Положение об организации профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Понятие профилактики. Структура и функции профилактической деятельности

Профилактика в здравоохранении (от греч. prophilacticos – предохранение, предупреждение) – практическая деятельность, посредством которой удается добиться сохранения и улучшения здоровья народонаселения, воспитания здорового молодого поколения, обеспечения высокой трудоспособности и продолжительной активной жизни.

Понятие “профилактика” в теории медицины не разработано и не укладывается в рамки формально-логического определения. Конкретно-предметное содержание этого понятия имеет много значений, используемых для обозначения разных направлений политики, социальной, коллективной и индивидуальной деятельности и нескольких видов медицинской деятельности. Проблемы общественного здоровья, как и медицины, являются предметом исследования ряда немедицинских наук (философии, общей биологии, социологии, демографии, охраны окружающей среды и пр.). Тем не менее конкретным объективным содержанием этого понятия всегда выступает действие – возможность способствовать или припятствовавть реализации той или иной интересующей нас тенденции общественного здоровья.

Таким образом, общее содержание понятия “профилактика” может быть сведено к деятельности, посредством которой удается добиться сохранения и улучшения индивидуального, группового или общественного здоровья. По другому можно сказать, что это комплекс мероприятий, направленный на предотвращение у людей возникновения заболеваний, их обострений, социально-психологической и личностной дезадаптации.

Профилактическая деятельность реализуется через социально-профилактическую политику общества, государства и их институтов и представляет собой соподчиненную иерархическую систему (см. рис. 1).

Рис. 1. Реализация системообразующей функции общественного здоровья

Медико-экологическая системность подчеркивает условность деления профилактики на социально-экономические и медицинские мероприятия и на общественную и индивидуальную. Все ее многочисленные компоненты связаны между собой социальными отношениями и раскрываются в политике общества в области здравоохранения.

Индивидуальная медицинская профилактика – личная гигиена научно-практическая медицинская деятельность по изучению, разработке и внедрению в повседневную индивидуальную жизнь гигиенических знаний, требований и принципов сохранения и укрепления здоровья. Это понятие используют также для определения соответствия жизнедеятельности человека медико-гигиеническим нормам и медицинским рекомендациям – сознательное активное гигиеническое поведение.

Общественная медицинская профилактика – профилактическая (предохранительная, социальная, общественная) медицина – научно-практическая медицинская деятельность по изучению распространенности в обществе болезней, инвалидности, причин смертности с целью обоснования социально-экономических, правовых, административных, гигиенических и иных направлений и мер профилактики, лечебных мероприятий.

В профилактической медицине введено представление об уровнях профилактики, которое опирается на современные эпидемиологические взгляды на причинность болезней людей (см. табл. 1).

Таблица 1

Уровни профилактики в медицине и здравоохранении

Субъектами приложения профилактических мер и воздействий выступают разные стадии развития болезни, включая разнообразные доклинические состояния, а объектами – индивидуумы, группы лиц, отдельные популяции и население в целом.

В тех случаях, когда профилактические меры направлены на устранение причины (первопричина, этиологический фактор, этиология болезни) и/или ослабление действия патогенетических факторов риска развития еще не возникшей заболеваемости (цепи эпидемиологических причин заболевания), речь идет о социальной медицинской (первичной) профилактике .

Выделение первичной и вторичной профилактики соответствует двум традиционным аспектам социально-профилактического направления охраны здоровья населения – социально-государственному и медицинскому. Условность такого деления очевидна, и во всех случаях профилактика болезней и их последствий не может быть сведена к проведению отдельных гигиенических мероприятий, в том числе кампании по вакцинации, оздоровлению внешней среды и др.

В действительности же профилактика охватывает сознательную разностороннюю деятельность во всей сфере жизни народонаселения. Она преследует гуманистическую цель – сознательное активное преобразование условий жизни в источник укрепления здоровья и активного долголетия, развития физических и духовных сил человека. Профилактика – система комплексных государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на предупреждение заболеваний.

Цель социальной (первичной) профилактики состоит в том, чтобы уменьшить частоту новых случаев (инцидентность) какой-либо болезни путем контроля за ее причинами, эпидемиологическими условиями, факторами риска. Нужно помнить, что в медицинском секторе здравоохранения такое подразделение соответствует клиническому и профилактическому разделам теории и практики медицины.

В современной эпидемиологии первичную профилактику подразделяют на преморбидную и первичную специфическую . Такое дополнительное деление первичной профилактики признают не все ученые, поскольку медико-биологическое содержание преморбидной профилактики не ограничено решением проблем профилактики сердечно-сосудистых, онкологических и других основных хронических болезней.

Воздействие на цепи причин заболеваемости (патогенетические факторы риска) давно и широко применяется в профилактической медицине. Преморбидной профилактикойявляется, например, комплекс мероприятий по улучшению коммунального благоустройства населенных мест, которые благодаря эпидемиологическим исследованиям Сноу и Петенкоффера в отношении холеры были широко проведены в городах Англии (середина XIX в.) и Германии (конец XIX в.). Такая же стратегия должна быть использована и при решении проблем профилактики, обусловленных глобальным экологическим кризисом и урбанизацией.

Первичная профилактика в зависимости от характера объекта также предусматривает две стратегии: популяционную и индивидуальную (для групп высокого риска), которые часто дополняют друг друга.

При популяционной стратегии цель профилактики достигается решением задачи снижения среднего риска развития заболевания (гиперхолестеринемия или уровень артериального давления и др.) путем проведения мероприятий, охватывающих все население или большую часть.

Индивидуальная стратегия решает другую задачу – снижение высокого риска у лиц, отнесенных к “группам риска” по тем или иным эпидемиологическим признакам (пол, возраст, воздействие какого-либо специфического фактора и др.).

В тех случаях, когда социальное вмешательство направлено на эпидемиологические условия и патогенетические факторы риска развития уже возникшего заболевания (состояния), речь идет о вторичной профилактике . Опыт Н.И.Пирогова и научный путь А.П.Доброславина, Ф.Ф.Эрисмана, А.И.Шингарева и др. подтверждают тот факт, что думающие клиницисты всегда интуитивно понимали роль и значение профилактической медицины. Врач-клиницист, повседневно решая сложную, а подчас и нерешаемую задачу лечения болезни или оказания помощи в случае, когда болезнь зашла слишком далеко, невольно думает о том, насколько легче было бы решить эту задачу, а может быть, и вовсе пресечь болезнь в самом зародыше, если бы лечение можно было начать на ранних стадиях ее развития.

В современной западной медицине идеи индивидуальной профилактики все больше подкрепляются признанием важной роли социальных мер и программ предохранения людей от болезней. Все больше примеров так называемого программирования мер профилактики ряда эпидемиологически значимых болезней.

Вторичная профилактика применима только к тем болезням, которые поддаются идентификации и лечению в ранний период развития, что позволяет предупредить переход болезни в более опасную стадию. Путем раннего выявления больных на основании скрининговых тестов (маммография, электрокардиограмма, мазок по Папаниколау и др.) и их лечения достигается основная цель вторичной профилактики – предупреждение нежелательных исходов заболеваний (смерть, инвалидизация, хронизация, переход рака в инвазионную стадию).

Значение вторичной профилактики можно проследить на примере рака шейки матки. Раннее обнаружение новообразований в шейке матки (мазок по Папаниколау) дает возможность предотвратить или задержать их перерождение в инвазионный рак. Тест следует проводить, как только женщина вступает в половую жизнь и повторять его каждые 1–3 года (по усмотрению врача); если во все годы тест был отрицательным, то его можно прекратить в 65 лет. В Европе и Канаде благодаря скринингу общая частота инвазионного рака шейки матки снизилась на 61,4% в тех случаях, когда его проводили с интервалом 10 лет, на 83,6% при интервале 5 лет, на 90,8% – раз в 3 года, на 92,5% – каждые 2 года.

