Когда нужно делать полное омовение женщинам. Гусль- полное омовение…

1. Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты . При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.

2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.

3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта .

4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.

5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.

6. Трижды вымыть лицо.

7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую) .

8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос) .

9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей ; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею .

10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем – левую .

После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем.

По мнению великого мусульманского богослова имама ан-Навави и других ученых, «произносить эти слова желательно и после полного омовения (гусль)» .

По поводу иных молитв (ду‘а), произносимых некоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что «молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованы и не упоминались богословами раннеисламского периода» . Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха , «о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса» .

Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Творца (со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим») и завершенное вышеприведенное молитвой.

Вода для омовения

Омовение можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской. О разрешенности последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем ] пригодно для употребления в пищу» .

Кроме того, для омовения можно использовать снег , при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной) .

Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль) .

В Священном Коране сказано:

«Мы [«Мы» указывает на величие Творца, но никак не на Его множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую» (см. Св. Коран, 25:48).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.

Лаки, краски, клей, оставшиеся на руках, препятствуют проникновению воды к коже и ногтям, поэтому следует внимательно отнестись к процессу удаления этих веществ. Однако если по роду своей профессиональной деятельности человек постоянно пачкается красками или лаками, то для него достаточно поверхностного очищения. Он подпадает под положение « ‘умумуль-бальва», ему канонически прощается («ма‘фуввун ‘анх») то, что смыть сложно. Важна естественность, а усложнения и сомнения – от Сатаны.

Покрытые лаком ногти женщины никак не связаны с совершением молитв и не влияют на их полноценность. А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, если совершены с покрашенными ногтями, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, следовательно, не омываются те части тела, которые при данных ритуальных гигиенических процедурах должны быть омыты. Касательно полного омовения имеется один нюанс: если после его совершения женщина вспомнила, что случайно забыла снять лак, то ей не нужно вновь его повторять, а достаточно будет просто промыть ногти, предварительно очистив их.

Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.

«Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское «правда», «правота», «праведность»; английское «right» – «правый», «правильный», «справедливый»; немецкое «richtig» – «правильно» от «recht» – «правый» и т.д.).

1/4 часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.

Для женщины нет необходимости при этом вынимать серьги из ушей.

Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Бо льшая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.

На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых.

Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 255.

Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.

Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233–1277) – выдающийся имам, мухаддис. Его наиболее известные труды – «Рияд ас-салихин», «Арба‘унэ ан-нававия», «Минхадж ат-талибин».

См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 1. С. 80.

См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80.

Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (?–1245) – шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов – «Аль-фатава», «Аль-амали», «Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис», «Шарх аль-васыт».

См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 126, 127.

Подробнее о том, что из морепродуктов можно употреблять в пищу, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. М., 2003. С. 54, 55.

Данный хадис был передан семью сподвижниками Пророка. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 4. С. 49, хадис № 1243, «сахих», а также С. 51, хадис № 1244, «хасан».

Здесь подразумеваются исключительные ситуации, когда человек, живущий в северных широтах, в силу обстоятельств не может воспользоваться теплой водопроводной водой.

См., например: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 26.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 265.

Альхамдулиллях, вы приняли Ислам (или начали соблюдать религию, которой придерживались ваши предки). И, разумеется, у вас возникает множество вопросов, первый из которых – как правильно совершать омовение и намаз? К нам на сайт и в группу часто пишут сестры с вопросами — как совершать омовение и намаз, нарушает ли такое-то действие омовение (и тому подобное).

Поскольку для действительности намаза необходимо быть в состоянии ритуальной чистоты (по-арабски тахарат), в этой статье мы, с дозволения Аллаха, поговорим об омовении.

Понятие «тахарат» (буквально «чистота») включает в себя совершение полного омовения (омывание водой всего тела, иными словами — купание) и малого – когда нужно вымыть лишь определенные части тела.

Полное омовение (гусль)

В каких случаях необходимо полное омовение (гусль по-арабски)?

Полное омовение женщина должна совершать после окончания месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас), а также после супружеской близости.

Мужчина также совершает гусль после супружеских отношений и после семяизвержения (поллюции).

