Как определить что у ребенка дислексия. Дислексия. Проявления у детей

Обычно первые симптомы дислексии у детей родители замечают в школьном возрасте, когда у ребенка возникают трудности с обучением, в частности, с чтением. Не нужно сразу обвинять свое чадо в лени и наказывать малыша. Обратитесь к специалисту, чтобы разобраться в возможных причинах неуспеваемости в школе. Это могут быть проблемы со зрением, слухом и, наконец, дислексия, диагностировать которую нужно как можно раньше.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ

Показательный симптом дислексии у детей: медленное чтение, пропуск и путаница слов или букв в словах.

Как показывает практика, родители начинают бить тревогу в начальных классах, когда ребенок начинает изучать символы (буквы, цифры, арифметические знаки). Дети с дислексией допускают непонятные ошибки, с большой неохотой читают, с трудом воспроизводят геометрические фигуры и, как правило, имеют плохой почерк. Родители должны насторожиться, если ребенок:

  • при чтении подносит книгу очень близко к глазам, «косит» или закрывает один глаз;
  • читает очень медленно, постоянно пропускает и путает слова или буквы в словах;
  • вместо прочтения пытается «угадать» слова;
  • не понимает (с трудом понимает) прочитанное;
  • жалуется на усталость или головную боль при чтении;
  • пишет слова задом наперед.

При дислексии также могут наблюдаться проблемы с пространственной ориентацией и координацией движений.

СИМПТОМЫ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА НАРУШЕНИЯ

Следует отметить, что специалисты различают несколько видов дислексии в зависимости от нарушенного механизма процесса чтения.

Чтобы установить, в чем причина расстройства обучения, и какая форма дислексии имеет место в каждом конкретном случае, специалист (логопед, психолог, невролог) проводит тесты на предмет навыков чтения, уровня развития устной речи и когнитивных способностей ребенка. Существуют различные варианты тестирования, рассчитанные на детей разного возраста. На основании полученных результатов делается вывод о наличии следующих форм дислексии:

  • фонетическая (проблемы со звуковым строем, смешивание/замена звуков (дом-ком, маша-каша и т.д.);
  • семантическая (проблемы с пониманием прочитанного);
  • аграмматическая (недоразвитая речь, например, непонимание разницы между падежами, родами, единственным и множественным числами);
  • мнестическая (проблемы с запоминанием букв);
  • оптическая (проблема с усвоением букв – дети могут путать их по внешнему написанию и другим признакам);
  • тактильная (дислексия, свойственная детям с плохим зрением).

ПРИЧИНЫ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ

Чтобы выявить причину данного нарушения, специалист оценивает все психофизиологические и эмоциональные аспекты. С этой целью врач собирает сведения, касающиеся беременности, наличия врожденных заболеваний и патологий, приобретенных в раннем возрасте, плюс изучаются особенности развития ребенка в первые годы его жизни.

Одной из основных причин дислексии называют наследственную предрасположенность (существует даже термин «семейная дислексия»).

Среди биологических факторов, провоцирующих возникновение данного нарушения, называют:

Среди других возможных причин – социальные факторы, включая дефицит речевого общения, чересчур раннее начало обучения ребенка, а также общение с окружающими на двух и более языках (билингвизм).

В некоторых случаях проводится функциональная диагностика мозга (МРТ). Обычно у детей с дислексией наблюдается снижение плотности мозговой ткани в левой височной доле.

КАК ПРОВОДИТСЯ ЛЕЧЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ?

Почему так важно своевременно выявить и начать лечение дислексии у детей?

Для начала стоит отметить, что люди, страдающие от дислексии, могут добиться существенных успехов в своей жизни. Чтобы вы убедились в этом, достаточно перечислить имена нескольких известных во всем мире дислектиков – Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн, Ганс-Христиан Андерсен и Генри Форд, Квентин Тарантино и Мэрилин Монро.

Большинство детей с дислексией – это любознательные малыши с богатой фантазией, они активны и талантливы, часто проявляют выдающиеся способности в каких-то конкретных отраслях. Тем не менее, увидев первые признаки дислексии у детей, необходимо сразу задуматься о коррекции данного нарушения, поскольку, игнорируя его, можно в ближайшем будущем столкнуться с такими проблемами, как:

Ответ на вопрос, как помочь ребёнку с дислексией, помогут найти невролог, логопед, психолог. Для каждого малыша подбирается та методика (в первую очередь специальные фонетические методы), которая позволит овладеть техниками чтения с учетом особенностей его формы дислексии. С этой целью применяются прямое и непрямое обучение.