Другой пример – тест на фенилкетонурию, который рекомендуется выполнять у всех новорожденных до их выписки из клиники и повторить на 3-ей неделе. Если это состояние идентифицировать при рождении, а затем ограничивать содержание фенилаланина в пище и выдерживать такую диету 4–8 лет (а лучше всю жизнь), то практически у 95% детей будет нормальный или близкий к нормальному интеллект. В противном случае – вследствие нарушения обмена веществ развивается выраженная умственная отсталость, что является причиной инвалидности.

Эффективность вторичной профилактики определяется рядом обстоятельств: 1) насколько часто болезнь в доклинической стадии встречается в популяции; 2) известна ли продолжительность периода между появлением первых признаков и развитием выраженного заболевания; 3) обладает ли диагностический тест высокой чувствительностью и специфичностью в отношении этой болезни и является ли он простым, недорогим, безопасным и приемлемым; 4) располагает ли клиническая медицина адекватными медицинскими средствами диагностики этой болезни, эффективными, безопасными и доступными методами лечения; 5) имеется ли необходимое медицинское оборудование.

Цель третичной профилактики – замедление развития осложнений при уже возникшей болезни. Ее задача – предотвратить физическую недостаточность и нетрудоспособность, свести к минимуму страдания, вызванные утратой полноценного здоровья, и помочь больным адаптироваться к неизлечимым состояниям. В клинической медицине во многих случаях трудно провести грань между третичной профилактикой, лечением и реабилитацией.

Цели первичной профилактики – снижение интереса к курению, спроса на сигареты и наркотики, другие психоактивные вещества среди насе­ления, уменьшение числа лиц, входящих в группу повы­шенного риска.

Цели вторичной профилактики – снижение различного вида зависимостей, заболе­ваемости наркоманиями.

Цели третичной профилактики – уменьшение тяже­сти негативных медико-социальных последствий курения и злоупот­ребления психоактивными веществами у населения, в осо­бенности у детей и подростков.

Общие задачи профилактической деятельности

Формирование мотивации на эффективное социаль­но-психоло-гическое и физическое развитие. Форми­рование у человека позитивного отношения к окружа­ющему миру, желания вести здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями зло­употребления психоактивными веществами.

Развитие защитных факторов здорового и соци­ально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения. Человек, эффективно использующий поведен­ческие стратегии, имеющий социально-поддерживающее окружение, успешно использующий собственные ресурсы совладающего поведения, ока­зывается более защищенным перед лицом стрессовых факторов. В этом случае уменьшается вероятность курения и упот­ребления им наркотиков.

Формирование знаний и навыков в области противо­действия курению и употреблению наркотиков у детей дошкольного и школьного возраста, родителей и учителей в организованных и неорганизованных группах населения. Информирование человека о действии и послед­ствиях курения и злоупотребления психоактивными веществами в сочетании с развитием стратегий и навыков адаптив­ных форм поведения помогают сформировать у него здоровый стрессоустойчивый жизненный стиль.

5. Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения . Подобная работа проводится с группой риска и членами их семей. Для того чтобы эти люди захотели изменить свое поведение, необхо­димо сформировать у них желание, мотивацию на из­менение. Решать эту задачу помогают краткосрочные и длительные профилактические мотивационные про­граммы.


6. Изменение дезадаптивных форм поведения на адап­тивные . Это – работа с лицами, употребляющими психоактивные вещества, в том числе никотин. Человек проходит длинный, тернистый путь от осознания своих подлинных чувств, преодоле­ния психологических защит, осмысления деструктив­ности своего поведения до желания изменения деза­даптивных форм поведения на более адаптивные. Он должен понять, что курение и употребление наркотиков мешает ему нормально жить, разрушает и уничтожает его. Для этого необходимо осознать свои реальные чувства, преодолеть те психологические защиты, которые лич­ность выстраивает для ухода от решения проблем, осоз­нать свои поведенческие проявления и захотеть изме­нить их на более адекватные формы поведения.

7. Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. Любой человек дол­жен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения. Поэтому, если у него нет естественных социально поддерживающих сетей, не­обходимо искусственно создать структуры, которые могут оказывать поддержку. Следует расширять обу­чение сверстников и взрослых, формировать у них навыки социально-поддерживающего и стресс-преодолевающего поведения.

8. Поощрение стремления подростков к прекращению курения и употребления психоактивных веществ и минимиза­ция вреда от такого употребления. Это – работа с теми, кто уже курит и употребляет наркотики. В данном слу­чае усилия направляются на формирование у челове­ка желания уменьшить и прекратить курение, употребление других психоактивных веществ.

9. Формирование мотивации на изменение поведения у труднодоступных к контакту подростков и взрос­лых, употребляющих наркотики и другие психоактив­ные вещества. Для решения этой задачи применяют­ся технологии работы уличной работы .

На основании изучения современных превентивных подходов и моделей копинг-поведения Н. А. Сирота и В. М. Ялтонским была разработана концептуальная модель копинг-психопрофилактики психосоциальных расстройств в подростковом возрасте , базирующаяся на теоретических основах транзакциональной когнитивной теории стресса и копинга Р. Лазаруса.

Именно эта модель лежит в основе копинг-профилактики курения среди подростков, рассматриваемая нами.

Чтобы профилактика была эффективной, необходимо помогать человеку находить в себе и развивать свои персональные ресурсы . А для этого необходимы определенные способности знания и умения человека, позволяющие ему эффективно справляться с требованиями среды: умение понимать социальную ситуацию, прогнозировать собственное поведение и поведение окружающих в ней, нести ответственность за свои действия и жизнь в целом, сформированная в соответствии с возрастом позитивная самооценка, умение понимать и эмоционально сопереживать ближнему при сохранении четкого понимания, что у каждого свой путь и свой выбор и каждый человек индивидуален и не похож на других. Именно эти направления работы должны быть положены в основу копинг-профилактики курения.

Авторы этого подхода Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский определили копинг-профилактику как процесс формирования эффективного и адаптивного для человека стресс-преодолевающего поведения. В задачу профилактики входит обучение эффективным поведенческим стратегиям: умение разрешать жизненные проблемы, искать и находить поддержку, эффективно общаться, мыслить, решать повседневные жизненные задачи и действовать в экстремальных ситуациях. Все это, а также развитие способности понимать, проявлять и владеть своими эмоциями формирует устойчивость к стрессу, а стало быть, дает возможность осуществлять осмысленный выбор своего собственного решения в ситуациях, связанных с предложением наркотиков, в том и числе сигарет или выбора жизненного стиля, формирует здоровье.

Существует широкий спектр теорий, которые могут быть положены основу профилактической деятельности. Как считают Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский (2000), теория профилактики зависимости от ПАВ должна базироваться на теории социального научения А. Бандуры, а также теории стресса Г. Селье и копинга Р. Лазаруса. В основе профилактических программ должно находиться изменение поведения ребенка на более эффективную форму, выработка здорового поведенческого и жизненного стиля. Вместе с тем, подрастающее поколение не приспособлено к современным условиям постоянно меняющейся стрессогенной социальной действительности. В итоге несовершеннолетние испытывают постоянный стресс и неадекватно пытаются совладать со стрессом, используя патологизирующие пути – курение, употребление алкоголя и наркотиков, других психоактивных веществ. В основе профилактических программ должно находиться изменение поведения ребенка на более эффективную форму, выработка здорового поведенческого и жизненного стиля. Учащимся надо помочь осознать имеющиеся ресурсы, способствующие формированию жизненного стиля, помочь развить эти ресурсы и на их основе формировать стратегии и навыки здорового поведения.

Рассмотрим понятия профилактики в соответствии с направлениями нашего исследования.

1. Первичная профилактикакурения это работа с популяцией условно здоровых людей, в которой существует опреде­ленное количество лиц из группы риска. В этот контингент могут входить молодые люди, кото­рые уже пробовали курить или имеют друзей, с зависимостью от курения; лица, имеющие генетическую пред­расположенность к психическим заболеваниям или находящиеся в неблагоприятных семейных или соци­альных условиях и т.д.

