Синтаксический строй предложения как средство выразительности (по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"). Разнообразие научных подходов к синтаксису. Многозначность термина синтаксис. Синтаксический строй языка. Краткая история синтаксической науки

План

СИНТАКСИС. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 3-4

1. Разнообразие научных подходов к синтаксису. Многозначность термина синтаксис. Синтаксический строй языка. Краткая история синтаксической науки.

2. Система синтаксических единиц.

3. Синтаксические связи и отношения.

4. Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц.

5. Грамматическое значение синтаксических единиц.

Современное теоретическое языкознание характеризуется отсутствием единого по концептуальной базе синтаксиса (далее – С): по-разному описывают ученые его предмет, объект изучения, проблематику, аспекты. Аналитики науки (http://www.univer.omsk.su/trudy/fil_ezh/n2/odincova.html/) · сводят это множество к двум принципиально различающимся С. – узкому и широкому.

Узкий , хронологически первый, - классический С. , от античности до наших дней, определяется как часть грамматики (плюс-минус морфология). Предмет узкого С. грамматическая структура связной речи . Центральная единица – предложение (конструкция) – с его грамматическим значением, компонентами (членами предложения). В рамках этого С. как особые объекты рассматриваются минимальные структурные схемы словосочетаний и простых предложений. История формирования идей традиционного грамматического С. в русистике детально описывается в следующих фундаментальных работах: В.В. Виноградов. Из истории изучения русского синтаксиса (От Ломоносова до Потебни и Фортунатова).1958, Вопросы синтаксиса современного русского языка / Под ред. В.В. Виноградова. 1950, Грамматические концепции в языкознании XIX века. 1985). Основные идеи грамматического С. отражены в академических грамматиках (далее: АРГ-54 (отв. ред. В.В. Виноградов), АРГ-70, АРГ-80 (отв. ред. Н.Ю. Шведова), а также в монографиях И.П. Распопова (Строение простого предложения в современном русском языке. 1970), Н.Н. Прокоповича (Словосочетание в современном русском литературном языке. 1966), Л.Д Чесноковой (Связи слов в современном русском языке. 1980), . Е.С. Скобликовой (Согласование и управление в русском языке. 1971), П.А. Леканта (Синтаксис простого предложения в современном русском языке. 1974).

В недрах традиционного С. с его доминирующим вниманием к языковым формам, которые изучались вне их связей с разнообразными аспектами бытия языка зародился новейший С., ориентированный на исследование языка в непосредственной связи с человеком говорящим. Исследования языка стали проводиться с учетом антропологического принципа. Суть его заключается в том, что «научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования. Человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективу и конечные цели» [Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине 20 века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца 20 века. М., 1995. С. 212].


Так появился второй – широкий, неклассический С. Он стал формироваться в 60-70 гг. 20 века, это время в лингвистике называют «штурмом семантики предложения». Примерный возраст широкого С. - 40 лет; он не ограничивается грамматикой и языковыми характеристиками связной речи. Его предмет фундаментальные языковые и внеязыковые законы, правила связной речи в их функциональном единстве . Они реализуют главное назначение речи – ее способность обеспечивать коммуникацию: формировать, выражать, передавать сообщение как разнообразную информацию (мысли, чувства, состояния). Предмет широкого С. составляют три блока. 1. Законы логического мышления. 2. Законы коммуникативного поведения . 3. Законы языка , обеспечивающие формирование, выражение и сообщение информации. Центральная единица широкого С. – минимальный фрагмент связной речи – высказывание (акт коммуникативного поведения). Основные характеристики высказывания: 1. Целостное содержание ; 2. Целостная – интонационно-звуковая (или графическая), лексическая, грамматическая форма . 3. Паралингвистические средства: элементы языка тела (мимика, жесты, голос).

Обратимся к псевдопредложению (т.е. предложению вне ситуации) (термин В.А. Звегинцева). Он проплыл сто метров кролем за 45 секунд (пример Ю.Д. Апресяна). Любой носитель русского языка только благодаря своим лингвистическим знаниям (ЛЗ слов, синтаксических конструкций, интонации) поймет, что «плывя кролем, но покрыл расстояние в 100 метров и затратил на это 45 сек.».

Если это ПРДЛЖ рассмотреть как высказывание, т.е. как часть какой-либо ситуации, то, на фоне таблицы мировых достижений по плаванию, оно может быть осмыслено как сообщение о мировом рекорде. В другом контексте: при обсуждении претендентов на включение в состав сборной, для пловца, личные результаты которого хуже озвученных, оно может означать, что ему нет места в сборной и т.п.