При лечении дислексии от ребёнка требуется высокая концентрация внимания. Если малышу сложно сосредоточиться, ему может помочь – препарат, который способствует улучшению памяти и внимания ребёнка, и при этом не вызывает привыкания.

Эту проблему порой называют дислексией, а иногда специфической неспособностью к чтению. Оба эти выражения означают одно и то же.

Дислексия - это расстройство, вследствие которого ребенок испытывает трудности при обучении чтению, причем гораздо более серьезные, чем можно было бы предположить, исходя из его общего уровня развития. Если проблему удается устранить, купив ребенку новые очки, то это не дислексия. Если проблему удается решить, избавив ребенка от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или эмоционального расстройства, то здесь тоже речь не идет о дислексии.

Некоторые дети, страдающие дислексией, меняют местами буквы при письме или жалуются на то, что у них сильно устают глаза при чтении. Эти проблемы являются следствием дислексии, а не ее причиной. У детей зачастую и без дислексии наблюдаются те же самые явления. Многие дети в возрасте до 7-8 лет переставляют буквы - и это совершенно нормально.

Другие виды неспособности к обучению. У ребенка может отсутствовать та или иная способность, необходимая для успешной учебы. Ниже приводится краткий перечень способностей и те последствия, которые наблюдаются в случае их отсутствия.

  • Чтение . Дети должны уметь преобразовывать письменные символы (буквы или группы букв) в соответствующие звуки, а затем складывать в известные им слова. Неумение оперировать звуками лежит в основе большинства случаев дислексии.
  • Письмо . Дети должны писать буквы автоматически, не задумываясь над их начертанием. Если ребенку приходится останавливаться и задумываться над каждой буквой, темп письма существенно замедляется, а почерк получается неустойчивым. Ребенок не будет успевать выполнять письменные работы.
  • Математика . Способность оперировать простейшими арифметическими действиями - сложением и вычитанием - связана со способностью представлять предметы в пространстве и оценивать их количество. Если ребенок при этом испытывает трудности, то следствием может стать дискалькулия, то есть специфическая неспособность к математике.
  • Память . Способность запоминать включает в себя получение информации, удержание ее и выдачу в нужный момент в ответ на поставленный вопрос, например «Кто изобрел электрическую лампочку?». Проблемы на каждом из этих этапов - вводе информации, ее хранении и выводе - становятся причиной неспособности к обучению.

Существует множество других специфических способностей и навыков, которые могут представлять собой проблему. К ним относятся, например, понимание устной речи, способность систематизировать объекты, умение координировать свои движения и так далее. Часто у ребенка наблюдаются трудности в выполнении сразу нескольких из этих действий (хотя какие-то другие навыки у него могут быть развиты лучше, чем у других).

Никто из нас не бывает одинаково силен во всех областях. Если разница между теми умениями, в которых мы преуспели, и теми, которыми владеем в недостаточной мере, слишком заметна, то это, возможно, и есть то, что называется неспособностью к обучению

Дислексия является общим термином для первичного расстройства чтения. Диагноз ставится на основании оценки интеллектуальной деятельности, образовательной среды, речи и языка, медицинских и психологических данных. Лечение в первую очередь направлено на управление образованием, состоящим из инструкций по распознаванию слов и компонентов навыков.

Общепринятого определения дислексии не существует, таким образом, заболеваемость не установлена. По оценкам, 15% учеников государственных школ получают специальное инструктирование по причине проблем с чтением; около 1/2 этих детей могут иметь стойкие нарушения чтения.

Неспособность выучить языковые правила печатного языка часто рассматривается как часть дислексии. Пострадавшие дети могут испытывать трудности в определении корневых слов или основы слова, последовательности букв в словах.

Проблемы с чтением, отличные от дислексии, как правило, вызваны трудностями понимания языка или низкой когнитивной способностью. Проблемы визуального восприятия и аномальные движения глаз не являются дислексией. Тем не менее эти проблемы могут помешать дальнейшему словесному обучению.

