Парижский договор: Предчувствие беды. Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана-Келлога)

Но не только Советский Союз - страна-изгой Версальской системы - ощущал свое международное положение как непрочное и нестабильное. Как это ни парадоксально, но один из лидеров Версальской системы - Франция - также рассматривал свое международное положение как крайне неблагоприятное.

События 1923 г., когда Англия фактически выступила на стороне Германии, показали, что с Антантой - покончено. Более того, на протяжении 1920-х гг. все больше обострялось англо-французское и франко-итальянское соперничество па Балканах и на Ближнем Востоке. Единственным реальным союзником Франции в этих условиях оставались малые страны Восточной Европы, но это был слабый союзник. Более того, этот слабый союзник совершенно исключал саму возможность полной нормализации франко-германских и советско-французских отношений.

В этих условиях Париж был вынужден обратить свои взоры за океан. 6 апреля 1927 г., выступая перед американскими ветеранами мировой войны, прибывшими в Европу, министр иностранных дел Франции

А. Бриан предложил заключить двусторонний франко-американский договор "О вечной дружбе, запрещающий обращение к войне как к средству национальной политики". Разумеется, в Париже не опасались, что Соединенные Штаты нападут на Францию: гам просто хотели использовать американо-французское сближение как фактор, способствующий укреплению позиций Французской Республики в европейских делах: считалось, что ни одна европейская держава не рискнет оказать серьезный нажим на страну, союзником которой выступают СЛПА.

Вашингтон, со своей стороны, также постарался извлечь выгоды из французской инициативы. Президент Калвин Кулидж и государственный секретарь Фрэнк Биллингс Келлог предложили заключить американофранцузское соглашение о международном арбитраже, к которому могли бы присоединиться и другие страны. Двустороннее американо-французское арбитражное соглашение было подписано 6 февраля 1928 г. (в день 150- летия франко-американского договора о союзе и дружбе 1778 г.). В преамбулу документа были включены формулировки, содержавшие осуждение войны как средство решения международных споров.

А 27 августа 1928 г. в Париже состоялось подписание "Парижского договора об исключении войны в качестве оружия национальной политики" (пакт Бриана - Келлога). Участники пакта осуждали войну как средство национальной политики и отказывались прибегать к войне для решения международных споров. Они декларировали необходимость решения конфликтов мирным путем.

Москва первоначально расценила пакт как еще одно свидетельство подготовки "антисоветской интервенции", однако в дальнейшем, получив официальное приглашение присоединиться к пакту, Советская Россия подписала "протокол Литвинова" (9 февраля 1929 г.), присоединившись к пакту еще до его официального вступления в силу и введя в действие его положения в отношения между СССР, Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией. В том же году к московскому протоколу присоединились Турция, Иран и Литва.

Таким образом, Франция в итоге получила еще одну бумажную гарантию своей безопасности. Однако попытки Парижа получить более действенные гарантии - вроде выдвинутого А. Брианом на 10-й сессии Ассамблеи Лиги Наций в сентябре 1929 г. проекта создания Пан-Европы - закончились полным провалом. В проекте объединения европейских стран - без Великобритании, СССР и США - увидели попытку закрепить французскую гегемонию на континенте, ослабить советско-германские связи, отстранить Советский Союз и Англию от европейских дел. Проект отложили в "долгий ящик" специально созданной для обсуждения плана Бриана Европейской комиссии при Лиге Наций. Разумеется, отношение Москвы к Пан- Европе было крайне отрицательным: в этом прожекте в Кремле увидели еще одно проявление "подготовки антисоветской интервенции" и "буржуазного пацифизма".

В этих условиях Париж был вынужден пересмотреть свою советскую политику. 29 ноября 1932 г. был подписан советско-французский договор о ненападении, который замкнул систему гарантийных пактов СССР

на востоке Европы и систему французских гарантий "Малой Антанте". Для Советского Союза это был настоящий прорыв - удалось заключить равноправный военно-политический договор с одним из лидеров Версальского мира. Правда, эго нe был русско-французский военный союз конца XIX - начала XX в.: договор 1932 г. всего лишь предусматривал отказ от применения силы в отношение друг другу и отказ от участия во враждебных коалициях. Но и это был очень большой и очень своевременный успех Москвы: ведь уже через несколько месяцев к власти в Германии пришел Л. Гитлер, и с русско-немецкой дружбой эпохи Рапалло было покончено раз и навсегда.

