Как видит глаз 3д изображения. Что такое стереокартинка. Как увидеть стереокартинку. Параллельный способ просмотра, перекрестный способ, если вам не удалось увидеть стереокартинку. Классификация стереокартинок. Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифмети

SIRDS (Single Image Random Dot Stereo grams) или стереограммы, стерео картинки — это графические изображения, при особом рассмотрении которых можно увидеть объемное стереоизображение, спрятанное в картинке.

3D — стереограмму можно отнести к одному из видов современного искусства, использующему новейшие разработки в области компьютерной графики, создающему иллюзию объема на основе двухмерного рисунка.

Стерео изображение на этой стерео картинке можно увидеть на экране монитора, изменять размеры стерео картинки, распечатать ее на принтере (цветном или черно-белом) и даже сфотографировать. При всем этом эффект стереоизображения не меняется.

Рассматривание стереограмм чрезвычайно полезно для глазных мышц,поэтому это увлекательное занятие называют спортом для глаз. Во время нескольких первых занятий со стереограммами вы можете почувствовать усталость, но это служит лишь доказательством эффективности подобного рода упражнений — точно так же после посещения тренажерного зала болят мышцы у нетренированного человека.

Сейчас стереограммы применяют в лечении ранней стадии близорукости. Просмотр стерео грамм снимает усталость глаз и полезен тем, чья работа связана с напряжением зрения!!!

КАК РАБОТАЮТ СТЕРЕОГРАММЫ

Эффект SIRDS связан с особенностями восприятия мозгом направления взгляда.

Лучи зрения каждого глаза при фокусировке на предмете пересекаются. Благодаря анализу углов поворота лучей мозг делает вывод о расстоянии до предмета. Выполняется этот анализ посредством сравнения двух картинок, формируемых глазами, и поиска общих фрагментов, для совмещения которых требуется менять углы лучей зрения.

На стерео картинке для создания видимого объема используются фрагменты одного цвета (яркости) и фона, определенным образом скомпонованные с фоновым изображением. Таким образом SIRDS возникают благодаря обману мозга перестановкой одинаковых фрагментов изображения.

КАК НАУЧИТЬСЯ СМОТРЕТЬ СТЕРЕОГРАММЫ

Возьмите карандаш или ручку, держите его за нижний конец вертикально на расстоянии 15 — 20 см от кончика носа так, чтобы верхний конец карандаша был на уровне глаз. Теперь посмотрите мимо карандаша на какой-нибудь предмет и вы увидите, что карандаш как бы раздвоился.

Если вы научились легко «раздваивать карандаш», попробуйте следующее упражнение: нарисуйте на листе бумаги две горизонтальные точки на расстоянии 2-3 см друг от друга. Посмотрите сквозь лист так, чтобы каждая точка раздвоилась аналогично как карандаш. Две точки должны раздвоиться в четыре. Теперь попробуйте удалить лист бумаги от себя так, чтобы две средние точки слились в одну. Если вам это удалось вы можете приступать к рассматриванию стерео картинок.

Приблизьтесь к листу стерео картинки (если в руках лист будет дрожать, то у вас ничего не получится) или к монитору вплотную так, чтобы вы не смогли сфокусироваться на картинке (изображение в глазах станет расплывчатым). Далее медленно удаляйте голову от монитора, направление взгляда не меняйте и не моргайте.

Постепенно мутные пятна начнут вырисовываться в очертания объемного изображения. После того, как вы «увидели» стереокартинку, можно аккуратно менять угол взгляда, отдаляться от картинки — объемная фигура не исчезнет!

Посмотрите серию из сериала «Универ» про стереокартинки. Основная комедия с разглядыванием стереокартинок начнется примерно с 1/4 от начала фильма.

Что это? Как научиться смотреть стереограммы? обновлено: Декабрь 31, 2016 автором: Роман Ваховский

Практически все люди имеют бинокулярное зрение. Благодаря зрению двумя глазами мы видим объемное изображение, оцениваем расстояние между предметами, удаленность их от нас. Именно благодаря этой способности мы можем видеть стереограммы.

