Что делать, если твой друг аутист. Как объяснить людям, что такое аутизм

Если кто-то из ваших близких людей или вы сами страдаете аутизмом, то время от времени может потребоваться объяснять людям суть проблемы. Следует как можно лучше изучить вопрос, чтобы правильно объяснять характер расстройства. Узнайте, как аутизм влияет на поступки, социальные навыки и способность сопереживать.

Шаги

Как разобраться в вопросе

    Узнайте общее определение аутизма. Аутизм - это расстройство развития, при котором обычно возникают отличия в характере общения и социальных навыках. Такие неврологические отличия могут создавать трудности, но иметь свои преимущества.

    Узнайте, что говорят об аутизме люди с таким расстройством. Лица с аутизмом ежедневно имеют дело с такими различиями и потребностями, поэтому они могут значительно расширить ваши представления об аутизме. Их взгляд позволит получить сведения “из первых рук” по сравнению с информацией родительских организаций.

    • Не используйте сведения различных сомнительных организаций.
  1. Каждый человек с аутизмом уникален. Такие люди невероятно разные, поэтому два человека с аутизмом могут в корне отличаться друг от друга. У одного могут быть значительные проблемы с чувственными ощущениями, но развитые навыки общения и самоорганизации, тогда как другой не будет иметь сенсорных трудностей, но слабо развитые навыки социального взаимодействия. Не нужно строить обобщенных предположений.

    • Учитывайте этот факт, когда будете объяснять суть расстройства. Важно донести до человека, что не все люди с аутизмом ведут себя одинаково, как и обычные люди без расстройств.
    • Среди отличительных особенностей следует подчеркнуть уникальные потребности, достоинства и различия.
  2. Отличия в общении. Некоторым людям с аутизмом сложно общаться с другими. Так, некоторые трудности легко заметить, но иногда они не столь явные. Примеры:

    • монотонный и невыразительный голос, необычные ритмы и колебания высоты речи;
    • необходимость повторять вопросы или фразы (эхолалия);
    • сложности при попытке выразить свои потребности и желания;
    • потребность дольше обдумывать устную речь, долгая реакция на указания, замешательство при большом количестве слов и быстрой речи собеседника.
    • буквальное восприятие слов (неспособность различать сарказм, иронию и фигуры речи).
  3. Отличия при взаимодействии с окружающим миром. При обращении к человеку с аутизмом вам может показаться, что он не обращает на вас внимания или ему нет дела до ваших слов. Не нужно беспокоиться. Следует помнить:

    • Иногда кажется, что человек "потерялся в собственном мире", когда он занят своими мыслями.
    • Люди с аутизмом могут слушать иначе. Совершенно нормально, если они избегают зрительного контакта и суетятся. Это помогает им сосредоточиться. Внешняя невнимательность на самом деле нужна для того, чтобы приспособиться и внимательно слушать.
    • При разговоре человек может быстро утомиться и выглядеть растерянным. Возможно, он просто отвлекается или беседа происходит слишком быстро. Предложите перейти в более спокойное место и разделяйте свои фразы паузами, чтобы у него было время подумать.
    • Детям с аутизмом нередко трудно играть с другими из-за необходимости соблюдать сложные социальные правила и утомительного чувственного опыта. Часто им проще в одиночестве.
  4. Большинство людей с аутизмом любят порядок. Они способны создавать высокоорганизованный порядок действий на день. Человека с аутизмом легко встревожить неизвестным раздражителем, а точный порядок дарит им чувство комфорта. Люди с аутизмом:

    • следуют строгому распорядку;
    • тревожатся в случае непредвиденных изменений (например, обстановка в школе);
    • используют особые предметы, чтобы справиться со стрессом;
    • приводят вещи в строгий порядок (например, раскладывают игрушки по цвету и размеру).
    • Чтобы объяснить характер аутизма вашего ребенка другу, расскажите о том, как дети обычно собираются в школу. Существует примерный порядок: позавтракать, почистить зубы, одеться и сложить рюкзак. Набор действий всегда одинаков, но порядок выполнения может меняться. Так, нейротипичный ребенок без проблем может одеться до завтрака, что не соответствует принятому порядку. Ребенка с аутизмом такие изменения сильно сбивают с толку. Если он привык к четкому порядку, то лучше неукоснительно соблюдать последовательность.