В августе 1928 года в столице Франции был принят пакт Бриана-Келлога, по которому страны-союзники брали на себя обязательства не вести войну друг против друга. Несмотря на то что договор по большому счету имел лишь формальный характер, он в значительной степени поспособствовал развитию межгосударственного права.

Политическая ситуация

Международные отношения в 1920-х годах прошлого столетия держались на двух весьма противоречивых концепциях. Первая из них строилась на распространении и популяризации пацифистских идей. После завершения Первой мировой войны, в ходе которой был применен целый ряд смертоносных новинок в области вооружения, каждая из стран-победительниц одна за другой во всеуслышание заявляла, что отныне она стремится только к миру, и выдвигала предложения о необходимости разоружения.

Вторая концепция была прямо противоположной первой. Говоря о мире, руководство этих стран продолжало накапливать вооружение. При этом они старались убедить общественность в том, что все делается только лишь для того, чтобы обеспечить себе гарантию безопасности. Они подчеркивали, что не только потенциальные соперники, но и их союзники не желают разоружаться.

Теория коллективной безопасности

Принятая ранее Версальско-Вашингтонская система отношений между странами установила некоторое неравенство, касающееся распределения вооружений, а дальнейшие переговоры по этому поводу только усугубляли его. Но в 1925 году странам все же удалось подписать в Женеве протокол о запрете на применение бактериологического и химического оружия.

Кроме того, состоявшаяся в том же году, приняла систему гарантий государственных границ и ряд взаимных договоренностей держав о том, что все спорные вопросы между ними будут решаться только путем арбитража. Тогда казалось, что эти обязательства открывают широкий путь к установлению мирных отношений, а также к созданию теории коллективной безопасности.

Предложение Бриана

В это же время по всему миру ширилось новое массовое движение. Его целью было объявление всех войн вне закона. В англосаксонских странах это движение было особенно развитым. Поэтому тогдашний министр иностранных дел Франции Бриан, пойдя навстречу широкому общественному мнению, решил привлечь к разрешению европейских проблем Соединенные Штаты. Надо сказать, что это было сделано в противовес Великобритании.

В апреле 1927 года Бриан подписал обращение к американскому народу. В нем он предлагал составить договор между Францией и США, в котором говорилось о запрете использования военных действий как методе осуществления национальной политики. Фактически этот призыв был написан профессором Джеймсом Шотвеллом. С помощью этого договора французское правительство стремилось обеспечить своей политике благосклонное отношение всей мировой общественности, что помогло бы значительно укрепить позиции государства в Европе.

Продвижение проекта

Идею французского министра одобрил госсекретарь США Келлог. Но он предложил подписать не двусторонний договор, а многосторонний, и обратился с этим предложением к другим лидерам европейских государств. Германия была первой, кто поддержал американский проект.

Надо отметить, что предложение Келлога создавало некоторые юридические трудности для целого ряда стран, изъявивших желание вступить в Лигу Наций. Это касалось статьи 16-й. В ней говорилось, что в качестве санкций против страны-захватчика не исключено применение военной силы.

Пакт Бриана-Келлога вызвал самое большее недовольство у правительства Англии. Оно заявило, что не допустит и малейшего вмешательства кого бы то ни было в круг своих национальных интересов. Так, британские власти заранее оговорили свое право на ведение военных действий на территориях, имеющих особое значение для страны.

Также Англия была категорически не согласна с тем, чтобы в подписании участвовали государства, не получившие до сих пор всеобщего признания. Прежде всего, речь шла о молодой Стране Советов, так как годом ранее их дипломатические отношения были разорваны. Именно поэтому Англия была против того, чтобы Советский Союз подписывал пакт Бриана-Келлога. История России, а впоследствии и СССР, имеет немало фактов, свидетельствующих о том, что многие европейские государства относились к своему северному соседу с некоторой опаской и даже враждебностью.