Также полное омовение следует совершить человеку, который только принял Ислам, поскольку у половозрелого человека хотя бы раз в жизни имела место ситуация, когда было необходимо полное омовение. Так что если вы недавно приняли Ислам (или только недавно собрались совершать намаз), вам следует совершить полное омовение

Согласно шариату, полное омовение состоит из трех обязательных частей (фарды гусля) :

1. Промывание носа.

2. Полоскание рта.

3. Омывание водой всего тела.

При купании необходимо удалить с тела все, что может помешать проникновению воды, к примеру, краску, воск, тесто, лак с ногтей.

Необходимо промыть такие участки тела, куда при обычном купании вода может не доходить – к примеру, складки кожи внутри пупка, ушную раковину и кожу за ухом, кожу под бровями, дырочки для серег в ушах (если у женщины проколоты уши).

При совершении полного омовения необходимо также промыть кожу на голове и волосы. Если же у женщины длинные косы, она может не расплетать их, если они не мешают попаданию воды на кожу головы (если мешают, то ей необходимо расплести их).

Также женщине нужно омыть внешнюю часть полового органа (то, что доступно, когда она присаживается на корточки).

Поскольку для совершения гусля необходимо прополоскать рот, нужно удалить с зубов все, что может помешать проникновению воды на поверхность. Однако это не относится к зубным пломбам и коронкам или протезам, их удалять не нужно! Что касается брекетов, ортопедических пластинок, которые ставятся для исправления зубов: если они съемные, и их легко извлечь, их нужно снять; если же они прикреплены к зубам так, что снять их может только врач, трогать их не нужно, купание будет действительным.

Полное омовение имеет свои суннаты и адабы (действия, которые считаются не обязательными, но желательными и увеличивают награду за поклонение). О них можете прочитать вот в этой статье: «Фарды, суннаты и адабы полного омовения»

Также важно запомнить, какие действия запрещены человеку, у которого нет полного омовения (к примеру, женщине во время месячных):

1. Нельзя совершать намаз, а также совершать саджда-тилява (земной поклон при чтении определенных аятов Корана) и саджда-шукр (земной поклон благодарности Аллаху).

2. Прикосновение к Корану или аятам Корана (если они напечатаны в книге религиозного содержания). Это не касается текста Корана, напечатанного на компьютере или ином электронном носителе. В таком случае нельзя будет только прикасаться руками к тексту Корана, выведенному на экран, но читать с телефона (не вслух) можно.

3. Чтение даже одного аята Корана вслух (однако, можно читать меньше аята – к примеру, произносить фразы «Альхамдулиллях» или «Бисмиллях», которые также представляют собой часть аятов). Разумеется, это относится только к арабскому оригиналу Корана, а не к его переводам. Однако, можно произносить аяты Корана про себя, мысленно.

Исключение делается для аятов и сур Корана, которые представляют собой дуа (мольбы) и читаются для защиты от всякого вреда – такие как суры Аль-Фатиха, Аль-Ихляс, Аль-Фаляк и Ан-Нас и аят Аль-Курси.

4. Посещение мечети.

5. Обход во время Каабы (таваф) в хадже.

Примечание:

Различается состояние осквернения (джунуб) и состояние хайда и нифаса. В состоянии осквернения (для женщины — после супружеских отношений) нельзя совершать намаз, однако можно держать пост (во время Рамадана, к примеру). В состоянии хайда и нифаса пост держать нельзя.

Для более подробного разъяснения вопроса можно обратиться к данной статье: «Женский фикх полного омовения »

Часто задаваемые вопросы относительно полного омовения:

  • Надо отметить, что полное омовение (купание) заменяет собой малое омовение. То есть, если, к примеру, у вас только что окончились месячные, и вы совершили гусль, вам не нужно будет еще дополнительно совершать малое омовение перед намазом (если только вы не совершили действий, которые нарушают вуду – не сходили в туалет, к примеру).
  • «Если я искупалась, а потом случилась ситуация, в которой нарушается малое омовение (к примеру, выход газов), нужно ли купаться заново?» — Нет, поскольку это действие не нарушает полного омовения, еще раз купаться не нужно, достаточно обновить вуду.
  • Можно ли красить волосы, пользоваться различными химическими средствами для завивки или укладки волос – будет ли в таком случае действительно полное омовение? -Решение здесь будет зависеть от способа действия краски или иного вещества. Если оно пропускает воду, ваш гусль действителен, если нет – вам придется убирать краску с волос перед купанием. Как действует конкретно та или иная краска, мы сказать не можем, это нужно узнавать у их производителей. Однако мы знаем точно: окрашивание волос хной не препятствует проникновению воды, поэтому гусль будет действителен.