Первичная копинг-профилактика – это система действий, направленная на формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения с одновременным изменением уже сформированных дезадаптивных, нарушенных форм поведения.

Цель первичной копинг-профилактики – формирование адаптивных форм поведения, направленных на продвижение к здоровью, уменьшение числа лиц, имеющих психологические факторы риска возникновения психосоциальных расстройств, формирование невосприимчивости к дисфункциональным паттернам поведения.

Она включает в себя массовые социальные мероприятия неспецифического характера. Ее контингент – общая популяция детей и подростков. Это может быть достигнуто следующими способами:

1) усилием факторов стрессоустойчивости личности, понижающих восприимчивость к зависимости;

2) воздействием на факторы риска формирования зависимого поведения с целью их уменьшения.

Первичная профилактика стремится полностью избежать патологических исходов, уменьшить число лиц, у которых может начаться патогенетический процесс. Она направлена на формирование адаптивного поведения, способствующего укреплению здоровья путем замены одних форм поведения на другие. Первичная профилактика способна охватить наибольшее количество населения и имеет наиболее эффективные результаты.

Для осуществления профилактического воздействия проводится обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, а также оказание подросткам социальной поддержки адекватными социально-поддерживаю-щими сетями. Хорошей базой для первичной профилактики является общеобразовательная школа, поскольку она может обеспечить постоянное и целеустремленное профилактическое воздействие.

В школьной системе необходима подготовка учителей , психологов, социальных педагогов для того, чтобы обеспечить эффективное обучение детей вопросам, касающимся профилактики курения и здорового образа жизни. Важно также использовать социально-поддерживающие ресурсы семьи, обучать родителей по специальным программам, обеспечивающим более эффективное функционирование семьи. Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса может проводиться в форме социально-психо-логического тренинга. Обучение направлено на развитие:

1) поведенческих стратегий человека (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание);

2) процесса оценки стрессовой и/или проблемной ситуации;

3) процесса принятия решений;

4) ресурсов личности и среды (самоконтроля, самокомпетентности и самоуважения, эмпатии, восприятия и оказания социальной поддержки).

Первичная профилактика (копинг-превенция) курения включает в себя социальные массовые мероприятия неспецифического характера.

Ее контингент – общая популяция детей и подростков.

Цель – предотвращение возникновения личностных нарушений, обуславливающих начало зависимости и их не­гативную динамику; усиление позитивных механизмов развития личности: формирование активного адаптив­ного копинг-поведения, повышение стрессоустойчивости; воздействие на факторы риска приобщения к курению.

Конкретные цели первичной профилактики курения и злоупотреб­ления психоактивными веществами включают в себя раз­витие: а) поведенческих стратегий; б) процесса оценки стрессовой и/или проблемной ситуации; в) процесса при­нятия решений; г) ресурсов личности и среды. Каждая из названных структур имеет 4 компонента: когнитивный, поведенческий, аффективный и компонент влияния среды. Профилактическое вмешательство предусматривает воздей­ствие на каждый из них, что определяет выбор использу­емых превентивных стратегий. К ним относятся: когни­тивное обучение; аффективное обучение; тренинг поведенческих навыков и изменение влияния среды в виде формирования альтернативного поведения и интересов; создание групп социальной поддержки; обучение лидеров-сверстников, педагогов и родителей.

Задачи первичной профилактики:

1. Совершенствование и повышение эффективности ис­пользования подростками активных копинг-стратегий.

2. Увеличение потенциала личностных и средовых ко­пинг-ресурсов (формирование позитивной устойчи­вой Я-конценции, повышение эффективности соци­ально-поддерживающих сетей, развитие эмпатии, аффилиации, интернального локуса контроля, вос­приятия социальной поддержки и других копинг-ресурсов).

Основными способами реализации этих задач яв­ляется обучение социальным навыкам преодолевающего поведения, а также оказание подросткам адекватной социальной поддержки. Обучение может проводиться в форме социально-психологического тренинга (тренинг разрешения проблем, поиска, вос­приятия и оказания социальной поддержки, тренинг когнитивно-оценочной составляющей совладающего поведе­ния, коммуникативных навыков посредством разви­тия эмпатии, аффилиации, снижения чувствительно­сти к отвержению, повышение самооценки и кооррекция отдельных сфер искажен­ной Я-концепции, выработка мотивации достижения успеха и другие виды) .

Вторичная копинг-профилактика курения направлена на популя­цию людей, у которых поведение риска уже сформировано. К этой группе относятся лица, зависимые от курения, но без сформированной физической зави­симости. Вторичная профилактика – это система действий, направленная на изменение уже сложившихся дезадаптивных форм поведения и позитивное развитие лично­стных ресурсов и личностных стратегий.

Третичная профилактика это профилактика ре­цидивов. Она направлена на группу лиц, имеющих зависимость от курения или других психоактивных веществ и же­лающих прекратить их употребление. Третичная профилактика – это система действий, на­правленная на уменьшение риска возобновления курения, упот­ребления алкоголя и наркотиков, активизацию личностных ресур­сов, способствующих адаптации к условиям среды и формированию социально-эффективных стратегий по­ведения.

Первичная, вторичная и третичная формы профилак­тики тесно связаны между собой, и разделить их очень сложно.

В настоящее время профилактика в России уже не представляет собой лишь малоэффективные попытки информирования молодежи о курении и его последствиях, а имеет четко сформулированные цели, задачи и стратегии действий и является системой научных знаний.

В зависимости от направленности профилактической работы на различные категории населения и молодежи выделяются следующие стратегии деятельности:

1. Профилактика, основанная на работе в школе, создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в школьные учебные программы.

2. Профилактика, основанная на работе с группами риска в медицинских и медико-социальных учреждениях.

3. Профилактика, основанная на работе с семьей.

4. Профилактика в организованных общественных группах молодежи.

5. Профилактика, направленная на группу риска в неорганизованных коллективах – на территориях, улицах, с безнадзорными и беспризорными детьми.

6. Подготовка специалистов в области профилактики.

7. Проведение общественных мероприятий против употребления и распространения наркотиков (конгрессы, фестивали, концерты и т.д.).

В зависимости от времени воздействия профилактические программы делятся на три категории:

1. Постоянно-действующие программы . Это модель профилактики, действующая постоянно в каком-либо определенном месте, например, на базе определенных школ, где проводятся регулярные профилактические занятия с детьми, подростками, учителями. Также осуществляется подготовка субспециалистов (лидеров-сверстников, лидеров-учителей, психологов, лидеров-родителей), которые будут продолжать постоянную профилактическую активность.

2. Систематически-действующие программы. Эта модель предполагает проведение регулярных систематических профилактических мероприятий, рассчитанных на определенный промежуток времени (несколько месяцев, несколько раз в год и т.д.)

3. Периодически-действующие программы. Это профилактическая активность, которая проводится периодически и не имеет системы. Например, проведение мотивационных акций, заставляющих задуматься о здоровом образе жизни.

Введение


В настоящее время в России ежегодно регистрируется до 12-13 тысяч профессиональных заболеваний.

Хронические профессиональные заболевания развиваются после многократного и длительного воздействия вредных производственных факторов, например, вибрации, производственного шума и др. Неблагоприятные (вредные) условия труда могут создаваться запыленностью (шахты, цементное производство), загазованностью (химическое производство, кирпичные заводы), повышенной влажностью, производственным шумом, вибрацией, неудобной рабочей позой, тяжёлым физическим трудом и др.

В зависимости от вида производственных вредностей могут развиться такие заболевания как пневмокониозы, повреждение кожных покровов, нарушение опорно-двигательного аппарата, виброболезнь, шумовая болезнь (тугоухость) и др.

Создание действенной защиты организма трудящихся от вероятности возникновения профессиональных заболеваний и травматизма - одна из важнейших задач физической культуры. Поскольку известно, что здоровый физически подготовленный человек, в силу хорошей реакции, достаточных скоростно-силовых возможностей, меньше подвержен случайным и профессиональным травмам. У него более высокая устойчивость против заболеваний, проникающей радиации. Использование средств физической культуры для повышения и поддержания профессиональной работоспособности всегда бывает связано с условиями и характером его труда. Цель данной работы: выявить роль физической культуры в целях профилактика профессиональных заболеваний и травматизма.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.


1. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физкультуры физической культуры

Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение и поддержание высокой работоспособности - одна из важнейших задач нашего общества. Среди многих факторов, определяющих решение этой задачи, важное место занимает физическая культура. Правильно организованный режим рабочего дня, отдыха, занятия физическими упражнениями и спортом оказывают существенное влияние на снятие утомления, повышение сопротивляемости организма различным заболеваниям.

Профессии, деятельность которых связана с низкой двигательной активностью, требуют правильной организации труда и условий, в которых они выполняются. Общеизвестно, что полноценно использовать профессиональные знания, умения и навыки возможно только при хорошем состоянии здоровья и высокой работоспособности. Возникновение различных отклонений в состоянии здоровья человека на почве гиподинамии, бесспорно, является следствием упущенных возможностей профилактики средствами физической культуры.

По данным Л.Н.Нифонтовой, физкультурники и спортсмены в 2-5 раз реже болеют различного рода заболеваниями. Особенно заметно уменьшение случаев простудных заболеваний и заболеваний сердечнососудистой системы. Причем снижается на производстве не только общий показатель болевших лиц, но и показатель дней временной нетрудоспособности по болезни, средняя продолжительность одного случая заболевания. Динамика этих показателей свидетельствует об эффективности физкультурно-спортивной работы на предприятиях и дает возможность подсчитать условную экономию, которой можно добиться за счет снижения заболеваемости. Также установлено, что проводимые после окончания рабочей смены физкультурные мероприятия восстановительного характера существенно влияют на показатели производственной работоспособности следующего дня, установлено возрастание производительности труда от 0,5 до 2% в неделю.

По литературным данным, занятия физическими упражнениями способствуют снижению производственного травматизма. Включение физкультурных занятий только в рабочую смену способствует снижению травматизма в среднем на 17%, а число дней нетрудоспособности - примерно на 43%. Среди лиц регулярно занимающихся физической культурой и спортом число производственных травм в целом на 72% ниже, чем среди рабочих, имеющих одинаковый производственный стаж, возраст, квалификацию, но не занимающиеся физическими упражнениями. Многочисленными исследованиями, проведёнными в период с 30-х по 80-е гг. ХХ века показано, что включение физических упражнений в режим труда при разных видах деятельности способствует снижению утомления, повышению работоспособности человека. Установлено, что под воздействием физических упражнений, выполняемых в процессе труда, повышается внимание, увеличивается скорость реакции, снижается напряженность в деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшается работа зрительного анализатора и других психофизиологических функций, обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности. Субъективно это проявляется в улучшении самочувствия, активности и настроения. Там, где производственная гимнастика организована и проводится на высоком уровне, до 85 - 96% работников указывает на существенное улучшение самочувствия.

Во многих направлениях профессиональной деятельности растет роль умственного труда и творческой деятельности. Одновременно усиливается и влияние нервно-психической напряженности в процессе труда. Умственный труд также требует проявления высших психических функций, как внимание, память, мышление, скорость переработки информации и т.п., в связи с этим интенсивная умственная работа особенно остро отражается на состоянии центральной нервной системы и на протекании психических процессов. Интенсивность процесса обмена веществ в мозге значительно повышена, он потребляет до 20 % кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма. Для нормального осуществления своих функций мозг должен иметь хорошее стабильное кровоснабжение. Однако, длительное пребывание в положении сидя, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, нервно-психическое напряжение снижают эффективность кровообращения в головном мозге. При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количество адреналина, за счет увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в центральной нервной системе, что приводит к сужению сосудов, питающих сердце и головной мозг. Под влиянием адреналина учащается ритм сердца, что связано с большим расходом энергии, при этом доставка к органам питательных веществ и кислорода ограничивается.

Одной из неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. В условиях ограничения двигательной активности изменения сердечной деятельности, возникающее под влиянием напряженного интеллектуального труда, сохраняются дольше, чем в условиях нормальной двигательной активности. При длительной умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из головного мозга что вызывает головную боль и снижение работоспособности. Как показывают исследования, напряженная умственная работа сопровождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц, не имеющих прямое отношение к выполнению умственной работы.

Умственная работоспособность во многом зависит от общей физической работоспособности всего организма и душевного благополучия. Она зависит от состояния психофизических качеств студентов, таких как: общая выносливость, эмоциональная устойчивость, быстрота мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивости внимания. Умственный труд немыслим без напряженной работы мозга. Работа мозга невозможна без тренировки мышления, а тренировка мышления идет через определенную степень утомления. Не утомляясь, нельзя достичь повышения умственной работоспособности. Усидчивость в работе, способность длительное время удерживать внимание на исследуемом объекте, длительная мобилизация памяти - это определенная выносливость в умственном труде. Она развивается через волевое принуждение себя работать над заданием, несмотря на усталость.

Умственная работоспособность непостоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. В начале она низкая (период вырабатывания), затем поднимается и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного утомления).

Умственная работоспособность человека в значительной мере зависит от времени суток. Так, суточный физиологический ритм функциональных систем организма определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную - в ночное время. Умственная работоспособность изменяется в течение недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг - высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять активному отдыху, занятиям физическими упражнениями.

Основные направления физической культуры с целью профилактики возникновения профессиональных заболеваний и травматизма:

создание благоприятных условий труда и охрана здоровья работающих;

условий производства в виде сбалансированного режима труда и отдыха, учета специфики производства.

При этом выделяют аспекты положительного влияния физкультуры:

а) эффект срочного активного отдыха, борьбы с утомлением и сохранение работоспособности в течение рабочего времени.

б) постепенно накапливаемое (кумулятивное) развитие физических и духовных сил человека труда с помощью:

активного отдыха, тренировочных воздействий, использования восстановительных средств физической культуры;

рационализации приемов труда, уменьшение нервно-психологического напряжения, рационализации трудовых движений (операций), уменьшение затрат энергии за счет улучшения показателей координации движений, переносимых на процесс труда, экономизации, точности и ритмичности трудовых операций;

подготовки физкультурных общественных кадров, повышение культурно-технического образования трудящихся.

Основная задача физических упражнений профилактической направленности - повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов труда, которые могут вызвать профессиональные заболевания и отклонения в состоянии здоровья. Основные неблагоприятные факторы:

перенапряжение, возникающее при тяжелом физическом труде;

гипокинезия - ограничение количества и объема движений;

монотония, связанная с выполнением одинаковых операций, с непрерывной концентрацией внимания (именно в этом состоянии, подобном полудреме, увеличивается вероятность травматизма);

рабочая поза, которая становится причиной целого ряда неблагоприятных отклонений (заболевание органов малого таза, кифозы, сколиозы, ослабление мышц живота и др.);

повышенная нервно-эмоциональная напряженность труда, вибрация и укачивание, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия (запыленность, загазованность, плохое освещение).

Кроме того, необходим учет санитарно-гигиенических условий труда, которые сами по себе могут быть неблагоприятными (запыленность, плохое освещение и т.д.).

Чтобы снизить эти неблагоприятные воздействия, в свободное время проводится так называемая профилактическая производственная гимнастика, т.е. комплекс упражнений, подобранных для профилактики неблагоприятных влияний в процессе труда и снижения профессионального травматизма.

Количество упражнений, темп их выполнения, продолжительность комплекса в каждом отдельном случае различные. Чтобы снизить эти неблагоприятные воздействия, в свободное время проводится профилактическая гимнастика. Это комплекс упражнений, подобранных в соответствии с необходимостью профилактики конкретных неблагоприятных влияний в процессе труда и снижения профессионального травматизма.

Предпочтение отдается групповым занятиям. Групповые занятия профилактической гимнастикой проводятся во внерабочее время: в обеденный перерыв или сразу после окончания работы в специальных помещениях. В особых случаях для некоторых специалистов даже в рабочее время могут быть организованы занятия по профессионально-прикладной физической подготовке для обеспечения эффективного выполнения отдельных профессиональных видов работ.