    Социальные отличия

    1. Люди с аутизмом могут вести себя немного иначе , что совершенно нормально. Они имеют дело с преградами и факторами стресса, которые незнакомы нейротипичным людям, поэтому их поступки могут казаться необычными или странными. Все зависит от личных потребностей и особенностей.

      • Лица с развитыми навыками общения просто кажутся слегка неуклюжими и робкими. Им нередко трудно понять, чего от них ждут. Этим и обусловлены неожиданные для собеседника поступки.
      • Некоторые люди с аутизмом испытывают невероятные трудности при общении и не в состоянии поддерживать обычную беседу.
    2. Люди с аутизмом часто не любят зрительный контакт. Зрительный контакт невероятно пугает и утомляет, поэтому они не могут смотреть в глаза и слушать одновременно. Объясните, что люди с аутизмом смотрят в сторону не потому, что они невнимательны.

    3. Люди с аутизмом просто другие, но необязательно безразличные. Объясните, что человеку с аутизмом иногда требуется суетиться или уйти от зрительного контакта, чтобы сосредоточиться. Такой человек может смотреть на рот, руки, ноги собеседника или даже в сторону. Старайтесь не злиться, иначе он просто будет вас избегать.

      • Людям с аутизмом нередко сложно сосредоточиться на разговоре из-за различий в чувственном восприятии и особенностей внимания. Скорее всего, они пытаются включиться в беседу, а вовсе не игнорируют собеседника.
      • Объясните человеку, что нужно четко проявить свои намерения вступить в беседу. Необходимо подойти к собеседнику, назвать человека с аутизмом по имени и желательно находиться на линии взгляда. Если при обращении реакции не последовало, то попробуйте снова, так как он мог вас не заметить.
    4. Объясните, что некоторые люди с аутизмом не разговаривают. Они могут общаться посредством жестов, картинок, письменной речи, языка тела или поступков. Если человек не говорит, это вовсе не значит, что он не понимает речь или ему нечего сказать.

      • Иногда люди так отзываются о молчащем человеке с аутизмом, будто его нет в комнате, однако он почти наверняка слушает вас и запомнит все услышанное.
      • Напомните, что говорить о других свысока некрасиво. Относитесь к неразговаривающим людям с аутизмом как ко всем остальным ровесникам.
      • Познакомьте человека с известными работами молчаливых людей вроде Эми Секвензии, Идо Кедара и Эммы Зурчер-Лонг.
    5. Подчеркните, что люди с аутизмом могут не различать сарказма, юмора и тона речи. Им достаточно трудно уловить тон речи, особенно когда мимика собеседника идет вразрез со словами.

      • Сравните такую особенность с использованием смайликов в тексте. Если человек напишет вам “Это замечательно”, то можно считать такие слова искренними, но если добавить к тексту смайлик “:-P” (высунутый язык), то фраза получит оттенок сарказма.
      • Люди с аутизмом могут научиться понимать фигуры речи. Некоторые из них достаточно хорошо различают сарказм и юмор.

    Отличия в общении

    1. Помогите человеку понять, что лица с аутизмом могут выражать сочувствие иначе. Это не значит, что они лишены сочувствия или доброжелательности. Обычно люди с аутизмом очень заботливы, но им трудно угадывать мысли других. Объясните, что они часто выражают сочувствие иначе, из-за чего могут казаться равнодушными, когда в действительности они просто не могут понять ваши эмоции.

      • Объясните, что лучше выражать свои чувства прямо. Например, человек с аутизмом может не понимать, почему вы потупили взор, но если сказать, что вам грустно из-за ссоры с отцом, то он лучше поймет, что нужно ответить.
    2. Расскажите о сильном энтузиазме людей с аутизмом. Многие из них сильно увлекаются рядом тем и способны часами обсуждать предмет своего увлечения.

      • Разговор об интересах человека с аутизмом поможет вам найти общий язык.
      • Кому-то это может показаться грубым, однако людям с аутизмом трудно предугадывать чужие мысли, поэтому они могут не понимать, что человеку скучно.
      • Некоторые люди с аутизмом опасаются рассказывать о своих интересах, чтобы не показаться грубыми и навязчивыми. В таком случае следует заверить, что время от времени рассказывать о своих интересах вполне нормально, особенно при встречных вопросах собеседника.
    3. Объясните, что люди с аутизмом не всегда замечают отсутствие интереса у собеседника. Если вы хотите сменить тему или завершить разговор, то человек может не понимать ваших намеков. Лучше сказать об этом прямо.