Изменения в договоре

Вскоре представило новую редакцию проекта. Теперь пакт Бриана-Келлога 1928 г. предоставлял право на самооборону государств, но только в рамках уже существующих договоренностей. Лидеры Италии и Японии первыми поприветствовали такую редакцию документа и восприняли его как окончательное уничтожение возможности начала войны.

Через месяц госсекретарь США опубликовал свой обновленный проект и отослал его правительствам 14 стран. В нем он уточнял, что отказ от военных действий касается только отношений между державами, подписавшими договор. Все остальные страны не принимались во внимание. Дипломатическая переписка, касающаяся трактовки такого выражения, как «война вне закона», длилась в течение месяца.

Наконец, пакт Бриана-Келлога 27 августа 1928 г. был окончательно одобрен и подписан в Париже руководствами 15 государств. В этот список вошли США, Канада, Южная Африка, Германия, Франция, Бельгия, Австралия, Ирландия, Италия, Чехословакия, Великобритания, Новая Зеландия, Индия, Польша и Япония.

Что было в договоре

Сам документ складывался из вступления и двух основных статей. В первой говорилось о том, что стороны резко осуждают применение военных действий для решения различных международных разногласий и решительно отказываются от них как от инструмента для осуществления государственной политики. Во второй статье все стороны признавали, что для разрешения межгосударственных конфликтов и споров будут прибегать исключительно к мирным способам.

Широкие возможности

Кроме 15 держав, уже подписавшихся под соглашением, пакт Бриана-Келлога 1928 года давал право на присоединение к нему как полуколониальных, так и зависимых стран. 27 августа Соединенные Штаты разослали 48 государствам, не участвовавшим в переговорах, предложение о принятии условий договора.

СССР оказался первым из списка дополнительно приглашенных, который ратифицировал это международное соглашение. В феврале 1929 г. в Москве был принят протокол, в котором Советский Союз, Эстония, Латвия и Румыния, а чуть позже Иран, Литва и Турция объявляли о том, что у них вступает в силу пакт Бриана-Келлога. Для других стран договор вступал в силу с 24 июля, т.е. спустя полгода.

Значимость

Прежде всего, этот договор помог найти взаимопонимание таким государствам, как Германия и Франция. Когда немецкий канцлер Густав Штреземан приехал в Париж для того, чтобы подписать пакт Бриана-Келлога, то поставил вопрос об оккупированной на тот момент Рейнской области. Надо сказать, что отчасти он уже был решен Локарнскими соглашениями, но ограничивался статьями, содержащимися в В последнем документе говорилось, что оккупация должна была продлиться до 1935 года. По мнению канцлера, после ратификации договора присутствие иностранных солдат на немецкой территории уже не имело никакого смысла. Поэтому во время проведения было принято решение о выводе союзных войск из Рейнской области.

Необходимо отметить, что принятие пакта Бриана-Келлога имело большое общественное и моральное значение, а также способствовало значительному развитию межгосударственного права. Но, тем не менее, этот документ был всего лишь декларативным, он носил формальный характер. Подписав указанное соглашение, страны ничем не подкрепили свои обязательства отказаться от военных действий и не стали ограничивать Оговорки Англии и Франции не были зафиксированы в договоре, и на самом деле страны оставляли за собой право вести войну с целью самообороны.

ПАКТ БРИАНА-КЕЛЛОГА

1920-е годы в международных отношениях характеризовались двумя противоречивыми процессами. С одной стороны, после Первой мировой войны с ее смертоносными новинками в области вооружения получили распространение пацифистские идеи, и каждая держава-победительница громогласно заявляла о своем стремлении к миру и о необходимости разоружения. С другой стороны, правительства продолжали гонку вооружений, убеждая общественность, что это делается исключительно потому, что партнеры и потенциальные соперники не хотят разоружаться, что, в свою очередь, требует гарантий безопасности. Версальско-Вашингтонская система установила неравенство в распределении вооружений, и все переговоры фактически выливались в закрепление этого неравенства. Впрочем, в 1925 г. странам удалось подписать Женевский протокол о запрещении применения химического и бактериологического оружия. Локарнская конференция 1925 г. с ее системой гарантий границ и взаимными договоренностями держав о решении спорных вопросов путем арбитража, казалось, открывала путь к развитию мирных отношений, к созданию системы коллективной безопасности.