Для сохранения и укрепления здоровья, предупреждения заболеваний необходимо сознательное отношение к режиму трудовой деятельности. Использование с этой целью рекомендаций профилактической медицины будет способствовать сохранению здоровья и поддержанию высокой производительности творческого труда.


2. Профилактическая производственная гимнастика


Среди разных видов производственной физической культуры (ПФК) особое место занимают производственная гимнастика и восстановительно-профилактические занятия.

Производственная гимнастика - это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, с целью профилактики и восстановления.

Восстановительно-профилактические занятия обычно проводятся при неблагоприятных условиях труда в форме восстановительно-профилактических комплексов.

Производственная гимнастика, внедряемая в процесс труда при благоприятных санитарно-гигиенических условиях, имеет такие формы занятий:

вводная гимнастика;

физкультурная пауза;

физкультурная минутка;

физкультурная микропауза.

Ориентиром для выбора рациональной методики занятий могут служить типовые комплексы, разработанные применительно к четырем видам работ, различающихся по величине и объему мышечных усилий, а также нервно-психического напряжения:

) связанных со значительным физическим напряжением;

) требующих равномерного физического и умственного напряжения (физический труд средней тяжести);

) характеризующихся преобладанием нервного напряжения при небольшой физической нагрузке, главным образом эта работа выполняется в положении сидя;

) связанных с умственным трудом.

При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

) рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);

) рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность, однообразие или разнообразие, степень напряженности движений);

) характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, сложность и интенсивность мыслительных процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость движений, монотонность труда);

) степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);

) возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;

) санитарно-гигиеническое состояние места занятий (обычно комплексы проводятся на рабочих местах).

Вводная гимнастика - это комплекс физических упражнений, подготавливающий человека к предстоящей работе. Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу. С нее рекомендуется начинать рабочий день.

Поскольку разные физиологические функции организма достигают оптимальной интенсивности и включаются в рабочий ритм не одновременно, то возникает необходимость в их сонастройке: воздействием на нервную систему достигается заданный ритм рабочих движений. Всё это и приводит в очень короткое время к повышению работоспособности человека.

Комплекс из 7-9 упражнений выполняется в начале работы в течение 5-7 минут коллективно или индивидуально. В задачу комплекса вводной гимнастики входит: с помощью специальных физических упражнений, подобранных с учётом специфики трудовой деятельности, ускорить процесс сонастройки физиологических функций, сократить период врабатывания и помочь организму быстро включиться в работу, а также создать условия высокой работоспособности на продолжительное время. Влияние её сохраняется более двух часов.

В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использовать специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым во время работы, имитируют их. В зависимости от технологии и организации профессиональной деятельности вводная гимнастика может проводиться непосредственно перед началом рабочего времени или может быть включена в это время.

Физкультурная пауза - это активный отдых во время работы, снижающий утомление и повышающий работоспособность человека. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7-8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 мин.

Стимулирующее влияние его на утомленный организм проявляется в функциональной перестройке разных систем: преобладание процесса торможения в нервных центрах; в улучшении координации, повышении адаптационных возможностей организма.

Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности. При обычном 7-8-часовом рабочем дне с часовым обеденным перерывом при «классической» кривой изменения работоспособности рекомендуется проводить две физкультурные паузы: через 2-2,5 ч после начала работы и за 1-1,5 ч до ее окончания. Комплекс упражнений физкультурной паузы подбирается с учетом особенностей рабочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности труда.

Физкультурная пауза при благоприятных санитарно-гигиенических условиях может проводиться на рабочих местах. В некоторых случаях из-за особенностей технологии производства (непрерывный производственный процесс, отсутствия должных санитарно-гигиенических условий) проводить физкультпаузу невозможно. Это заставляет обратить особое внимание на активное использование ПФК в свободное время.

Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2-3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 мин.

Физкультминутки с успехом применяются, когда по условиям организации труда и его технологии невозможно сделать организованный перерыв для активного отдыха, т.е. в тех случаях, когда нельзя останавливать оборудование, нарушать общий ритм работы, отвлекать надолго внимание работающего.

Физкультминутка может быть использована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте. Работающий человек имеет возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда ощущает потребность в кратковременном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент. Физкультминутки можно проводить в любых условиях, даже там, где по санитарно-гигиеническим условиям не допускается проведение физкультурной паузы.

Микропауза активного отдыха . Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 с. Цель микропауз - ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. С этим связано снижение утомления отдельных анализаторных систем, нормализация мозгового и периферического кровообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа.

В качестве примера приводим упражнения непосредственного воздействия , предложенные профессором В.Э.Нагорным для тренировки сосудов головного мозга:

Движения головой (наклоны, поворот, кружения).

То же в сочетании с движениями рук.

Принять позы, при которых голова оказывается ниже других частей тела (подъем ног лежа на спине, «велосипед», стойка на лопатках, локтях, голове).

Быстрые перемещения головы с возникновением сил инерции («рубка дров», качательные движения туловищем).

Сгибание позвоночника в области шеи, груди (заведение ног за голову в положении лежа на спине).

Интенсивное дыхание через нос, резкое сокращение диафрагмы (бег, передвижение на лыжах и т.п.), дыхание только через нос («рубка дров» с интенсивным выдохом).

Приемы массажа и самомассажа, включающие несильное постукивание пальцами по голове.

Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физическими упражнениями оказывают эффективное влияние на факторы повышения умственной работоспособности и противодействуют преждевременному наступлению утомления. В течение учебного дня целесообразно использовать физкультурные паузы, т.е. выполнять физические упражнения в перерывах между занятиями.

Для работников умственного или преимущественно умственного труда в комплекс профилактической гимнастики рекомендуется включать 18-20 упражнений динамического характера. Продолжительность занятий 20-25 минут. При выполнении комплекса в активную работу вовлекаются сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы.

Для профилактики неблагоприятных факторов умственного труда целесообразно проводить следующие мероприятия (Е.В.Будыка):

занятия энергоемкими видами физических упражнений с большой амплитудой движений;

занятия в кабинетах, комнатах здоровья с использованием трена-жерной техники;

психопрофилактика нервных напряжений самостоятельно или в комнатах психологической разгрузки;

двигательная

Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов.

На содержание производственной физической культуры как в рабочее, так и в свободное время оказывают влияние индивидуальные особенности человека. При выборе форм и при упражнениях учитываются половые отличия занимающихся, характер труда (работа по сменам). Так, например, при продолжительной работе в положении сидя у женщин чаще, чем у мужчин возникают неблагоприятные последствия застойных явлений в области малого таза. При выполнении работы преимущественно в положении стоя у женщин чаще бывают осложнения, связанные с нарушением венозного кровообращения в нижних конечностях. Все это должно учитываться как при определении, например, количества физкультминуток в течение рабочего дня, так и при подборе специальных упражнений.

Возрастные отличия обычно влияют на продолжительность физкультурных пауз, интенсивность выполнения комплекса отдельных упражнений. Общая физическая нагрузка в утренней гигиенической или специализированной гимнастике по-разному переносится «совами» и «жаворонками», поэтому важно учитывать индивидуальные различия в переносимости физической нагрузки различными людьми в разное время суток.

Географо-климатические условия также могут оказывать свое влияние на содержание производственной физической культуры. Например, длинная полярная ночь и длинный полярный день на Севере вносят определенный дисбаланс в нормальное функционирование организма, нарушая его естественный биологический ритм. На подбор упражнений производственной физической культуры влияют также температурные и климатические особенности времен года в тех или иных регионах.

Наиболее выраженный эффект от производственной гимнастики достигается при соблюдении определённых условий:

подбора упражнений с учётом специфики труда, с нагрузкой мышечных групп, слабо задействованных в трудовых операциях;

правильного выбора времени проведения.