Основные идеи широкого С. отражены в трудах Н.Д Арутюновой (Предложение и его смысл. 1976; Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. 1988), И.И. Ковтуновой (Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. 1976); Е.В. Падучевой. (Высказывание и его соотнесенность с действительностью. 1985; Семантические исследования. 1996), В.Г. Гака (Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики. 1973), Ю.С. Степанова (Имена. Предикаты. Предложения. 1981) и др.

Широкий С . по своей проблематике, аспектам образно ассоциируется с расширяющейся Вселенной, ибо речевую коммуникацию, даже отдельные коммуникативные акты, трудно познать и описать исчерпывающе. Подробнее об этом см.: Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. (М., 1982). Возможно, предмет этого С. окажется в ведении другой науки под названием, например, речеведение (термин предложен А.П. Сковородниковым, Т.В. Шмелевой и др.).

Сегодня установлено, что, с лингвокреативной точки зрения различны роли участников коммуникации. Говорящий – активный ее участник, слушающий – пассивный. Избирая область исследования, современный синтаксист принимает положения либо узкого, либо широкого С. В первом случае он отталкивается от формы речи , занимается С. слушающего - пассивным С . Слушающий является получателем информации, интерпретатором, воспринимающим и анализирующим языковую форму адресованного ему сообщения. Так он извлекает из нее содержание. Вставая на позиции широкого С., синтаксист исходит из содержания (смыслов) , занимается активным С ., то есть продуктом и целью инициативного коммуникативного воздействия говорящего, творца высказывания.

Пассивный С. иначе называют структурно-семантическим , активный – функциональным , ономасиологическим . Эти С-сы в принципе взаимно обратимы, как обратимы правила кодирования и декодирования в любых информационных системах. Правда, подтвердить данное положение, убедительно иллюстрируя его наблюдениями над естественными языками, пока никому не удавалось. Современное языкознание стремится (дрейфует) в речевую бесконечность, ибо сам язык – по своим базовым функциям не что иное, как средство выражения мысли (воли, чувства) и, главное, реальность человеческой коммуникации. Подробнее об этом см.:Колшанский Г.В. (Коммуникативная функция и структура языка. 1984); Каменская О.Л. (Текст и коммуникация. М., 1990).

Отношение между кратко охарактеризованными узким (грамматическим, структурно-семантическим, пассивным) С. и широким (коммуникативно-логическим, функциональным, активным) С. в лингвистике наших дней осознано по-разному.

1. Как интегративное : первый включается во второй как один из его механизмов – в плане формы. См монографии Т.П. Ломтева (Структура предложения в современном русском языке. 1979), О.И. Москальской (Проблемы системного описания синтаксиса.1974) и др.

2. Как осознанно оппозитивное , критическое, главным образом со стороны представителей традиционного С. См. труды И.П Распопова (Спорные вопросы синтаксиса. 1981), Ю.В. Фоменко (Трудные и спорные вопросы синтаксиса современного русского языка. 1997).

3. Как нейтральное : сторонники тех или иных версий С. как бы не замечают друг друга, не придают значения отсутствию в современном языкознании концептуально единого С. См.: Синтаксис // Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. 1995.

Иначе говоря, объективно в сегодняшнем языкознании существует атмосфера синтаксического плюрализма (для науки это норма). Ставим своей учебной задачей по мере сил осветить основные положения каждого подхода.

Синтаксический плюрализм проявляется в справочных лингвистических изданиях, в монографических исследованиях, в вузовских учебниках (по русскому и др.). Проиллюстрируем это, обратившись к двум определениям одного термина.

1) Синтаксисом называется а) вся та область грамматического строя языка, которая охватывает разнообразные конструкции, образующиеся по определенным правилам соединения слов; б) вся та область грамматической науки, которая изучает названные в п. а конструкции [АРГ-80. С.5].

2) Предметом синтаксиса является слово в его отношении и связи с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение [Современный русский литературный язык. Учебник под ред. П.А. Леканта. 1982. С. 246. Далее – Лекант].

Сравним оба определения. В первом из них акцент сделан на результате действия синтаксических правил, во втором - на процессе их действия. Кроме того, АРГ-80 не упоминает о том, что синтаксические конструкции не существуют вне связной речи, они – арсенал Языка, а в учебнике синтаксис оказывается погруженным в Речь: синтаксис изучает, как из слов получаются языковые единицы, которые можно использовать в связной речи.