Причины дислексии у детей

Проблемы фонетической обработки вызывают нарушения в дискриминации, объединении, запоминании и анализе звуков. Дислексия может повлиять на производство и понимание письменной речи, которая часто ограничена проблемами слуховой памяти, речи, названия или поиска слов. Основополагающие слабости устной речи также часто присутствуют.

Патофизиология дислексии у детей

Дислексия имеет тенденцию развиваться в семьях. Дети с семейным анамнезом трудностей чтения или обучения подвергаются более высокому риску. Поскольку в головном мозге людей с дислексией были выявлены изменения, эксперты считают, что она развивается преимущественно в результате дисфункций коры, вытекающих из врожденных аномалий нервной системы. Подозревают наличие поражений, влияющих на интеграцию или взаимодействие конкретных функций мозга. Большинство исследователей соглашаются, что дислексия связана с левым полушарием мозга и ассоциирована с нарушениями в областях мозга, ответственных за языковые ассоциации (область моторной речи Вернике) и выработку звуков и речи (зона Брока). Дисфункции или дефекты в угловой извилине медиальной затылочной области и правом полушарии вызывают проблемы распознавания слов. Исследования показывают некоторую пластичность систем мозга в ответ на тренировку.

Симптомы и признаки дислексии у детей

Дислексия может проявляться в виде:

  • задержки речи,
  • трудностей артикуляции,
  • трудностей запоминания названий букв, цифр и цветов.

Дети с проблемами фонематического слуха и восприятия часто испытывают трудности с соединением звуков, сегментацией слов на произносимые компоненты. Задержка или колебания в выборе слов, замена слов или названий букв и картинок часто являются ранним признаком. Распространены кратковременная слуховая память и трудности с распознаванием последовательности на слух.

Менее 20% детей с дислексией испытывают трудности с визуальным запоминанием графического изображения букв. Однако некоторые дети путают буквы и слова с похожими конфигурациями или испытывают трудности визуального выбора или идентификации буквенных моделей и кластеров (ассоциации звук-символ) в словах. Может возникнуть полная перестановка или визуальная путаница, чаще всего из-за наличия вышеперечисленных нарушений, которые приводят к забыванию или путанию названия букв и слов, имеющих одинаковую структуру; в дальнейшем d становится b, т становится w, h становится п, was (было) становится saw (пила), on (на) становится по (нет). Однако такие реверсии нормальны у детей <8 лет.

Диагностика дислексии у детей

  • Оценка чтения.
  • Оценка речи, языка и слуха.
  • Психологические оценки.

Большинство детей с дислексией не выявляют до детского сада или 1-го класса, когда они сталкиваются с символическим обучением. Дети, у которых трудности овладения языком появились в раннем возрасте, которые с трудом усваивают программу обучения в 1-м классе или они не читают на уровне, ожидаемом от их устных или интеллектуальных способностей, на любом уровне должны быть оценены. Часто лучшим диагностическим показателем является неспособность ребенка реагировать на традиционные или типичные подходы к чтению во время 1-го класса, хотя большую вариацию навыков чтения все еще можно увидеть на этом уровне. Демонстрация проблемы фонематической обработки имеет большое значение для диагностики.

Дети с подозрением на дислексию должны пройти оценки чтения, речи и языка, слуха, когнитивных и психологических особенностей для определения их функциональных сильных и слабых сторон и предпочтительных для них стилей обучения. Такие оценки могут быть запрошены у работников школ учителем ребенка или семьей на основе Закона о лицах с нарушением обучаемости (IDEA), специального закона США об образовании. Результаты оценки помогают сформировать наиболее эффективный учебный подход.

Всеобъемлющая оценка чтения проверяет распознавание и анализ слов, беглость речи, чтение или аудирование и уровень понимания лексики и процесса чтения.

Оценки речи,языка и слуха проверяют устную речь и дефицит в обработке фонем (звуковых элементов) в разговорном языке. Рецептивная и выразительная функции языка также оцениваются. Проверяются познавательные способности (например, внимание, память, мышление).

Психологические оценки направлены на эмоциональные проблемы, которые могут усугубить нарушение чтения. Собирают полный семейный анамнез психических расстройств и эмоциональных проблем.

Врачи должны убедиться, что дети имеют нормальные зрение и слух, либо при помощи скрининга во время приема,либо направив на специализированную проверку слуха и зрения. Неврологические исследования могут помочь обнаружить вторичные признаки и исключить другие заболевания (например, судороги).