Массовое движение, целью которого было объявление войны вне закона, распространилось по всему миру, особенно сильны были антивоенные настроения в англосаксонских странах. Идя навстречу общественному мнению, а также намереваясь восстановить сопричастность Соединенных Штатов к решению европейских проблем (в противовес Англии), 6 апреля 1927 г. министр иностранных дел Франции А. Бриан обратился к американскому народу с призывом, вдохновленным и, по сути, написанным профессором Джеймсом Т. Шотвеллом из Колумбийского университета. Бриан предложил подписать франко-американский договор, запрещающий использование войны как средства национальной политики. Французские правящие круги рассчитывали обеспечить этим договором благожелательное отношение мировой общественности к своей политике и тем самым укрепить позиции в Европе.

Одобрив в принципе идею Бриана, государственный секретарь США Ф. Келлог 28 декабря 1927 г. предложил заключить не двусторонний, а многосторонний договор. Он же ознакомил с этим предложением правительства европейских государств. Первой ответила Германия, которая в апреле 1928 г. поддержала американский проект.

Правда, предложение Келлога создавало юридические трудности для стран, вступивших в Лигу Наций и связанных возможностью применения статьи 16-й, которая в отношении санкций против агрессора не исключала применения военной силы. Серьезные замечания сделало правительство Англии, которое категорически заявило, что не допустит какого-либо вмешательства в район «особенного интереса» своей страны. Таким образом британские власти заранее обусловливали свое право на войну в таких районах как «способ самообороны» Британской империи. Кроме того, англичане отвергли возможность участия в подписания государств, «правительства которых еще не получили всеобщего признания». Речь, в первую очередь, шла об СССР, с которым Великобритания за год до того разорвала дипломатические отношения.

21 мая 1928 г. французское правительство предоставило свой контрпроект, обусловливая право «на законную самооборону в рамках существующих договоров». Правительства Японии и Италии приветствовали пакт как «полное уничтожение войны» и повторили французские замечания.

28 июня 1928 г. Келлог опубликовал новую ноту и пересмотренный проект договора 14 странам. Уточнялось, что отказ от войны касался отношений между участниками договора, а не между всеми странами. В результате длительной дипломатической переписки по вопросу трактовки понятия «война вне закона» 15 держав (США, Бельгия, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка, Ирландия, Индия, Германия, Италия, Польша, Франция, Чехословакия, Япония) подписали в Париже 27 августа 1928 г. «Пакт всеобщего отказа от войны».

Пакт Бриана - Келлога состоял из преамбулы и двух основных частей. В статье 1-й стороны заявляли, что «осуждают использование войны для решения международных споров и отказываются от нее как от инструмента государственной политики». В статье 2-й стороны признавали, что для «решения всех споров и конфликтов они будут стремиться прибегать только к мирным способам».

Универсальная форма пакта открывала возможности присоединения к нему зависимых и полуколониальных стран. Уже 27 августа США разослали приглашение присоединиться к пакту Бриана - Келлога 48 государствам, в том числе и СССР, не участвовавшему в переговорах. Именно Советский Союз первым среди дополнительно приглашенных ратифицировал договор. 9 февраля 1929 г. был подписан Московский протокол, в котором СССР, Латвия, Польша, Румыния, Эстония (а позже Литва, Иран и Турция) объявили о досрочном (не дожидаясь ратификации в других странах) вступлении в силу Парижского договора. Для остальных стран пакт Бриана - Келлога вступил в силу 24 июля 1929 г.

Подписание Парижского договора помогло нормализовать франко-германские отношения. Во время визита в Париж для подписания пакта канцлер Штреземан поставил перед Брианом и Пуанкаре вопрос об оккупации Рейнской области, отчасти уже решенный Локарнскими соглашениями, но частично еще ограниченный статьями Версальского договора, предусматривавшего окончание оккупационного периода в 1935 г. По мнению Штреземана, после принятия пакта Бриана - Келлога присутствие иностранных войск на германской территории не имело больше никакого смысла. Во время Гаагской конференции в августе 1929 г. было решено, что эвакуация союзных войск из двух зон Рейнской области, все еще оккупированных ими, должна начаться в сентябре 1929 г. и завершиться до 30 июня 1930 г. Первыми должны были эвакуироваться бельгийские и английские войска, затем французские (американские оккупационные войска были выведены еще в 1923 г. после несостоявшейся ратификации Версальского договора сенатом Соединенных Штатов).