      • Совершенно нормально сказать: "Я устал от разговора о режимах погоды. Давай лучше обсудим ____", - или: "Мне пора уходить. Увидимся позже!"
      • Если человек настойчив, то попробуйте назвать четкую причину для ухода вроде: "Мне нужно уходить, чтобы не опоздать на автобус", - или: "Я устала и хочу отдохнуть" (ваши слова должны быть понятными человеку с аутизмом).
    4. Помогите человеку понять, что люди с аутизмом испытывают всем знакомые чувства. Следует понимать, что люди с аутизмом способны любить, радоваться и чувствовать боль. Периодическая внешняя отрешенность не значит, что они лишены чувств. На самом деле многие люди с аутизмом испытывают глубокие эмоции.

      • Если человеку сложно понять неожиданные или плохие новости, то постарайтесь сообщить их мягко, а затем утешить его подходящим способом.

    Физические действия

    1. Некоторые люди с аутизмом не любят, когда к ним прикасаются. Это также вызвано сенсорными проблемами. У каждого разный уровень чувствительности. Лучше всегда спрашивать, чтобы не расстроить человека.

      • Некоторым из них нравятся физические прикосновения. Они с удовольствием обнимают близких друзей и родных.
      • В случае сомнений всегда спрашивайте. Спросите: "Можно тебя обнять?" - или всегда двигайтесь медленно, чтобы человек с аутизмом мог видеть вас и имел возможность пресечь нежелательное действие. Никогда не подходите сзади, иначе можно спровоцировать панику.
      • Не стоит считать, что их чувства остаются неизменными. Например, в хорошем настроении ваш друг с радостью обнимается, но не любит прикосновений, когда он занят или устал. Спрашивайте.
    2. Многие люди с аутизмом страдают от сильной сенсорной чувствительности, которая может даже причинять боль. Яркий свет может спровоцировать головную боль. Человек может вдруг начать прыгать и плакать, если на пол упадет тарелка. Важно всегда помнить о чувствительности, чтобы не причинять боли.

      • Объясните, что человека с аутизмом необходимо спрашивать о потребностях, чтобы иметь возможность приспособиться. Например: "Здесь слишком шумно? Может пойти в другую комнату?"
      • Никогда не нужно дразнить человека с острой чувствительностью (например, громко хлопать дверьми, чтобы он подпрыгнул). Такое поведение провоцирует сильную боль , страх или даже приступы паники и считается травлей.
    3. Объясните, что человеку с аутизмом проще справиться с раздражителем, если его предупредить об этом. Как правило, люди с аутизмом способны лучше справиться с ситуацией, если она в достаточной мере предсказуема, поэтом их лучше предупреждать о своих действиях, которые могут стать причиной испуга.

      • Например: "Сейчас я закрою дверь в гараж. Можешь отойти или закрыть уши".

Очень важно, чтобы дети с расстройством поведения аутического спектра своевременно учились понимать, что такое аутизм и синдром Аспергера , как это сказывается на них; их сильные стороны, и трудности с которыми им предстоит столкнуться. Важно, чтобы дети поняли, чем они отличаются от других детей, не только в плане того, как они воспринимают мир, но и того, как мир воспринимаем мы. Жизнь всегда будет борьбой для них, так как мир опирается на наш способ переработки информации и не соответствует их опыту. То, что они узнают от нас об их отличиях, поможет им лучше адаптироваться и отстаивать себя.

Для большинства людей с аутическими расстройствами поведения повседневная жизнь является постоянной борьбой, так как они пытаются прокладывать свой путь в мире, не очень-то подходящем для них. Эта борьба может стать эффективнее, когда человек начинает понимать, какой вклад в трудности вносят его отличия. Понимание своих особенностей складывается из двух этапов. Сначала они должны понять, как они обрабатывают информацию, а потом - как обрабатываем информацию мы, чтобы понять различия. Это поможет им понять, почему мир часто так сложен, и лучше адаптироваться к нему. Это знание позволит им развить свои сильные стороны и компенсировать отличия.