Оба эти подхода нисколько не противоречат друг другу: они лишь рассматривают одну и ту же область научного знания с разных точек зрения. Первый подход – узкий, структурный. Второй – широкий, коммуникативный.

Термин С. употребляют для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке.

Синтаксис языка – это его синтаксический строй (объект изучения), совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц. В общей языковой системе синтаксический уровень – явление высшего порядка, ибо для успешной коммуникации, для выражения мысли недостаточно только отбора лексем, необходимо грамматически правильное установление связи между словами. Как бы ни был богат словарный состав языка, он все же поддается инвентаризации, но «язык неистощим в соединении слов» (А.С. Пушкин). Эти соединения слов бесчисленны! Однако именно в грамматике (и в первую очередь в синтаксисе) заключается национальная, ментальная специфика каждого языка. Все слова языка обязаны подчиняться правилам сочетаемости слов. Синтаксическая структура русского языка очень разнообразна, она постоянно развивается и совершенствуется.

Синтаксис как наука - это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц имеющий славную историю.

Изучить синтаксис как науку о синтаксическом строе языка – это значит освоить две ее основные части: синтаксис словосочетания и синтаксис предложения, то есть систему синтаксических единиц в их связях и отношениях.

Университетский курс синтаксиса - способ освоения этого объекта. Ни одна синтаксическая теория не может быть совершенной и законченной, но не должна быть застывшей и монолитной. Путь знаний долог и бесконечен, каждый исследователь находит что-то новое, а что-то упускает. Ставим своей учебной целью научить студентов разобраться в разных подходах к объекту, понимать, чем эти подходы дополняют, обогащают друг друга, в чем вступают в противоречия и между собой, а иногда и внутри себя, какие вопросы остаются нерешенными. Синтаксис формирует мысли, и преподавание его имеет целью развитие мышления студентов, их способности самостоятельно оценивать и успешно применять в профессиональной деятельности получаемые знания.

Основные понятия синтаксиса - синтаксические единицы, синтаксические отношения, синтаксические связи и синтаксическая семантика.

Иралиева Асель, Киселева Юлия.

Как с помощью синтаксического строя предложения автор отражает чувства героев, выражает свое отношение к ним - вот цель нашей работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ с.Преображенка

Пугачевского района

Саратовской области»

Исследовательский проект

Синтаксический строй предложения

Как средство выразительности

(по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)

Выполнили учащиеся 9 класса

Иралиева Асель, Киселева Юлия.

Руководитель

учитель русского языка и литературы

Куркутова Е.А.

2011 – 2012 уч.г.

  1. Введение. Стр.2
  2. Основная часть. Стр.3 – 8
  3. Заключение. Стр.9
  4. Список литературы. Стр.10

Введение.

Целью нашего исследовательского проекта являлось знакомство со средствами выразительности синтаксиса, анализ этих средств, поиск примеров в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Мы хотели проанализировать синтаксический строй этого произведения и определить, какие же синтаксические средства использовал писатель при его создании. Основополагающий вопрос звучал так: обладает ли синтаксический строй предложения выразительными средствами? После изучения теоретического материала и работы над повестью Н.М.Карамзина мы пришли к выводу: синтаксический строй предложения является ярким средством выразительности, с помощью которого писатель описывает события, передает переживания героини, выражает собственное отношение к происходящему, дает оценку поступкам героев.

Результаты исследования. Мы изучили теорию о средствах выразительности синтаксиса, проанализировали повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и пришли к выводу, что к синтаксическим средствам выразительности относятся различные стилистические фигуры, обороты, приемы.


Подписи к слайдам:

Исследовательский проект Синтаксический строй предложения как средство выразительности (по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза ») Выполнили ученицы 9 класса Иралиева Асель, Киселева Юлия Руководитель: Куркутова Е.А.

Цель: знакомство со средствами выразительности синтаксиса, анализ этих средств, поиск примеров в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Основополагающий вопрос: Обладает ли синтаксический строй предложения выразительными средствами?

Мы изучили теорию о средствах выразительности синтаксиса, проанализировали повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и пришли к выводу, что к синтаксическим средствам выразительности относятся различные стилистические фигуры, обороты, приемы.

