фуэте обычно исполняется в очень быстром темпе шестнадцать или тридцать два раза подряд.
Entrechat (антраша́ — итал. intrecciato — плетёный, также определяется для того вида прыжка, как скрещенный) — вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги немного разводятся в воздухе и соединяются в V позиции вновь, при этом не ударяясь друг с другом, так как находятся в выворотном положении от бедра.
ВАРИАЦИЯ. Сольный танец, танцевальный монолог. Небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически усложнённый. Вариации бывают мужские и женские, terre a terre и прыжковые. Первые построены на мелких, технически сложных движениях, вторые — на больших прыжковых.
А ля згонд (от фр. a la seconde) — поза классического танца, когда нога поднята на II позицию в сторону на 90° и выше.
Элевация (от фр. elevation — возвышение, возвышенность) — в классическом танце означает высокий прыжок.
ПОДДЕРЖКА. Необходимый элемент классического танца. Во время танца танцовщик помогает балерине, поддерживает, поднимает ее.
Выворотность — раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
ПАЧКА. Костюм балерины, состоящий из многих коротеньких накрахмаленных тюлевых юбочек. Эти пышные и легкие юбочки делают пачку воздушной и невесомой.
ПУАНТЫ. Один из основных элементов женского танца в классическом балете - танец на кончиках вытянутых пальцев. Для этого нужны балетные туфли с твердым носком.
УРОК. Артисты балета никогда не перестают учиться. Каждый день они приходят в балетный класс на урок. Он длится не меньше часа. Урок делится на две половины: меньшая - экзерсис (упражнение) у станка и большая - экзерсис на середине зала. Во время урока совершенствуются и отрабатываются все движения, которые нужны в танце артисту балета.
БАЛЕТМЕЙСТЕР. Человек, который сочиняет, или, как говорят, ставит балет. Иногда балетмейстером, или балеруном, называют исполнителей мужских партий в балете. Это неправильно. Мужчина в балете называется танцовщиком.
Дивертисмент (от фр. divertiss-ment — увеселение, развлечение) — 1) Вставные (балетные или вокальные) номера, исполняемые между актами спектакля или в конце его, часто составлявшие единое развлекательное представление, не связанное с сюжетом основного; 2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертного соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр).
ЛИБРЕТТО. Литературный сценарий балета, его содержание.
Кордебалет (от фр. corps de ballet, от corps - личный состав и ballet — балет) — коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Кордебалет может выступать как самостоятельно, так и в массовых танцах.
Премьер (от фр. premier — первый) — солист балета, исполняющий главные партии в спектаклях балетной труппы; танцовщик высшей категории. Первым танцовщиком-премьером в истории балета был Пьер Бошан — солист балета Королевской академии музыки, созданной в 1669 году королём Людовиком XIV (танцевал с 1673 по 1687 год).
Изучив эти понятия, вы всегда будете понимать о чем говорят различные знатоки в антракте очередного прекрасного балета.
ТЕРМИНЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Терминология классического танца сложилась в XVII веке во Франции, в Королевской Академии танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Но она претерпела много изменений, дополнений, прежде чем пришла к той строй ной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и ее создательница профессор Агриппина Яковлевна Ваганова.
Однако французский язык остался в терминологии столь же обязательным, как латынь в медицине. Произношение французских слов, указанное в скобках, является условным.