Например можно разделить эти отличия на сенсорные, когнитивные, социальные и эмоциональные . Как только человек начинает понимать, в чем он отличается, его трудности приобретают для него смысл. Теперь он может формировать приспособления для минимизации стрессов, развивать различные стратегии для стрессов, избежать которых он не может, и учиться регулировать свою нервную систему, чтобы предотвращать перегрузки. Он может определить, какие физические, социальные или эмоциональные моменты являются для его нервной системы слишком затратными, и выстроить все возможные способы избежать их или свести к минимуму их негативное воздействие. Он сможет выработать для себя способы адаптации на рабочем месте, сориентироваться в социальных вопросах, независимо соблюдать свой распорядок дня и создать себе такую домашнюю обстановку, в которой можно укрыться от сложного мира, восстановиться и подготовиться к следующему дню. Человек может сделать "аутопсию" каждой ситуации/события в течение дня (работа, школа, семья, развлечения и т.д.), чтобы выявить возможные стрессоры и выстроить способы адаптации и приспособления для минимизации их и максимальной собственной независимости и эмоционального благополучия. Он начинает понимать, как много из его преимуществ можно использовать для достижения наибольшего успеха и как выстроить свои предпочтения, чтобы улучшить качество своей жизни. Так что как можно раньше, но уж определенно в подростковом возрасте, попытайтесь сделать так, чтобы человек понял свои особенности и способы разработки стратегий, направленных на максимальное развитие способности приспосабливаться к ситуациям.

Важно, чтобы мы были родителями и учителями, подчеркивающими сильные стороны ребенка. Как только человек понял, какие у него сенсорные, эмоциональные, социальные потребности, он вынужден принять в себе эти потребности и находить пути для их удовлетворения, учиться, как изменить, приспособить, адаптировать своё окружение и повседневную жизнь, чтобы они лучше соответствовали его потребностям. Важно, чтобы человек не чувствовал, что он вынужден "закреплять" или "менять" свои потребности; он должен использовать свои сильные стороны для того, чтобы его нужды лучше удовлетворялись.

В каком возрасте начинать? Чем раньше, тем лучше. Оптимально начинать это в возрасте- около 8 - 9 лет, то есть в том возрасте, когда дети начинают замечать различия. Надо поймать тот момент, когда ребёнок только впервые заметил разницу и еще не успел выстроить защиту, которую потом будет трудно пробить. Часто к годам тринадцати, если это так и не обсуждалось, дети начинают отрицать своё особенное состояние и отказываются это признавать. Обязательно обсуждайте все особенности ребенка, его сильные и слабые стороны, интересы и личностные черты, и аутизм как малую часть всего этого. На самом деле, со всеми детьми полезно проводить такие обсуждения. У нас у всех должен быть высокий уровень самоосознания, с признанием сильных и слабых сторон и пониманием, как сильные стороны могут поддержать какую бы ни было слабость.


Приведенные ниже тезисы могут помочь вам объяснить любому ребенку что такое аутизм.
  • Хорошо что тебя интересуют люди, которые на тебя не похожи. Все мы созданы разными. Не существует совершенно одинаковых людей. Разве это не прекрасно?
  • Мозг (имя ребенка) работает не так, как твой мозг. Мозг — это руководитель твоего тела. Именно он делает тебя тобой. Мозг выполняет очень важную работу: он помогает тебе воспринимать окружающий мир.
  • Мозг помогает тебе понять все, что ты видишь, слышишь, нюхаешь, все, к чему ты прикасаешься и все, что ты пробуешь. Мозг людей с аутизмом
    работает иначе, и поэтому для них может быть сложно говорить, слушать, играть и понимать все таким же способом, каким это делают другие люди. Это может влиять на их восприятие мира, иногда слишком сильно, а иногда не очень.
    Многие аутичные люди очень хорошо запоминают тексты, рисунки, видео и много всяких других вещей.
  • Все дети с аутизмом отличаются друг от друга, точно также как абсолютно все дети отличаются друг от друга. Некоторые дети делают определенные вещи не так, как другие.
  • Люди могут по-разному говорить нам, чего они хотят и по-разному рассказывать о том, они знают. Ребенок с аутизмом может взять твою руку и потянутся ею к вещи, чтобы ты помог ему что-то с ней сделать, может повторять твои слова, или использовать картинки и звуки , чтобы сказать тебе, что он хочет.
  • Если ты видишь, что твой друг трясет руками, раскачивается или повторяет всякие звуки, то, возможно, ему сейчас тяжело и он таким образом пытается успокоится. А может быть он просто возбужден.