Как научиться видеть стереограммы

Для того чтобы научиться рассматривать стереокартинки, вам нужен цветной принтер или монитор компьютера. Эффект стереоскопического изображения определяется возможностями человеческого зрения. Здоровый человек фиксирует оба глаза на определенном предмете, и полученные каждым глазом данные мозг сопоставляет в одно целое, таким образом образуя единую картинку. Благодаря этому мы видим мир не плоским, а объемным.

Научиться смотреть стереограммы просто. Нужно приблизиться вплотную к стереокартинке, настолько близко, чтобы фокусировка стала невозможной. Затем нужно постепенно отодвигаться от картинки. Одни элементы изображения будут постепенно отодвигаться, другие - приближаться, пока не получится трехмерное изображение. При этом желательно не бегать глазами по картинке, не моргать, иначе эффект исчезнет и просмотр будет нужно начать сначала.

Для того чтобы научиться видеть стереограммы, можно использовать второй вариант, который предполагает расфокусировку взгляда. Расположите распечатку стереокартинки или экран перед собой, смотрите вперед, но не на изображение, а сквозь него, вдаль. Медленно плавно приближайте и отдаляйте изображение, пока не заметите на нем изменения. Также можно свести взгляд к переносице, а затем как бы прояснять зрение, смотреть вдаль, и изображение также будет видно трехмерным. Не у всех получается сразу, поскольку человек всю жизнь сознательно учится зрение фокусировать на предмете, и разучиться этому порой сложно.

Проще всего учиться различать стереограммы, начиная с простых картинок, на которых изображены две точки или черточки. При этом зрение нужно расслаблять так, чтобы получилось не две точки, а три. Можно брать простые стереокартинки, где необходимо соединить взглядом два изображения в одно.

Стереограммы получили большую популярность еще в прошлом , и сегодня они не утрачивают популярность. Это довольно забавное развлечение, хоть и существует мнение, что не все способны увидеть изображение, спрятанное на стереокартинке. Но на самом деле каждый человек, имеющий достаточное качество зрения обоими глазами, способен увидеть стереокартинку.

Как увидеть стереограмму: инструкция

  • Сядьте удобно и расслабьтесь.
  • Приблизьте стереокартинку к глазам вплотную.
  • Не старайтесь увидеть изображение, сфокусировавшись на нем - глаза должны быть расслаблены.
  • Плавно отдаляйте от себя изображение. Не фокусируйтесь ни на чем.
  • Когда картинка будет на определенном расстоянии, ее детали наложатся друг на друга, и начнет формироваться трехмерная картинка.
  • Если формирующееся изображение вы никак не можете поймать, подвигайте взглядом вверх-вниз.
  • Когда вы увидите картинку, удержать изображение уже очень легко.

Не волнуйтесь, если не получается сразу увидеть картинку. Если раньше никогда проблем с бинокулярным зрением у вас не было и оба глаза четко видят, рассмотреть стереограмму обязательно получится.

Многие из нас помнят весёлые школьные тетрадки, которые покупались в магазине только из-за их обложки. И пусть это были тетрадки для первоклашек в смешную косую линейку, мы всё равно забирали их в свою коллекцию — ведь там были НОВЫЕ СТЕРЕОРИСУНКИ!

Так что же это за чудо такое? Как могут глаза увидеть то, чего вроде бы и нет? Да ещё в 3D-формате?

На самом деле, принцип работы стереокартинок (англ. SIRDS — Single Image Random Dot Stereograms) помогут объяснить сразу три науки: оптика, физиология и даже психология.

Всё дело в том, что люди смотрят на мир двумя глазами, и каждый из них видит своё отдельное изображение под определённым углом.

Потом оба этих изображения совмещаются в голове в одно целое. А что случится, если в мозг «отправить» не две похожие картинки, а целый ряд почти идентичных фрагментов? А случится вот что: мозг совместит их неправильно и с ошибочным углом. Тогда человек сможет увидеть то, чего на основной картинке нет!