Малое омовение (вуду)

Что же касается малого омовения (вуду по-арабски), оно будет необходимо в следующих случаях:

1. После посещения туалета (по большой или малой нужде).

2. После выхода газов.

3. В случае сна или обморока (за исключением случая, когда человек заснул сидя, прижавшись ягодицами к полу).

4. Выхода крови, гноя или иной жидкости из тела человека. Под выходом понимается выход вещества за границы своего источника (к примеру, кровотечение из носа или выход крови за границы ранки или пореза). Если кровь лишь покажется в ранке (как от укола булавкой, к примеру), но не вытечет, омовение не нарушается.

5. В случае если человека вырвало, при условии, что рвота полностью заполняет рот.

6. Кровотечение во рту (из десен, например), при условии, что крови было больше или столько же, сколько слюны. Это определяется по цвету слюны – если он желтая или оранжевая, значит, крови мало, если с красным оттенком или темно-красная, значит, крови больше.

7. В случае алкогольного опьянения или сумасшествия.

Что НЕ нарушает малое омовение:

1. Отделение от тела человека кусочка кожи (мозоли, например), которое не сопровождается кровотечением.

2. Прикосновение к половым органам (своим или другого человека – к примеру, женщина меняет ребенку подгузник, это не нарушает омовение).

3. Прикосновение к человеку противоположного пола, который не является махрамом, не нарушает вуду.

4. Отхаркивание слизи, даже если ее много.

Согласно шариату, малое омовение включает в себя четыре обязательных части (фарды вуду):

1. Мытье лица. Важно – обратите внимание на то, что считается границами лица!

Границы лица: по длине – от линии роста волос до кончика подбородка, по ширине – от одной мочки уха до другой.

2. Мытье рук до локтевого сустава включительно.

3. Мытье ступней ног до щиколотки включительно.

Очень важно: условием действительности омовения считается попадание воды на все участки кожи в границах органа, который необходимо омыть! Поэтому на теле не должно быть веществ, которые могут помешать проникновению воды на кожу — к примеру, теста, воска, клея, лака на ногтях. Если у вас на пальцах кольца, их необходимо сдвинуть так, чтобы под них попала вода.

Однако если вы красите волосы или руки хной, омовению это не препятствует, поскольку хна пропускает воду.

4. Протирание (масх) одной четверти головы влажной рукой.

Действительным будет протирание волос именно на голове (а не на лбу или на шее). Будет недействительным протирание косы, заплетенной вокруг головы, или волос, которые спадают с головы в распущенном состоянии.

Что запрещено делать без малого омовения:

1. Совершать намаз;

2. Прикасаться к арабскому тексту Священного Корана (но можно читать Коран на электронных носителях — телефоне, планшете, компьютере, не прикасаясь при этом к экрану с выведенным текстом);

3. Совершать сажда-тилява при чтении Священного Корана;

4. Совершать обход вокруг Каабы (таваф).

Малое омовение также имеет свои суннаты и адабы. О них можете прочитать здесь: «Ахкямы и суннаты малого омовения «. Также довольно подробно порядок малого омовения показан на картинке выше.

Часто задаваемые вопросы относительно малого омовения:

  • Нужно ли вынимать из глаз контактные линзы? – Нет, глаза не относятся к органам, которые нужно омывать при мытье лица, поэтому убирать линзы не нужно.
  • Нарушает ли омовение попадание на одежду или тело веществ, которые считаются нечистотой (наджаса)? — Попадание таких веществ (наджаса) на тело или одежду не нарушает омовение. Достаточно промыть это место три раза водой (с гладкой поверхности — например, кожаной одежды — достаточно просто стереть грязь), и считается, что вы убрали нечистоту.