Антитеза – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия. Н.М.Карамзин использует его для изображения постоянства времени, когда он вспоминает о главной героине. Инверсия – стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов. Этот прием помогает акцентировать внимание читателя на главном в предложении.

Градация – фигура, заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов, словосочетаний, частей предложения, придаточных предложений), при котором их семантическая или эмоциональная значимость возрастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация). Повтор - это общее название ряда приёмов, при которых повторение элемента служит средством усиления выразительности.

Анафора (единоначатие) - это повторение элементов (от звуков до предложений) в начале каждой новой фразы. Анафора усиливает динамику предложений, эмоциональное воздействие фразы на читателя. Многосоюзие (полисиндетон) – это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчёркивания. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы.

Б ессоюзие (асиндетон) придаёт высказыванию стремительность, создаёт эффект увеличения темпа. В повести очень часто встречается асиндетон, наверное, поэтому она имеет очень четко выраженную динамику. Синтаксический параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Этот прием использует Н.М.Карамзин при описании чувств героев.

Заключение. Изучив теорию, мы пришли к следующим выводам: к синтаксическим средствам выразительности относятся антитеза, инверсия, градация, повтор, анафора, многосоюзие, бессоюзие, синтаксический параллелизм.

Вывод: Мы считаем, что знание синтаксических средств выразительности поможет нам не только в изучении литературных произведений, их анализе, но и на выпускных экзаменах как в основной, так и средней школе по русскому языку.

Синтаксического строя русского языка. Системно разграничивая явления языка и речи, опираясь на принципы структурно-семантического направления, в котором развиваются идеи русского языкознания, учитывая переходные и синкретичные факты языка, автор предлагает системное описание всех синтаксических единиц в их взаимосвязях.

Для научных работников , преподавателей вузов, учителей , студентов – будущих филологов.

Современный русский язык. Синтаксис. Учебник и практикум для академического бакалавриата

Михаил Яковлевич Дымарский Учебная литература Бакалавр. Академический курс. Модуль.

В учебнике рассматриваются важнейшие синтаксические явления и процессы русской лингвистики, дается подробный понятийный аппарат. В издании представлены положения и теоретические основы различных подходов к описанию синтаксического строя современного русского языка, а также особенности и отличительные признаки синтаксиса как части грамматики; продемонстрированы методологические принципы логико-грамматического, формального, семантического, структурно-семантического и структурно-коммуникативного подходов к описанию синтаксического строя; даны современные представления о методах синтаксических исследований.

Автор сопровождает теоретический материал интересными практическими заданиями и списком литературных источников, что делает данное издание практико-ориентированным.

Немецкий язык. Deutsch mit lust und liebe. Продвинутый уровень 2-е изд., испр. и доп. Учебник и прак

Татьяна Николаевна Смирнова Учебная литература Бакалавр. Академический курс

Книга будет полезна всем, кто продолжает свое знакомство с немецким языком. Издание составлено по принципу интенсивного обучения, удобно структурировано и снабжено аудиоматериалами, расположенными в ЭБС Юрайт (biblio-online. ru), что способствует быстрому приобретению продвинутых навыков в области фонетики, грамматического и синтаксического строя языка.

Ученики смогут в короткий срок освоить терминологию по специальности на немецком языке, овладеть методикой активного речевого поведения в различных ситуациях общения. Учебник будет интересен как студентам, так и всем, кто хочет обучиться немецкому языку в короткие сроки.

Татьяна Николаевна Смирнова Учебная литература Профессиональное образование

Книга будет полезна всем, кто хочет познакомиться с немецким языком и овладеть базовым уровнем знания языка. Пособие составлено по принципу интенсивного обучения, удобно структурировано и снабжено аудиоматериалами, расположенными в ЭБС Юрайт (biblio-online.

ru), что способствует быстрому приобретению навыков в области фонетики, грамматического и синтаксического строя языка. Ученики смогут в короткий срок освоить необходимый для простого общения базовый словарный запас и начальные навыки письменной речи, научиться работе с литературой.

Учебник будет интересен как студентам, так и всем, кто хочет обучиться немецкому языку в короткие сроки.

Немецкий язык. Deutsch mit lust und liebe. Интенсивный курс для начинающих 2-е изд., испр. и доп. Уч

Татьяна Николаевна Смирнова Учебная литература Бакалавр. Прикладной курс

Книга будет полезна всем, кто хочет познакомиться с немецким языком и овладеть базовым уровнем знания языка. Пособие составлено по принципу интенсивного обучения, удобно структурировано и снабжено аудиоматериалами, что способствует быстрому приобретению навыков в области фонетики, грамматического и синтаксического строя языка.