Теперь дело за компьютерной программой, которая может подобрать такие фрагменты, которые сформируют в мозгу конкретное скрытое изображение. Для этого часто используют такие приложения как Stereogram Workshop, 3DMiracle, Popout-Pro и даже Photoshop+3DMAX.

Интересно, что такие картинки замечательно тренируют глаза, так как способствуют снятию спазма и напряжения. Также они помогают расслабиться и нервной системе!

Если вы хотите увидеть спрятанное изображение, старайтесь смотреть не на сам рисунок, а как бы сквозь него. Представьте, что он прозрачен, а вам нужно свести взгляд в точку позади картины.

Многие сначала приближают картинку к носу, а потом медленно удаляют её на расстояние 30-40 см, стараясь не концентрироваться взглядом на конкретных линиях.

Если сразу увидеть «чудо» не получится — не расстраивайтесь. Потренируйтесь ещё! Только 1% людей не могут увидеть стереорисунок, так что шансы у вас более чем высокие.

Каждый раз вам будет нужно всё меньше времени, чтобы вычислить спрятанный стереосекрет. Главное — не напрягайте глаза!

СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ (пространственное изображение) - изображение предмета, к-рое представляется наблюдателю объёмным (трёхмерным), передающим форму изображаемых объектов, характер их поверхности, взаимное расположение в пространстве и др. внеш. признаки. Возникает С. и. в сознании человека в результате слияния в единый зрительный образ двух плоских изображений стереопары , рассматриваемых раздельно каждым глазом. Каждое из двух изображений стереопары представляет собой центр. проекцию объекта (полученную, напр., фотографированием) с правой и левой точек зрения, разнесённых по горизонтали на нек-рое расстояние, называемое стереобазисом. Изображение объекта, полученное с правой точки, должно рассматриваться правым глазом, а изображение, полученное о левой точки,- левым глазом. Простейшим прибором для такого рассматривания является стереоскоп. Т. к. правое и левое изображения стереопары представляют собой разные ракурсы объекта, то при оптич. наложении друг на друга они совмещаются не полностью, изображения разноудалённых точек объекта оказываются смещёнными вправо или влево относительно друг друга, образуя горизонтальный линейный параллакс. Величина параллакса зависит от удалённости наблюдаемой точки изображения. Если точка правого изображения в плоскости совмещения оказывается правее левого изображения этой точки, то параллакс считается положительным и пространственное положение слитного образа этой точки в С. и. будет представляться расположенным за плоскостью совмещения; если точка правого изображения расположена левее точки левого изображения, то параллакс считается отрицательным и слитное изображение точки оказывается перед плоскостью совмещения; при параллаксе, равном нулю, слитный образ формируется в плоскости совмещения.

Оптич. наложение правого и левого изображений стереопары друг на друга осуществляется селективной проекцией или печатью этих изображений, позволяющими в то же время посредством спец. фильтров выделять каждое изображение из их «смеси» для предъявления его предназначенному глазу. В зависимости от способов фильтрации изображений различают следующие способы воссоздания С. и.: очковые - анаглифический, поляризационный, эклипсный; безочковые (растровые) - одностереопарные и многоракурсные.

Очковые методы наблюдения стереоскопического изображения В анаглифическом методе воспроизведения С. и. (рис. 1) используется спектральная сепарация изображений стереопары. В этом случае одно из изображений стереопары, напр. правое , печатается на экране Е красной краской, а левое изображение , налагаясь на красное, печатается зелёной краской. Тогда, рассматривая изображения через цветные очки, левым глазом L через красный светофильтр F 1 увидим тёмный силуэт зелёного изображения , а правым глазом R через зелёный светофильтр увидим тёмный силуэт только красного изображения Слитный образ точек и, соответственно фиксируемых правым R и левым L глазом, будет виден на пересечении линий их визирования в точке А перед экраном Е . Аналогично визуальное слияние точек и, видимых правым и левым глазом, создаёт образ точки В , лежащей за экраном Е . Т. о., точки А и В окажутся пространственно разнесены. Этот метод легко реализуется и широко используется для получения С. и. в полиграфии, кино, телевидении, однако он не позволяет воспроизводить цветные объёмные изображения (см. также Анаглифов метод ).