Adajio [ адажио ] | Медленно, медленная часть танца. |
Allegro [ аллегро ] | Прыжки. |
Allonge [ ссамбл ] | Удлинить, продлить, вытянуть. Движение из adajio, означающее вытянутое положение ноги и скрытую часть руки. |
Aplomb [ апломб ] | Устойчивость. |
Arabesque [ арабеск ] | Поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4. |
Assamble [ ссамблее ] | Соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги. |
Attitude [ аттитюд ] | Поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута. |
Balance [ балансе ] | Качать, покачиваться. Покачивающееся движение. |
Pas ballonne [ па баллонэ ] | Раздувать, раздуваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на surlecoudepied. |
Pas ballotte [ па баллоттэ ] | Колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь. |
Balancoire [ балансуар ] | Качели. Применяется в grandbattementjete. |
Batterie [ батри ] | Барабанный бой. Нога в положении surlecoudepied проделывает ряд мелких ударных движений. |
Pas de bourree [ па де буррэ ] | Чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением. |
Brise [ бризе ] | Разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками. |
Pas de basque [ па де баск ] | Шаг басков. Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии. |
Battement [ батман ] | Размах, биение. |
Battement tendu [ батман тандю ] | Отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги. |
Battement fondu [ батман фондю ] | Мягкое, плавное, «тающее» движение. |
Battement frappe [ батман фраппэ ] | Движение с ударом, или ударное движение. |
Frappe [ фраппэ ] | Бить. |
Battement double frappe [ батман дубль фраппэ ] | Движение с двойным ударом. |
Battement developpe [ батман девлоппэ ] | Раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 0 в нужное направление, позу. |
Battement soutenu [ батман сотеню ] | Выдерживать, поддерживать, движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение. |
Cabriole [ кабриоль ] | Прыжок с подбиванием одной ноги другой. |
Chain [ шен ] | Цепочка. |
Changement de pieds [ шажман де пье ] | Прыжок с переменой ног в воздухе. |
Changement [ шажман ] | Смена. |
Pas chasse [ па шассэ ] | Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую. |
Pas de chat [ па де ша ] | Кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук. |
Le chat [ ле ша ] | Кошка. |
Pas ciseaux [ па сизо ] | Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе. |
Coupe [ купэ ] | Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок. |
Pas couru [ па курю ] | Пробежка по шестой позиции. |
Croisee [ краузэ ] | Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую. |
Degagee [ дегаже ] | Освобождать, отводить. |
Developpee [ девлоппэ ] | Вынимание. |
Dessus-dessous [ десю-десу ] | Верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre. |
Ecartee [ экартэ ] | Отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали. |
Effacee [ эфасэ ] | Развернутое положение корпуса и ног. |
Echappe [ эшаппэ ] | Вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую. |
Pas emboite [ па амбуатэ ] | Вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе. |
En dehors [ ан деор ] | Наружу, из круга. |
En dedans [ ан дедан ] | Внутрь, в круг. |
En face [ ан фас ] | Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног. |
En tournant [ ан турнан ] | Вращать, поворачивать корпус во время движения. |
Entrechat [ антраша ] | Прыжок с заноской. |
Fouette [ фуэтэ ] | Стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается. |
Ferme [ фермэ ] | Закрывать. |
Pas faille [ па файи ] | Подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую. |
Galloper [ галоп ] | Гоняться, преследовать, скакать, мчаться. |
Glissade [ глиссад ] | Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола. |
Grand [ большой ] | Большой. |
Jete entrelacee [ жетэ антрэлясэ ] | Перекидной прыжок. |
Entrelacee [ антрэлясэ ] | Переплетать. |
Jete [ жэтэ ] | Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке. |
Jete ferme [ жэтэ фермэ ] | Закрытый прыжок. |
Jete passé [ жэтэ пассэ ] | Проходящий прыжок. |
Lever [ левэ ] | Поднимать. |
Pas [ па ] | Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец». |
Pas d’achions [ па д ’ аксион ] | Действенный танец. |
Pas de deux [ па дэ дэ ] | Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы. |
Pas de trios [ па дэ труа ] | Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика. |
Pas de quatre [ па дэ катр ] | Танец четырех исполнителей, классический квартет. |
Passe [ пассэ ] | Проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги. |
Petit [ пти ] | Маленький. |
Petit battement [ пти батман ] | Маленький батман, на щиколотке опорной ноги. |
Pirouette [ пируэт ] | Юла, вертушка. Быстрое вращение на полу. |
Plie [ плие ] | Приседание. |
Demi-plie [ деми плие ] | Маленькое приседание. |
Pointe [ пуантэ ] | Носок, пальцы. |