Ученики смогут в короткий срок освоить необходимый для простого общения базовый словарный запас и начальные навыки письменной речи, научиться работе с литературой. Издание будет интересно как студентам, так и всем, кто хочет обучиться немецкому языку в короткие сроки.

Гибридный алгоритм сравнения документов в формате LaTeX

К. В. Чувилин Программы Прикладная информатика. Научные статьи

Рассматривается задача построения различий LaTeX документов. Каждый документ представляется в виде синтаксического дерева, узлы которого называют токенами. Тексты разбиваются на фрагменты, границы которых соответствуют токенам. Строится отображение текстовых фрагментов и соответствующее отображение символов.

Выделяются токены, соответствующие только удаляемым, только добавляемым или только не изменяемым символам. Для остальных токенов строится отображение деревьев алгоритмом Zhang-Shasha.

Латинский язык. Курс для начинающих: учебное пособие

В. А. Саляев Языкознание Отсутствует

Данное пособие содержит первоначальные сведения об истории латыни, нормах произношения гласных и согласных, правилах ударения, морфологическом строе латинского языка и его синтаксических особенностях. Основное место занимают краткое изложение важнейших сведений по грамматике латинского языка и упражнения, направленные на закрепление полученных знаний.

Пособие включает сводную таблицу грамматических форм, задания к двум контрольным работам, образцы грамматического разбора и перевода различных типов простых распространенных предложений и сложноподчиненных предложений со сказуемым в конъюнктиве, список контрольных вопросов, перечень учебных пособий и словарей, а также список латинских афоризмов, хрестоматию и латинско-русский словарь.

Для студентов стационарного и заочного отделений гуманитарных факультетов университетов.

Логический анализ языка. Ассерция и негация

Коллектив авторов Философия Логический анализ языка

В книге рассматривается широкий круг проблем, связанных с утверждением и отрицанием, ассерцией и негацией. Это, прежде всего, проблемы, касающиеся грамматического строя языка, то есть структура утвердительных и отрицательных высказываний, их морфологических, синтаксических и просодических характеристик, в частности, взаимодействие ассерции и негации с категорией модальности и истинностным значением высказывания.

Большое внимание обращено также на лексические средства выражения истинностного значения предложения. В ряде статей описываются прагматические условия использования ассерции и негации, положение этих категорий в разных видах устной и письменной речи, а также в художественном дискурсе (в поэзии Н.

Гумилева, Вяч. Иванова, Б. Пастернака, В. Набокова). В ряде статей рассматривается роль ассерции и негации в религиозных текстах, законоуложениях и правилах поведения: заповедях, запретах, этических нормах, пословицах, пародиях и других видах дискурса.

Категории ассерции и негации описываются как в синхронном аспекте, так и в исторической перспективе их развития. Анализ категорий ассерции и негации выполнен авторами на материале разных языков – индоевропейских и «экзотических» (селькупского, эвенкийского, тайского, водского).

Готский язык 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата

Александр Викторович Блинов Учебная литература Авторский учебник

Знание древних языков всегда было для филологов признаком подлинного профессионализма. Готский язык занимает среди древних языков важное место. Его изучение является обязательным для филологов-германистов, также готский язык представляет значительный интерес для компаративистов.

Предлагаемый учебник рассчитан на активное изучение готского языка как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. В учебнике содержатся основные сведения по истории готского языка, описывается его фонетический строй, детально анализируются грамматические и синтаксические особенности.

Материал вводится по мере усложнения и сопровождается упражнениями, способствующими его практическому усвоению.

Аспекты человеческой индивидуальности

Творческую и вообще любую индивидуальность человека можно разделить на:

  • 1) психофизическую;
  • 2) социальную;
  • 3) профессиональную.

Под первым аспектом понимается неповторимость облика человека, его каких-то отличительных качеств, характеристик организма. В социальном аспекте - это какой-то опыт, который человек получает, взаимодействуя с общественностью. Это те же нормы поведения, гуманизм, идеалы, мораль. То есть, то, что он, человек, перенял у общества. Прошел процесс социализации. А если говорить о профессиональном аспекте, то здесь нужно рассматривать его деятельность.

Эти три аспекта характеризуют человека, они есть его составляющие. И в своем синтезе они дополняют друг друга.