Рис. 1. Анаглифическая система синтезирования пространственного образа АВ при рассматривании на экране Е изображений стереопары и, соответственно правым R и левым Z. глазом через сепарирующие очки с цветными фильтрами F 1 , F 2

Поляризационный метод может быть использован для проекц. воспроизведения цветных С. и. Левое и правое изображения стереопары проецируются на экран лучами поляризов. света с плоскостями , ориентированными взаимно перпендикулярно для правого и для левого изображений. В качестве экрана служат недеполяризующие свет металлизированные поверхности или матированные прозрачные листы. Рассматривают изображения на экране через очки с поляризац. светофильтрами ,при этом плоскости поляризации светофильтров, находящихся перед правым и левым глазом, ориентируют соответственно параллельно плоскостям поляризации лучей, проецирующих правое и левое изображения стереопары. Этот метод применяется для реализации стереокино.

Эклипсный метод использует временную фильтрацию (поочерёдное рассматривание) правого и левого изображений стереопары. Правое и левое изображения в чередующемся порядке проецируются на экран и вместе с этим синхронно перед правым и левым глазом открываются и закрываются заслонки в очках, через к-рые зритель поочерёдно видит правым глазом правое изображение стереопары, левым глазом - левое изображение. Недостатком этого метода являются мерцания С. и., заметные при малой частоте ("100 Гц) смены правых и левых кадров на экране. Однако и при малой частоте смены кадров (вплоть до единицы Гц) стереоэффект сохраняется, и поэтому метод находит применение в тех случаях, когда этим недостатком можно пренебречь, в частности в рентгенотехнике.

При решении практич. задач возможно комбинирование систем воспроизведения С. и. Такой симбиоз эклипсного метода с поляризац. методом предложен для реализации стереоскопич. телевидения. В данном случае (рис. 2) на экране 2 телевизора 1 последовательно во времени экспонируются правые и левые изображения стереопары, а наблюдение С. и. ведётся через поляризац. очки 8 со взаимно перпендикулярно ориентированными плоскостями поляризации фильтров F 1 и F 2 . Перед экраном телевизора устанавливается управляемый транспарант, состоящий из листа 3 и жидкокристаллич. модулятора света, выполненного из двух прозрачных проводящих пластин 4 и 6 , между к-рыми расположен парафазный жидкокристаллич. слой 5 . При подаче от коммутатора 7 электрич. управляющих импульсов к пластинам 4 и 6 происходят повороты плоскости поляризации лучей, проходящих через транспарант, на 90° то в одну, то в др. сторону. В те временные интервалы, когда та или иная фаза поляризации совпадает с экспозицией соответственно правых или левых кадров С. и. на экране телевизора, через поляроидные фильтры F 1 и F 2 очков можно попеременно видеть правым глазом последовательности только правых кадров стереопары, а левым глазом - только левых кадров. Это обеспечивает зрительное восприятие пространственного образа С. и. на телевиз. экране.

Рис. 2. Система телевизионного воспроизведения стереоскопического изображения с поочерёдным предъявлением правых и левых кадров на экране 2 телевизора 1 и с их рассматриванием через управляемый транспарант 3-6 и поляроидные очки 8 .

