Мумтаз-махал, в ее честь построен тадж-махал. Мумтаз-махал

У этой легенды о любви есть надежное историческое доказательство её подлинности, каковым является гениальный шедевр архитектуры, увековечивший эту любовь. За столетия существования архитектурного ансамбля, расположенного на берегу реки, огромная его тяжесть ни на один сантиметр не продавила слабый грунт, как бы доказывая тем самым существование вечной любви.

Началась эта история в 1592 году, с рождением у падишаха Джахангира третьего сына, названного Хуррамом и ставшего впоследствии пятым по счету правителем династиий Великих Моголов. Династия правила государством, включавщим территории современных Индии, Пакистана и части Афганистана. Основателем же её был прапрадед царевича Хуррама, император Бабур, прославивишийся не только военными и государственными успехами, но и написанными на тюркском языке литературными произведениями, наиболее известным из которых является его автобиография Бабур-наме.Бабур был прямым потомком великого тюрко-монгольского завоевателя и полководца Тимура или как его называли на персидский манер Тамерлана. Тимур хоть и не происходил из рода Чингис-хана, но претендовал на восстановление его империи и во многом преуспел в этом, создав на просторах евразийского континента обширное государство, с развитыми по тем временам системой управления, культурой, градостроительством и наукой.

Царевич Хуррам, в полном соответствии со своей родословной, уже в молодости проявил военные способности, успешно возглавив войско, направленное на подчинение области Мевар. Также успешными были и последующие военные кампании в Деккане и Кангре. Успехи усилили генетическую тягу к власти молодого принца. В 1622 году шахзаде Хуррам восстал против собственного отца, Джахангира, и его жены Нур Джахан, правившей империей за его спиной. Восстание было подавлено, но шах Джахангир простил сына. Милость и благородство отца спасло Хурраму не только жизнь, но и позволили ему стать наследником престола после смерти падишаха. В 1628 году, уже под именем Шах Джахана,(перс. «повелитель мира»), Хуррам становится абсолютным правителем империи Великих Моголов.

Первыми же его действиями в качестве монарха были умерщвления всех возможных соперников, включая родных братьев. Так поступали многие монархи того времени, особенно на Востоке, где не было жестких принципов унаследования высшей власти, что зачастую приводило к братоубийственным и кровопролитным войнам, а порою и распадам государств. Период правления Шаха Джахана, длившийся 30 лет, признается золотой эпохой империи Великих Моголов, после которой и начался ее спад. При этом, правление Шаха Джахана, не ознаменовалось крупными военными достижениями и завоеваниями. Напротив, ему зачастую вменяются военные неудачи против Севефидской Персии и потери части территорий.

Правление Шаха Джахана нельзя назвать либеральным правлением. Будучи тюрками по происхождению и находясь во главе индийской страны, Великие Моголы добровольно переняли персидскую культуру. Это создало возможность сочетания сразу трёх великих культур: индийской, тюркской и персидской. Терпимость, проявляемая мусульманскими правителями Индии позволяла мирно сосуществовать как двум самым крупным религиям империи, индуизму и исламу, так и другим. Но Шах Джахан, несмотря на индийское происхождение своей матери, вёл политику притеснения всех немусульманских религий, разрушая их храмы и применяя другие ограничения. Это не мешало ему привлекать на различные государственные службы представителей самых разных религиозных слоев. Возможно, именно благодаря этому Шах Джахану удалось оставить после себя такое количество великолепных архитектурных сооружений, являющихся примерами сочетания индуистской декоративности и мусульманской строгости. Главной же жемчужиной этого наследия по праву считается шедевр мировой архитектуры, который связывают с самым сильным чувством всей жизни Шаха Джахана-чувством его любви к Мумтаз Махал, начавшейся с первой минуты их знакомства и закончившейся егосмертью.

Знакомство и помолвка тогда еще царевича Хуррама со своей будущей женой, носившей имя Арджуманад Бану Бегам вначале выглядело как обычная для правящих домов знакомство по расчету. Ведь девочка была племянницей самой Нур Джахан, фактической правительницей империи. Но вспыхнувашая любовь с первого взгляда между принцем Хуррамом и его невестой превратила этот стандартный для тех времен и обстоятельств брак в легендарную историю любви. Многие источники свидетельствуют о необычайной красоте девушки, происходящей из знатной персидской семьи. Именно эта красота могла стать причиной имени Мумтаз Махал, (перс. «украшение дворца»), которое дал будущей жене своего сына шах Джахангир. Для Шаха Джахана его жена, Мумтаз Махал, значила очень многое. Она сопровождала его во всех военных походах, и когда он был еще царевичем, и после, и даже когда была беременной. Она родила ему 14 детей за 18 лет совместной жизни, в т. ч. следующего правителя империи-Аурангзеба. Но в отличии от своей тёти, Нур Джахан, Мумтаз Махал не пыталась стать советником или управлять своим мужем, она просто была его надежной и главной поддержкой во всём.

Но при всем этом, Шах Джахан, оставался типичным мужчиной своего времени и положения. Мумтаз Махал была его горячо любимой, но не единственной женой. Она жила в гареме и жила по законам гарема. Охраняемые евнухами, все жены падишаха были надежно спрятаны от посторонних глаз, наблюдая за дворцом только из-за шторок. Традиии дворца предполагали подарки от различных вельмож женам падишаха. В гареме была строгая иерархия и доходы женщин гарема различались в зависимости от их иерархичекого положения. Накопленные средства женщины вкладывали в торговлю, строительстве и т. п. , увеличивая таким образом свои состояния. Не была исключением и Мумтаз Махал, создавшая достаточное крупное состояние.

Неизвестно сколько могла бы длиться любовная идиллия в отношениях Шаха Джахана и Мумтаз Махал, но судьба приготовила им жестокий удар. Мумтаз Махал умерла в 1631 году в возрасте 38 лет после родов 14-го по счету ребенка, пробыв всего три года женой падишаха. Легенда гласит, что убитый горем правитель пообещал на смертном одре жены увековечить их любовь.