Синтаксический строй и экспрессивный синтаксис

«Текст - это высшая форма системной организации, содержащая сообщение о фрагменте мира, созданная по замыслу автора, обладающая композиционным, семантическим, прагматическим единством, обработанная в соответствии со стиличстичесеими нормами и функциями языка…

Интерес к проблеме экспрессивности, вспыхнувший в последние десятилетия, объясняется вниманием к языковой личности, а точнее, к описанию языка как средства воздействия на языковую личность, на ее поведение и внутреннюю духовную деятельность.

Основной функцией экспрессивности как раз является усиление воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности реципиента. Экспрессивность изменяет эмоциональное состояние носителя языка, влияя таким образом на его целенаправленную деятельность.

Решение проблемы экспрессивности позволит повысить эффективность использования текстов в целях развития культуры, науки и искусства, в социальном регулировании поведения языковой личности.

Традиционно проблема экспрессивности рассматривалась риторикой, лингвистикой, стилистикой, причем основные знания об экспрессивности получены попутно с обсуждением другим проблем.

В основе почти всех концепций экспрессивности лежит «аффективная» теория стилистики, разработанная Ш. Балли во «Французской стилистике» еще в 1909 году.

Ш. Балли разделил все факты языка на факты с логической доминантой и факты с эмоциональной доминантой. В основу собственно стилистики он положил понятие эмоциональной окраски экспрессивных факторов, из которых слагается экспрессивная система языка. Эмоциональная окраска базируется на качественных и количественных различиях. Для качественных различий важно понятие субъективной оценки, оно связано с такими категориями, как величина, ценность, сила и тд. Количественные различия основаны на понятии интенсивности» .

Синтаксический строй публицистического текста направлен на простоту изложения мыслей, к упрощенной структуре синтаксических конструкций. Для ясной передачи своих мыслей, большей экспрессии автор использует вопросительно-побудительные элементы, повторы, вопросно-ответные формы и т.д.

Экспрессивные средства необходимы для создания политической и социальной напряженности, злободневности. Образные средства используются для прозрачной и трезвой оценки действительности.

Публицистика использует различные экспрессивные конструкции: номинативные, построения «вопрос-ответ», присоединительные. Иллюзия легкой и свободной речи, в подаче материала которого создает синтаксическая фрагментность, приводит к контактности речи.

Для синтаксиса характерны:

  • 1) Параллелизм;
  • 2) Периоды;
  • 3) Повторы;
  • 4) Расчлененные конструкции;
  • 5) Неполные конструкции;
  • 6) Осколочные конструкции.

Это как для возвышенной речи, так и для простого разговорного стиля. Публицистический текст многообразен и вмещает в себе сложную синтаксическую систему. Он может использоваться в разных целях, иметь различную содержательную основу и выполнять множество установленных на него(текст) функций. Все это сводится к тому, что текст может быть агитационным или доходить до обычного разговора, легкого и непринужденного. Поэтому различные синтаксические конструкции - инструмент для достижения определенных целей. И может выполнять множество функций. Но главная из них - дойти до понимания читателя и дать информацию именно в таком ключе.

«В публицистике широко представлены образные средства (тропы, фигуры), используются фразеологические обороты, пословицы, крылатые выражения, которые часто трансформируются, переосмысливаются в нужном для журналиста ключе. Приемы контаминации, столкновения смыслов, обновления устойчивых словосочетаний, привычных речевых формул имеют жанрово-композиционную обусловленность и делают речь выразительной, активно воздействующей на читателя. Все это связано с общей экспрессивной направленностью стиля.

Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально - и экспрессивно - окрашенных конструкций: восклицательных и вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и др. Стремление к экспрессии обуславливает использование конструкций с разговорной окраской: частиц, междометий, инверсий, бессоюзных предложений, пропуск того или иного члена предложения и др.

Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической сфере и активно используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (передовая статья, репортаж), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется, как в и письменной, так и в устной формах. Характерной чертой газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций - тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере) » .

Фактор времени очень важен для актуальности информации. Ведь она должна передаваться в самые короткие сроки, а иначе не будет никому интересна. Хотя для официально-делового стиля это не носит столь важный характер. В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя. Автор не только высказывает свое отношение к сообщаемой информации, а выражает мнение определенной социальной группы людей - партии, движения и проч. Итак, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газетно-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля.

«Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств, чтобы оказывать на них воздействие. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи.