Безочковые методы воспроизведения стереоскопического изображения

В таких методах для сепарации правого и левого изображений стереопары используют растровые оптические системы ,создающие перед экраном зоны избират. видения, из к-рых правым и левым глазом можно увидеть раздельно соответствующие изображения стереопары. Этот принцип автостереоскопии пояснён на рис. 3. Если перед фотопластинкой Е укрепить щелевой растр F и с нек-рого расстояния из точки А 0 спроецировать через растр на фотопластинку одно из изображений стереопары, напр. левое, то после проявления пластинки можно будет увидеть это растрированное изображение (обозначенное на рис. чёрными точками), наблюдая через тот же растр из положений A 0 , А 1 , А 2 и т. д., лежащих на прямой YY . Области А 0 , А 1 , А 2 ,.. . можно назвать зонами избирательного видения левого изображения. Одноврем. с левым изображением стереопары можно напечатать на фотоплёнке Е правое изображение, проецируя его из точки В 0 , лежащей на прямой YY и сдвинутой вправо от точки А 0 на величину межзрачкового базиса. Элементы этого изображения, отмеченные на ЕЕ белыми кружочками, будут видны соответственно из зон избират. видения правого изображения В 0 , B 1 B 2 .. . Наблюдать слитное С. и. в данном случае можно свободно из каждой пары зон А 0 В 0 , А 1 В 1 ,А 2 В 2 и т. д.

Рис. 3. Принцип автостереоскопического воспроизведения пространственных изображений через щелевой растр F .

Показ автостереоскопич. изображения для большой аудитории может осуществляться с помощью радиального растрового стереоэкрана, называемого также перспективным (рис. 4). Особенностью стереоэкрана является то, что плоскость экрана Е и плоскость щелевого растра F , расположенного перед ним, наклонены друг к другу под небольшим углом, так что в своём продолжении они пересекаются по горизонтальной прямой Y 0 Y 0 . Щели растра направлены радиально к центру О , лежащему на прямой Y 0 Y 0 . Если из какой-либо точки А 0 направить на экран Е световой пучок, то свет, проходящий через щели растра k, l, т, п , образует на экране Е картину полос k" , l" , т", п" , также радиально сходящихся к центру О . Световые плоскости, проходящие через щели растра, пересекаются по прямой ОA 1 из каждой точки к-рой можно увидеть через все щели освещённый экран, т. с. эта прямая представляет собой фокальную линию избирательного видения. Если период следования щели у растра в его сечениях, параллельных прямой Y 0 Y 0 , постоянен, то такими же линиями избират. видения являются и прямые OB 1 ОВ 2 , ОВ 3 , образуемые световыми лучами, отражёнными от освещённых полос экрана, напр, от полосы Ok" через соседние щели растра Оl, От, On,.. . Точки А!, А 2 , А 3 и др. располагаются на прямой YY , параллельной Y 0 Y 0 и проходящей через точку А 1 .

Рис. 4. Система проекционного воспроизведения стереоскопического изображения для безочкового (автостереоскопического) наблюдения пространственного изображения на радиальном растровом экране одновременно многими зрителями .

Проецируя из др. точки В 1 , расположенной на прямой YY , на экран др. пучок света, можно создать новую серию линий избират. видения OB 1 , ОВ 2 , ОВ 3 и т. д., расположенных в одной плоскости с линиями OA i . Все линии избират. видения образуют плоскость, называемую плоскостью избирательного видения.

Проецируя на экран из точки A 1 правое, а из точки B 1 левое изображение стереопары, можно создать в плоскости OYY условия для раздельного видения правого и левого изображений избирательно правым и левым глазом соответственно из зон ОА i и ОВ i .

Очевидно, заменяя щели растра F цилиндрич. (конич.) линзами, можно сузить световые полоски от источника света на экране за растром и таким образом повысить разрешающую способность стереоэкрана. Благодаря этому на линзово-растровый стереоэкран с линии YY можно проецировать не одну пару ракурсов (стереопару), а большое число ракурсов объекта, сфотографированных с горизонтального ряда точек (напр., точек 1, 2, 3, 4,...), сдвинутых так, чтобы точка 2 была левее 1, точка 3 левее 2, точка 4 левее 3 и т. д. В этом случае в плоскости избират. видения OYY образуются смежно расположенные зоны, из любой пары к-рых можно наблюдать на экране С. и., рассматривая его в разных ракурсах.