    (Примечание переводчика: эти тезисы помогут многим людям объяснить детям, что такое аутизм, но, как и любые тезисы, они не могут быть универсальны. Ребенок может не понять или не согласиться с некоторыми вещами — например с тем, что замечательно, что все люди разные. И это абсолютно нормально, ведь, как сказано в тексте, все дети разные и к каждому ребенку нужен свой подход. Поэтому стоит добавлять или убирать что-то из тезисов в зависимости от того, с каким именно ребенком разговариваешь и от того, при каких обстоятельствах проходит разговор. Кроме того, если вы не собираетесь внушать ребенку, что аутизм отделим от личности человека, советую говорить не «ребенок с аутизмом», а «аутичный ребенок», и не «люди с аутизмом», а «аутист». В тексте я сохранила язык «сначала человек» который использовался в оригинале, который я сама не поощряю и которым были недовольны многие англоязычные аутичные люди, когда оценивали проект Улицы Сезам. Он сохранен исключительно из уважения авторских прав и нежелания вносить изменения в текст.

Вопрос (задачу)- как рассказать ребенку, что у него аутизм нужно свести к двум моментам:
1. " как сформировать у ребенка понимание аутизма";
2. " как сформировать у ребенка реалистичное представление о самом себе, используя в том числе его понимание аутизма".
Сразу хочу сказать,
что понимание аутизма встраивается в смысловую систему ребенка точно также, как и любая абстрактная категория - с помощью большого количества смысловых контекстных связей;
что формирование реалистичного представления о самом себе - это универсальная задача развития любого ребенка/ человека, независимо от психофизиологического статуса. Искаженное представление о самом себе всегда приводит к новым производным нарушения развития. Более подробно об этом в статье " Мама, кто я такой".

Универсальный рецепт очень прост: как можно чаще в различных смысловых контекстах пользуйтесь словом " аутизм" и его производными " аутичный", " аутизация", " аут" , " аутенок", " аутистичный" и другие (какие сможете придумать -не так много однокоренных слов у " аутизма"). Не создавайте вокруг этой темы " мертвую зону" трагичного молчания, страшной тайны И так далее.
Важно не просто употреблять этот термин, в повседневном семейном общении на прямые и смежные темы, а пользоваться термином, строить фразу, соблюдая три параметра, а именно:
- фраза / предложение должна быть максимально простой, короткой;
- фраза/ предложение должна быть позитивной, жизнеутверждающей и естественной по форме (интонация, с которой произносите) и по содержанию (позитивные смыслы);
- фраза/ предложение должна полностью и частично попадать в зону интереса ребёнка, или в зону его трудностей, особенностей.
Начинать надо с очень простого маленького шага, который будет изначально искусственным, спланированным, продуманным - составить и озвучить в день хотя бы одно предложение со словом " аутизм" или с однокоренным словом (можно больше, главное чтобы делать это каждый день, как чистить зубы). Фразы можно готовить с вечера на следующий день. Просто запишите их на бумажку также, как вы записываете список дел " на завтра".
Я напишу вам (под ваш конкретный случай примеры того, как составлять такие предложения), потом вы уже сами сможете. Начинать можно с любого момента, с любого возраста, начните прямо сегодня, или тогда, когда будете готовы внутренне. Это требует ровного внутреннего отношения к аутизму, как к части нашей жизни.
Будьте готовы к тому, что ребенок может задать вам вопрос " в лоб" : " что такое аутизм?" или " мама, а я - аутист?"
Ответ надо " приготовить" заранее. Я напишу примеры ответов, которые мне кажутся подходящими и которыми я сама пользуюсь в подобных случаях.
Будьте спокойны, уравновешены, когда будете говорить с ребенком на эту тему и отвечать на его вопросы.
Примеры построения предложений со словом " аутизм".
1.Во время совместного просмотра мультфильма " Лунтик" можно сказать: "Лунтик также отличается от Кузи и Пчеленка, как ребенок с аутизмом. Лунтик все понимает буквально, ему трудно понимать двойные смыслы, метафоры."
2.На следующем просмотре можно сказать так: " Лунтик не хитрит, не при творяется и не обманывает, как Вупсень и Пупсень. Он точно такой же, как ребенок с аутизмом". Лунтик -это действительно кладезь, ведь это прототип особого ребенка, также как Маша - прототип ребенка с СДВГ (" Маша и Медведь"). В каждой серии Лунтика есть подходящие моменты для подходящего под данную задачу комментария.
3. Например, вы предлагаете одеть сыну синюю футболку и при этом говорите, что вам нравится синий цвет, это цвет амбиций, цвет надежды, а еще 2 апреля в день информирования людей об аутизме многие здания в поддержку людей с аутизмом подсвечивают синим цветом.
4. Допустим ваш сын рисует рисунок, вы можете ему показать рисунок города, который нарисовал юноша с аутизмом. И сказать сыну: смотри, как подробно прорисованы по памяти все улицы и дома. У этого художника уникальная зрительная память. Многие люди с аутизмом имеют очень развитую зрительную память.
5. В присутствии сына вы можете сообщить мужу, что на конференции посвященной выбору маршрута при аутизме прошла информация, что диагноз аутизм не будут менять после 18 лет.
6. Как - нибудь предложите ему составить рассказ про аутизм. Это поможет вам узнать степень понимания вашим ребенком этого феномена.
7. Если это сложно (составить рассказ), то попросите его составить предложение со словом аутизм или аутист.
8. Можно поиграть в игру " придумай рифму к слову". Заготовьте карточки с разными словами, в том числе со словом " аутизм" и тяните их по очереди, придумывая рифмы. Например, это предусмотрено в пособии Аутизон (там есть карточка со словом " аутизм".
9. Ваш сын играет на фортепиано. Подойдите во время игры и скажите, что вам понравилось одно исполнение на ютубе. Музыкант, который исполняет - человек с аутизмом.
А вот, как я отвечаю детям, что такое " аутизм". Я не хочу им говорить, что аутизм - это болезнь, я не хочу их запутывать, объясняя про аутизм сложными терминами, мол это загадочное явление итд. Я не говорю ребенку напрямую, что он -аутист. Я объясняю каждому конкретному ребенку про аутизм через именно его конкретные трудности и особенности. Например, ребенку, которому трудно смотреть в глаза, трудно общаться, трудно решать задачи по математике, он любит сыпать фасоль и лить на себя в душе воду - я буду говорить так:
" Аутизм - это, когда трудно смотреть в глаза, когда трудно общаться, трудно понимать намерения других людей. При аутизме порой не дается математика. Бывает, что люди с аутизмом помогают себе успокоиться тем, что сыплют фасоль или льют воду в душе".
Этого объяснения бывает достаточно. Ребенок сам достраивает конструкцию понимания того, что его проблемы связаны с аутизмом.