Лексика газетно-публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы, использует такие словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски: оболванивание, желтая пресса, пособник и т.п., которые показывают принадлежность газетно-публицистическому стилю речи и содержат отрицательную оценку. Многие слова приобретают газетно-публицистическую окраску в том случае, если они употребляются в переносном значении.

Газетно-публицистическая речь активно использует иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а-, анти-, про-, нео-. ультра- (антиконституционный, ультраправые и др.). Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка - приватизация, электорат, деноминация и др.

Рассматриваемый стиль привлекает весь запас эмоционально-экспрессивных и оценочных слов, включая в сферу оценочности даже имена собственные, названия литературных произведений (Плюшкин, Держиморда, Человек в футляре). Стремление к выразительности, образности и, в то же время, краткости реализуется также с помощью прецедентных текстов (текстов, знакомых любому), что является неотъемлемой частью публицистической речи.

Экспрессивность как способность единиц выступать в коммуникативном акте в качестве средства субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи, улучшать форму высказываний - понятие динамическое. Это градуируемое свойство, которое зависит от мотивированности применения конструкций, характера их сочетаемости. При недостаточно мотивированном, концентрированном применении штампов одной модели, частотности употребления и повторяемости штампов на "малой площади" без изменения в семантике и внешней форме единиц их экспрессивные свойства деактуализируются. Но штампы становятся более экспрессивными при мотивированном включении в текст. Экспрессивные свойства речевых штампов в публицистическом тексте усиливаются с помощью обновления синтагматических связей единиц; изменений в семантике и внешней форме сочетаний слов и построения текстовых парадигм.

Для использования штампов в публицистических текстах характерен синкретизм собственно экспрессивной функции (выражения оценки и эмоций, стилистической дифференциации) и эстетической (употребление как характерологического средства, при индивидуализации речи персонажей, определения их социального статуса и т.п.). Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые предпринято комплексное исследование речевых штампов как конструкций с градуируемыми экспрессивными свойствами. Исследование проводится на основе примеров из словарей, художественной прозы и публицистики современных русских писателей, язык произведений которых мало изучен. Разработана типология речевых штампов по способу номинации, структуре значения, степени экспрессивности» .

Синтаксис языка – это его синт. строй, совокупность закономерностей, регулирующих построение синт. единиц. Предмет – синт. единицы, связи, отношения.

Связь с другими разделами: Связь синтаксиса с фонетикой очевидна в области интонации: без интонации нет предложения. Произнесение одинаковых по лексическому наполнению предложений с различной интонацией (Это проблема. Это проблема? Это проблема!) принципиально меняет смысл высказываний.

Связь синтаксиса с лексикой: Это проявляется в словосочетаниях: свалиться со стула - свалиться с луны; завязать рюкзак - завязать знакомство. В первых примерах реализуется свободное ЛЗ слов свалиться, завязать, а во вторых - фразеологически связанные значения. Следовательно, первые примеры относятся к области словосочетаний, а вторые ими не являются - это фразеологизмы.

В зависимости от лексического наполнения одна и та же структурная схема предложения может получить разную структурно-семантическую характеристику: Кричит (двусост., неполное), светает (односост.,безличное, полное).

Лексико-грам. значения словоформ при одном и том же подчиняющем слове могут быть разные.(делать с радостью – обстоятельство; делать с другом – дополнение).

Связь с морфологией: В синтаксисе складывается система частей речи, их деление на знаменательные и служебные в зависимости от роли в предложении. Синтаксис определяет основные и служебные функции частей речи. Союзы помогают различать типы союзных сложных предложений.

Система синт. единиц: Синтаксема – морфологическая форма слова с учетом значения и с учетом способности занимать определенную синт. позицию. Пр: по вечерам. (значение времени) синтаксема!!!

Словосочетание – соединение знаменательных слов на основе любой синт. связи.

Предложение - наименьшая единица речевого общения, состоящая из предикативно-оформленного слова или сочетания слов с одним предикатом.

Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – это группа предложений, объединенных синтаксической, грамматической и интонационной связью, характеризующаяся большей смысловой законченностью по сравнению с предложением.

Синтаксические связи – формальные, строевые отношения между компонентами синт. конструкций.Виды синт. связи: сочинение и подчинение. При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты. При подчинении – неравноправные. (один – главный, другой – зависимый). Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочиненных предложений. Пр: не сестра, а брат.

Подчинительной связью соединяются словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненных предложений. Пр: вера в победу. Я хочу, чтобы ты сегодня пришел.