Реализация такого рода многоракурсного С. и. возможна в разл. системах отображения визуальной информации, и в частности на экране электроннолучевой трубки прибора (рис. 5). Электронный прожектор 1 проецирует через растр-решётку G на люминесцентный экран Е изображение объекта, видимое с левой точки; прожектор 2 проецирует изображение, соответствующее правой точке; прожектор 3 - ещё более правой точке; прожектор 4 - крайней правой точке. Электронные лучи от каждого прожектора, проходя через узкие щели решётки G , падают на разл. участки экрана Е , вызывая свечение своего растрового изображения. Так, напр., лучи от прожектора 1 вызывают свечение участков экрана, обозначенных на рис. 5 чёрными кружками, а от прожектора 4 - светлыми кружками. Установленный с др. стороны экрана линзовый растр R собирает от точек экрана, освещённых прожектором 1 , в зону 1" , от прожектора 2 - в зону 2" , прожектора 3 - в зону 3" , прожектора 4 - в зону 4" . Вдоль оси YY образуются зоны избират. видения смежных ракурсов объекта, из любой пары к-рых можно наблюдать пространственный образ объекта. Вдоль оси YY образуются также дополнит. зоны избират. видения идр., позволяющие наблюдать С. и. одноврем. многим зрителям.

Рис. 5. Схема автостереоскопического формирования многоракурсного пространственного изображения на экране электронно-лучевой трубки, наблюдаемого через линзовый растр .

Подобный метод используется при изготовлении многоракурсных полиграфич. С. и., рассматриваемых через склеенный с отпечатком линзовый растр. При этом объект фотографируют с разных сторон фотокамерой, движущейся вокруг него (рис. 6). Съёмка ведётся на фотоматериал Р , прикрытый линзовым растром R и, в свою очередь, сдвигаемый во время съёмки на величину периода (шага) линзового растра, для того чтобы распределить на фотоматериале раздельную запись последоват. ракурсов в виде кодированных дорожек. (Создаётся т. н. параллаксограмма, стереоскопически считываемая через декодирующий линзовый растр.).

Рис. 6. Панорамная съёмка параллаксограммы многоракурсных стереоизображений непрерывно движущейся фотокамерой на фотоматериал через линзовый растр .

Дальнейшим развитием многоракурсных С. и. является интегральная фотография, позволяющая записывать изменение ракурсов объекта одновременно, как в горизонтальном направлении, так и в вертикальном (см. Растровые оптические системы ).

Наиб. существ. отличием многоракурсных С. и. от одностереопарных является то, что первые создают более комфортные условия для наблюдения объёмного изображения и сохраняют неизменность пространственных соотношений картины при относит. перемещениях наблюдателя, тогда как при наблюдении одностереопарного С. и. глубина и форма наблюдаемой картины меняются в зависимости от дистанции и местоположения наблюдателя.

Лит.: Власенко В. И., Полиграфическое производство стереоизображений с линзовым растром, М., 1978; Мамчев Г. В., Стереотелевидение, М., 1982; Валюс Н. А., Стерео: фотография, кино, телевидение, М., 1986; Дудников Ю. А., Рожков Б. К., Растровые системы для получения объемных изображений, Л., 1986; Касс К., Касс А., Практическая стереофотография, Минск, 1987. Н. А. Валюс .

Стереоскопическое изображение компьютерное

Появление персонального компьютера, снабжённого сканером и высококачеств. принтером (размер точки 1/300 дюйма), позволило конструировать компьютерные стереокарточки и стереослайды (аналогичные обычным стереофотографиям и стереослайдам) и создавать объёмные компьютерные копии реальных объектов. Однако это возможно только в том случае, когда известна трёхмерная структура объекта или сцены, С. и. к-рых надо построить.