Масх (протирание) кожаных носков и повязок

Протирание хуффов (кожаных носков):

Согласно шариату, человеку дозволяется протирать специальные носки из кожи (хуффы) вместо мытья ног. Их необходимо одевать после совершения омовения – на чистые ноги. В следующий раз, когда у человека испортится омовение, ему не нужно будет мыть ноги, достаточно лишь провести влажной рукой один раз от кончика пальцев до голени по поверхности носка, и малое омовение будет действительным.

Срок действительности такого протирания: один день и одна ночь для оседлого человека и три дня и три ночи – для путника. Отсчитывать срок действия необходимо с того момента, как у человека в первый раз испортилось омовение (после того, как он надел хуффы).

Внимание! Не будет действительным протирание обычных (хлопчатобумажных, шерстяных, синтетических) носков или чулок. Также не дозволяется протирать платок или тюбетейку (вместо масха на волосы), перчатки (вместо мытья рук), никаб (вместо мытья лица).

Протирание повязки

Что делать в случае, если человеку вследствие ранения или перелома была наложена повязка (и попадание воды на рану может повредить здоровью):

В таком случае человек может просто протереть влажной рукой повязку один раз (не обязательно протирать всю повязку – достаточно протереть большую ее часть). Если есть опасение, что вследствие мытья кожи вблизи повязки вода может попасть на рану и причинить ей вред, можно также протереть (а не мыть) кожу рядом с повязкой, и омовение будет действительным.

Подробнее о протирании носков и повязок можно прочитать в статье: «Действия, которые нарушают действительность масха на носки. Протирание повязки».

Обратите внимание: все вышеприведенные правила и решения относительно ритуальной чистоты относятся к мнению ученых ханафитской правовой школы (мазхаба). Решения ученых других мазхабов по вопросам омовения, в частности, шафиитского мазхаба, будут несколько отличаться. Поэтому мусульманам, живущим в регионах, где следуют шафиитской школе (Чечня, Дагестан, Ингушетия), следует обратиться к соответствующим сайтам и ученым.

Муслима (Аня) Кобулова

По материалам сайта Даруль-Фикр

Полное омовение называется - гусль. Это процесс обливания водой всей поверхности тела. Женщина обязана совершить полное омовение после прекращения или послеродового кровотечения, а также после интимной близости.


Порядок выполнения полного омовения:


  • Совершить (ният) намерение словами: "Я намереваюсь сделать полное омовение ради довольства Всевышнего Аллаха".

  • Прежде чем раздеться, надо произнести слова: "Бисмиллях" (С именем Аллаха). Так как голому человеку нельзя говорить молитву и нежелательно разговаривать.

  • Прежде всего необходимо помыть руки.

  • Подмыться, помыть срамные места, удалить из тела все нечистое.

  • Совершить малое омовение, не омыв только ноги.

  • Трижды облить тело водой, начиная с головы и переходя к правому плечу, после к левому, помыть все тело, в последнюю очередь ноги.

В случае когда волосы заплетены в косы, женщина не обязана их расплетать, если ничего не препятствует доступу воды к корням волос. То есть не надо распускать волосы, вода должна попасть к корням волос, но необязательно волосам.


Полное омовение считается действительным, если человек сполоснул рот, промыл нос и помыл все тело. То есть, необходимо выполнить три обязательных действия.

Малое омовение

Малое омовение называется вуду.


Порядок совершения малого омовения:


  • Намерение: "Я намереваюсь сделать малое омовение ради довольства Всевышнего Аллаха".

  • Произнесение слова: "Бисмиллях" (С именем Аллаха).

  • Мытье кисти рук до запястий.

  • Полоскание рта три раза.

  • Промывание носа три раза (втягивая воду носом и высморкавшись).

  • Промывание лица три раза.

  • Мытье рук до локтей, три раза.

  • Протирание головы, смачивая всего один раз руки, протирание ушей, не смачивая заново руки и шею тыльной стороной кисти. Следует протереть указательными пальцами внутреннюю сторону ушей, большими - наружную (все это делается всего один раз).

  • Мытье ног три раза. Сначала один раз, промывая между пальцами.