В сложном предложении подчинительная связь производится при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Пр: Я хочу, чтобы ты сегодня пришел.

Разновидности подч. связи: По способности главного слова:

Предсказующая. Пр: выскочить??? из…

Непредсказующая. Пр: лежать??? на, под…

По информативной достаточности:

Обязательная. Пр: смотреть. Что? куда? на кого?

Необязательная. Пр: молчать.

Словосочетание – соединение знаменательных слов на основе любой синт. связи.Дифференциальные признаки словосочетания:

1) грамматический - непредикативная единица;

2) функциональный - единица номинативного плана, выражающая единое, но расчлененное понятие о предметах, признаках, действиях;

3) структурный - конструкция, состоящая не менее чем из двух знаменательных слов, связанных подчинительной связью согласования, управления, примыкания;

4) семантический - конструкция, в которой выражаются определенные синтаксические отношения между словами;

5) парадигматический - единица, представленная системой форм, опирающихся на формы главного, стержневого слова

Лексикологическое понимание словосочетания: Шведова, Ширяев, Лекант. Узкое понятие!: Словосочетание – синт. единица, образующаяся соединением 2 и более знаменательных слов на основе непредикативной грам. связи. (управление, согласование, примыкание).

Расширенное понятие: Бабайцева, Белошапкова. Словосочетание – непредикативные конструкции (2 и более), компоненты которых связаны сочинит. или подчинит. связью.

Синтаксическое понимание словосочетания: Шахматов, Скобликова. Широкое понятие!: Словосочетание – любая синт. единица, образованная в результате соединения слов (минимум 2) на основе синтаксической связи. Словосочетание вычленяется из предложения. Отрицают самостоятельность словосочетания.

Типология подчинительных словосочетаний:

По части речи:

Главное слово – глагол. (глагольно-субст., глаг.-местоименные, глаг.-глаг.,(зависимое слово и инф.), глаг.-нареч., глаг.-нумерат (увидел двоих).)

Существительное (субстантивно-адъективное, суб.-суб., суб.-местоименное, суб.-глагольное, суб.-наречное, суб.-нумеративное).

Прилагательное (адъективно-субст., адъект.-мест., адъект.-глаг., адъект.-наречные, адъект.-нумеративное (лучший из трех)).

Числительное (нумеративно-субстант., нумер.-нумер. (первый из пяти)).

Местоимение (местоименно-адъектив., мест.-субст., мест.-мест. (мы с тобой)).

Наречие (наречно-наречное, (совершенно случайно), наречно-субстантивное (замужем за человеком)).

По степени членимости:

Свободные (лексич.-ограниченные, лексически-неограниченные)

Несвободные (лексически несвободные – ФЕ, синтаксически-несвободные).

По количеству знаменательных слов:

Простые (нераспространенные)

Сложные (распростр.)

По характеру синт. связи компонентов:

Простые (2 слова)

Сложные (не менее 3 слов)

Комбинированные (минимум 3 слова).

Виды подчин. связи: - согласование – уподобление формы зависимого слова форме главного. (в роде, числе, падеже). Пр: маленький мальчик, летним вечером.

Управление – постановка подчиняемого слова в форму того или иного падежа в зависимости от грам. свойств главного слова. Пр: писать стихи, вера в победу.

Примыкание – способ грам. подчинения неизменяемых и неспрягаемых слов, которые способны выражать синт. связь с другими словами. Пр: слушать внимательно, говорить быстро.

Виды согласования : 1) Собственно-грамматическое. Пр: маленький мальчик, новая одежда.

2) Смысловое. Пр: наш/наша староста. (общий род).

3) Условно-грамматическое. Пр: наше спасибо. (со словом, где нет словоизменительной категории).

4) Ассоциативно-грам. Пр: наш Осло.

Виды управления : 1) Предсказующее, непредсказующее. Пр: подойти к столу, прийти с учебы.

2) Обязательная, необязательная. . Пр: устранить ошибку, лежать на боку.

4) Беспредложное, предложное. Пр: выполнить план, встреча с друзьями).

Разновидности примыкания : 1) собственно-примыкание. Пр: быстро идти.

2) падежное. Пр: лежать на боку, платье в горошек.

Вопрос о падежном примыкании и слабом управлении: спорный вопрос! Нет четких критериев разграничения. Пр: передать на словах, меняться на глазах. Здесь можно определить и как слабое управление, и как примыкание.

Похожие публикации