Долгих двадцать лет, 20.000 рабочих, 1.000 слонов и огромное количество строительного материала понадобилось Шаху Джахану, чтобы исполнить свое обещение. Комплекс-мавзолей Тадж Махал, (перс. «венец дворцов»), построенный в столице империи, Агре, лучшими архитекторами и мастерами своего времени, признается одним из современных чудес света. Единственной ассиметричной частью этого шедевра является зал, где расположены гробницы, ибо Шах Джахан предусмотрел в самом центре только место для усыпальницы своей любимой жены, а его собственная гробница была пристроена сбоку уже позже, после его смерти в возрасте 74 лет. Оставшийся на долгие годы без своей любви, а в последние годы жизни лишенный со стороны собственного сына и своего царства и даже свободы, Шах Джахан таким образом получил возможность пусть и символического, но все же воссоединения с женщиной всей своей жизни.


Шах Джахан - император Великих Моголов, потомок Тамерлана, третий сын императора Джахангира, внук императора Акбара Великого.

Шах Джахану было всего 16, когда он влюбился в плямянницу последней жены своего отца. Впервые он увидел Арджуманд (так звали девушку) во время ярмарки, так называемой Мина-базар, традицию которой положил ещё Акбар. Это была специальная ярмарка для женщин гарема, устраиваемая в пределах дворца Агры, на которую допускались мужчины, но только из ближайшего окружения правителя. Женщинам разрешалось быть без покрывал во время этой ярмарки и они могли приобрести что-нибудь для себя из многочисленных предлагаемых товаров или продавать свой: ювелирные украшения или одежду собственного дизайна.

Шах Джахан проходил мимо, когда увидел красивую девушку у прилавка. Поражённый её красотой, он подошёл. Девушка продавала простые стеклянные украшения. Принц спросил цену. В шутку красавица ответила «10 тысяч». К её удивлению принц тотчас же выложил всю сумму. Тогда, решив, что принц принял безделушки за настоящие бриллианты, девушка рассмеялась и начала шутить о некомпетентности будущего правителя. Однако принц только хотел произвести впечатление на красавицу.

Так началась история их любви. Шах Джахан, не откладывая дела в долгий ящик, поспешил к отцу и рассказал ему о своей внезапной любви и о желании сделать девушку своей женой. Отец только рассмеялся. У него были другие планы: женить сына с политической выгодой. Что и было сделано.

Однако Шах Джахан был терпелив и настойчив и добился своего: через 4 года он и Арджуманд поженились. Это случилось в 1612 году, когда ему было 20, а ей 19 лет. С тех пор они никогда не расставались.

Арджуманд сопровождала мужа в многочисленных военных компаниях и в скитаниях во время ссоры с отцом, несмотря на многочисленные беременности. Шах Джахан был так влюблён в свою Арджуманд, что не обращал внимания на других женщин. Из 16 детей Шах Джахана - 14 рождены Арджуманд. Это ли не лучшее доказательство того, с кем он проводил время?

Став императором, Шах Джахан дал своей любимой жене официальное имя Мумтаз Махал, что значит «украшение дворца».

Через 4 года она умерла на руках у своего любимого супруга, родив ему 14-го ребёнка.

Существует легенда, что, умирая, она попросила Шах Джахана о двух вещах: не иметь больше детей от других жён и построить памятник их любви. А может это было собственное решение правителя, почему и нет?

Он был в трауре 2 года, носил белую одежду, не посещал гарем, не устраивал развлечений, не слушал музыку и даже не пользовался парфюмом. Очень часто он посещал временную гробницу жены и проводил там ночи. Возможно, строительство Тадж Махала помогло ему выйти из депрессии и справиться со своим горем, хотя по сведениям очевидцев, Шах Джахан уже никогда не был прежним, часть его души умерла вместе с Арджуманд.

Через много лет, тяжело больной и старый (он прожил 74 года, тогда как Арджуманд умерла, когда ей было 36), отстранённый от власти, Шах Джахан часами смотрел из окна своей темницы на Тадж Махал, где покоилась любовь его жизни. А после смерти и он был погребён в этой же гробнице, рядом с Мумтаз Махал.


... Слезам, оплакивающим любовь,
ты пожелал придать вечную жизнь...
ты... поймал время в сеть красоты,
и бесформенную смерть увенчал
бессмертием формы.
Тайну, которую ты в ночной тиши
Поведал на ушко любимой,
Хранит теперь камень
В вечном молчании своем.
... мрамор все еще шепчет звездам:
“Я помню”. Рабиндранат Тагор


«Наконец настал долгожданный день. Великолепная кавалькада направлялась к Тадж-Махалу.

Впереди скакал всадник на белом коне. Юношеская осанка, уверенная посадка... Никто не дал бы шестидесяти лет повелителю. И если спрашивали Шах-Джехана, как удается ему сохранять молодость, ответ был одним - ни часу праздного безделья.

Тадж-Махал был чудесен в любое время. На рассвете его купола и минареты окрашивались в теплые розовые тона, днем он представал во всем своем блеске, лунными ночами он казался вознесенным над земною тьмой сияющим сказочным замком, в котором обитали феи, прислуживающие прекрасной принцессе. Но сейчас наступал вечер, и краски были слегка приглушены.


Кавалькада приблизилась к массивным трехъярусным воротам, и Шах-Джехан, повернувшись к свите, поднял руку в запрещающем жесте. Последний служитель покинул сад и, обойдя спешившихся придворных, присел на корень баньяна, вместе с охраной настраиваясь на долгое ожидание. Шах в одиночестве въехал под резную арку. Ворота за ним закрылись. Пустынные дорожки, легкая дымка, тишина... Высокий забор отделял его от подданных. Только Он и ОНА. Он - пока еще в этом мире. Она - в ином.


Шах-Джехан вошел в предусмотрительно оставленные открытыми двери филигранной работы и словно заново увидел величавый зал глазами Арджуманд. Он обещал ей, умирающей, воздвигнуть памятник, достойный их любви, и сделал это.