физический профессиональный производственный гимнастика


Заключение


Создание действенной защиты организма трудящихся от вероятности возникновения профессиональных заболеваний и травматизма - одна из важнейших задач физической культуры. В настоящее время доказана большая эффективность различных видов физических упражнений для профилактики влияния на человека неблагоприятных факторов труда и профессиональных вредностей. По оценке специалистов специально разработанные комплексы физических упражнений снижают заболеваемость профессиональными болезнями в среднем на 20 - 30%.

Таким образом, правильное использование средств физической культуры и спорта укрепляет здоровье человека, повышает его работоспособность и производительность труда, способствует профилактике профессиональных заболеваний и травматизма. Именно этим целям служит профилактическая физическая культура.

Основная задача физических упражнений профилактической направленности - повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов труда.

К неблагоприятным факторам труда относятся: перенапряжение, возникающее при тяжелом физическом труде; гипокинезия - ограничение количества и объема движений; монотония, связанная с выполнением одинаковых операций, с непрерывной концентрацией внимания (именно в этом состоянии увеличивается вероятность травматизма); рабочая поза, которая становится причиной целого ряда неблагоприятных отклонений (заболевание органов малого таза, кифозы, сколиозы, ослабление мышц живота и др.); повышенная нервно-эмоциональная напряженность труда, вибрация и укачивание, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия (запыленность, загазованность, плохое освещение).

Для снижения неблагоприятных воздействий, проводятся групповые занятия профилактической гимнастики в обеденный перерыв или сразу после окончания работы в специальных помещениях.


Список используемой литературы


1.Восстановительная медицина / Под ред. В.Г.Лейзермана. Ростов н/Д, Феникс, 2008. 411 с.

Григорович Е.С. Производственная гимнастика для работников основных групп умственного труда: Метод. рекомендации / Е.С.Григорович, А.М.Трофименко, И.Н.Малуха. Мн.: МГМИ, 2000. 39 с.

Мельников В.С. Физическая культура: Учебное пособие / В.С.Мельников. Оренбург: ОГУ, 2002. 114 с.

Производственная гимнастика. Методические рекомендации. Тюмень: ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава, 2009. 10 с.

Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И.Ильинича. М.: Гардарики, 2000. 448 с.

Шедрина А.Г. Здоровый образ жизни / А.Г.Шедрина. Новосибирск, 2007. 144 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Введение

В настоящее время в России ежегодно регистрируется до 12-13 тысяч профессиональных заболеваний.

Хронические профессиональные заболевания развиваются после многократного и длительного воздействия вредных производственных факторов, например, вибрации, производственного шума и др. Неблагоприятные (вредные) условия труда могут создаваться запыленностью (шахты, цементное производство), загазованностью (химическое производство, кирпичные заводы), повышенной влажностью, производственным шумом, вибрацией, неудобной рабочей позой, тяжёлым физическим трудом и др.

В зависимости от вида производственных вредностей могут развиться такие заболевания как пневмокониозы, повреждение кожных покровов, нарушение опорно-двигательного аппарата, виброболезнь, шумовая болезнь (тугоухость) и др.

Создание действенной защиты организма трудящихся от вероятности возникновения профессиональных заболеваний и травматизма - одна из важнейших задач физической культуры. Поскольку известно, что здоровый физически подготовленный человек, в силу хорошей реакции, достаточных скоростно-силовых возможностей, меньше подвержен случайным и профессиональным травмам. У него более высокая устойчивость против заболеваний, проникающей радиации. Использование средств физической культуры для повышения и поддержания профессиональной работоспособности всегда бывает связано с условиями и характером его труда. Цель данной работы: выявить роль физической культуры в целях профилактика профессиональных заболеваний и травматизма.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физкультуры физической культуры

Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение и поддержание высокой работоспособности - одна из важнейших задач нашего общества. Среди многих факторов, определяющих решение этой задачи, важное место занимает физическая культура. Правильно организованный режим рабочего дня, отдыха, занятия физическими упражнениями и спортом оказывают существенное влияние на снятие утомления, повышение сопротивляемости организма различным заболеваниям.

Профессии, деятельность которых связана с низкой двигательной активностью, требуют правильной организации труда и условий, в которых они выполняются. Общеизвестно, что полноценно использовать профессиональные знания, умения и навыки возможно только при хорошем состоянии здоровья и высокой работоспособности. Возникновение различных отклонений в состоянии здоровья человека на почве гиподинамии, бесспорно, является следствием упущенных возможностей профилактики средствами физической культуры.

По данным Л.Н.Нифонтовой, физкультурники и спортсмены в 2-5 раз реже болеют различного рода заболеваниями. Особенно заметно уменьшение случаев простудных заболеваний и заболеваний сердечнососудистой системы. Причем снижается на производстве не только общий показатель болевших лиц, но и показатель дней временной нетрудоспособности по болезни, средняя продолжительность одного случая заболевания. Динамика этих показателей свидетельствует об эффективности физкультурно-спортивной работы на предприятиях и дает возможность подсчитать условную экономию, которой можно добиться за счет снижения заболеваемости. Также установлено, что проводимые после окончания рабочей смены физкультурные мероприятия восстановительного характера существенно влияют на показатели производственной работоспособности следующего дня, установлено возрастание производительности труда от 0,5 до 2% в неделю.

По литературным данным, занятия физическими упражнениями способствуют снижению производственного травматизма. Включение физкультурных занятий только в рабочую смену способствует снижению травматизма в среднем на 17%, а число дней нетрудоспособности - примерно на 43%. Среди лиц регулярно занимающихся физической культурой и спортом число производственных травм в целом на 72% ниже, чем среди рабочих, имеющих одинаковый производственный стаж, возраст, квалификацию, но не занимающиеся физическими упражнениями. Многочисленными исследованиями, проведёнными в период с 30-х по 80-е гг. ХХ века показано, что включение физических упражнений в режим труда при разных видах деятельности способствует снижению утомления, повышению работоспособности человека. Установлено, что под воздействием физических упражнений, выполняемых в процессе труда, повышается внимание, увеличивается скорость реакции, снижается напряженность в деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшается работа зрительного анализатора и других психофизиологических функций, обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности. Субъективно это проявляется в улучшении самочувствия, активности и настроения. Там, где производственная гимнастика организована и проводится на высоком уровне, до 85 - 96% работников указывает на существенное улучшение самочувствия.

Во многих направлениях профессиональной деятельности растет роль умственного труда и творческой деятельности. Одновременно усиливается и влияние нервно-психической напряженности в процессе труда. Умственный труд также требует проявления высших психических функций, как внимание, память, мышление, скорость переработки информации и т.п., в связи с этим интенсивная умственная работа особенно остро отражается на состоянии центральной нервной системы и на протекании психических процессов. Интенсивность процесса обмена веществ в мозге значительно повышена, он потребляет до 20 % кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма. Для нормального осуществления своих функций мозг должен иметь хорошее стабильное кровоснабжение. Однако, длительное пребывание в положении сидя, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, нервно-психическое напряжение снижают эффективность кровообращения в головном мозге. При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количество адреналина, за счет увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в центральной нервной системе, что приводит к сужению сосудов, питающих сердце и головной мозг. Под влиянием адреналина учащается ритм сердца, что связано с большим расходом энергии, при этом доставка к органам питательных веществ и кислорода ограничивается.

Одной из неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. В условиях ограничения двигательной активности изменения сердечной деятельности, возникающее под влиянием напряженного интеллектуального труда, сохраняются дольше, чем в условиях нормальной двигательной активности. При длительной умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из головного мозга что вызывает головную боль и снижение работоспособности. Как показывают исследования, напряженная умственная работа сопровождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц, не имеющих прямое отношение к выполнению умственной работы.