Лечение дислексии у детей

  • Образовательные мероприятия.

Лечение состоит из образовательных мероприятий, в т.ч. прямого и косвенного обучения распознаванию слов и их компонентов. Прямое инструктирование включает обучение конкретным фонетическим навыкам отдельно от других инструкций чтения. Косвенное обучение включает интеграцию акустических навыков в программы чтения. Инструкция может учить чтению целых слов или целого языкового подхода или следовать иерархии навыков от произношения звуков к словам и предложениям. Затем рекомендуются мультисенсорные подходы.

Инструкция по компонентным навыкам состоит из обучения детей смешивать звуки, составляя слова, разбивать слово на части и определять расположение звуков в словах. Многим детям может помочь компьютер, который изолирует слова в тексте или обрабатывает тексты письменных работ.

Эффективность других методов лечения (например, оптометрическое обучение,тренировка восприятия, тренинг по интеграции в аудиторию) и лекарственной терапии не подтверждена, их проведение не рекомендуется.

Дислексией называют определенное состояние ребенка, при котором нарушается координация его внимания, правильное восприятие слов и звуков. Дислексия у детей обычно выражается в затруднении изучения письма и счета, в понимании смысла произносимых кем-то или читаемых текстов.

Слух и зрение у маленького пациента при данном заболевании не нарушаются, как и задержка умственного развития, но при обучении малыш испытывает много сложностей и отстает от сверстников.

Первые симптомы этого заболевания могут проявиться у младших школьников или у дошкольников, если малыш посещает хороший детский сад. Сразу при начале обучения счету, письму или чтению малыш начинает испытывать трудности без, казалось бы, особых видимых на то причин.

Что же такое дислексия

Вопрос этот достаточно обширен и охватывает одновременно многие проблемы и требует обширного обследования. Обычно в рамках данного заболевания отмечаются еще и:

  • дисорфография
  • дисграфия
  • дискалькуляция

Дисграфией называют заболевание, при котором малыш не воспринимает слова на слух, не может правильно писать под диктовку, теряет окончания в словах, поскольку их не понимает.

Дисорфография выражается в неспособности школьников применять на практике даже элементарные правила орфографии. При данном заболевании дети, даже зная в теории правила правописания, все равно делают ошибки в пунктуации и орфографии при письме.

Дискалькуляция создает школьникам проблемы в изучении математики. Дети с этим заболеванием не могут понять даже самые элементарные действия счета.

Как доказали исследования, проводимые учеными, дислексия, как и детская дислалия, возникают на основе генетического фона. Хоть и причина не была полностью выяснена, но было установлено, что дислексией чаще страдают мальчики, и наследуется болезнь именно по мужской линии. Многие исследователи связывают этот фактор наследственности с Y-хромосомой.

Симптомы дислексии

С точностью распознать заболевание и поставить диагноз можно только у младших школьников, когда начинается активный процесс обучения. У детей более младшего возраста распознать наличие дислексии невозможно, поскольку они только начинают знакомиться с первыми буквами и цифрами. На этом этапе развития многие дети испытывают трудности в освоении новых навыков, часто даже те, кто в дальнейшем будет учиться на отлично.

Но есть и симптомы, которые позволяют предвидеть развитие заболевания у ребенка даже в младенческом возрасте, но, конечно, такая «диагностика» не может быть точной. Например, некоторые специалисты одним из самых ранних признаков дислексии считают отсутствие у малыша желания ползать в положенный период развития. Многими врачами замечен тот факт, что у малышей, которые не ползали перед тем, как начали ходить проблемы с изучением письма, чтения и математики возникают гораздо чаще, чем у тех, кто ползал.

Но не нужно впадать в панику, если малыш не начал ползать в положенный срок, это совсем не значит, что в будущем его необходимо будет лечить и у него точно будут проблемы с обучением. Такой симптом является скорее предположением, но не гарантией.

Однако есть и определенные признаки дислексии, на которые в поведении ребенка нужно обратить особенное внимание. К таким симптомам можно отнести:

  • нежелание малыша рисовать, трудности с самим процессом рисования, даже при проведении простых линий или раскрашивании картинок.
  • явные проблемы с мелкой моторикой, когда дошкольник не может завязать шнурки или застегнуть пуговицы, роняет столовые приборы или испытывает трудности при их использовании.
  • задержку речевого развития у детей или выраженные проблемы с речью.
  • трудности с запоминанием информации, стихотворений, концентрацией внимания.