Примером объекта с известной структурой является любая макромолекула (молекула белка, нуклеиновой кислоты и т. п.), пространственная форма и размеры к-рой известны (обычно их находят методами рентгеновского структурного анализа) . Для построения С. и. молекул выбирают такую систему координат, начало отсчёта к-рой находится в центре тяжести молекулы (заранее найденном), ось X проходит горизонтально (параллельно прямой, соединяющей зрачки глаз наблюдателя), ось Z проходит вдоль направления наблюдения, а ось Y перпендикулярна им обеим. В этой системе отсчёта атом с координатами х, у, z будет виден левым глазом так, как если бы он находился в плоскости в точке с координатами

гда L - расстояние до центра молекулы, d - расстояние между зрачками; соответственно для правого глаза:

Поэтому одним из вариантов построения стереопары на мониторе компьютера будет изображение левой и правой точек и Л, v и и П, v:

где х 0 , y 0 - координаты центра монитора, R - расстояние между правой и левой половинами стереопары, - масштабный фактор, определяющий размер С. и.

Если построена последовательность компьютерных стереопар, то на мониторе компьютера можно наблюдать стереофильмы (невооружённым глазом либо с помощью стереоскопа).

Возможность построить стереопару по картине или рисунку художника зависит от того, использовались ли художником законы перспективы . Если на рисунке, выполненном с использованием прямой перспективы, ясно видна точка перспективы, можно найти предполагаемые пространственные координаты всех точек С. и. При построении стереопары пейзажа можно отд. объекты пейзажа вынести в разные параллельные плоскости, в разл. степени удалённые от зрителя.

На рис. 7 приведена компьютерная стереопара, построенная по картине В. А. Серова «Ида Рубинштейн».

Рис. 7 .

Построение С. и. невидимого. В окружающем мире имеется целый ряд измеряемых, но не видимых человеческим глазом физ. величин, пространственное распределение к-рых часто необходимо знать в практич. целях. К таким величинам относятся, напр., интенсивность гамма-излучения естественных или техногенных радиоактивных веществ, абс. значения вредных атомарных или молекулярных примесей в загрязнённом воздухе, воде и т. д., распределение темп-ры, и т. п. Компьютеры позволяют визуализировать измеренные величины, в частности построить для них условные С. и. Большое значение трёхмерная визуализация имеет в разл. мед. диагностиках, в частности в ЯМР-, рентгеновской и ультразвуковой томографии .

Восстановление трёхмерной сцены по стереопаре. Наряду с построением стереопар иногда необходимо решить обратную задачу - провести анализ оцифрованной фотостереопары для получения информации об изображённой на ней трёхмерной сцене . Это бывает необходимо, напр., для дистанц. определения рельефа поверхности Земли или др. планеты, морского дна, для автономной навигации передвигающегося робота. Осн. идея всех подходов к этой задаче - найти соответствующие (гомологичные) точки на левой и правой половинах стереопары и по расстоянию между этими точками определить локальную глубину данной точки в изображении сцены. Для решения этой задачи было предложено много алгоритмов . Однако задача эта очень сложна и, по-видимому, ещё далека от решения: анализ стереопары предполагает наличие в памяти ЭВМ весьма обширных знаний о мире, без к-рых расшифровка стереопары в общем случае маловероятна.

При построении системы анализа стереопар очень важно уменьшить число элементов изображения - для облегчения нахождения соответствующих точек. Как правило, в прикладных задачах оказывается, что анализировать необходимо не всю информацию, содержащуюся в стереопаре, а лишь небольшую её часть. В ряде случаев, напр., особый интерес представляют сведения о прямых линиях, в частности о вертикальных прямых (это относится ко многим сооружениям - зданиям, заводам, улицам, дорогам и т. п.).

Если для восстановления трёхмерной структуры объекта или сцены по стереопаре нужно найти не слишком большое число гомологичных точек, то компьютер только помогает человеку, к-рый отмечает ряд важных пар точек-гомологов на фотостереопаре, выведенной на экран компьютера. Более подробно вопросы С. и. см. в .

Лит.: 1) Мочалов Л. В., Пространство мира и пространство картины, М, 1983; 2) П о д ж и о Т., Зрение человека и технические системы видения, «В мире науки», 1984, № 6, с. 58; 3) Веденов А. А., Математика стереоизображений, М., 1991. А. А. Веденов .

