Смешанные республиканские формы правления

Республика

Смешанная республика

Наиболее типичным примером смешанной республи­ки является V Французская Республика. В соответствии с Конституцией 1958 г. Франция отказалась от парламен­тарной республики, существовавшей ранее по Консти­туции 1946 г. и установила смешанную республику.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 27163 | Нарушение авторского права страницы

Вопрос 24.Президентская, парламентская и смешанная республики: сравнительная характеристика

Форма правления − организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Наиболее распространенная в современном мире форма правления − республики. Источником власти в них является народ, высшие органы власти избираются гражданами. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Президентская республика

Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Для президентской системы характерно:

· Президент и парламент избираются прямым голосованием на определенный срок независимо друг от друга (дуалистическая легитимность), каждый имеет свой собственный срок полномочий;

· Президент обладает значительными полномочиями, на основе которых он действует, не нуждаясь в одобрении парламента;

· Президент формирует кабинет министров и администрацию;

· Отстранение президента от должности возможно только путем импичмента.

В президентской республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства – президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая.

В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства.

Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним. В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность.

Недостаток президентской системы – дуалистическая легитимность президента и парламента. Кроме того в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде диктатуры, означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти

Парламентская республика

Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламентская система характеризуется следующими чертами:

· Единственным демократически легитимным институтом является парламент: если же предусматривается прямое избрание Президента народом, то Президент не может конкурировать с главой правительства в сфере власти;

· Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

· Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

· Правительство зависит от доверия со стороны парламента или, по крайней мере, от его лояльности.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Положение главы государства в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер.

Глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Главный признак парламентарной республики политическая ответственность правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта чисто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от главы государства распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Главная особенность парламентской республики образование правительства победившими на выборах в парламент партия­ми. Руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, но реально является первым лицом в политической иерархии. Роль президента обычно ограничивается представительскими функциями.

Смешанная республика

Смешанная республика – разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Стремление нейтрализовать негативные тенденции к монополизации политической власти в развитии президентских республик и серьезная неудовлетворенность неустойчивостью, нестабильностью правительственной власти в парламентарных республиках создали благоприятную почву для появления в последние десятилетия такой формы государственного правления, которая пытается сочетать достоинства как той, так и другой из рассмотренных выше основных форм. Наглядным примером такой формы правления могут сегодня служить соответствующие государственные формы во Франции и в Польше.

Смешанная республика складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой – возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках. Для смешанной системы, характерно следующее:

· Президент и парламент – как в президентской системе – избираются прямым голосованием (дуалистическая легитимность);

· Исполнительная власть включает в себя два института: избираемый на основе прямых всенародных выборов Президент, как в президентской системе, и зависимое от парламента правительство, как в парламентской системе;

· Президент, как в любой президентской системе с исполнительной и законодательной властью, имеет ограниченное влияние на формирование правительства.

Полупрезидентская, или смешанная система, сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

В настоящее время смешанные республики реализуются в таких странах, как Франция, Португалия, Польша, Румыния и др.

25.Коммуникативные и поведенческие теории власти. (Двугрошев)

Коммуникативный подход в первую очередь понимает власть как средство социального общения, позволяющего регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества

Этот ряд теорий основан на интерпретации власти как многократно опосредованного и иерархизированного механизма взаимодействуем людей. Закрепление созданных людьми «неформальных ограничении (нормы поведения, обычаи, добровольные поведенческие стереотипы)», «которые структурируют человеческую деятельность в рамках политической системы, происходит в виде «формальных ограничений»

(правила, правовые акты, конституции), и санкций, принуждающих к их исполнению». Однако способность обеспечить послушание при этом должна являться обобщенной функцией,.В силу того что власть это структурное качество человеческих отношений, важную роль играют психологические, субъективные элементы. Так, если мы верим, что некто и власть, то он ее имеет в силу нашей веры. Наша вера в то, что он име ет власть, помогает ему реализовывать и осуществлять свои планы и делания. И наоборот, уграта веры может вести к резкому и скорому распаду власти.

Яркими представителями этих концепций являются Х.Арендт, Н. Луман, К. Дойч, Ю. Хабермас (людьми, исповедующими эти концепции).

Онтологическая концепция власти Ханы Арендт.

В современном цивилизованном обществе власть не только не совместима с насилием, но выступает непосредственно атрибутом всеобщего согласия. Власть не насилие, а согласие людей. Результат прямого взаимодействия и согласия людей. Политика базируется на убеждении. Люди творят власть совместно, сообща, в согласии друг с другом. Власть исчезает как только исчезает единство.

Н.Луман. Наибольшее значение имеют черты власти, обеспечивающие возможности социального общения. Власть истолковывается им как символическое средство социальной коммуникации, предоставляющее ее обладателям дополнительные преимущества перед своими партнерами, в частности, при выборе наиболее оптимального способа социального действия. Власть, которой обладает один из участников социального взаимодействия ограничивает либо совсем исключает возможность выбора правил игры у другого или других участников такого взаимодействия. В соответствии с концепцией Лумана, роль власти идентична роли таких средств социальной коммуникации, как например, естественные или искусственные языки, деньги. Власть рассматривается не только как отношения господства и подчинения, но и в более широком аспекте коммуникации и общения, где отношения господства и подчинения являются лишь частным случаем. Власть символическое генерализирующее средство коммуникации общества. Власть – средство коммуникации, которое дает субъектам, обладающим информацией дополнительное преимущество при выборе оптимальных решений. Власть – ядро политической системы, которая сплачивается благодаря коммуникации.

Карл Дойч. Власть одно из платежных средств политики. Срабатывает там, где не действует согласие. Власть – средство коммуникации между людьми, группами. Непосредственная лицом к лицу и опосредованная массовая коммуникации. Передача информации внутри политической системы происходит в символах, образцах.

К. Дойч выделяет при этом три основных типа коммуникаций в политической̆ системе: 1) личные, неформальные коммуникации (face-to-face), как, к примеру, персональный̆ контакт кандидата в депутаты с избирателем в непринуждённой̆ обстановке; 2) коммуникации через организации, когда контакт с правительством осуществляется посредством партий, групп давления и др., и 3) коммуникации через СМИ, печатные юга электронные, роль которых в постиндустриальном обществе посто

Предыдущая45678910111213141516171819Следующая

Республика - это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формиру­ются общенациональными представительными учреждения­ми (парламентами), а граждане обладают всеми правами.