Малое омовение портят любые выделения из половых органов и заднего прохода (кал, моча, газы и т.д.), выделение крови, гноя из тела, рвота, потеря сознания, сон.


Без полного омовения малое омовение считается недействительным. После полного омовения не надо заново брать малое омовение.

Небольшая памятка для женщин о том, как совершать полное омовение (гусль) после полового акта, месячных, послеродового кровотечения, а также для пятничного намаза и намаза двух праздников.

Сначала ознакомьтесь с несколькими хадисами из "Сахиха аль-Бухари".

Сахих аль-Бухари (Мухтасар)

Книга 5: Книга полного омовения

179. (248). Передают со слов жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, совершая полное омовение после осквернения, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) начинал с омовения кистей рук, затем совершал такое же омовение, как и перед молитвой, затем погружал пальцы в воду и прочёсывал ими корни волос, затем выливал на голову три пригоршни воды, а затем обливал водой всё тело.

180. (249). Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Маймуна, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Сначала) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал такое же омовение, какое он совершал перед молитвой, если не считать омовения ног, затем омывал свои половые органы ( В комментариях указывается, что в данном хадисе перечислены все необходимые действия, совершаемые человеком во время полного омовения, но перечислены они не в порядке очерёдности, так как прежде всего следует омыть половые органы, а потом делать всё остальное) , смывая все выделения, затем обливал себя водой, а затем переставлял ноги ( Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, переходил на другое место) и омывал их. Таким было его полное омовение после осквернения».

190. (272). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Совершая полное омовение после осквернения /джанаба/, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (сначала) мыл кисти рук и совершал такое же омовение, как и перед молитвой, затем омывал тело полностью, а затем прочёсывал рукой волосы; почувствовав же, что кожа (головы) увлажнилась, он трижды обливал (голову) водой, после чего омывал прочие (части) тела».

Гусль (полное омовение)

Для простоты распишем по пунктам один из распространенных вариантов совершения гусля согласно достоверным хадисам:

1. Иметь намерение в сердце совершить соответствующий гусль (т.е. если после месячных, то намереваться сделать полное омовение для очищения от месячных и т.д.)

2. Сказать БисмиЛлях (желательно)

3. Помыть кисти рук трижды.

4. Помыть половые органы, тщательно очистив из от следов месячных, остатков жидкости после полового акта и т.д. После этого касаться половых органов нельзя, чтобы не испортить омовение.

5. Омыть то, что омывается в процессе малого омовения (кисти рук, нос-рот, лицо, руки от кончиков пальцев до локтей, обтереть голову и уши, помыть ноги от ступней до щиколоток).

6. Трижды полить и омыть голову, чтобы вода коснулась кожи головы.

7. Помыть уши.

8. Тщательно омыть правую половину тела (включая правую ногу)

9. Тщательно омыть левую половину тела (включая левую ногу)

10. Омовение завершено.

Ин ша Аллах, всё просто.

Хотелось бы заметить, что нарушение последовательности по ошибке не портит полное омовение, если только специально не касаться посреди омовения полового органа.

Учёные считают, что полное омовение будет действительным, если человек с должным намерением полностью погрузится в воду (будь то море или ванна) и одежда не будет мешать воде касаться кожи на всей поверхности тела. А Аллаху известно лучше.

فَصْلُ مَا يُوجِبُ الغُسْل

Раздел о действиях, которые делают обязательным совершение полного омовения (гусль)

Гусль в языковом значение — это пролитие воды на какое-либо место . Также гусль — это вода, которой совершают купание.

В шариатском значении гусль — это омовение всего тела чистой водой. Гусль означает очищение тела от джанабы, хайда и нифаса.

Джанаба (большое осквернение) — это состояние, которое наступает в результате совершения полового акта независимо от того, сопровождался он семяизвержением или нет, либо после семяизвержения, сопровождающегося получением удовольствия (даже без полового акта).

У гусля, как и у вуду, есть:

  1. сабаб سَبَب;
  1. рукн رُكْن;
  1. хукм حُكْم;
  1. шарт شَرْط;
  1. сыфат صِفَة.
  1. суннаты;
  1. адабы.