Медленно, волнуясь, как перед свиданием с любимой после долгого похода, он спускался по ступеням в нижний зал. Окон здесь не было. Слабый свет лился через входной проем. Шах зажег свечи. Пламя полыхнуло искрами в бесценном бриллианте “Кох-и-Нур” изголовья гробницы, многократно отразилось от зеркального сводчатого потолка, и поверхность саркофага словно оделась светло-розовой шелковой тканью, вышитой тончайшими узорами.

Он погладил мрамор, показавшийся живым - местами теплее, местами чуть прохладнее, опустился на колени и закрыл глаза. Мысли, чаяния, образы ушедшего и неосуществленные мечты нахлынули осенним половодьем...


Милая моя, чем старше я становлюсь, тем чаще являются мне образы давно ушедшего детства. Ты помнишь, как я обнял тебя впервые?


Тетушка Мехр-ун-Нисса пригласила нас с сестренкой в ваш дворец Арам-Бага. Ты играла с Гюли в куклы посреди беседки, увитой розами. Няня шла к вам от дома с блюдом фруктов. А я сидел неподалеку, глядя на безмятежно плывущие облака и пытаясь заучить 21-ю суру Корана: “... Но многие из этих не знают истины и потому удаляются”. Вдруг раздался истошный вопль Гюли: Арслан, лохматый рыжий пес садовника, сорвавшийся с цепи, мчался к беседке. Бог мой, ты не звала на помощь, ты встала между грозным псом и сестренкой, раскинув руки, защищая ее. Я уже был рядом, отгоняя негодника, да и не был тот злым, просто обрадовался свободе, а, заметив переполох, поспешил убраться восвояси.И только тут ты расплакалась, уткнувшись носом в мое плечо. Я гладил то тебя, то Гюли, говоря, что все позади. А твоя няня все еще бежала к нам, и брошенные ею абрикосы солнечными шариками катились по лужайке.


Ты всегда защищала кого-нибудь. Семь лет после свадьбы мы скитались по свету, преследуемые Джехангиром, сталкиваясь в жестоких схватках с родичами. Но когда, наконец, трон стал нашим, ты будто забыла все зло, творимое ими, и умоляла меня отменить приказ об умерщвлении всех моих братьев с племянниками.


Родная моя, ты не жаловалась на трудности долгих переходов. Ухаживая за детьми, изнемогая от усталости, всегда находила и для меня теплое слово поддержки. Мой друг, моя помощница... Тебя называли “белолицей персиянкой” и “бриллиантом в короне”. Твою красоту, ничуть не льстя, воспевали поэты всех стран. Но что было бы в ней без мудрости? И лишь тебе я мог доверить главную печать. Лишь в твоих советах видел искреннее желание блага мне и государству. Меня достигали беззлобные ухмылки, когда важная церемония или встреча с чужеземным принцем переносилась только потому, что ты не могла присутствовать на ней.


И мнение твое не принято было оспаривать. Ты видела все сразу, а они понимали позже, и я преклонялся перед твоей прозорливостью. Во время бесед с послами я и сейчас, случается, замираю, прислушиваюсь, пытаясь уловить твой тихий голос. Что ответила бы ты, мой главный и бескорыстный советник, моя святыня?


Возлегаю на “Павлиньем троне”, давая аудиенцию, а рука тянется погладить прекрасных птиц с изумрудными глазами на его колоннах, которых касались твои нежные пальцы. Снова смотрю на стену “Диван-и-хаса” под драгоценным серебряным потолком, украшенную резьбой и инкрустациями - с персидским изречением:
“И коли есть блаженство рая на земле,
то здесь оно, а более - нигде”.


Но роскошь дворцов и все богатства мира я хотел лишь положить к твоим ногам. И придя в города, сложенные из песчаника, оставлял их мраморными - во имя твое. Когда ты видела что-то прекрасное, оно умножалось от восхищения в глазах твоих.

Меня называют великим зодчим, я могу выразить мысли в формах и линиях, но когда мне хотелось сказать о своей любви к тебе, я не находил слов, чтобы передать всю силу ее и нежность.

Со свадебных дней я понял, что нет и не будет у меня никого роднее тебя. Может, это общая наша персидская кровь, восходящая к деду Гьяс-Бегу? Не знаю. И не знаю, что в тебе любил больше - глаза, длинные и таящие загадку, или уста твои - верхняя губка чуть полнее нижней, и оттого ты, если была усталой или грустной, становилась похожей на обиженного ребенка, и хотелось прижать тебя к сердцу и сделать все, даже невозможное, только бы вернулась радостная улыбка, только бы снова появились веселые ямочки в уголках губ. Твои ласковые руки... Тонкие и прохладные пальцы ложились на мой лихорадочный лоб - и уходили болезни, и мысли становились яснее. Твое сладостное тело - два десятилетия оно дарило мне несказанное блаженство, отдавая себя без остатка мне и детям. Твое бедное тело, такое теплое и нежное, девять раз корчилось в родовых муках, и боль разрывала чрево. Все ли дети достойны твоих страданий?


Ты гордилась бы нашей дочерью. Я и Джаханара - ты поручила нас друг другу на смертном одре. И я всегда чувствовал заботу нашей девочки. Но, странно, только дочь унаследовала мою страсть к зодчеству. Ее влекли чертежи мастеров, и я доверил ей возведение собора Джама-Масджида. И теперь это любимая мечеть жителей Агры. Дара Шукох - я всегда питал к нему слабость и позволял заниматься философией в ущерб обретению боевого опыта. Он и сейчас возле меня. Я отдыхаю душой, беседуя с ним, впитавшим учения суфиев. Другие... Шуджа - убежденный шиит, а Аурангзеб шиитов ненавидит. Аурангзеб - главная моя боль. Родная моя, если бы ты дольше оставалась с нами, тебе удалось бы смягчить его жестокий нрав и властолюбие, наделить его гибкостью ума и уважением к старшим. Как нам не хватает твоей мягкой мудрости!