В настоящее время существует огромное количество заболеваний, которые передаются по наследству. Но бывает и так, что передается не само заболевание, а предрасположенность нему. Речь пойдет об аутизме.

Понятие аутизма

Аутизм - это особое расстройство психики, которое возникает, вероятнее всего, из-за нарушений в головном мозге и выражается в остром дефиците внимания и общения. Аутист ребенок социально плохо адаптируется, практически не идет на контакт.

Это заболевание связано с нарушениями в генах. В некоторых случаях такое состояние связано с одним геном или В любом случае ребенок появляется на свет с уже имеющейся патологией в психическом развитии.

Причины развития аутизма

Если рассматривать генетические аспекты данного заболевания, то они настолько сложные, что порой совсем не понятно, вызвано оно взаимодействием нескольких генов или это мутация в одном гене.

Все-таки ученые-генетики выделяют некоторые провоцирующие факторы, которые могут привести к тому, что на свет появляется аутист ребенок:

  1. Пожилой возраст отца.
  2. Страна, в которой родился малыш.
  3. Маленький вес при рождении.
  4. Недостаток кислорода во время родов.
  5. Недоношенность.
  6. Некоторые родители считают, что на развитие заболевания могут повлиять прививки, но этот факт не доказан. Возможно, просто совпадение сроков вакцинации и проявления заболевания.
  7. Считают, что мальчики чаще страдают от этого заболевания.
  8. Влияние веществ, которые вызывают врожденные патологии, которые часто связывают с аутизмом.
  9. Отягощающее воздействие могут оказывать: растворители, тяжелые металлы, фенолы, пестициды.
  10. Перенесенные во время беременности инфекционные заболевания также могут спровоцировать развитие аутизма.
  11. Курение, употребление наркотических средств, алкоголя, как во время беременности, так и до нее, что ведет к повреждению половых гамет.