Умственная работоспособность во многом зависит от общей физической работоспособности всего организма и душевного благополучия. Она зависит от состояния психофизических качеств студентов, таких как: общая выносливость, эмоциональная устойчивость, быстрота мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивости внимания. Умственный труд немыслим без напряженной работы мозга. Работа мозга невозможна без тренировки мышления, а тренировка мышления идет через определенную степень утомления. Не утомляясь, нельзя достичь повышения умственной работоспособности. Усидчивость в работе, способность длительное время удерживать внимание на исследуемом объекте, длительная мобилизация памяти - это определенная выносливость в умственном труде. Она развивается через волевое принуждение себя работать над заданием, несмотря на усталость.

Умственная работоспособность непостоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. В начале она низкая (период вырабатывания), затем поднимается и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного утомления).

Умственная работоспособность человека в значительной мере зависит от времени суток. Так, суточный физиологический ритм функциональных систем организма определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную - в ночное время. Умственная работоспособность изменяется в течение недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг - высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять активному отдыху, занятиям физическими упражнениями.

Основные направления физической культуры с целью профилактики возникновения профессиональных заболеваний и травматизма:

создание благоприятных условий труда и охрана здоровья работающих;

условий производства в виде сбалансированного режима труда и отдыха, учета специфики производства.

При этом выделяют аспекты положительного влияния физкультуры:

а) эффект срочного активного отдыха, борьбы с утомлением и сохранение работоспособности в течение рабочего времени.

б) постепенно накапливаемое (кумулятивное) развитие физических и духовных сил человека труда с помощью:

активного отдыха, тренировочных воздействий, использования восстановительных средств физической культуры;

рационализации приемов труда, уменьшение нервно-психологического напряжения, рационализации трудовых движений (операций), уменьшение затрат энергии за счет улучшения показателей координации движений, переносимых на процесс труда, экономизации, точности и ритмичности трудовых операций;

подготовки физкультурных общественных кадров, повышение культурно-технического образования трудящихся.

Основная задача физических упражнений профилактической направленности - повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов труда, которые могут вызвать профессиональные заболевания и отклонения в состоянии здоровья. Основные неблагоприятные факторы:

перенапряжение, возникающее при тяжелом физическом труде;

гипокинезия - ограничение количества и объема движений;

монотония, связанная с выполнением одинаковых операций, с непрерывной концентрацией внимания (именно в этом состоянии, подобном полудреме, увеличивается вероятность травматизма);

рабочая поза, которая становится причиной целого ряда неблагоприятных отклонений (заболевание органов малого таза, кифозы, сколиозы, ослабление мышц живота и др.);

повышенная нервно-эмоциональная напряженность труда, вибрация и укачивание, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия (запыленность, загазованность, плохое освещение).

Кроме того, необходим учет санитарно-гигиенических условий труда, которые сами по себе могут быть неблагоприятными (запыленность, плохое освещение и т.д.).

Чтобы снизить эти неблагоприятные воздействия, в свободное время проводится так называемая профилактическая производственная гимнастика, т.е. комплекс упражнений, подобранных для профилактики неблагоприятных влияний в процессе труда и снижения профессионального травматизма.

Количество упражнений, темп их выполнения, продолжительность комплекса в каждом отдельном случае различные. Чтобы снизить эти неблагоприятные воздействия, в свободное время проводится профилактическая гимнастика. Это комплекс упражнений, подобранных в соответствии с необходимостью профилактики конкретных неблагоприятных влияний в процессе труда и снижения профессионального травматизма.

Предпочтение отдается групповым занятиям. Групповые занятия профилактической гимнастикой проводятся во внерабочее время: в обеденный перерыв или сразу после окончания работы в специальных помещениях. В особых случаях для некоторых специалистов даже в рабочее время могут быть организованы занятия по профессионально-прикладной физической подготовке для обеспечения эффективного выполнения отдельных профессиональных видов работ.

Для сохранения и укрепления здоровья, предупреждения заболеваний необходимо сознательное отношение к режиму трудовой деятельности. Использование с этой целью рекомендаций профилактической медицины будет способствовать сохранению здоровья и поддержанию высокой производительности творческого труда.

2. Профилактическая производственная гимнастика

Среди разных видов производственной физической культуры (ПФК) особое место занимают производственная гимнастика и восстановительно-профилактические занятия.

Производственная гимнастика - это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, с целью профилактики и восстановления.

Восстановительно-профилактические занятия обычно проводятся при неблагоприятных условиях труда в форме восстановительно-профилактических комплексов.

Производственная гимнастика, внедряемая в процесс труда при благоприятных санитарно-гигиенических условиях, имеет такие формы занятий:

вводная гимнастика;

физкультурная пауза;

физкультурная минутка;

физкультурная микропауза.

Ориентиром для выбора рациональной методики занятий могут служить типовые комплексы, разработанные применительно к четырем видам работ, различающихся по величине и объему мышечных усилий, а также нервно-психического напряжения:

) связанных со значительным физическим напряжением;

) требующих равномерного физического и умственного напряжения (физический труд средней тяжести);

) характеризующихся преобладанием нервного напряжения при небольшой физической нагрузке, главным образом эта работа выполняется в положении сидя;

) связанных с умственным трудом.

При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

) рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);

) рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность, однообразие или разнообразие, степень напряженности движений);

) характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, сложность и интенсивность мыслительных процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость движений, монотонность труда);

) степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);

) возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;

) санитарно-гигиеническое состояние места занятий (обычно комплексы проводятся на рабочих местах).

Вводная гимнастика - это комплекс физических упражнений, подготавливающий человека к предстоящей работе. Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу. С нее рекомендуется начинать рабочий день.

Поскольку разные физиологические функции организма достигают оптимальной интенсивности и включаются в рабочий ритм не одновременно, то возникает необходимость в их сонастройке: воздействием на нервную систему достигается заданный ритм рабочих движений. Всё это и приводит в очень короткое время к повышению работоспособности человека.

Комплекс из 7-9 упражнений выполняется в начале работы в течение 5-7 минут коллективно или индивидуально. В задачу комплекса вводной гимнастики входит: с помощью специальных физических упражнений, подобранных с учётом специфики трудовой деятельности, ускорить процесс сонастройки физиологических функций, сократить период врабатывания и помочь организму быстро включиться в работу, а также создать условия высокой работоспособности на продолжительное время. Влияние её сохраняется более двух часов.

В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использовать специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым во время работы, имитируют их. В зависимости от технологии и организации профессиональной деятельности вводная гимнастика может проводиться непосредственно перед началом рабочего времени или может быть включена в это время.

Физкультурная пауза - это активный отдых во время работы, снижающий утомление и повышающий работоспособность человека. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7-8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 мин.

Стимулирующее влияние его на утомленный организм проявляется в функциональной перестройке разных систем: преобладание процесса торможения в нервных центрах; в улучшении координации, повышении адаптационных возможностей организма.

Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности. При обычном 7-8-часовом рабочем дне с часовым обеденным перерывом при «классической» кривой изменения работоспособности рекомендуется проводить две физкультурные паузы: через 2-2,5 ч после начала работы и за 1-1,5 ч до ее окончания. Комплекс упражнений физкультурной паузы подбирается с учетом особенностей рабочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности труда.

Физкультурная пауза при благоприятных санитарно-гигиенических условиях может проводиться на рабочих местах. В некоторых случаях из-за особенностей технологии производства (непрерывный производственный процесс, отсутствия должных санитарно-гигиенических условий) проводить физкультпаузу невозможно. Это заставляет обратить особое внимание на активное использование ПФК в свободное время.

Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2-3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 мин.

Физкультминутки с успехом применяются, когда по условиям организации труда и его технологии невозможно сделать организованный перерыв для активного отдыха, т.е. в тех случаях, когда нельзя останавливать оборудование, нарушать общий ритм работы, отвлекать надолго внимание работающего.

Физкультминутка может быть использована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте. Работающий человек имеет возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда ощущает потребность в кратковременном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент. Физкультминутки можно проводить в любых условиях, даже там, где по санитарно-гигиеническим условиям не допускается проведение физкультурной паузы.

Микропауза активного отдыха . Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 с. Цель микропауз - ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. С этим связано снижение утомления отдельных анализаторных систем, нормализация мозгового и периферического кровообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа.