Если вы много времени проводите за компьютером, рекомендую вам регулярно рассматривать стереограммы для зрения. Это простое упражнение снимет усталость глаз, а также улучшит центральную фиксацию и работу нейронных структур зрительной системы. Благодаря чему вы сможете сохранить остроту зрения и восстановить координацию глазных мышц.

Что такое стереограммы? Это какой-то непонятный с первого взгляда цветной узор, которым покрыта вся поверхность картинки. Но если человек посмотрит за картинку, вдаль, то она странным образом приобретёт объем…

Стереограммы может увидеть практически любой человек! Они очень хороши для людей с миопией, то есть с близорукостью, поскольку очень быстро убирают эту миопию, если вы регулярно занимаетесь. Польза просмотра стереограмм в том, что это занятие — не только отдых для глаз, но одновременно и упражнение для мышц глаз.

Как смотреть стереограммы — подсказки для новичков

Не у всех сразу получается увидеть объёмное изображение. Поэтому самый распространённый вопрос звучит примерно так: «стереограммы для новичков — с чего начинать?». Вот вам подсказка, как увидеть 3d изображение. Просто представьте, что у вас на столе, за картинкой лежит карандаш и вы как будто бы смотрите на карандаш СКВОЗЬ эту картинку, то есть ЗА картинку, ЗА экран монитора. При этом весь экран вы видите расфокусированным взглядом, не сосредоточенным ни на чём конкретно.

Ещё один совет, который может помочь — когда пытаетесь смотреть сквозь картинку, попробуйте слегка покачаться вперёд-назад. При этом ваше восприятие выйдет из статичного состояния и начнёт немного перестраиваться… И в какой то момент картинка начнёт приобретать объем.

Кстати, если вы наработаете и запомните навык расфокусированного взгляда на экран монитора, это отлично поможет вам меньше уставать при долгой работе за компьютером. Постарайтесь во время работы смотреть на экран примерно так же, как вы рассматривали стереограммы и вы заметите, что становитесь менее напряжённым, а зрение становится более чётким.

Если вы будете это регулярно делать, мышцы глаз будут расслабляться, отдыхать, а зрение перестанет ухудшаться. Также, полезно будет после просмотра стереограмм выполнить какую-то релаксацию. Посмотите в окно, вдаль, просто посидите, поморгайте, и зрение, станет постепенно восстанавливаться.

Стереограммы для зрения простые, сложные и с ответами

Какие из картинок простые, а какие более сложные, однозначно сказать нельзя, потому что многое будет зависеть от индивидуальных особенностей восприятия. Поэтому, если вы посмотрели одну стереограмму и её не удалось рассмотреть, возможно, что именно она для вас пока сложновата. Посмотрите другую, она может быть попроще. В любом случае, улучшение работы глаз при просмотре 3d рисунков безусловно!

Некоторые ищут стереограммы с ответами, но на мой взгляд это уже излишество. Будет лучше, если вы вообще не будете воспринимать это занятие как некое разгадывание ребуса. Пусть вас вообще не интересует ответ — что же именно скрывается в переплетении абстрактных узоров. Вы смотрите на узор и сквозь него, в узоре начинают проступать какие-то выпуклости и впадины… Замечательно! Удерживайте это состояние, рассматривайте эти выпуклости и впадины. Неважно, если они пока не складываются в целостную фигуру — возможно это произойдёт в следующий раз.

Помню, будучи в Москве, примерно в 1994 году, мы впервые увидели в магазине книжку под названием «Магический глаз». Купив себе такую книгу, мы весь вечер сидели, рассматривали стереограммы и удивлялись этому чуду! Признаюсь, у меня не сразу стало получаться, но, проявив немного терпения, я добился нужного результата!

Объёмные картинки для тренировки глаз, давно были разработаны для тренировки альпийских стрелков, для улучшения их зрения, для усиления фокуса их внимание. А теперь чудо-стереограммы доступны и помогают Вам!

Вот вам для примера четыре картинки — попробуйте прямо сейчас!




Похожие публикации