Формы дислексии

Основное заболевание подразделяется на несколько определенных типов, имеющих свои признаки и особенности. Дислексия может быть нескольких видов:

  • фонематическая
  • механическая
  • аграмматическая
  • оптическая
  • мнестическая

Дислексия фонематическая

В русском языке единица (минимальная) звукового строя называется фонемой. Сама по себе фонема самостоятельного значения не имеет, но при этом придает словам определенные смыслоразличительные функции. К примеру, «ком — том — дом» или «пила — липа». Замена одной фонемы в слове или перестановка нескольких образуют новое слово с другим значением. Дети с данной формой дислексии не могут различать слова, имеющие один смыслоразличительный признак, а потому смешивают в них звуки.

Механическое чтение — семантическая дислексия

В данном случае у школьника наблюдается непонимание читаемого текста в целом и отдельных предложений. Это нарушение никак не отражается на внятности и скорости чтения, но пересказать прочитанное и выделить его суть он не может.

При этой форме заболевания у детей нарушается мыслительный звуковой анализ — не удается разделить фонемы на определенные сочетания звуков. Но кроме этого присутствует и нечеткость восприятия синтаксической связи в отдельных предложениях. Поэтому школьник воспринимает все слова по отдельности, не связывая их с другими.

Дислексия аграмматическая

Этот вид нарушения встречается у детей с выраженным недоразвитием речи системного характера. В данном случае наблюдается неправильное изменение числа существительных, окончаний падежей, согласования слов в выражении по числу, падежу и роду. Пример — «интересный книга», «ясная день», «красивый ваза». Также ребенок ставит неправильные окончания во многих глаголах — «сделул», «сидю», «смотру».

Дислексия оптическая

Для школьника с этой формой заболевания наибольшую трудность представляет написание букв, которые внешне состоят из похожих элементов, но в пространстве расположенных по-разному. Пример — пары букв Н — П, Ь — Ы.

Дислексия мнестическая

При этом нарушении дети не могут определить, какой звук соответствует определенной букве.

Что делать, если у ребенка дислексия

Диагностика заболевания, как правило, заключается в проведении многих специально разработанных тестов, а также в исследовании головного мозга.

Если возникают подозрения (у родителей или учителей) на наличие у ребенка дислексии любой формы, следует обратиться за консультацией к неврологу, логопеду и детскому психологу.

Если дислексия у ребенка распознана, не нужно впадать в отчаянье и думать, что изменить ничего уже нельзя. Такое мнение будет ошибочно, поскольку заболевание поддается достаточно успешной коррекции и его можно вылечить. Отличные результаты при лечении заболевания показывает метод Дейвиса, позволяющий многим детям преодолеть имеющиеся трудности достаточно быстро.

Также сегодня все чаще применяют физическое движение, как метод коррекции имеющихся нарушений. Специальные упражнения дают отличный результат независимо от возраста пациентов и помогают даже подросткам.

Как лечить дислексию, лучше всего знает доктор. Это значит, что за советом врача при подозрении на заболевание необходимо обращаться к детскому психологу, поскольку только этот специалист сможет констатировать заболевание и поставить диагноз. Подбирать метод лечения должен опытный врач и здесь нужно помнить, что для успешной коррекции проблем специальные занятия и упражнения будут важны также, как и установление постоянного режима дня. Точное планирование дня, расписание занятий, определение свободного времени помогут быстрее справиться с нарушением концентрации внимания.

Заболевание в последние годы стало наблюдаться все чаще. Поскольку оно является генетическим, предупредить его нет возможности, но можно принять некоторые меры профилактики. Если родители будут относиться к малышу с предрасположенностью к болезни очень внимательно и терпеливо, проявления нарушений будут менее выраженными. Лекарства и некоторые народные средства иногда могут применяться для улучшения памяти и внимания маленьких пациентов.

Раннее выявление дислексии у детей и оказание школьнику или дошкольнику необходимой помощи являются залогом успешности лечения. С раннего детства ребенку нужно читать книги и давать ему возможность пересказать услышанное. Это поможет выработать некоторую привычку восприятия текста на слух. Начинать обучение малыша (в форме игры) основным навыкам чтения нужно еще в дошкольном возрасте. Своевременно корректировать появляющиеся признаки заболевания.