Port de bras [ пор де бра ] | Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы. |
Preparation [ прэпарасион ] | Приготовление, подготовка. |
Releve [ релевэ ] | Приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы. |
Releve lent [ релевэ лян ] | Медленный подъем ноги на 90 0 . |
Renverse [ ранверсэ ] | Опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте. |
Rond de jambe par terre [ рон де жамб пар тер ] | Вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу. |
Rond [ рон ] | Круг. |
De jambe [ дэ жамб ] | Нога. |
Terre [ тер ] | Земля. |
Rond de jambe en l’air [ рон де жамб ан лер ] | Круг ногой в воздухе. |
l’air | Воздух. |
Soute [ сотэ ] | Прыжок на месте по позициям. |
Simple [ семпль ] | Простой, простое движение. |
Sissonne [ сисон ] | Прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого. |
Sissonne fermee [ сисон ферме ] | Закрытый прыжок. |
Sissonne ouverte [ сисон уверт ] | Прыжок с открыванием ноги. |
Sissonne simple [ сисон семпль ] | Простой прыжок с двух ног на одну. |
Sissonne tombee [ сисон томбе ] | Прыжок с падением. |
Saut de basque [ со де баск ] | Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе. |
Soutenu [ сутеню ] | Выдерживать, поддерживать, втягивать. |
Sur le cou de pied [ сюр лек у де пье ] | Положение одной ноги на щиколотке другой (опорной) ноги. |
Temps lie [ тан лие ] | Связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение. |
Temps leve soutee [ тан левэ сотэ ] | Прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу. |
Temps levee | Временно поднимать. |
Tire-bouchon [ тир бушон ] | Закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед. |
Tour chainee [ тур шенэ ] | Сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим. |
Tour en l’air [ тур ан лэр ] | Воздушный поворот, тур в воздухе. |
Tour [ тур ] | Поворот. |
Выворотность | Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах. |
Координация | Соответствие и согласование всего тела. |
Grand [гранд] — с франц. большой. Используется как приставка для уточнения широты и амплитуды движения (например: ).
Petit [пти] — с франц. малый. Используется как приставка для уточнения широты и амплитуды движения (например: ).
Pas [Па] — движение или комбинация из движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».
Par terre [партер] — c франц. на полу. Термин, который применяется к движениям для обозначения положения рабочей ноги.
Preparation [препросьён] с франц. подготовка. Исполняется на вступление или конец музыкальной фразы для подготовки к основному упражнению или движению.
Aplomb [Апломб] дословный перевод с франц. отвесный. Характеризует устойчивость исполнителя.
Adagio [Адажио] с итал. медленно, тихо. Плавные, спокойные движения под медленный музыкальный темп.
À la seconde [А ля згонд] с франц. ко второй. Положение рабочей ноги в сторону на 90° или выше.
Allegro [Аллегро] с итал. весело. В хореографии словом Allegro [Аллегро] принято называть прыжковую часть урока.
Elevation [Элевация] с франц. подъем, возвышение. Способность танцовщика выполнять высокие прыжки с фиксацией позы.
Ballon [баллон] с франц. мяч, воздушный шар. Этим термином в хореографии называют умение «зависать» в воздухе, сохраняя позу. Этот навык бывает приобретенный и врожденный. Развивается баллон специальными упражнениями, заимствованными из акробатики.
En facé [ан фас] с франц. перед лицом, спереди, в лицо. Положение лицом к смотрящему, при котором «лицевая» часть головы, корпуса, ног обращена прямо к зрителю(первая точка). Во время работы с хореографическим станком, положение анфас может меняться: 1) бедра, плечи и лицо развернуты к станку, обе руки на палке; 2) боком к станку, положение анфас параллельно палке; 3) спиной к станку.
Épaulement [Эпальман] с франц. плечо. Разворот корпуса в диагональ (2 или 8 точку в пространстве).
Разделены на восемь частей (Рис. 1). Первая точка определяется исполнителем, лицом к зрителю (En facé [ан фас]). Вторая точка – разворот корпуса в диагональ (Épaulement [Эпальман]), вправо. Третья точка – разворот корпуса вправо, левым боком к зрителю. В каждую следующую точку корпус аналогично разворачивается вправо.
Double [Дубль] с франц. двойник, двойной. Удвоенное исполнение элемента в движении.
En dehors [Андеор] с франц. снаружи. Направление движения или поворота от себя или наружу.
En dedans [Андедан] с франц. внутрь. Направление движения или поворота к себе, вовнутрь.
Выворотность — раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
Координация — соответствие и согласование всего тела.
Полупальцы –положение стоп(ы), когда вес тела остается на «подушечках» пальцев ног(и), а пятка максимально отрывается от пола. Еще говорят встать «на носочки».
Затакт – в музыке слабая доля перед сильной в начале такта музыкального предложения. В хореографии затакт – сигнал к началу выполнения любого движения, его принято выделять командой «И».