Время утекает с водами Джамны. На девятнадцатом году ты стала моею, восемнадцать лет счастье подарила ты мне, и еще столько же понадобилось для возведения Тадж-Махала. Если бы знать, сколько еще мне отпущено судьбой для пребывания в мире бренном... Я бы возвел свою усыпальницу. Так и вижу ее: черный мраморный дворец - зеркальное подобие твоего, белого - возносится на противоположном берегу. Осенью вода подступает к самым ступеням, и над нею легкой дугой двуцветный мост соединяет дворцы, словно супружеские покои... Кружевной мост, в плетении которого черные нити мои, а белые - твои.


Ты помнишь, как впервые в порыве уничтожающей страсти я назвал тебя нежным именем - Лаъла? Лаъла - алая капля рубина, пламенные уста, кровиночка моя. Я не тороплю время, но иногда душа моя рвется в стремлении соединиться с тобой...


Шах Джахан поднялся с колен. Две свечи из трех догорели. Он с подсвечником в руках ступил в верхний зал. Откуда-то дунул ветерок, коснулся истаявшей свечи. Пламя дрогнуло и погасло.Он словно ощутил рядом дыхание любимой.


- Лаъла, - тихо проговорил шах. Чей-то шепот стал ему ответом.
- Лаъла! - громко воскликнул он тогда и, потрясенный, долго слушал, как откликнулся храм.

Многократное эхо под куполом все пело и пело песню вечной любви».


Рабиндранат Тагор называл Тадж-Магал «слезинкой на лице вечности», а Редьярд Киплинг - «самой чистой из вещей». Шах-Джахан построил его в память о своей второй жене Мумтаз, умершей при рождении их четырнадцатого ребенка. Тадж-Магал (”Корона, вершина”), первоначально названный Шах-Джеханом “Тадж-Бибика-Рауза” (”Усыпальница царицы сердца”).


Эти события происходили в Индии в шестнадсатом столетии. Шах - Джахан был императором Империи Моголов. А его супруга Мумтаз - Махал была дочерью министра. Она родилась 15 апреля 1592 года и была лишь на год младше Шаха Джахана. По легенде они познакомелись на рынке. В тот момент Мумтаз Махал продавала на рынке деревянные украшения, а Шах - Джахан ходил по рынку. Когда он увидел девушку, она сразу ему настолько понравилась, что он захотел взять её в жены. Ихняя помовка состоялась, когда Шах - Джахану было 16 лет, а Мумтаз - Махал 15. Официальная свадьба проведена через пять лет - 10 мая 1612 года. Он был еще наследным принцем. Он взошел на трон 14 февраля 1628 года и стал пятым императором династии Бабура, а его жена стала называться Мумтадж Магал Бегим, т.е. царица Мумтадж Магал. Хотя у Шаха Джахана были и другие жены и дети от них, но видно они не принимались в расчет, т.к. нигде в официальных документах о них нет сведений. Она была счастлива в любви и браке, она страстно любила своего мужа и жила только им.

Но жизнь ее была коротка.
Тадж биби, как звали ее придворные родила ему 14 детей, из которых выжили лишь восемь: четверо сыновей и четверо дочерей. Самым старшим из них был Аурангзеб. 17 июня 1631 года она умирает в возрасте 39 лет.


«Падишах не выдержал, разрыдался, упал на колени перед ней в присутствии потрясенных придворных. Она вытерла ему шалью слезы, пытаясь утешить его. Оба рыдали обнявшись.

Придворный поэт писал: «Описать их горе у человека не хватит сил”. Шах Джахан обещал исполнить все, что она пожелает. Она просила его больше не жениться и не заводить больше детей, чтобы у ее сыновей не было соперников в претензиях на трон. «Во - вторых, - говорила она,- прошлой ночью во сне я видела красивый дворец, подобно которому, наверное, нет ничего во всем мире. Постройте в память обо мне такой дворец и похороните в нем мои останки. Он должен быть уникальным, исключительно красивым и совершенным». «Но как мне узнать, каким он должен быть?» - спросил он. «Вам принесут его проект», - сказала она ему. В этот момент раздался пронзительный детский крик. Родилась последняя дочь Дахра-ара бегим, и в тот же миг Мумтадж Магал не стало. «Аллах Акбар»,- прошептала она последние слова. «Аллах Акбар», - ответил Шах Джахан.


Ее любовь была взаимной. Она стала для него смыслом жизни, объектом неутолимой и непреодолимой любви. Ее похоронили в одном из садов на окраине Агры и в течение шести месяцев ее тело находилось там.


Это время Шах Джахан, божья тень на земле, изучал проекты дворца, который он обещал построить для Мумтадж Магал. Но все представленные варианты были им отвергнуты.


Однажды ночью к нему во дворец проник незаметно для стражи дервиш и дал ему несколько листов самаркандской бумаги, с чертежами и планами. “Саиб баба, - сказал он, - вот дворец, о котором вам говорила Сахиб биби перед смертью”. Шах Джахан рассматривал их, дервиш исчез также незаметно, как и появился. Проект ему понравился, и он дал приказ немедленно начать подготовительные работы.


Весь проект, планировка, конструкции сооружений все было основано на тщательных математических расчетах. Десятки математиков должны были обосновывать каждый шаг строительных работ. Он распахнулся на площади 100 гектаров, и все сооружения связаны между собой единой логической системой и правильных математических и геометрических увязок. Венециансие архитекторы, посещавшие Тадж Магал в XVIII веке писали, что сам Архимед Сиракузийский не мог бы найти более правильного решения планировки комплекса.


Английские ученые, исследования Тадж Магал в 1815 году пришли к выводу о безупречности математических расчетов при строительстве сооружений и высокого качества работ. Они высказали мнение, что дворец будет стоять вечно, т.к. построен ” в полном соответствии с природными и общественными требованиями”.


Почти триста пятьдесят лет стоит этот мавзолей, не потеряв своей первозданной красоты. Время благоговейно сохранило его, стихийные бедствия пощадили его, а воины во время войн становились стражами всего комплекса, стремясь не допустить ему ущерба.