В рамках республиканской формы правления принято различать три основных вида: президентскую, парламен­тарную и смешанную республику.

Смешанная республика (иногда в научной литературе име­нуется парламентарно-президентской, президентско-парламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) - это такая разновидность республиканской формы правле­ния, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики.

Наиболее типичным примером смешанной республи­ки является V Французская Республика.

В соответствии с Конституцией 1958 г. Франция отказалась от парламен­тарной республики, существовавшей ранее по Консти­туции 1946 г. и установила смешанную республику.

Основными признаками смешанной республики яв­ляются:

Президент является главой государства и арбитром;

Президент избирается на основе всеобщих и прямых выборов, получая власть непосредственно от народа;

Президент, не являясь юридически главой исполни­тельной власти (правительство возглавляет глава прави­тельства - премьер-министр), в то же время располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздейст­вовать на политику правительства;

Президент и парламент совместно участвуют в фор­мировании правительства (например, президент предла­гает кандидатуры на посты министров, а парламент ут­верждает их);

Двойная ответственность правительства: и перед пре­зидентом, и перед парламентом. Президент за действия правительства ответственности не несет;

Право президента на роспуск парламента и назна­чение досрочных парламентских выборов, но это право носит конституционно ограниченный характер.

В настоящее время смешанные республики реализу­ются в таких странах, как Франция, Португалия, Польша, Румыния и др.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 27165 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Анализ видов избирательной системы

2.3 Смешанная система

Смешанная избирательная система появляется затем, когда в выборе той же представительской камеры различная система гашеная…

Избирательные системы

· смешанная избирательная система.

Мажоритарная избирательная система Мажоритарная избирательная система получила свое название от французского слова majorite, что значит «большинство». Она является старейшей избирательной системой…

Избирательные системы: «плюсы» и «минусы» различных видов

8. Смешанная избирательная система

В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера…

Избирательный процесс в России

1.3 Смешанная(гибридная) избирательная система

Смешанная избирательная система — одна из разновидностей избирательной системы, применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Смешанная избирательная система — избирательная система…

Налоги и налогообложение

2.4. Смешанная модель

Представитель этой модели — Россия. Современная российская налоговая система сло-жилась на рубеже 1991-1992 гг., в период политическо-го противостояния, кардинальных экономических пре-образований и перехода к рыночным отношениям…

Подследственность уголовных дел

2.3 Альтернативная (смешанная) подследственность

Альтернативная (смешанная) подследственность — это подследственность дел об одних и тех же преступлениях следователям различных ведомств.

Проблема определения альтернативной подследственности возникает в связи с тем…

Положительные и отрицательные черты мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем

3. СМЕШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы…

Республика как форма правления

2.4 Смешанная республика

Смешанная республика (также называется полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики…

Республика. Понятие и сущность. Основные формы государственного устройства в зарубежных странах

1.3 Смешанная республика

Смешанная форма правления (иногда в научной литературе именуются парламентарно-президентской, президентско-парламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) — это такая разновидность республиканской формы правления…

Свободные и добровольные выборы как основная форма непосредственной демократии в Российской Федерации

1.4 Смешанная избирательная система

Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том…

Социальное обеспечение в Тульской области

4.3 Смешанная форма социального обеспечения

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна, третья централизованная форма социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает…

Форма государства

§ 2. Республика

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства…

Форма государства: общая характеристика

2.2 Республика

Республика — (лат. respublica) общенародное дело. Республиканская форма правления — эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок …

Формы государства

2.1.2.Республика

Республика- форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам- парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Признаки республики…

Глава 2. Виды современных республик

2.1. Парламентские республики

Суть парламентской республики в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Правительство ответственно перед парламентом. Правительство формируется на парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте. Глава государства избираются либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. В парламентской республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Выборы проводятся по партийным спискам (избиратели голосуют за партию). Правительство может быть как однопартийным, так и коалиционным.

Достоинством парламентской республики является единство высших эшелонов исполнительной власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее, парламентским большинством. До тех пор пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль; исполнительная власть является, по сути, продолжением законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.

Недостатки парламентской республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость. При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей.

Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство, т.е. эффективность и стабильность парламентских форм правления зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей, т.е. мажоритарной или пропорциональной системами. 1

Например, Австрия… Это федеративная буржуазная республика, в состав которой входит 9 земель, имеющих свой парламент (ландтаг), конституцию и правительство. Высшие органы государственной власти страны – парламент, состоящий из двух палат (Национального совета и Федерального совета), правительство. Депутаты Национального совета избираются на всеобщих выборах на 4 года, Федеральный совет состоит из лиц, назначаемых ландтагами земель. Правительство с федеральным канцлером формируются партией, получившей большое количество мест в Национальном совете. Глава государства – президент, который избирается на шесть лет путем всеобщего голосования.

В Австрии несколько политических партий, но в управлении государством участвуют главным образом две – Социалистическая партия Австрии (СПА) и Австрийская народная партия (АНП). 2

Также парламентскими республиками являются Италия, Финляндия, Турция, Германия, Греция, Израиль, Венгрия, Чехия и другие.

2.2. Президентская республика

Сущность президентской республики заключается в том, что среди органов высшей государственной власти ключевое положение занимает фигура Президента, который является главой государства и главой правительства (или он сам назначает главу правительства), которое он назначает в ряде стран с согласия парламента и которое он может распустить (т.е. является главой исполнительной власти), он так же вправе освободить от должности отдельных министров. Президент в президентской республике избирается либо населением, либо коллегией выборщиков и ответственности перед парламентом не несет. Для обеспечения эффективного действия принципа разделения властей и взаимоотношений между президентом и парламентом в президентской республике существует система сдержек и противовесов. В президентской республике создаются благоприятные условия для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует власть.

Так же эту республику иногда называют дуалистической, чтобы подчеркнуть факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной – в руках парламента.

Достоинство президентской формы правления заключается, прежде всего, в том, что всенародно избранный президент являет собой сосредоточия общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществить руководство в чрезвычайных обстоятельствах.

И не случайно, сталкиваясь с теми или иными сложными проблемами, не которые страны подчеркивают значение поста президента. Президентская система в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, так как правительство (президент) избирается на фиксированный срок, определенный Конституцией.

Наравне с достоинствами у президентской республики есть свои недостатки. В отличие от парламентской формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежат к различным партиям или политическим течениям. Предположения, что президент постоянно находится над партийной борьбой и политиканством лоббистов, могут не иметь над собой веских оснований.