Видео к статье

В данном обзоре мы продолжим рассмотрение заболевания дислексии, в отдельности акцентируя Ваше внимание на особенностях и перспективе лечения, а также ответим на некоторые другие вопросы наших читателей.

Опасности и последствия дислексии

Многие полагают, что если дислексия приводит к нарушению одной важной функции головного мозга , то она отрицательно сказывается и на иных умственных способностях больного. Стоит заметить, что страдающих этой болезнью детей зачисляют в разряд непослушных и ленивых упрямцев, которые не заслуживают того, чтобы о них как-то заботились.

Вследствие этого таких детей, несмотря на их нормально развитые многие другие способности, помещают в классы для слабо успевающих или отстающих детей. Отметим, что такое отношение обуславливает то, что ребенок теряет всякий интерес к обучению, начинает прогуливать занятия и в результате проваливает экзамены и зачеты. Если при этом его не лечить от дислексии, то он уже вряд ли когда-либо сможет наверстать упущенное.

Кроме того, у ребенка развиваются вторичные осложнения дислексии: понижается самооценка, нарушается поведение, развивается депрессия.

Лечение дислекции, или как лечить дислексию?

Для лечения дислексии у детей и взрослых существуют определенные программы коррекции, которые адаптированы к индивидуальным особенностям каждого пациента. Такие программы не только помогают лучше справиться с общими нарушениями способности к письму и чтению, но и содержат курсы, обучающие чтению дорожных и иных специальных знаков.

Овладение навыками чтения посредством специального курса поможет ребенку почувствовать себя намного увереннее в различных сферах деятельности. Устная работа, применение технических средств и некоторых альтернативных методов обучения помогут преодолеть трудности, которые связаны с чтением, распознаванием слов и чисел.

Перспектива излечения дислекции

Иногда наступает улучшение, и симптомы дислексии могут исчезать сами по себе. Это происходит или после взросления ребенка (с возрастом), или благодаря включению в совместную работу иного участка головного мозга, который берет на себя функции поврежденного. В некоторых случаях квалифицированная медицинская помощь в овладении навыками письма и чтения сводит к минимуму (а иногда даже полностью устраняет) проявления болезни.

У многих детей часто возникают сложности в процессе обучения, связанные с неусидчивостью, гиперактивностью и другими причинами. Однако в некоторых случаях проблема с чтением и письмом возникает из-за дислексии – это уже заболевание, требующее коррекции. До сих пор нет точного определения дислексии. Согласно сайту Википедия, дислексия это нарушение чтения и письма, вызванное отклонением в развитии высших психических функций организма.

Что это за процесс? Такое нарушение возникает из-за того, что мозг дислексика не может адекватно воспринимать графические образы. В процессе чтения в работу включаются зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы, позволяющие постепенно переходить от связывания букв в слоги к объединению целых предложений в тексты и обеспечивающие понимание смысловой составляющей прочитанного. При дислексии связь этих анализаторов нарушена, что и вызывает определенные трудности в процессе чтения и письма.

Выявить эти нарушения достаточно сложно, поэтому специалисты рекомендуют родителям дошкольников пройти специальное обследование до 5 лет для того, чтобы начать коррекцию до поступления в первый класс.

Заболевание подразделяется на пять разных видов в зависимости от того, какое психическое нарушение наблюдается у пациента.

Фонематическая

Фонематическая дислексия является самой часто диагностируемой формой заболевания и возникает при поражениях функции фонематической системы.

При такой форме у ребенка возникают трудности со звуками, отличающимися следующими парами смыслоразличительных признаков: твердость и мягкость, звонкость и глухость, а также в случае со словами, в которых были переставлены слоги и, соответственно, изменен смысл (шапка – Пашка, гора – рога).

Семантическая

Эта форма дислексии характеризуется непониманием смысла отдельных слов. При этом в некоторых случаях дислексик не испытывает особых сложностей с чтением, но из-за непонимания отдельных слов он теряет понимание всего текста.

Аграмматическая

Особенность этой формы дислексии заключается в общих отклонениях развития речи и выражается в том, что ребенок путает окончания рода, падежа, числа, лица, времени и других грамматических форм. Также наблюдается отсутствие согласования между существительным и прилагательным, глаголом и местоимением и т.д.

Мнестическая

В случае когда у пациента проявляется мнестическая дислексия, возникают сложности в установлении связи между звуком и его буквенным выражением.