Приводятся 644 айята Корана из 24 сур. Сюда ушло 74 камня сапфира, 144 рубина, 625 алмаза, 50 связок жемчуга и 97 топаза. С Цейлона везли ляпис-лазурь, с гор золото в слитках, из Йемена корнелин, фирузу с Тибета, коралл с побережья Индийского океана, аджубу (камень-чудо) из Сурата, хризолит с берегов Нила, оникс из Южной Индии, красный камень отовсюду.

Здесь царит вечная весна. Все цветет круглый год. Не успевает отцвести одни растения, как начинают цвести другие. Вся внутренняя площадь обсажена красивейшими декоративными деревьями, доставленные со всех уголков Индии. Искусственные ирригационные сооружения наполняют его водоемы кристально чистой родниковой водой, доставляемых из родников. В течение всех этих сотен лет день и ночь 85 фонтанов работали не останавливаясь ни на минуту.


Строительство Тадж Магал продолжалось 16 лет. Ежегодно работало до 40 тысяч рабочих. Но постоянных строителей было всего 25 тысяч, которые осуществляли самые ответственные работы. После строительства Тадж Магал Шах Джахан серьезно заболел. Однажды ему стало настолько плохо, что придворные разнесли слух о его смерти.


Оба старших сына. Даро и Аурангзаб, оба дети от Мумтаз Магал, рванулись к власти. Война за корону длилась пять лет. Вся несметная казна делийских императоров хранилась в Агре. Агра с Тадж Магалом были главными призами победителю в этой самой схватке двух родных братьев. Даро был слаб, да и умом не удался. Шах Джахан стал на его сторону, рассчитывая, что в случае его победы, он будет продолжать царствовать, а Даро будет игрушкой в его руках. Он отдал ему всю казну и армию. Это было ошибкой. В войне Аурангзаб одержал победу. Даро был казнен, а отец-император оказался в его руках пленником, поддержавшим его врага. Его закрыли в его покоях, а все необходимое приносила ему прислуга.


Жизнь медленно, но верно угасала в нем. Отстраненный от власти, он просил сына, нового властителя Индии, дать ему возможность видеть Тадж Магал. Аурангзаб исполнил его просьбу и велел соорудить на берегу Джамны, прямо против Тадж Магал, крепость и в одном из помещений поместить отца с окнами, выходящими на мавзолей. Слуг ему не полагалось. При нем неотступно, вплоть до его кончины, была его последняя дочь Дахра-ара бегим, родившаяся одновременно со смертью своей матери Мумтадж Магал 17 июня 1631 года, свидетельница его императорской мощи и спутница его бессильной и унылой старости. Шах Джахан скончался 22 января 1666 года, проведя семь лет своей жизни в заточении, с утра до вечера наблюдая за своим чудом Тадж Магал. По повелению Аурангзаба его тело похоронено рядом с Мумтадж Магал.

Шах Джахан и Мумтаз Махал

Они познакомились весной 1607 года. Юноше по имени Мухаммед Хуррам недавно исполнилось пятнадцать. Девушка по имени Арджуманд Бану Бегум была всего на несколько месяцев его моложе. Он был принцем из династии Моголов, она - его близкой родственницей, родившейся и выросшей в гареме.

Летописи Моголов утверждают, будто Мухаммед Хуррам и Арджуманд Бану полюбили друг друга с первого взгляда и навсегда. Что ж, бывает и такое… Правда, удивительно, что история этой любви произошла в XVII столетии, в империи Моголов, где религией был ислам, позволявший правителю иметь четырех жен и сколько угодно наложниц.

Мухаммед Хуррам хотел жениться на избраннице своего сердца, но смирился, когда отец объяснил ему, что первую жену принц из династии Моголов должен взять, соблюдая политическую выгоду, и только потом может жениться по любви. Им с Арджуманд Бану пришлось ждать свадьбы пять лет.

Мухаммед Хуррам и Арджуманд Бану Бегум поженились 27 марта 1612 года. Этот день как наиболее благоприятный выбрали придворные астрологи.

У принца к тому моменту было уже две жены. Обеих ему сосватали исходя из политических выгод, и обе уже успели родить ему детей. В истории они остались под именами Акрабади Махал и Кандагари Махал (Сокровище Акрабада и Сокровище Кандагара). Как только Мухаммед Хуррам заполучил свою возлюбленную Арджуманд Бану, он перестал интересоваться всеми остальными женщинами.

Описание того, как Арджуманд Бану Бегум готовили к свадьбе, завораживающе действует даже на женщин, живущих в XXI веке. Одно купание заняло два часа, причем вместо мыла использовались три чаши с различными очищающими маслами и четыре таза с отварами целебных трав. Ее омывали четырежды, натирая то маслом кокоса, то мукой из нута, то красной водой, которую получали, вымачивая сорок видов древесной коры. Натирали шафраном, стараясь, чтобы он не попал на волосы, ибо считали, что шафран может замедлить их рост. Напоследок еще раз омыли водой с лепестками роз и осушили с помощью губки. После всех этих действ кожа невесты приобрела золотистый оттенок и нежность шелка. Волосы также промывали четырежды, а потом сушили над углями, на которых были разложены ароматические вещества, чтобы коса красавицы благоухала.

Шах Джахан. Книжная иллюстрация

На облачение в свадебный наряд и макияж потребовались еще два часа и помощь множества прислужниц!

Золотых украшений невесте полагалось столько, что Арджуманд Бану Бегум с трудом могла передвигаться под их тяжестью.

Но совершенство ее лица затмевало сверкание драгоценных камней. А красота ее души затмевала красоту лица…

Придворный летописец Мотамид Хан записал, что третья жена Мухаммеда Хуррама «выделяется внешностью и характером среди всех прочих женщин». За несравненную красоту и бесчисленные добродетели ее прозвали Мумтаз Махал Бегум - «Украшение Дворца», - а ее прежнее имя было забыто как недостойное.