Наряду с этим едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них имеет свои сильные и слабые стороны. Требования меньшинства и введение пропорционального представительства при президентской системе не столь важны хотя бы из-за падения влияния парламента. На первое место по значимости выходит метод президентских выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократичными. Но есть разновидности прямых выборов, когда выбор способов их проведения не всегда зависит от президента. Президентская власть может оказаться в большой зависимости от законодательной ветви, которая может определять многое, например процедуру переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно усложненном порядке. 1

Наиболее ярким примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки.

Законодательная власть в США принадлежит Конгрессу и законодательным собраниям штатов (легислатурам), исполнительная – Президенту США и судебная – судам.

Конгресс США состоит из двух палат – Сената и палаты представителей. Заседания Конгресса проходят в здании Капитоля, расположенного в центра города Вашингтона. Палата представителей состоит из 435 членов, каждый из которых представляет около 500 тысяч избирателей. По Конституции США каждый штат должен быть представлен в палате, по крайней мере, одним членом.

Члены палаты избираются на двухлетний срок, исчисляемый с января следующего года после выборов. Следовательно, каждые два года состав представителей обновляется, этим же интервалом измеряется срок полномочий всего Конгресса каждого каждого созыва. Конгресс каждого созыва проводит две сессии, начинающиеся в январе и продолжающиеся с перерывами почти в течение всего года. В Конгрессе США представлены лишь буржуазные слои населения; в его составе нет не только ни одного промышленного и сельскохозяйственного рабочего, но и политических фракций, которые провозглашали бы своей целью борьбу за их интересы.

В Сенате каждый штат формируется двумя представителями от каждого штата (таким образом в его состав входит 100 сенаторов). Каждый сенатор в своем штате избирается на шестилетний срок, начинающийся в январе следующего после выборов года. В отличие от палаты представителей каждые два года подлежит переизбранию лишь треть сенаторов, что обеспечивает определенную стабильность состава этой палаты и преемственность ее деятельности.

Высшим в стране должностным лицом, совершающим полномочия главы государства и главы правительства, является Президент США. Он избирается на четыре года с возможность переизбрания на еще один четырехлетний срок. Президентом США может быть гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживший на территории США не менее 14 лет.

Официальной резиденцией Президента является Белый дом (с 1800 года), находящийся в Вашингтоне.

У Президента США достаточно широкие полномочия. Как глава государства он является верховным главнокомандующим вооруженными силами США и верховным представителем США на международной арене. Президент с одобрения Сената назначает федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти, включая руководителей министерств и ведомств. Глава исполнительной власти обладает правом издания президентских приказов, фактически имеющих силу закона.

Принцип разделения власти предполагает и определенное взаимодействие, в результате которого не допускалось бы усиление одной «ветви» за счет другой. Так, Конгресс, носитель законодательной власти, может отклонить законопроекты, представленные главой исполнительной власти – Президентом. Президент утверждает законопроекты, принятые Конгрессом, и вправе налагать вето на те из них, с которыми он не согласен. Многие полномочия Президента реализуются лишь при одобрении Сената (например, заключение международных договоров).

Носитель судебной власти – Верховный суд США формируется совместно Президентом и Сенатором: первый назначает кандидатов, второй эти назначения утверждает. Верховный суд вправе окончательно признавать недействительными законы конгресса и акты исполнительной власти, как не соответствующие Конституции.

Взаимодействие и взаимовлияние трех «ветвей» власти преследуют цель обеспечения стабильности государственных институтов, незыблемости капиталистического строя и классового господства буржуазии. Характерной особенностью процесса развития системы разделения властей является неуклонное возрастание роли президентской власти как главного орудия диктатуры монополистического капитала. 1

Так же президентскими республиками являются Бразилия, Франция, Мексика, Румыния, Перу, Белоруссия. Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки.

2.3. Смешанные республики

Смешанными (парламентско-президентскими) называются такие республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом. С одной стороны, для нее характерна парламентская ответственность правительства, то есть парламент имеет право выразить недоверие правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право один раз в конфликтной ситуации распустить парламент и вынести свой спор с парламентом «на суд народа», назначив внеочередные выборы, при этом вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определенного срока. Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передаст полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, победившей на парламентских выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен, и так далее.

Смешанная форма правления стремится сосредоточить в себе положительные черты традиционных форм правления (парламентской и президентской) и избежать их недостатков, но это далеко не всегда воплощается в новое органическое качество. Такое важнейшее достоинство президентской формы правления, как прочность конституционного положения правительства, которое не может быть уволено парламентом в отставку вследствие борьбы парламентских фракций в смешанной, «полупрезидентской» республике, в значительной мере утрачивается из-за усиления контролирующих полномочий высшего законодательного представительного органа власти. В свою очередь, несомненное преимущество парламентской республики – ответственность правительства перед парламентом, его обязанность учитывать в своей политике складывающееся соотношение политических сил, общественное мнение практически сводится на нет в такой «нетипичной» форме правления, как «полупарламентская» республика. В последнем случае увеличение полномочий президента влечет за собой почти автоматическое уменьшение роли представительного института власти. Нечто подобное случается и при законодательном введении ограничения вотума недоверия правительству в парламентарных республиках или при установлении ответственности отдельных министров перед парламентом в президентских формах правления. 1

Таким образом, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Избранный народом президент вправе фактически формировать свое правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Смешанную республику следует считать самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской. 2

Страницы: ← предыдущаяследующая →

1234Смотреть все

  1. Республика как форма правления (3)

    Курсовая работа >> Государство и право

    … СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ Курс II Форма обучения Стационар … по форме правления делятся на монархии и республики . Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются …

  2. Президентская республика как форма правления

    Реферат >> Государство и право

    … президентской республике как форме правления . Тема данной курсовой работы – «Президентская республика как форма правления» интересна … президентской республики как формы правления . Глава I 1.1 Что такое форма правления ? Под формой правления обычно …

  3. Республика как форма государственного правления и ее виды

    Реферат >> Государство и право

    … должностное лицо. 1.3 История развития республиканской формы правления . Республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире, примером …

  4. Республика как форма государственного правления

    Реферат >> Государство и право

    … политику государства. Народно-демократическая республика как форма правления возникла после второй мировой войны … мы рассмотрели республику как форму государственного правления и можем сделать следующие выводы: Республика – это форма правления , в которой …

  5. Парламентская республика как форма правового государства

    Контрольная работа >> Политология

    … мы пришли к выводу, что республика как форма правления сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным … мажоритарной или пропорциональной системами5. Президентская республика как форма правления характеризуется в первую очередь тем, …

Хочу больше похожих работ…

Республика - это форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламент), а граждане обладают личными и политическими правами. Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Это означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством. Парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.п.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно - распорядительным органам) - выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д. Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти. Несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласовано, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга. Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. По существу, республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, но неизменным остается тот факт, что народ так или иначе, обязательно участвует в формировании органов государственной власти. В республике органы власти избираются на определенный срок. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Таким образом, в республике реализуется принцип сменяемости. 1 Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет прежде всего политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв, уход в отставку, роспуск парламента, снятие с должности и т.д. именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо.