Дети аутисты рождаются по разным причинам. И, как видно, их огромное множество. Предсказать рождение малыша с таким отклонением в психическом развитии практически невозможно. Тем более, есть вероятность, что предрасположенность к этому заболеванию может и не реализоваться. Только как гарантировать это со 100% уверенностью, никто не знает.

Формы проявления аутизма

Несмотря на то, что большинство детей с таким диагнозом имеют много общего, но аутизм может проявляться по-разному. Эти дети различным способом контактируют с внешним миром. В зависимости от этого выделяют следующие формы аутизма:

Большинство врачей считают, что самые тяжелые формы аутизма встречаются достаточно редко, чаще всего мы имеем дело с аутичными проявлениями. Если с такими детьми заниматься и уделять занятиям с ними достаточно времени, то развитие ребенка аутиста будет максимально приближено к сверстникам.

Проявления заболевания

Признаки заболевания проявляются тогда, когда начинаются изменения в участках мозга. Когда и как это происходит - до сих пор не ясно, но большинство родителей замечают, если у них есть дети аутисты, признаки уже в самом раннем детстве. Если при их проявлении принять срочные меры, то вполне возможно привить малышу навыки общения и самопомощи.

В настоящее время еще не найдены методы полного излечения от этого заболевания. Малая часть детей вступает во взрослую жизнь самостоятельно, хотя некоторые из них добиваются даже определенных успехов.

Даже врачи разделились на две категории: одни считают, что надо продолжать поиски адекватного и эффективного лечения, а вторые убеждены, что аутизм - это намного шире и больше, чем простое заболевание.

Опросы родителей показали, что у таких детей часто можно наблюдать:


Эти качества чаще всего проявляли старшие дети аутисты. Признаки, которые еще часто встречаются у таких детей - это определенные формы повторяющегося поведения, которое врачи делят на несколько категорий:

  • Стереотипия. Проявляется в раскачивании туловища, вращении головой, постоянном покачивании всем телом.
  • Сильная потребность в однообразии. Такие дети обычно начинают протестовать даже в том случае, когда родители решают переставить мебель в их комнате.
  • Компульсивное поведение. Примером является вкладывание объектов и предметов определенным образом.
  • Аутоагрессия. Такие проявления направлены на самого себя и могут приводить к различным травмам.
  • Ритуальное поведение. Для таких детей все действия как ритуал, постоянный и каждодневный.
  • Ограниченное поведение. например, направлен только на одну книжку или одну игрушку, а другие он не воспринимает.

Еще одним проявлением аутизма является избегание зрительного контакта, они никогда не смотрят в глаза собеседнику.

Симптомы аутизма

Данное расстройство затрагивает нервную систему, поэтому проявляется, прежде всего, отклонениями в развитии. Обычно они заметны уже в раннем возрасте. Физиологически аутизм может никак не проявляться, внешне такие детки вполне нормально выглядят, имеют такое же телосложение, как и их сверстники, но при внимательном их изучении можно увидеть отклонения в психическом развитии и поведении.

К основным симптомам можно отнести:

  • Недостаточная обучаемость, хотя при этом интеллект может быть вполне нормальным.
  • Припадки, которые чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте.
  • Неумение концентрировать свое внимание.
  • Гиперактивность, которая может проявляться, когда родитель или воспитатель пытается дать определенное задание.
  • Гнев, особенно в тех случаях, когда аутист ребенок не может сформулировать, что он хочет, или посторонние вмешиваются в его ритуальные действия и нарушают привычный распорядок.
  • В редких случаях синдром Саванта, когда ребенок обладает некими феноменальными способностями, например, отличная память, музыкальная одаренность, способность к рисованию и другие. Таких детей встречается очень маленький процент.

Портрет аутичного ребенка

Если родители внимательно наблюдают за своим малышом, то они сразу заметят отклонения в его развитии. Они может и не смогут объяснить, что их тревожит, но то, что их ребенок отличается от других детей, они скажут с большой точностью.

От обычных и здоровых детей существенно отличаются дети аутисты. Фото это ясно демонстрируют. Уже в синдром оживления нарушается, они слабо реагируют на любые раздражители, например на звук погремушки.

Даже самого родного человека - маму такие дети начинают узнавать гораздо позже своих сверстников. Даже узнавая, они никогда не тянут свои ручки, не улыбаются и никак не реагируют на все ее попытки пообщаться с ними.