Оптическая

Для такой формы дислексии характерна путаница букв, графическое изображение которых похоже в некоторых элементах. Так, к примеру, буквы Г и Т состоят из одной вертикальной черты и одной горизонтальной под прямым углом первой черте. Разница в длине горизонтальной черты не так заметна при оптической дислексии у детей, поэтому они путают эти буквы.

Виды дислексии также включают в себя еще одну форму – тактильную, которая проявляется исключительно у слепых детей и выражается в неспособности определить букву, написанную при помощи шрифта Брайля.

Любые виды и проявления дислексии поддаются коррекции в той или иной степени. Важно как можно раньше выявить симптомы дислексии и причины и обратиться за помощью к специалистам, которые подберут оптимальный курс коррекции этого дефекта.

Причины

Что такое дислексия уже более понятно, поэтому теперь можно перейти к тому, что вызывает ее развитие. Причины дислексии чаще всего кроются в тяжелом протекании беременности матери. При этом основным фактором признается генетическая предрасположенность к подобным отклонениям в развитии, так что, если в семье уже были случаи этого заболевания, необходимо с раннего детства наблюдаться у логопеда.

Также дислексия часто возникает из-за поражения мозговой функции, которая развивается по следующим причинам:

  • долгие и тяжелые роды;
  • неправильное развитие пуповины;
  • обвитие плода пуповиной;
  • асфиксия при родах;
  • раннее отслоение плаценты;

некоторые заболевания матери (порок сердца, анемия и другие, перенесенный во время беременности грипп, оспа, корь и т.д.).

На развитие мозговой дисфункции могут повлиять и нарушения работы центральной нервной системы, вызванные алкогольной интоксикацией, отравлением определенными лекарственными препаратами, желтуха у младенца и другие факторы.

Стать причиной развития мозговой дисфункции могут механические повреждения плода во время родов, черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания, нейроинфекции и т.д.

Все вышеуказанные факторы очень серьезны и могут принести в жизнь малыша не только дислексию, но и более серьезные заболевания (ДЦП, умственная недоразвитость и т.д.). Поэтому очень важно беречь себя во время беременности и всегда помнить о том, что внутри растет новый организм, которому очень нужно крепкое здоровье. Немаловажен и уход за малышом в первые месяцы и даже годы его жизни.

В случае если никаких травм и инфекционных заболеваний не наблюдалось, но симптомы дислексии все равно дают о себе знать, желательно как можно скорее обратиться к специалисту за консультацией.

Симптомы

Отношение к этой болезни достаточно неоднозначное. Несмотря на то что ее научное определение все-таки дает право говорить о ней как о болезни, основатель своей коррекционной методики – Рональд Д. Дейвис – называет дислексию даром, и у него на это есть свои причины.

Этот дар отличают особые положительные признаки дислексии, к которым можно отнести нестандартное мышление, богатое воображение, любознательность, развитую эрудицию, хорошую интуицию и многое другое. Более того, область профессиональной деятельности дислексика никак не ограничена.

Общественности известны многие личности, обладающие этим даром и работающие или работавшие в кино (Том Круз, Мерилин Монро), политике (Петр Первый, Джордж Буш младший), литературе (Владимир Маяковский, Ганс Христиан Андерсен), науке (Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн) и во многих других сферах деятельности человека.

Имеются, разумеется, и признаки негативного характера, которые характеризуют дислексию как заболевание. Так, признаки дислексии у детей дошкольного возраста выражаются в запоздалом развитии речи, сложностях в общении со сверстниками, трудностях запоминания значения слов и сложения слогов, а также в неуверенности при пересказах тех или иных сюжетов.

Дислексия у младших школьников включает в себя следующие симптомы:

  • вспыльчивость и неуклюжесть;
  • зеркальное написание некоторых букв или целых слов;
  • инверсированное чтение или пересказ прочитанного;
  • замена одних слов другими, близкими по смыслу или звучанию;
  • неспособность правильно запомнить точные факты;
  • трудности с определением необходимого знака арифметических действий;
  • тяжело осваиваются новые навыки и т.д.