Астрологи не обманули: видимо, время для свадьбы и правда было выбрано идеально, потому что идеальной была вся совместная жизнь Шах Джахана и Мумтаз Махал. С каждым годом Мухаммед Хуррам влюблялся в Мумтаз Махал Бегум все сильнее. Подобная близость между супругами в персидской культуре встречалась редко, поэтому в равной степени вызывала восхищение и изумление. У него не было наложниц. Ему не нужны были никакие другие женщины. Только Мумтаз Махал. Летописец Мотамид Хан писал, что отношения принца с первой и второй женами «стали не чем иным, как видимостью брака. Близость, глубокая привязанность, внимание и забота, которыми его Величество окружал Лучшее Украшение Дворца, в тысячу раз превосходили те, которыми он удостаивал других своих жен».

Мумтаз Махал. Книжная иллюстрация

За девятнадцать лет брака Мумтаз Махал родила четырнадцать детей, семеро из которых умерли в младенчестве. Но детская смертность в те времена была высокой и на Востоке, и в Европе и не щадила ни хижин, ни дворцов. Так что смерть нескольких детей при условии, что в семье оставались наследники, воспринималась как неизбежность, а не как трагедия. Беременность не мешала Мумтаз Махал сопровождать Мухаммеда Хуррама во всех его военных походах. Ее шатер всегда стоял рядом с шатром мужа. И когда у Мухаммеда Хуррама была возможность, он всегда посещал жену, чтобы провести в ее обществе хотя бы несколько часов.

В 1627 году Мухаммед Хуррам Шах Джахан взошел на трон. Правление его стало поистине золотым веком для империи Моголов. Он не только вел завоевательные войны, постоянно расширяя территорию, но прежде всего - он возводил великолепные города, самым прекрасным из которых стал Шахджаханабад. Сейчас его называют Старый Дели. А в XVII веке это был новый, прекрасный город, куда Шах Джахан перенес столицу из древней Агры.

Меньше четырех лет Мумтаз Махал разделяла с Шахом Джаханом его власть над империей Моголов. Она по-прежнему путешествовала с Шахом Джаханом по всей стране. Во время войны с раджами Декана Мумтаз Махал снова была беременна. Шла битва, а ей пришло время рожать. Мумтах Махал в походном шатре родила мальчика, а сама скончалась на руках безутешного супруга.

После смерти жены Шах Джахан был одержим только одной идеей: построить мавзолей, достойный Мумтаз Махал. Так был создан Тадж-Махал, до сих пор являющийся главной достопримечательностью Индии.

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

ТАДЖ-МАХАЛ На берегу реки Джамны, в двух километрах от индийского города Агра, высится мавзолей Тадж-Махал, возведенный в память о нежной любви падишаха Шах-Джахана, правителя из династии Великих Моголов, к своей красавице жене Мумтаз (в девичестве - Арджуманад Бану

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ША) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

72. Тадж-Махал Тадж-Махал сооружен на берегу реки Джамны, в двух километрах от города Агра, который с 1526 по 1707 год (наряду с Дели) был столицей Могольской империи. Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии Великих Моголов к своей жене -

Из книги 100 великих историй любви автора Сардарян Анна Романовна

НУР ДЖАХАН - ДЖАХАНГИР В середине XVI века на Севере Индии начала своё правление династия Великих Моголов, которую основал потомок Тамерлана и Чингисхана - Бабур. Третьим на престол вступил его внук Акбар Джелаль-ад-дин, который вошёл в историю как Акбар Великий

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Тадж-Махал Память о Шах-Джахане останется в веках как о человеке, создавшем во имя любви к женщине удивительный и неповторимый по своей красоте храм-усыпальницу – знаменитый Тадж-Махал. Чтобы представить этого человека и бурное время его правления, необходимо сделать

Из книги 100 великих узников автора Ионина Надежда

Шах-Джахан Этот представитель династии Великих Моголов появился на свет в Лахоре 15 января 1592 г., а покинул этот мир 22 января 1666 г. в Агре. Период его правления пришелся на отрезок между 1627 и 1658 гг.При рождении Шах-Джахану было дано другое имя, его звали принц Кхуррам. За

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Шах-Джахан На берегу реки Джамны, в двух километрах от города Агра, который в 1526–1707 годах наряду с Дели был столицей империи Великих Моголов, стоит Тадж-Махал - великолепный мавзолей, сооруженный в память о нежной любви Шах-Джахана к своей жене Мумтаз Махал. В девичестве

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

Что такое Тадж-Махал? Дворец Тадж-Махал - история любви, печальная и одновременно прекрасная. Три столетия назад жил в Индии правитель по имени Шах Яхан. Любимой женой его была красивая и умная Мумтази Махал, которую Шах Яхан любил больше жизни. Сокращенное имя ее -

Из книги Я познаю мир. Чудеса света автора Соломко Наталия Зоревна

Джахангир и Нур Джахан Могольский император Акбар - великий реформатор средневековой Индии любил праздники. Именно он начал устраивать «женские базары», на которых жёны и дочери придворных торговали украшениями, тканями и всякими безделушками.На одном из таких

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Тадж-Махал - символ Индии Предание говорит, что каждое утро Шах-Джахан - индийский Великий Могол покидал свой дворец и спешил на берег Джамны. Там его на лодке переправляли к мавзолею. Именно это здание он считал делом всей своей жизни и едва мог дождаться минуты, когда в

Из книги Шедевры русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Где можно увидеть Тадж-Махал? Тадж-Махал – это мавзолей, который был построен в XVII веке в индийском городе Агра по приказу императора Шах-Джахана, принадлежавшего к династии Великих Моголов. При их правлении в Индии было создано большое количество великолепных, полных

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Мавзолей Тадж-Махал в Агре 1874–1876. Государственная Третьяковская галерея, МоскваИз индийского путешествия 1874–1876 годов Верещагин привез около 50 этюдов. Его поразила яркая экзотическая культура Индии. Этюд, изображающий знаменитый Тадж-Махал в Агре, выглядит как

Из книги автора

Что такое Тадж-Махал? Дворец Тадж-Махал – памятник истории любви, печальной и одновременно прекрасной.Три столетия назад жил в Индии правитель по имени Шах Яхан. Любимой женой его была красивая и умная Мумтази Махал, которую Шах Яхан любил больше жизни. Сокращенное имя ее

Тадж-Махал в Индии находится недалеко от Агры. По своему внешнему величавом виду он напоминает храм, но на самом деле это мавзолей, построенный в честь второй жены Шах Джахана – Мумтаз Махал (по другому Арджуманд Бано Бегум).