27 августа 1928 года в Париже представители 15 государств подписали договор, о котором мало кто слышал. Даже если мы скажем, что этот документ получил название пакта Бриана - Келлога (еще его называют Парижский договор), - все равно это мало что объясняет. Позднее к этому договору присоединился СССР, но и это ни о чем особенно не говорит.


"Россия должна потребовать у Германии возмещение за преступления нацизма"

6 апреля 1927 года (в этот день в 1917 году Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну) министр иностранных дел Франции Аристид Бриан обратился с призывом к США заключить двусторонний договор "о вечной дружбе, запрещающий обращение к войне как к средству национальной политики". К этой идее его подвел профессор Колумбийского университета Дж. Шотвелл, главный редактор 150-томной "Экономической и социальной истории Первой мировой войны".

Американский пацифист был уверен в невозможности ограниченных войн в индустриальную эпоху, поскольку вооруженный конфликт между двумя промышленно развитыми странами всегда будет перерастать в многостороннее противостояние.

28 декабря 1927 года лауреат Нобелевской премии мира 1926 года А. Бриан получил от госсекретаря США Фрэнка Биллингса Келлога ответ. В послании говорилось, что Белый дом с удовлетворением принимает французское предложение, но не считает возможным заключить договор о "вечной дружбе" с одной лишь Францией. По мысли дипломата, необходимо было "достигнуть присоединения всех главных держав к пакту, посредством которого эти державы отказались бы от войны как орудия национальной политики". Этим Келлог заложил основу для присуждения и ему Нобелевской премии мира. Он и получит ее в 1930 году.

Заключение многостороннего договора ослабляло значение ранее заключенных Францией международных договоров, равно как и наносило ущерб французской системе союзов. Не говоря уже об определенном уроне престижу Лиги наций. Ей противопоставлялось бы новое объединение европейских держав, подписавших пакт.

Французская сторона предложила американцам заложить в договор такие формулировки, которые означали бы отказ не от войны вообще, а лишь от всякой наступательной войны. Новый пакт не должен упразднять заключенных ранее союзов и не аннулировать обязательства, содержащиеся в Уставе Лиги наций, в Локарнских соглашениях и прочих международных актах.

Опуская подробности официальных и закулисных переговоров между двумя державами, когда в кулуарах госдепартамента США говорили, что там "абсолютно не верят" в реальный отказ от войны ни для Соединенных Штатов, ни для Франции, упомянем следующее.

13 апреля 1928 года Келлог официально представил проект документа, в котором осуждалась война, но не оговаривались никакие санкции против ее поджигателей. Проект договора, в том числе и первоначальный, был направлен министрам иностранных дел Великобритании, Германии, Италии и Японии, а также европейским союзникам Франции и в британские доминионы. В ноте от 27 апреля Германия первой откликнулась и высказалась в пользу американского проекта.

В день подписания "Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики" государственный департамент США направил ноту правительствам 48 государств с приглашением присоединиться к пакту. Против присоединения к этому договору, на основании того, что "мы должны будем принять все, что сделано без нас, и притом на совершенно другой идейной почве", возражал нарком иностранных дел СССР Георгий Васильевич Чичерин.

В отличие от наркома, считавшего для СССР "принципиально невозможным" подписывать Парижский пакт, его заместитель Максим Литвинов (Меер-Генох Моисеевич Валлах) — который из-за болезни Чичерина фактически руководил наркоматом — при поддержке члена Политбюро Николая Ивановича Бухарина готов был пойти на подписание этого договора.

Чичерин, несмотря на директиву Политбюро, продолжал сопротивляться и указывал, что "непосредственной пользы в качестве какого-либо практического ограждения от военного нападения участие в пакте не дает, ибо достаточно будет нескольких выстрелов на Днестре, чтобы инсценировать мнимое начатие военных действий с нашей стороны, что развяжет руки всем участникам пакта против нас".