Движения головой (наклоны, поворот, кружения).

То же в сочетании с движениями рук.

Принять позы, при которых голова оказывается ниже других частей тела (подъем ног лежа на спине, «велосипед», стойка на лопатках, локтях, голове).

Быстрые перемещения головы с возникновением сил инерции («рубка дров», качательные движения туловищем).

Сгибание позвоночника в области шеи, груди (заведение ног за голову в положении лежа на спине).

Интенсивное дыхание через нос, резкое сокращение диафрагмы (бег, передвижение на лыжах и т.п.), дыхание только через нос («рубка дров» с интенсивным выдохом).

Приемы массажа и самомассажа, включающие несильное постукивание пальцами по голове.

Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физическими упражнениями оказывают эффективное влияние на факторы повышения умственной работоспособности и противодействуют преждевременному наступлению утомления. В течение учебного дня целесообразно использовать физкультурные паузы, т.е. выполнять физические упражнения в перерывах между занятиями.

Для работников умственного или преимущественно умственного труда в комплекс профилактической гимнастики рекомендуется включать 18-20 упражнений динамического характера. Продолжительность занятий 20-25 минут. При выполнении комплекса в активную работу вовлекаются сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы.

Для профилактики неблагоприятных факторов умственного труда целесообразно проводить следующие мероприятия (Е.В.Будыка):

занятия энергоемкими видами физических упражнений с большой амплитудой движений;

занятия в кабинетах, комнатах здоровья с использованием трена-жерной техники;

психопрофилактика нервных напряжений самостоятельно или в комнатах психологической разгрузки;

двигательная

Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов.

На содержание производственной физической культуры как в рабочее, так и в свободное время оказывают влияние индивидуальные особенности человека. При выборе форм и при упражнениях учитываются половые отличия занимающихся, характер труда (работа по сменам). Так, например, при продолжительной работе в положении сидя у женщин чаще, чем у мужчин возникают неблагоприятные последствия застойных явлений в области малого таза. При выполнении работы преимущественно в положении стоя у женщин чаще бывают осложнения, связанные с нарушением венозного кровообращения в нижних конечностях. Все это должно учитываться как при определении, например, количества физкультминуток в течение рабочего дня, так и при подборе специальных упражнений.

Возрастные отличия обычно влияют на продолжительность физкультурных пауз, интенсивность выполнения комплекса отдельных упражнений. Общая физическая нагрузка в утренней гигиенической или специализированной гимнастике по-разному переносится «совами» и «жаворонками», поэтому важно учитывать индивидуальные различия в переносимости физической нагрузки различными людьми в разное время суток.

Географо-климатические условия также могут оказывать свое влияние на содержание производственной физической культуры. Например, длинная полярная ночь и длинный полярный день на Севере вносят определенный дисбаланс в нормальное функционирование организма, нарушая его естественный биологический ритм. На подбор упражнений производственной физической культуры влияют также температурные и климатические особенности времен года в тех или иных регионах.

Наиболее выраженный эффект от производственной гимнастики достигается при соблюдении определённых условий:

подбора упражнений с учётом специфики труда, с нагрузкой мышечных групп, слабо задействованных в трудовых операциях;

правильного выбора времени проведения.

физический профессиональный производственный гимнастика

Заключение

Создание действенной защиты организма трудящихся от вероятности возникновения профессиональных заболеваний и травматизма - одна из важнейших задач физической культуры. В настоящее время доказана большая эффективность различных видов физических упражнений для профилактики влияния на человека неблагоприятных факторов труда и профессиональных вредностей. По оценке специалистов специально разработанные комплексы физических упражнений снижают заболеваемость профессиональными болезнями в среднем на 20 - 30%.

Таким образом, правильное использование средств физической культуры и спорта укрепляет здоровье человека, повышает его работоспособность и производительность труда, способствует профилактике профессиональных заболеваний и травматизма. Именно этим целям служит профилактическая физическая культура.

Основная задача физических упражнений профилактической направленности - повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов труда.

К неблагоприятным факторам труда относятся: перенапряжение, возникающее при тяжелом физическом труде; гипокинезия - ограничение количества и объема движений; монотония, связанная с выполнением одинаковых операций, с непрерывной концентрацией внимания (именно в этом состоянии увеличивается вероятность травматизма); рабочая поза, которая становится причиной целого ряда неблагоприятных отклонений (заболевание органов малого таза, кифозы, сколиозы, ослабление мышц живота и др.); повышенная нервно-эмоциональная напряженность труда, вибрация и укачивание, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия (запыленность, загазованность, плохое освещение).

Для снижения неблагоприятных воздействий, проводятся групповые занятия профилактической гимнастики в обеденный перерыв или сразу после окончания работы в специальных помещениях.

Список используемой литературы

1.Восстановительная медицина / Под ред. В.Г.Лейзермана. Ростов н/Д, Феникс, 2008. 411 с.

Григорович Е.С. Производственная гимнастика для работников основных групп умственного труда: Метод. рекомендации / Е.С.Григорович, А.М.Трофименко, И.Н.Малуха. Мн.: МГМИ, 2000. 39 с.

Мельников В.С. Физическая культура: Учебное пособие / В.С.Мельников. Оренбург: ОГУ, 2002. 114 с.

Производственная гимнастика. Методические рекомендации. Тюмень: ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава, 2009. 10 с.

Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И.Ильинича. М.: Гардарики, 2000. 448 с.

Шедрина А.Г. Здоровый образ жизни / А.Г.Шедрина. Новосибирск, 2007. 144 с.

1.1. Положение об организации профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (далее - положение) разработано в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.2. Настоящее положение определяет цель, задачи и формы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в [наименование учреждения].

1.3. Основные понятия, используемые в положении:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

1.4. Ответственным за организацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в [наименование учреждения] является [должность, Ф. И. О.].

2. Цель и основные задачи деятельности

2.1. Основной целью деятельности является комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

2.2. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Выявление случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;

Осуществление взаимодействия с правоохранительными органами, представителями лечебно-профилактических, образовательных учреждений, муниципальных центров и других организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав детей;

Осуществление взаимодействия с родителями и иными законными представителями по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений.

3. Основные направления деятельности

3.1. Разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ работы с несовершеннолетними.

3.2. Привлечение несовершеннолетних к занятиям в художественных, литературных, технических, спортивных и других кружках (уделяя особое внимание личным и групповым успехам и достижениям).

3.3. Разработка и проведение мероприятий, основной целью которых является разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей несовершеннолетнего.

3.4. Оказание консультативной, методической помощи родителям или законным представителям в воспитании детей, формировании нравственных качеств личности, уделяя особое внимание семьям, находящимся в социально опасном положении.

3.5. Привлечение врачей, психологов, работников правоохранительных органов и других специалистов к организации совместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

3.6. Проведение специализированных занятий с привлечением медработников с целью профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения.

3.7. Проведение анкетирования и индивидуальных бесед с несовершеннолетними в целях выяснения занятости в свободное время.

3.8. Проведение занятий по профориентации, оказание помощи в выборе будущей профессии, направлении деятельности.

3.9. Организация и проведение мероприятий, направленных на сплочение детских коллективов, создание условий для групповой, командной работы.

4. Учреждение обязано

4.1. Обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетнего.

4.2. Осуществлять защиту несовершеннолетних от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорблений и грубого обращения.

4.3. Соблюдать конфиденциальность полученной информации о несовершеннолетних и их семьях.

4.4. Сообщать в уполномоченные органы о случаях:

Нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;

Выявления семей, находящихся в социально опасном положении;

Выявления родителей несовершеннолетних или их законных представителей или иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и/или вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественные действия, или совершивших по отношению к ним другие противоправные деяния;

Выявления несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

Выявления несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

В иных установленных законом случаях.

5. Заключительные положения

5.1. Настоящее положение вводится в действие с момента утверждения [наименование должности или органа управления].

Согласовано:

[должность, подпись, инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Похожие публикации