История и легенды Мумтаз Махал

В перевод Тадж-Махал означает Венец Моголов. Некоторое время его еще называли Тадж Биби-как-Рауза или местом погребения царицы сердца. По старой легенде принц Гурам, будущий Шах Джахан, однажды на рынке увидел бедную девушку. Посмотрев в ее глаза, он сразу же принял решение взять ее в свои жены. Так в 19 лет Арджуманд Бано Бегум приобрела статус второй жены принца Гурама. У Гурама было множество других жен и наложниц, но именно Мумтаз надолго завоевала сердце будущего правителя.

Шах Джахан и Мумтаз Махал

Во время завоевания трона Мумтаз стала самой верной сподвижницей принца. А ведь борьба была серьезная: принцу противостояли его братья, а к тому же приходилось скрываться от родного отца Джахангира. Но все же в 1627 году Гураму удается захватить трон и получить статус Шах Джахан – повелителя мира.

Мумтаз занимала важное место в жизни правительства. Шах Джахан устраивал в ее честь разные приемы и пиршества. Мумтаз присутствовала на всех важных государственных церемониях, ее выслушивали даже на государственных советах.

Конкретные факты о жизни и смерти Мумтаз в разных источниках путаются, что со временем сделало их легендой. Так Мумтаз родила девять или тринадцать детей, а умерла в 1636 или 1629 году. Путается и причина – по одной из них она заболела, по другой скончалась во время родов. Многое сводится к тому, что это событие произошло во время возвращения с победой из Декана. Легенда также гласит, что перед смертью Мумтаз попросила мужа построить усыпальницу, равную их любви.

История создания мавзолея

Первоначально царицу похоронили в Бурхан-Нуре, где она и скончалась. Через полгода ее останки доставили в Агру. А в годовщину смерти Шах Джахан начал строительство мавзолея. В конкурсе проектов принимали участие лучшие архитекторы Востока. Всех мастеров превзошел архитектор Усто Иса Ханом Эффенди из Шираза. Его проект в целом очень понравился императору, и лишь частично был изменен позднее.

22 года 20 тысяч человек сооружали эту достопримечательность Индии. Саму гробницу обнесли стеной, сделанной из красного песчаника. Перед мавзолеем Тадж-Махал соорудили огромный двор под будущий сад. По одной из красивых легенд на противоположной стороне реки Джамны правитель начал возведение другого такого же по форме, но из черного мрамора, мавзолея для себя. В этой легенд и в общей архитектуре здания видна любовь Шаха Джахана к симметрии. Возведению антикопии мавзолея не суждено было сбыться – его сын Аурангзеб перехватывает трон и заточает отца в Красный форт . Так Шах Джахан провел свои последние годы жизни под домашним арестом и умер в 1666 году.

По завещанию отца Аурангзеб переносит его тело в Тадж-Махал к жене. Здесь же были похоронены и многие другие жены Шах Джахана, а также некоторые члены семьи и их приближенные.

Тадж-Махал действительно очень красивое здание. Ни одно описание, фото или видео не сможет передать всю истинную красоту этого сооружения. Архитектура сооружения передает смесь индийского, персидского и исламского зодчества. Крепостные стены по углам обрамлены башнями-павильонами. В центре возвышается само здание усыпальницы в переливающихся цветах в зависимости от освещения. Ночью он кажется ослепительно белым, а в период разлива реки вся эта красота ровно отражается в ее течении.

С трех сторон здание окружает парк. Фасад дворца составляет мраморный портал, соседствующий по сторонам с двумя купольными башнями. По центральной оси мавзолея перед фасадом находится оросительный канал, разделенный бассейном. От бассейна в сторону четырех минаретов протянуты дорожки, на которые из-за случаев суицида доступ закрыли.

Чувство легкость здания издалека подкрепляет и его украшение при более тщательном изучении. Так стены разрисованы тонким узором, мраморные блоки инкрустированы самоцветами, переливающимися на свету. Кажется, что эту постройку воздвигли совсем недавно. Не удивительно, что по очередному преданию, Шах Джахан приказал отрубить руки архитектору, дабы тот не смог повторить подобное.

Две боковые лестницы ведут на второй этаж усыпальницы, где под огромным куполом, поднимающимся на высоту 74 метра, раскинулись открытые террасы. В фасаде здания вырезаны ниши, что еще больше усиливает чувство невесомости здания. Войдя через проход фасад, можно увидеть просторный зал, в центре которого расположены два беломраморных саркофага.

Саркофаги

Стены здания украшены мозаиками из камней. Они сплетаются во множество растений, гирлянд цветов, букв. Своды арок расписаны четырнадцатью сурами из Корана.

Индийский Тадж-Махал, знаменитейший памятник любви, давно ставший символом этой страны. Это одна из самых популярных достопримечательностей у туристов, воспринимая как вечная история любви в камне.

Тадж-Махал - самая роскошная из ныне известных гробниц - была построена в 17 столетии на севере Индии в городе Агра. Великий Шах-Джахан возвел это великолепное здание из белого мрамора в честь Мумтаз-Махал - своей умершей супруги. Уже несколько столетий это монументальное строение считается памятником истинной, настоящей любви мужчины к своей женщине. Элизабет Байленд в своей книге «Три мудреца Востока» так описала историю любви могущественного правителя Шах-Джахана и его любимой Мумтаз-Махал.

«Эта персидская девушка стала для молодого индийского правителя воплощением мечты. Он находил в ней вдохновение для своих великих дел и начинаний. Спустя столетия их образы все также неотделимы друг от друга. О том, как тесно были переплетены их жизни, какие чувства испытывал великий шах к своей любимой, говорят поэтические строки о том, что «трону мира» он готов предпочесть самый маленький локон, ниспадающий на «ее изящную шею».