Признаки республики:

    Источник власти – народ. Народ реализует власть посредством референдума, проводимых выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;

    Выборность на определенный срок главы государства, парламента и ряд других верховных органов государственной власти. Как правило, в нормативно-правовых актах, четко определяется срок полномочий тех или иных органов;

    Юридическая ответственность главы государства. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента;

    В случаях, предусмотренных Конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент;

    Высшая государственная власть основана на принципе разделения государственной власти по четкому разграничении полномочий. Принцип разделение на ветви может присутствовать и в монархии (например, в Великобритании). Поэтому все признаки нужно рассматривать в совокупности.

Республики разделяются по трем основаниям: как избирается парламент, как формируется правительство и какой объем полномочий принадлежит президенту.

Президентская республика – характеризуется значительной ролью президента в системе гос. органов в соединение полномочий главы государства и главы правительства.

Признаки президентской республики:

1. Президент – глава государства и правительства;

2. Президент обладает широкими полномочиями;

3. Президент назначает членов правительства;

4. Правительство ответственно перед президентом;

5. Президент обладает правом вето на законы парламента и может самостоятельно издавать нормативные акты;

6. Президент может распустить парламент.

Классическая президентская республика – США (в основе конституции лежит принцип разделение власти на ветви, законодательная принадлежит конгрессу, исполнительная президенту, судебная – верховному суд). Президент формирует правительство из лиц принадлежащих его партии.

Парламентская республика – разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. Правительство формируется из партии (большинства в парламенте).

Признаки парламентской республики:

1. Правительство формируется парламентом том из числа депутатов тех партий, которые располагают большинством голосов в парламенте;

2. Глава государства избирается парламентом;

3. Глава государства обладает широкими полномочиями;

4. Глава правительства назначается президентом;

В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Менее широкий круг полномочий у президента, в частности, изданные президентом нормативно-правовые акты должны проходить одобрение правительством или парламентом (Германия, Австрия, Италия) Обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Глава государства избирается парламентом либо или специально образуемой более широкой коллегией выборщиков включающий наряду членов парламента представителей региональных органов самоуправления. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально- экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Страны: Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль, Австрия, Швейцария, Исландия, Ирландия.

Смешанная республика – форма правления, при которой сочетаются признаки и парламентской и президентской республики.

Признаки смешанной республики :

1. Есть сильный парламент и президентская власть;

2. Есть премьер-министр, наделенный широкими полномочиями;

3. Президент не является главой государства;

4. Правительство формируют президент и парламент;

5. Правительство ответственно перед президентом и парламентом.

Например, наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. «Другой вариант смешанной республики – повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.» 2 Впервые такая форма республики была установлена в 1958 г. во Франции по инициативе Шарля Де Голля, стремившегося к сильной президентской власти, но учитывавшего традиции парламентаризма в своей стране. Страны: Польша, Португалия, Болгария, Россия и др.

Суперпрезидентское государство (в некоторых источниках сверхпрезидентское , англ. superpresidency или superpresidentialism ) - форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма. Зачастую президент в суперпрезидентском государстве возглавляет правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентском государстве предусматриваемый национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике» : конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д. Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» (референдумом или голосованием полностью контролируемого президентом парламента) и/или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах. В. Е. Чиркин в монографии «Конституционное право зарубежных стран» (1997) выделяет три вида суперпрезидентских государств:

    президентско-монократическая республика - форма правления, при которой президенты возглавляют единственную разрешённую партию, являющуюся носительницей официально провозглашённой обязательной идеологии (Гана при Кваме Нкруме, Гвинея при Ахмеде Секу Туре, Заир при Мобуту и др.);

    президентско-милитарная республика - форма правления, устанавливающаяся в результате военного переворота с провозглашением его руководителя главой страны;

    президентская республика в странах с социалистической идеологией (Ангола, Бенин, Республика Конго, Мозамбик), где президент избирается высшим органом единственной в стране правящей партии, - дополняя В. Е. Чиркина, казанский политолог О. И. Зазнаев предлагает называть этот вид президентско-партократической республикой [

О суперпрезидентском государстве принято говорить применительно к странам Латинской Америки, особенно в XIX веке, а также ряду стран Африки и постсоветского пространства: Белоруссия, Туркменияи др. Так, суперпрезидентской страной называл Казахстан сопредседатель оппозиционной партии «Ак жол» Алтынбек Сарсенбаев . (Убит 13 февраля 2006 года.) Представление о современной Россиикак о суперпрезидентском режиме развивается, например, в работах американского политолога Стивена Фиша ; по мнению Фиша, в России имеет место «раздутая и сверхмощная исполнительная власть, не уравновешиваемая ни законодательной, ни судебной и не подотчётная им», и именно это «подорвало легитимность постсоветского режима и, возможно, даже самой демократии; остановило развитие негосударственных политических организаций; воспрепятствовало формированию эффективного государства; помешало появлению ответственного правительства» . О суперпрезидентском характере режима, установившегося в России в 1993 году, пишет также политолог Лилия Шевцова.Теократическая республика (исламская республика) - особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар - высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную - однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

Как правило, в политической жизни многих стран, существуют иногда такие формы, которые не укладываются в принятую в науке классификацию. Речь идёт о смешанных формах правления. В которых сочетаются различные элементы, порою противоречивые.

Итак, имеются, например, формы правления, которые сочетают в себе элементы как парламентской, так и президентской республики. Как отмечается в литературе, примером такой формы правления является V Республика Франции. Конституция Франции 1958 года, сохранив некоторые атрибуты парламентаризма, фактически оформила установление режима личной власти. Центральной фигурой в системе высших органов государственной власти стал президент, наделённый огромными полномочиями и избираемый внепарламентским путём. Вначале он избирался коллегией выборщиков, состоящих из 81 512 человек, из числа которых на долю парламента приходилось менее 1% голосов, а в 1962 году были введены прямые выборы президента.