Причина (сабаб) гусля — желание совершить действие, которое нельзя совершать, когда человек находится в состоянии джанаба или когда гусль является обязательным для него.

Рукн гусля — это омовение чистой водой всех участков тела, которые доступны для омовения.

Хукм гусля в этой жизни — дозволенность того, что было запретно до совершения гусля. Хукм в следующей жизни — награда за совершение гусля при условии, что у человека был соответствующий ният.

Вещей, которые делают гусль обязательным, семь:

  1. Выход семени из полового органа.

Семя (المَنِي) мужчины — это жидкость белого цвета, густая, с запахом, напоминающим в жидком состоянии завязь финика или тесто, а в сухом состоянии — запах яичного белка. Семя женщины — это не густая жидкость с желтоватым оттенком.

Имамы Абу Ханифа и Мухаммад сказали, что для того, чтобы гусль стал обязательным, начало выхода семени из его источника должно сопровождаться сексуальным удовольствием, при этом не имеет значения, сопровождался ли удовольствием выход семени непосредственно из полового органа . По мнению имама Абу Юсуфа, для обязательности гусля необходимо, чтобы удовольствие сопровождало не только начало выхода семени из его источника, но и непосредственно выход семени из полового органа.

Пример: Eсли человек после выхода семени совершил гусль, затем совершил молитву, но после молитвы у него вышли остатки семени, он обязан совершить гусль, по мнению имамов Абу Ханифы и Мухаммада (несмотря на то, что удовольствия в момент выхода семени он не ощутил), и не обязан, по мнению имама Абу Юсуфа. Однако намаз его действителен согласно мнению всех шейхов.

Мнение имамов Абу Ханифы и Мухаммада является сильным в мазхабе, однако в затруднительной ситуации человек имеет право последовать мнению имама Абу Юсуфа. Например, если человек, который знает, что ему будет сложно совершить гусль, почувствовал, что у него начинает выходить семя, сжал свой половой орган на какое-то время, а затем отпустил и семя вышло уже без сопровождающего его сексуального удовольствия, гусль для этого человека, по мнению имама Абу Юсуфа, необязателен.

Если у человека вышли остатки семени после того, как он справил малую нужду, проснулся или прошел какое-то расстояние, гусль совершать ему не требуется.

Гусль необязателен, если введен палец, искусственный половой орган, половой орган мертвого человека, отсеченный половой орган или половой орган животного. Если часть головки полового органа отсутствует, для обязательности гусля ставится условием введение оставшейся ее части.

Если человек совершал половой акт через преграду и выхода семени не было, нужно совершить гусль из предосторожности, при этом не имеет значения, сопровождался половой акт удовольствием или нет.

  1. Половой акт с мертвым человеком или животным, сопровождающийся выделением семени.
  1. Если человек после пребывания в состоянии алкогольного опьянения или после обморока обнаружил следы, которые, по его мнению, с уверенностью более 50% являются следами выделения семени, он обязан совершить гусль из предосторожности.
  1. Гусль становится обязательным после того, как женщина очистилась от хайда и нифаса.
  1. Человек, который принял Ислам, обязан совершить гусль, если до Ислама он пребывал в состоянии джанаба, хайда или нифаса и перед принятием Ислама не совершил гусль.

На общине мусульман лежит обязанность (фард-кифая) совершить полное омовение умершего мусульманина. Исключение делается для человека, который совершил определенные виды преступлений, например, отказался подчиняться законному правителю (باغ), — такого человека не омывают и не совершают по нему погребальный намаз.

Ситуации, в которых гусль совершать необязательно:

  1. Выход вади (الوَدْي). Вади — это мутная густая жидкость белого цвета, без запаха, которая обычно выходит после мочеиспускания. Выход мази и вади не требует гусля, согласно единогласному мнению всех шейхов.
  1. Поллюции без выделения семени.
  1. Половой акт через преграду (например, ткань), который не сопровождался получением удовольствия. В этом случае гусль не обязателен, но сделать его следует из предосторожности.
  1. Клизма в задний проход.
  1. Введение пальца (или чего-то подобного) в половой орган или анальное отверстие женщины.
  1. Совокупление с животным или мертвой женщиной, при котором не было семяизвержения.
Похожие публикации