Во времена жизни Шах-Джахана пожелания члена величественной династии Моголов относительно количества жен и наложниц не ограничивались никакими законами, указами либо общественным мнением. Индийский правитель волен был брать женщин столько, сколько сочтет необходимым, и использовать их по своему желанию и усмотрению. Однако совершенно определенно известен тот факт, что правитель Шах-Джахан никогда не ставил свою возлюбленную жену в условия соперничества с другими женщинами. Истории известно о существовании еще двух жен, но в этих случаях речь может идти только о политических браках и не более того.

Отдавая дань своей великой любви к женщине, Шах-Джахан возвел для Мумтаз-Махал прекрасный, самый роскошный на тот период времени беломраморный дворец, являющийся уникальным произведением архитектурного и художественного искусства и по сей день. Мраморные колонны - резные, словно кружево - упирались в потолок со знаменитой надписью, выполненной золотыми красками: «Если существует рай на земле, то он здесь, он здесь, он здесь». Стены великолепного дворца украшали мозаики, выложенные драгоценными камнями и изображавшие экзотических птиц и прекрасные цветы.

Смерть настигла жену императора Шах-Джахана в родах. Мумтаз-Махал покинула своего мужа, подарив ему четырнадцатого ребенка. Старый персидский манускрипт повествует о том, что когда императору стало известно о приближающейся кончине своей горячо любимой Мумтаз, он горько заплакал, скорбя о любви к этой женщине. По всем помещениям дворца раздавался такой плачь, что казалось, что погасли звезды, на землю обрушился великий потоп и наступил великий судный день. Но великое горе разбудило его дар, его великий талант: Шах-Джахан принял решение построить для своей возлюбленной Мумтаз гробницу, подобную прекрасному венку любви к единственной женщине.

В те давние времена все прекрасные и знаменитые строения служили монументами для правителей - гордых и напыщенных, памятниками богатых городов, либо храмами для поклонения богам. И только Шах-Джахан в чистоте и красоте белого мрамора воплотил истинные чувства, связывающие мужчину и женщину, настоящее слияние душ. Более двух десятков тысяч рабочих возводили последний приют для Мумтаз-Махал - возлюбленной королевы великого Шах-Джахана - в течение 17 долгих лет.

Здесь важно знать, что культура тех времен, к которым принадлежали Мумтаз и Шах-Джахан, предполагала полное подчинение и зависимость женщины от мужа. В этой культуре не было эмансипации или матриархата: женщины не требовали господства или равенства с мужчинами. Но Мумтаз-Махал все-таки получила признание своего мужа, получила его преданную любовь, уважение и почитание. Самым дорогим подарком, преподнесенным мужчиной любимой женщине, самым ярким признанием в бесконечной любви стал Тадж-Махал - дворец, который Шах-Джахан возвел для своей любимой Мумтаз-Махал.

Возлюбленная жена Шах-Джахана отличалась необыкновенной привлекательностью. Ее прекрасное лицо с большими черными глазами совершенной формы в окружении длинных шелковистых ресниц, изящными бровями, напоминающими изогнутые крылья ласточки, обрамляли длинные черные локоны. Кожа ее была белой и бархатистой. Но только прекрасными внешними данными не ограничивались достоинства Мумтаз-Махал.

У нее был благородный ум, искренний и непорочный. Дружелюбие и приветливость сопровождали ее на протяжении всей ее жизни. Невероятное терпение позволяло ей выдерживать все тяжкие, выпавшие на ее долю испытания. В жизни Мумтаз с мужем был тяжелый период перед восхождением на трон, когда были попытки устранить Шах-Джахана.

Будущий правитель в поисках безопасности кочевал с места на место, скрываясь от преследования императорской армии. Принц в то время лишился поддержки многих друзей и советников, и только верная и любящая Мумтаз-Махал была рядом со своим мужем всегда, сопровождая его в тяжелых походах и скитаниях, стойко перенося все лишения кочевой жизни.

Мудрость, рассудительность и проницательность были верными спутниками Мумтаз-Махал на протяжении всей жизни. Благодаря этим своим качествам она пользовалась безграничным доверием своего мужа в делах как личного, так и государственного характера. Она была для него превосходным советником по самым разным вопросам. Человеколюбие, доброта и милосердие были у нее в крови. Ни одна просьба из огромной толпы просителей не оставалась без ее внимания. Многие подданные, приговоренные к смерти, были обязаны ей своей жизнью, помилованием и императорским прощением за содеянные преступления. Мумтаз-Махал помогала всем, кто к ней обращался за помощью: нуждающимся, сиротам, вдовам.

Мумтаз-Махал полностью соответствовала понятию идеальной жены. Своей красотой, умом и изяществом она пленила своего мужа. Когда ей требовалось склонить Шах-Джахана на свою сторону, она делала это так искусно, что никто из окружающих о ее намерениях не имел ни малейшего представления. На протяжении всей жизни этой супружеской пары ощущалось всестороннее влияние Мумтаз-Махал на своего мужа - могущественного правителя Шах-Джахана.

За долгие 4 десятилетия, в течение которых правил Шах-Джахан, известно лишь о трех войнах, связанных с отражением нападения и с подавлением мятежей. Возможно, причиной такого длительного мира было влияние Мумтаз-Махал на своего царственного мужа. Истории не известно ни одного эпизода за 40 лет владычества Шах-Джахана, связанного с кровопролитием или жестокостью по отношению к народу. Успех его царствования заключался в грамотной внешней политике и справедливом внутреннем судопроизводстве.

Сегодня совершенно очевидно, что воздействие Мумтаз-Махал на формирование и становление характера своего могущественного мужа Шах-Джахана было глубоким и всеобъемлющим. Хотя в летописях нет никаких записей или высказываний императора на эту тему, как нет и никаких документов, подтверждающих информацию о Мумтаз-Махал, как об общественном деятеле. Все, что сегодня доступно взгляду современных жителей планеты - это прелестный образ, сияющий драгоценным камнем в прекрасной оправе величия и могущества.

Похожие публикации