Конституция V Республики ограничила применение института парламентской ответственности. Правительство формируется президентом и несёт ответственность только перед ним. Фактическое руководство правительством осуществляет президент, а не премьер. Президент V Республики наделяется не только полномочиями, свойственными главе парламентской республики, но и правами президента президентской республики. Более того, располагая правом роспуска парламента он обладает большей фактической властью, чем глава президентской республики. Таким образом, как полагают исследователи, во Франции существует полупрезидентская республика.

В некоторых странах существуют и такие формы правления, которые сочетают в себе элементы монархии и республики. Типичным примером такого политико-правового гибрида является форма правления Малайзии.

По конституции 1957 года Малайзия представляет собой редкую разновидность конституционной монархии - выборную (или избирательную) монархию. Глава Малайзийской Федерации является монархом, но он получает свою власть не в порядке престолонаследования, а избирается сроком на пять лет (в порядке очереди) советом правителей, состоящим из правителей, входящих в федерацию девяти монархических государств.

Главой Малайзии может быть избран правитель одного из монархических государств, достигший совершеннолетия, если совет правителей подаст за него большинство голосов. Глава государства обладает обычными полномочиями конституционного монарха, но в государстве есть и республиканский элемент, правда, не особенно существенный.

12 декабря 1993г. в России была принята новая конституция, которая утвердила в нашей стране смешанную форму правления. Правящие круги полагали, что сильная президентская власть (авторитарный режим жёсткого типа) спасёт Россию от социальных и политических потрясений. И лишь после завершения политических и экономических реформ на горизонте России засияет солнце широкого демократического режима в форме парламентской республики. Но, по оценке специалистов, до этого России ещё очень далеко. В течении десятилетий нас ждут авторитарные политические режимы различных оттенков и форм.

Форма государственного устройства.

Как указывается в литературе, под формой государственного устройства обычно понимается национально-территориальная организация государства, а также принципы взаимоотношения центральных и местных органов власти. Вопрос о государственном устройстве - это вопрос о том, как организована территория данного государства, из каких частей оно состоит и каково их правовое положение. Данная форма может быть различной и связана с воздействием нескольких факторов. Любое государство расположено на определённой территории, где проживают граждане этого государства или подданные (если это монархия). Для организации экономической жизни, защиты граждан, сбора налогов и т.д. государство ведёт разнообразную деятельность, которая весьма усложняется, а зачастую, становится просто невозможной при достаточно большой численности населения и больших размерах территории.

Возникает необходимость деления территории на округа, кантоны, штаты, края, области, губернии и т.д. и создания на этих территориальных образованиях местных органов власти с обязательным разделением полномочий между центральными и местными органами власти и управления.

Кроме того, население того или иного государства бывает многонациональным. Причём каждая народность, нация обычно имеет свои национальные традиции, культурные, языковые или иные национальные потребности, собственный исторический опыт государственности. Поэтому при государственном устройстве приходится учитывать и этот важный аспект.

Как отмечается в литературе, на территориальное устройство государства зачастую влияют субъективные и даже случайные факторы - политико-правовые подражания (к сожалению, это довольно распространено в нашей стране), колониальное воздействие, политические интересы и многое другое.

Обычно выделяются следующие формы государственного устройства:

· унитарное государство;

· федеративное государство;

· конфедерация государств;

· содружество государств.

1. Унитарная форма государственного устройства характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Полномочия верховных государственных органов распространяются на всю территорию страны. Осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый статус и равное положение по отношению к центральным органам власти и не обладают какой-либо политической самостоятельностью.

По всей стране существует: 1) единое гражданство, 2) единая система права, 3) единая судебная система, 4) единая система налогов.

В зависимости от того, какой вид контроля осуществляет центральная власть за местными органами управления, унитарные государства делятся на: централизованные и децентрализованные . К характерным унитарным государствам современного мира можно отнести следующие: Францию, Швецию, Норвегию, Финляндию, Грецию, Португалию, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Камбоджу, Лаос, Таиланд, Японию и ряд других.

2. Федеративная форма государственного устройства в отличие от унитарной сложна и многолика и в каждом отдельном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание в мире унитаризма, федерация достаточно широко распространена среди современных государств и существует в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, ФРГ, Австралийском Союзе, Пакистане, России, Индии и других странах.

Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определённой политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, области) являются субъектами федерации и имеют своё собственное административно-территориальное деление.

Федеративная форма государственного устройства обладает следующими признаками:

В отличие от унитарного государства территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой одного целого - она состоит из территорий субъектов федераций. В некоторых федерациях имеются наряду с государственными образованиями и такие территории, которые не являются субъектами федерации. В США в самостоятельную единицу выделен федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица - Вашингтон. Бразилия по конституции 1869 года состоит из штатов, федеральных округов и двух особых территорий. В Индии наряду с 26 штатами имеются территории центрального подчинения.

Государственные образования, входящие в федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова, ибо они не обладают суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой в сфере как внутренних, так и внешних отношений. Субъекты федерации лишены права участия в международных соглашениях.

В случае нарушения федеральной конституции центральная власть имеет право принимать принудительные меры по отношению к субъектам федерации. Это право центральной власти может быть закреплено в конституции (Индия, Аргентина, Венесуэла), но даже в тех случаях, когда подобная норма в конституции не оговорена, центральная власть всегда имеет возможность силой принудить субъект федерации к повиновению.

Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода из союза, хотя реально и могут осуществить этот выход, что получило название сецессии. Примерами сецессии являются: Гражданская война в США, сецессия Сенегала из федерации Мали, сецессия Сингапура из федерации Малайзии, сецессия Бангладеш из Пакистана, сецессия Чечни из России ещё больше было неудачных попыток осуществления сецессии.

Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью. Наделение субъектов федерации учредительной властью обычно закрепляется в соответствующих положениях федеральной конституции. Однако, многие федерации устанавливают принципы субординации, согласно которым конституция субъектов федерации должна полностью соответствовать федеральным конституциям.

Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Последние действуют на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета союзного законодательства является всеобщим для всех без исключения федераций.

Субъекты федерации могут иметь свою собственную правовую и судебную систему. Как правило, федеративная судебная система строится по единому образцу (независимо от числа членов федерации).

Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и соответствующего государственного образования. Система двойного гражданства закрепляется большинством федеративных государств.

Длительное время обязательным признаком федерального государства считалась двухпалатная структура федерального парламента (бикамерализм). Высший законодательный орган федеративного государства, как правило, состоит из двух палат: первая представляет население страны в целом, а вторая - субъекты федерации.

Исключения из этого общего правила появились только после второй мировой войны в связи с образованием молодых независимых государств (например, Пакистан до 1963года). В настоящее время во всех федеративных государствах применяется бикамерализм.

С точки зрения конституционного закрепления федерации делятся на два вида: национально-государственные (республики); административно-территориальные (области).

С точки зрения реального соотношения сил, сложившегося между центром и субъектами федерации, политологи выделяют следующие виды федерализма:

Квази-федерализм. Федеративное государственное устройство существует практически только на уровне законов, которые в реальной политической жизни не действуют. Сохраняется практически полный диктат центра.

Классический федерализм. Основным его принципом является такое разделение власти между центральным и региональными правительствами, при котором каждое из них в пределах своей компетенции самостоятельно координирует свои действия в условиях относительной автономии.

Чрезвычайный федерализм. Существует в период социальных и экономических потрясений (войны, «великая депрессия» и т.п.). В это случае субъекты федерации добровольно передают часть своей компетенции центру на определённый период времени.

Федерализм с двойным лицом. Субъекты федерации находятся в данном случае в неравном правовом положении, имею различный конституционный статус. Соответственно их реальные права и возможности в значительной степени различаются.

Национально-культурный федерализм. Одна из основных целей (функций) создания федеративного государства - это предоставление автономии определённым группам населения, таким как религиозные и этнические меньшинства, особенно в тех случаях, когда они образуют ярко выраженные субобщности в плюралистическом обществе.

Для анализа этой функции федерализма целесообразно использовать предлагаемое Чарльзом Тарлтоном различие между конгруэнтным и неконгруэнтным федерализмом.

Конгруэнтные федерации состоят из территориальных единиц, социальный и культурный состав которых близок в каждом из субъектов федерации и в федерации в целом. Соответственно, неконгруэнтные федерации состоят из субъектов, социальные и культурные характеристики которых сильно отличаются друг от друга и от федерации в целом.

К конгруэнтным федерациям можно отнести, например, Австралию, Австрию, Германию, США; к неконгруэнтным - Россию, Канаду, Швейцарию, Бельгию. Необходимо отметить, что именно в неконгруэнтных федерациях особенно сильно обычно проявляются тенденции сепаратизма. Видимо, неслучайно к неконгруэнтным относились и распавшиеся федерации Советского Союза, Югославии, Чехословакии. С огромным трудом сохраняет в своём составе франкоязычный Квебек Канада, весьма сильны сепаратистские настроения в ряде штатов Индии.

Социологический федерализм. Нередко концепция федерализма распространяется и на те случаи, когда автономия предоставляется частным или общественным организациям, которые представляют определённые чётко выраженные группы в обществе. Так, в Австрии, Бельгии и Нидерландах центральные правительства давно признали и оказывают финансовую помощь различным ассоциациям, особенно в сфере образования, здравоохранения и средств массовой информации, которые были созданы основными религиозными и идеологическими субобществами: католиками, протестантами, социалистами, либералами. Этот тип федерализма иногда называют социологическим федерализмом.

В России в настоящее время субъектами федерации объявлены входящие в её состав 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов - всего 89 субъектов.

Конституция закрепила преобразование России в подлинно федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов как между собой, так и в отношениях с федеральной властью. Однако само по себе такое конституционное закрепление является лишь необходимой базой для решения проблем национально-государственного устройства России. Что же касается реальной системы функционирования федеральных отношений, то здесь существует целый ряд серьёзных проблем.

Исследователи отмечают следующие проблемы, стоящие перед Российской Федерацией:

· интенсивная территориальная дезинтеграция России: политическое, хозяйственное, культурно-этническое и иное обособление региональных элементов единого государственного организма;

· сохранение реального различия в статусе между республиками и регионами РФ;

· наличие в составе ряда краёв и областей национальных округов, также являющихся субъектами федерации;

· региональное нормотворчество, нередко вступающее в противоречие с федеральной конституцией и федеральными законами;

· «идеология» экономического сепаратизма: появление территорий с льготными, особыми режимами природопользования, хозяйствования, налогообложения и т.п., охватившее почти четверть пространства России и около трети её экономического и ресурсного потенциала;

· изменение региональных приоритетов России в результате продолжающихся геополитических сдвигов: неизмеримо возросла доля северных и тихоокеанских территорий, требующих солидной государственной поддержки;

· возрастание противоречий между «бедными» (дотационными) и богатыми регионами;

· усложнение процесса обеспечения управляемости субъектов федерации со стороны центра в результате проведения региональных выборов.

От успешного и своевременного решения данных проблем зависит само существование Российской Федерации.

3. Конфедеративная форма государственного устройства. Конфедеративные союзы представляют собой добровольный союз независимых суверенных государств, имеющих все атрибуты независимого государства (герб, гимн, столица, валюта, конституция, единое гражданство, единая система права, единая судебная система). Каждое из входящих в конфедерацию государств является независимым государством, но между ними имеется и общее: единая валюта, единое гражданство, единая таможня, единое экономическое пространство. Примером современной, процветающей и динамично развивающейся конфедерации является ЕЭС. Суверенные государства Западной Европы, входящие в ЕЭС, идут по пути политической, экономической, духовной и научной интеграции, обеспечивающей всем участникам бурное экономическое развитие.

4. Содружество . Это ещё более редкое и аморфное организационное объединение государств, характеризующихся наличием общих признаков и определённой степенью однородности (например, СНГ). Это не государство, а своеобразное объединение независимых государств, в основе которого могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация и т.д. В содружестве могут создаваться надгосударственные организации, но не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

Резюмируем наиболее важные положения данной темы. Итак, государство - это публичная, нормативно выраженная и признаваемая людьми властная сила общества, выступающая в качестве важнейшего элемента его политической системы, это политический институт, созданный для устойчивого воспроизводства политики, организации жизнедеятельности общества в целом, для реализации властнозначимых потребностей правящих классов, других социальных групп и слоёв населения. Неотъемлемыми признаками государства являются: публичная власть, территория, население.