У детей среднего и старшего школьного возраста имеются следующие признаки дислексии:

  • качество чтения гораздо ниже, чем у одноклассников;
  • проявление нежелания читать вслух или пересказывать;
  • непонятный почерк;
  • плохая память;
  • встречается неправильное ударение в словах;
  • замкнутость из-за неспособности наладить контакт с одноклассниками;
  • большое количество ошибок при чтении;
  • низкая скорость письма;
  • неспособность кратко изложить суть или обобщить материал;
  • медлительность;
  • долгая и сложная адаптация к новшествам и т.д.

У взрослых заболевание проявляется примерно так же, как и дислексия у детей. Наблюдается та же плохая память, неспособность организовать свое время, медленное чтение с ошибками, частичное нарушение письма или полная неспособность к нему, нарушенная координация и другие признаки.

Коррекция дислексии успешно проводится в любом возрасте, однако гораздо проще, если симптомы были выявлены на ранней стадии. При первых подозрениях на те или иные отклонения в развитии ребенка необходимо обратиться к врачу для обследования.

Диагностика

На начальном этапе проявления нестандартного поведения у ребенка родители еще не знают, что такое дислексия, и могут принять эти симптомы за своеобразные особенности развития малыша. В таких случаях важно посетить терапевта, который направит малыша к логопеду при наличии подозрений на дислексию.

Диагностика дислексии начинается со сбора общей информации о жизни ребенка и о протекании беременности матери. Также логопед отмечает наличие похожих заболеваний у близких родственников, возможность генетической предрасположенности к дислексии и прочую информацию об особенностях развития ребенка в первые годы жизни.

Далее специалист приступает к осмотру самого ребенка. На этом этапе отмечается работа артикуляционного аппарата, особенности произношения слогов и звуков, уровень чтения и письма, работа моторики ребенка и прочие показатели.

В заключение осмотра проводится специальный тест, включающий в себя чтение вслух, списывание текста и написание диктанта. В отдельных случаях могут потребоваться осмотры у специалистов неврологии и офтальмологии.

Если результаты осмотра и тестов показали, что у ребенка дислексия, логопед объясняет, как лечить дислексию наиболее эффективно. Посетить логопеда с этой проблемой могут не только дети, но и взрослые, которые также имеют все шансы на выздоровление при тщательной работе над своей особенностью.

Лечение

Теперь, когда ответ на вопрос «дислексия что это?» уже понятен, целесообразно рассказать о методиках лечения этого заболевания. Как правило, лечение дислексии зависит от формы ее протекания.

  • При фонематической форме дислексии делается уклон на восстановление нормального процесса звукопроизношения, а также на понимание звуко-буквенных и звуко-слоговых связей и соответствий.
  • Специальные логопедические упражнения при семантической форме дислексии направлены на расширение словарного запаса ребенка и на изучение норм грамматических категорий языка.
  • Аграмматическая дислексия корректируется при помощи обучения правильным грамматическим соответствиям и положению слова в грамматической системе языка.
  • Упражнения при мнестической форме заболевания нацелены на развитие функций слухоречевой и речезрительной памяти.
  • При оптической дислексии у детей необходимо работать над визуальным изображением букв и их соответствием звукам.

Особую методику коррекции дислексии предлагает Рональд Д. Дейвис, который сам является примером эффективности разработанной программы. Так как главным отличием дислексика от обычного человека является его дезориентация, которая и вызывает известные сложности с чтением и письмом, — необходимо устранить дезориентацию.

Для этого Дейвис вводит такие понятия, как «выключение дезориентации» и «точка ориентации». Установление последней при помощи специальных упражнений позволяет дислексику воспринимать окружающую действительность так же, как остальные люди.

Еще одной особенностью методики Дейвиса является материализация образов. Дислексику предлагается моделировать из пластилина или других материалов то, что вызывает у него трудности (буквы, слова, ситуации и т.д.), что позволяет установить точную связь между реальным объектом и его ментальной проекцией в сознании дислексика.

Коррекция дислексии по Дейвису – это не столько курс лечения, сколько программа по обучению управлением собственным даром. Дейвис учит таких же дислексиков, как и он, правильно пользоваться своими преимуществами так, чтобы не ощущать воздействие недостатков.

Дислексию не зря называют спутницей гениальности, ведь среди дислексиков множество всемирно известных ученых и артистов разного рода творчества. Однако раннее начало посещений логопеда для коррекции дара поможет ребенку избежать проблем в обучении и общении со сверстниками, а также правильно распорядиться своими задатками гения.

Похожие публикации