Такие дети часами могут лежать и смотреть на игрушку или картину на стене, а могут неожиданно испугаться собственных рук. Если посмотреть на то, как ведут себя дети аутисты, то можно заметить их частые раскачивания в коляске или кроватке, однообразные движения руками.

Становясь старше, такие дети не выглядят более живыми, они, наоборот, резко отличаются от сверстников своей отрешенностью, безразличием ко всему, происходящему вокруг. Чаще всего они при общении не смотрят в глаза, а если и смотрят на человека, то разглядывают одежду или черты лица.

Играть в коллективные игры они не умеют и предпочитают одиночество. Может наблюдаться заинтересованность в течение длительного времени одной игрушкой или действиями.

Характеристика ребенка аутиста может выглядеть таким образом:

  1. Замкнутые.
  2. Отрешенные.
  3. Необщительные.
  4. Отстраненные.
  5. Безразличные.
  6. Не умеющие идти на контакт с окружающими.
  7. Постоянно совершающие стереотипные механические движения.
  8. Бедный словарный запас. В речи никогда не употребляют местоимение «Я». О себе они всегда говорят во втором или третьем лице.

В детском коллективе от обычных детей сильно отличаются дети аутисты, фото это только подтверждают.

Мир глазами аутиста

Если больные данным заболеванием дети обладают навыками речи и построения предложений, то они рассказывают, что мир для них - это сплошной хаос из людей и событий, который им совершенно непонятен. Это связано не только с психическими отклонениями, но и восприятия.

Те раздражители внешнего мира, которые для нас вполне привычны, аутист ребенок воспринимает негативно. Так как им трудно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в обстановке, то это вызывает у них повышенную тревожность.

Когда родителям надо насторожиться?

От природы все дети разные, даже вполне здоровые отличаются своей общительностью, темпами развития, способностью воспринимать новую информацию. Но есть некоторые моменты, которые должны вас насторожить:


Если вы заметили у своего ребенка хотя бы некоторые признаки из перечисленных, то стоит показать его врачу. Психолог даст правильные рекомендации по общению и занятиям с малышом. Поможет определить, насколько сильно проявляются симптомы аутизма.

Лечение аутизма

Практически полностью избавиться от симптомов заболевания не получится, но, если приложить максимум усилий родителям и психологам, то вполне возможно, что приобретут навыки общения и самопомощи дети аутисты. Лечение должно быть своевременным и всесторонним.

Главной его целью должно быть:

  • Снизить напряжение в семье.
  • Повысить функциональную независимость.
  • Улучшить качество жизни.

Любая терапия подбирается для каждого ребенка индивидуально. Те методы, которые дают отличные результаты с одним ребенком, могут совершенно не работать с другим. После использования методик психосоциальной помощи наблюдаются улучшения, это говорит о том, что любое лечение лучше, чем его отсутствие.

Имеются специальные программы, которые помогают малышу осваивать навыки общения, самопомощи, обретать рабочие навыки, уменьшают проявления симптомов заболевания. В лечении могут использоваться следующие методы:


Кроме таких программ используют обычно и медикаментозное лечение. Назначают препараты, снижающие тревожность, например антидепрессанты, психотропы и другие. Нельзя использовать такие лекарства без назначения врача.

Изменениям должен подвергнуться и рацион ребенка, необходимо исключить продукты, возбуждающе воздействующие на нервную систему. В организм должно поступать достаточное количество витаминов и минералов.

Шпаргалка для родителей аутистов

При общении родители обязательно должны учитывать особенности детей аутистов. Можно дать краткие рекомендации, которые помогут вам наладить контакт со своим ребенком:

  1. Вы должны любить своего малыша таким, какой он есть.
  2. Всегда учитывайте интересы ребенка.
  3. Строго соблюдайте и ритм жизни.
  4. Старайтесь выработать и соблюдать определенные ритуалы, которые будут повторяться каждый день.
  5. Чаще посещайте группу или класс, где обучается ваш ребенок.
  6. Разговаривайте с малышом, даже, если он вам не отвечает.
  7. Старайтесь создавать комфортную обстановку для игр и обучения.
  8. Всегда терпеливо объясняйте малышу этапы деятельности, желательно подкрепляя это картинками.
  9. Не допускайте переутомления.

Если вашему малышу поставили такой диагноз, как аутизм, то не стоит отчаиваться. Главное любить его и принимать таким, какой он есть, а также постоянно заниматься, посещать психолога. Кто знает, может у вас растет будущий гений.

Похожие публикации