Сущность государства определяется: 1) структурой, 2) приоритетными функциями, 3) политическим режимом, 4) социально-экономической, классовой природой, 5) устойчивостью политической жизни, 6) тенденциями в развитии, 7) формой правления, 8) формой государственного устройства.

С точки зрения приоритетных функций, господствующих в деятельности тех или иных государств, выделяются: военно-полицейские, социальные и правовые государства.

Под формой правления понимается организация государственной власти. Выделяют следующие формы правления: 1. Монархии (абсолютные, дуалистические, конституционные); 2. Республики (президентские, парламентские); 3. Смешанные формы.

Под формой государственного устройства понимается национально-территориальная организация государства. К основным формам государственного устройства относят: унитарное государство, федеративное государство, конфедерацию и содружество государств.

__________________________________________________________

1. Атаманчук Г.В. Методологические предпосылки концепции государственной службы Российской Федерации// Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. М., 1997. С. 3-12.

2. Богомолов О. Где искать философский камень роста?// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 4. С. 25-33.

3. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма. М., 1985.

4. Валовой Д. О причинах рекордного кризиса российской экономики и путях его преодоления// Проблемы теории и практики управления. 1997. №2. С. 52 - 57.

5. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб., 1997.

6. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие/ Под ред. А.Я. Пономарёва. СПб., 1997.

7. Громыко А.Л. Политические режимы. М., 1994.

8. Захаров С.В. Население// Россия: Энциклопедический справочник/ Под ред. А.П. Горкина. М., 1998. С. 57-73.

9. Интрилигейтор М.Д. Чему Россия могла бы поучиться у Китая при переходе к рыночной экономике// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3. с.34-38.

10.Карамышева Н.А. Государство как политический институт //Политология: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. Г.В. Полунинной. М., 1996. С. 117-135.

11.Котц Д.М. Уроки пятилетней экономической трансформации в России// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 4. с. 36-41.

12.Мухаев Р.Т. Основы политологии: Учебник для средней школы. М., 1996.

13.Политология: Альбом схем/ Сост.: Е.В. Макаренков, В.И. Сушков. М., 1998.

14.Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе// Социс. 1998. № 6. С. 3-12.

15.Семашко Л.М. Сферный подход. СПб., 1992.

16.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// К.Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 21. С. 23 - 178.

17.Эфендиев А. Г. Базисные элементы социальной жизни //Основы социологии. Курс лекций. Изд. 2-е, испр. Часть 1 /Отв. ред. А.Г. Эфендиев. М., 1994. С. 88-134.


Похожая информация.


Наряду с традиционными видами республик (парламентской и президентской) путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу: "чистых" форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. Создание смешанных и "гибридных" форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой -- возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках.

Наглядным примером смешанной (полупрезидентской, полупарламентской) республики могут сегодня служить соответствующие государственные формы во Франции и в Польше.

Некоторые ученые возражают против выделения в особую форму правления смешанную, полупрезидентскую, полупарламентарную республику, считая, что необходимо сохранить лишь старое, традиционное деление республик на президентские и парламентские. Но их аргументы не представляются убедительными. Бесспорно, классификация республик на президентские и парламентские является основной и исходной. В этом отношении выделение смешанной формы правления является, несомненно, производным. Не вызывает возражения и тезис о том, что президентские республики сегодня нередко включают в себя в какой-то мере элементы парламентаризма, а парламентарные республики -- более пли менее существенные черты президентского правления. В чистом виде, как ту, так и другую форму в современном мире действительно не так уж просто обнаружить.

В целом создание смешанных и "гибридных" форм правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях не сформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.

Вместе с тем, такой процесс имеет и свои минусы:

во-первых, нарушается присущее той или иной форме единство структуры управления и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в "отработанных" формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентарной республике. Происходит смешение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности;

во-вторых, возрастание роли парламента в президентской (полу президентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства -- часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия.

Россия как смешанная республика

Согласно статье 1 Конституции Российской федерации, РФ имеет республиканскую форму правления, но какую именно, не уточняется. Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) С одной стороны, Президент избирается всеобщим голосованием, располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, а с другой -- наряду с Президентом действует Правительство во главе с Председателем, в определенной мере ответственное перед парламентом. На практике элементы парламентаризма сведены к минимуму: ответственность Правительства перед Государственной Думой крайне ограничена и затруднена, Думе очень сложно добиться и увольнения Правительства в целом, не говоря уже об увольнении отдельных министров, что на практике именно Президент возглавляет всю систему исполнительной власти.

И все-таки, на мой взгляд, РФ следует отнести к смешанной республике, а точнее, к полупрезидентской республикой с доминирующим положением президента в системе властей.

Нетипичные (смешанные) формы правления

Рассмотренные формы правления в науке принято называть типичными. Однако, стремительное развитие ряда государств убедительно показало различные способы организации высших органов государственной власти, часто не укладывающиеся в привычные схемы и классификации, поскольку происходит их взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные (гибридные) формы правления.

Создание смешанных форм чаще всего улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту.

Появление нетипичных форм правления может быть вызвано тем, что «чистые» формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. Так, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму (суперпрезидентской республике), парламентской же республике, как правило, присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Во многом это связано и с распространением в странах мира прогрессивных политических и юридических идей и институтов. Например, под влиянием таких идей в Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, в Саудовской Аравии приняты конституции.

В.Е. Чиркин считает, что «создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития, так как для управляемости государством важно не только разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов, но и установление необходимых взаимосвязей, взаимодействий, взаимо-согласованности в работе высших органов государства .

Трансформация формы государства способствует изменению его содержания, а изменение содержательных характеристик государства приводит к изменению форм правления. В свою очередь, желание преодолеть недостатки «классических» видов форм монархического и республиканского правления путем синтезирования тех или иных форм правления приводит к появлению новых (нетипичных) разновидностей. В большинстве случаев это - позитивное явление: оно способствует повышению уровня управляемости государства .

Общепринятой классификации нетипичных форм правления нет, в литературе, как правило, описывают следующие.

Полуабсолютные монархии - это монархии, сочетающие в себе черты абсолютной и ограниченной монархий. Как отмечалось выше, в современном мире практически нет абсолютных монархий в их чистом виде, т.е. монархий, в которых вся полнота государственной власти безраздельно принадлежит монарху, а конституция и парламент отсутствуют. Последняя абсолютная монархия, как отмечает проф. В. Е.Чиркин, прекратила свое существование в Омане в 1996 г. после того, как монарх даровал конституцию.