И все-таки за 4 дня до подписания Парижского пакта коллегия НКИД приняла решение "заявить совершенно ясно и недвусмысленно, что мы готовы присоединиться к пакту. Уклониться от пакта совершенно невозможно, да и незачем. Как-никак, некоторое моральное обязательство в отношении войны этот пакт на все державы […] налагает. Заинтересованные в продолжении передышки, мы не должны пренебречь и самой ничтожной гарантией против войны. Нам выгоднее теперь же заявить о готовности к присоединению, чем после получения официального приглашения".

В сопроводительной ноте о согласии правительства СССР присоединиться к пакту от 31 августа 1928 года приводился ряд замечаний, в частности, сожаление по поводу отсутствия в тексте обязательств в области разоружения, запрещения таких видов военных действий, как интервенция, блокада, военная оккупация чужой территории, чужих портов и т. д.

Приводя все недостатки пакта Бриана — Келлога, Советский Союз оказался первым из участников, ратифицировавшим Парижский договор. СССР выступил также за то, чтобы участниками пакта стали Польша, Литва, Латвия, Эстония, Румыния и Финляндия.

Парижский договор вошел в силу 24 июля 1929 года. В разное время его нарушали все 15 стран-участниц пакта. Однако главная, на наш взгляд, причина, почему об этом договоре частенько забывают — это начавшаяся через 11 лет после его подписания Вторая мировая война. Она перечеркнула имеющееся в нем здоровое ядро. Но не будем забывать, что именно этот договор во многом послужил правовой основой для проведения международного трибунала над нацистскими военными преступниками.

многосторонний договор, заключенный в Париже в 1928 г. и декларирующий запрещение войны как орудия национальной политики. Назван но имени инициаторов этого пакта – государственного секретаря США Келлога и французского министра иностранных дел Бриана.

Следуя за заявлением Лиги наций в 1927 г., что агрессивная война никогда не должна служить средством разрешения споров между государствами и вследствие чего она составляет международное преступление, К. – Б. п. объявлял своей целью воспрещение войны. Однако в действительности заключением этого пакта империалистические государства рассчитывали скрыть от мирового общественного мнения свою захватническую политику и сделать из пакта орудие изоляции и борьбы против СССР, организовав единый фронт капиталистических государств. Кроме того, империалисты США надеялись создать на основе К. – Б. п. международную организацию под своим руководством в противовес Лиге наций (см.), находившейся под влиянием Англии и Франции.

При подписании пакта ряд капиталистических держав, в т. ч. Англия и Франция, сделал оговорки, которые содержавшийся в пакте отказ от войны по существу сводили к пустой и ни к чему не обязывающей декларации.

Более того, эти оговорки, как указывалось в ноте НКИД от 31 августа 1928 г., нельзя было рассматривать иначе, как попытку использовать самый пакт в качестве орудия империалистической политики.

Верный своей миролюбивой политике и несмотря на все тайные замыслы авторов К.–Б. п. и все имеющиеся в нем крупные недостатки, Советский Союз заявил о своем согласии присоединиться к пакту, поскольку он «объективно накладывает известные обязательства на держазы перед общественным мнением и дает Советскому правительству новую возможность поставить перед.всеми участниками пакта важнейший для дела мира вопрос – вопрос о разоружении, решение которого является единственной гарантией предотвращения войны (Нота НКИД СССР от 31 августа 1928 г.). 6 сентября 1928 г. СССР официально присоединился к К. – Б. п. При этом Советское правительство заявило, что отсутствие в пакте пункта о разоружении превращает его в мертвую букву. Отвергнув направленные на ограничение действия пакта оговорки, которые внесли правительства ряда капиталистических стран, и указав, что должны быть воспрещены всякие международные войны, в частности войны с целью подавления национально-освободительных движений, а также такие действия, как интервенция, блокада, военная оккупация чужих территорий, чужих портов и т. д., Советское правительство подчеркнуло, что оно будет считать нарушением пакта любую наступательную войну.

СССР первым ратифицировал К. – Б. п. и добился досрочного введения его в действие, заключив 9 февраля 1929 г. с Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией специальный (Московский) протокол. В том же году к протоколу присоединились Турция, Иран и Литва. Подписание Советским Союзом К. – Б. п. и досрочное введение его в действие по соглашению с рядом государств представляло собой крупный дипломатический успех СССР в борьбе за мир.

Похожие публикации