Вместе с тем полуабсолютные монархии - это монархии, которые лишь по форме не являются абсолютными, поскольку оснащены конституциями и парламентами, формально ограничивающими власть монарха. Фактически же монарх в таких монархиях властвует безраздельно. Он может приостановить действие конституции (Бахрейн) или отменить ее (Свазиленд), распустить на неопределенное время парламент (Кувейт), отменить любой акт парламента, так как обладает правом абсолютного вето. Да и парламенты в этих монархиях не обладают реальной силой, поскольку всецело подчинены воле монарха. Вследствие этого полуабсолютные монархии по своей сути считаются все-таки абсолютными монархиями.

Полудуалистические (полупарламентарные) монархии - это монархии, сочетающие в себе черты дуалистической и парламентарной монархий. Если в такой монархии преобладают черты дуалистической монархии, она считается полудуалистической, если же парламентарной, она считается полупарламентарной. Опять же по мнению В.Е. Чиркина последняя дуалистическая монархия была упразднена в 1991 г. в Иордании.

Современные полудуалистические, полупараментарные монархии таковыми могут считаться тоже по формальным соображениям, т.е. исходя из действующих в них конституций.

Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) - такая монархия имеет главный республиканский признак - систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов -- правителей составных частей федерации .

Подобная нетипичная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (ОАЭ) или некоторые составные части государства (Малайзия) представляют собой наследственные монархии.

Малайзия - единственная страна в мире, представляющая собой федеративную конституционную выборную монархию, в состав которой входят 13 штатов. В силу исторических традиций 9 штатов являются монархиями, во главе которых стоят наследственные султаны, в остальных штатах вместо султанов у власти находятся губернаторы, назначаемые по представлению правительства главой государства. Эти 9 султанов образуют Совет правителей.

Глава здесь государства не является здесь пожизненным и наследственным монархом, а каждые пять лет переизбирается султанатом. На этот пост султаны избираются по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список а, причем губернаторы в данном случае не обладают правом голоса и не могут участвовать в выборах. Это сближает монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской.

Вместе с тем Малайзия в связи с периодическим переизбранием главы государства не превращается в республику, поскольку главой государства здесь может быть избран не любой гражданин, а только один из правителей субъектов федерации. Такая смешанная форма правления представляется оптимальной для Малайзии, так как позволяет сдерживать центробежные силы в федеральном государстве, обеспечивать мир и согласие между различными национальностями и религиозными конфессиями, пресекать личные амбиции султанов монархических штатов .

Другой разновидностью «республиканской монархии» является «коллегиальная монархия», которая имеет место в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), власть во всех эмиратах передается по наследству, то есть является монархической. Согласно Конституции ОАЭ 1971 г. государство является федерацией в составе 7 эмиратов. Каждый субъект федерации представляет собой абсолютную монархию, где вся полнота государственной власти принадлежит эмиру.

Верховным государственным органом в ОАЭ является Высший совет эмиров 7 эмиратов федерации, которому принадлежит вся полнота власти. Срок его полномочий также составляет 5 лет и по истечении указанного срока избирается вновь. На своем заседании Высший совет избирает председателя совета и его заместителя. Председатель Высшего совета союза может быть переизбран на следующий срок.

В отличие от Малайзии принцип ротации не применяется в ОАЭ, и как показывает конституционная практика, традиционно на этот пост, с момента образования федерации в 1971 г., переизбирается эмир Абу-Даби, правитель наиболее крупного и экономически мощного субъекта федерации ОАЭ. Главенствующая роль эмирата Абу-Даби во многом связана с тем, что административное устройство ОАЭ опирается на право каждого эмирата распоряжаться запасами углеводородов на своей территории. Таким образом, фактически, в соответствии с запасами нефти распределяется влияние тех или иных эмиратов в определении общей политики страны .

Смешанная форма правления ОАЭ обусловлена историческими судьбами и традициями эмиратов, объединившихся в федеративное государство, авторитетом монархической власти у народов страны, материально и духовно связанных с традиционными укладами жизни общества. Высший совет союза служит эффективным механизмом согласования интересов штатов, принятия решений по важнейшим политическим и социально-экономическим вопросам на основе консенсуса, адаптации к условиям современной федерации абсолютизма власти эмиров, возглавляющих штаты.

Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) - это республики, в которых проявляется такой признак монархической формы правления, как несменяемость главы государства . Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того, полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. В XX в. такие республики существовали в Индонезии, социалистической Югославии, на Филиппинах, в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других .

Здесь можно еще отметить и те государства, в которых до сих пор существуют сложившиеся веками феодально-племенные и патриархальные институты (Лесото и Свазиленд в Африке, Тонга в Океании и др.). Избирается только часть парламента, как правило, в рамках системы традиционных общин (в Тонга большинство членов парламента - местная знать, в том числе министры короля, в Свазиленде часть членов парламента назначает король). При короле действует обычно племенной совет (в Свазиленде - два: большой и малый), имеющий иногда большее значение, чем парламент. Многие решения король может принимать лишь с согласия вождей племен .

ХХ век сформировал еще один тип неклассических форм правления - народные республики. Для них характерно действие правительства и государства в интересах большинства населения. К такой форме правления следует отнести КНДР, КНР, Куба, Вьетнам, Алжир, Лаос и ряд других стран.

Таким образом, формы правления весьма разнообразны. В настоящее время мы наблюдаем республиканские и монархические формы правления. Республиканская форма правления представлена президентской, парламентской и смешанной. К монархии относятся абсолютная и конституционная, которая, в свою очередь, делится на дуалистическую и парламентарную.

Сочетание различных видов правления в конечном итоге развивает юридические признаки формы правления, добавляя в них не только новые юридические элементы, но и реальное политическое взаимодействие государственных органов разных ветвей власти. Соответственно, от того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит взаимодействие органов государственного управления, законность и правопорядок в стране, отношение мирового сообщества к государству.

Думается, что наилучшей формой правления для того или иного государства будет являться именно «своя» модель формы правления, приспособленная к условиям и традициям государственности. В этом смысле нельзя не согласиться с мнением Б.А. Осипяна, считающего, что «для нахождения соответствующей формы государственного правления и устройства прежде всего необходимо определить уровень духовной, интеллектуальной и организационной зрелости своего народа, образно говоря, тонкость его государственно-правового слуха и имеющийся у него положительный опыт самоуправления; и только после этого следует дать ему возможность сыграть определенную роль в своей государственно-правовой жизни» .

Похожие публикации