Хозяйственный расчет в ссср. Сущность и принципы организации хозрасчетных отношений

Экономисты разных стран и народов, относящиеся к самым разным экономическим школам, постоянно обсуждают проблемы хозрасчета. Именно проблемы, а не сам принцип хозяйственного расчета. Идут споры о том, каков уровень рентабельности должен быть у предприятия. Обсуждают систему налогообложения и социальных выплат. Сотрясают воздух визгами о налоге на добавленную стоимость и природной ренте, но никто не хочет детально разобраться, что такое хозрасчет, каковы его особенности в различных способах производства и каковы масштабы его применения.

В РФ до последнего времени превалируют монетарная система экономики. Это происходит во всех сферах жизни, включая науку и культуру, монетизацию социальных льгот. Т.е. хозрасчет, доведенный до абсурда – все виды деятельности должны приносить прибыль. Если та или иная сфера деятельности прибыли не приносит, значит, она не нужна и должна умереть.

Глава 1. Хозрасчет при капиталистическом и социалистическом способах производства

При капиталистическом способе производства хозрасчет – необходимое условие для функционирования любого рода деятельности. Только соотнеся затраты и налоговые выплаты с прибылью, полученной данным предприятием, и получив положительное сальдо между прибылью и затратами, предприятие может успешно функционировать. Отсюда экономия на сырье и материалах, разрыв между оплатой труда и трудозатратами, различные способы уклонения от налогообложения. Неслучайно в США фискальный аппарат Министерства финансов по своей технической оснащенности и уровнем кадровой подготовки значительно превышает АНБ, ЦРУ и ФБР вместе взятые. И немудрено, капиталистический способ производства есть узаконенное воровство, и буржуазное государство строго следит, чтобы размеры этого воровства не превышали допустимых пределов.

Другое дело – социализм. При социалистическом способе производства хозрасчет на отдельно взятом предприятии не только бесполезен, но еще и крайне вреден. В своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР» И.В. Сталин говорил, что в социалистическом способе производства в социалистической системе хозяйствования прибыль и рентабельность отдельно взятого предприятия являются показателями косвенными и не должны рассматриваться вообще. Прибыль и рентабельность, говорил И.В. Сталин, должны рассматриваться в масштабе единого народно-хозяйственного комплекса за период 5-10 лет.

Предвижу возмущенные вопли «экономистов» всех мастей: «как можно вести деятельность вне системы хозрасчета, ведь предприятие разорится?» Да, в системе капиталистического производства такое предприятие безусловно разорится, но социалистический способ производства предусматривает в первую очередь создание единого народно-хозяйственного комплекса. Народно-хозяйственный комплекс страны имеет над собой единый планирующий орган. По заданиям этого органа, рассчитанным на достаточно длительный период (5 лет) на единый результат работают все предприятия той или иной отрасли экономики. Неслучайно транснациональные корпорации, действующие в сегодняшнем мире, строят свою деятельность внутри корпорации на принципах социалистического способа производства. Внутри ТНК отсутствуют конкуренция между структурами этой корпорации, отсутствуют подсчеты прибыльности и рентабельности отдельно взятой структуры. Правление корпорации выступает в роли планирующего органа, определяющего количество и номенклатуру производимой продукции в зависимости от конъюнктуры рынка.

Именно такой корпорацией становится социалистическое государство, в котором экономика представляет собой единый народно-хозяйственный комплекс. Если же социалистическое государство этот принцип забывает, то оно очень скоро перестает быть социалистическим, а то и вообще государством, как это случилось с СССР.

Глава 2. Хозрасчет в СССР

Со времен введения НЭПа и начала восстановления и развития экономики страны советская экономическая школа под влиянием Крестинского и Красина начало внедрять в экономику хозрасчет. Для руководства экономикой был организован ВСНХ. Была создана целая сеть трестов, которые работали по принципу хозрасчета. Сразу же проявилась вся вредность хозрасчета для социалистической экономики. Массовые растраты, взятки, приписки заполонили структуру экономики. Хозрасчет стал тормозом на пути экономического развития СССР. Понадобилось вмешательство в это дело Сталина, упразднившего ВСНХ и тресты, создавшего наркоматы по отраслям экономики. Но самое главное И.В. Сталин выполнил указание В.И. Ленина и превратил Госплан из консультативного органа в законодательный.

Именно Госплан с 1925 года начал определять направление развития экономики и выдавать плановые задания для структурных подразделений для различных отраслей (наркоматов).

Экономика СССР сталинского периода практически полностью убрало хозрасчет из применения. Дошло до того, что предприятия "группы А" (производства средств производства) и значительная часть предприятий "группы Б" (производство предметов потребления) не имели своих расчетных счетов. Зарплату на этих предприятиях главные бухгалтера получали не по чекам, снимая ее с расчетного счета, а по накладным. Хозрасчет применялся пока еще только в сельском хозяйстве, где колхозникам, после выполнения плановых заданий по поставкам государству и расчетам за услуги МТС, выдавалась на руки оставшаяся часть произведенного продукта, которую колхозники могли реализовать по своему усмотрению. На хозрасчете находилась так же система промкооперации. Тот самый мелкий и средний бизнес, о страданиях которого взахлеб рыдают нынешние экономисты. А не худо было бы буржуазному государству РФ поучиться у Сталина.

Предприятия промкооперации платили только один налог – налог с оборота. При этом 3/4 страны обувалось, одевалось и снабжалось мебелью предприятиями промкооперации.

Досужие сторонники хозрасчета, как слева, так и справа, не хотят понять, что при социалистическом способе производства финансовые вложения со стороны необходимы только на первоначальном этапе, чтобы достаточно развить систему производства средств производства (построить те самые предприятия, которые будут производить необходимую технику). Далее пополнение общественных фондов потребления, в которые поступает весь продукт произведенный единым народно-хозяйственным комплексом, и перераспределение этого продукта в определенные Госпланом сектора экономики и личное потребление граждан, позволяют резко снизить значение денег, являющихся основным двигателем экономики при капиталистическом способе производства.Именно социалистический способ производства позволил СССР получать ежегодно от 20 до 30% прироста внутреннего ВНП, тем самым, постоянно увеличивать общественные фонды потребления.

Ведь главной целью социалистического способа производства является максимальное удовлетворение постоянно растущих потребностей людей на базе высшей техники. В отличие от капиталистического, главной целью которого является получение максимально возможной прибыли. Благодаря социалистическому способу производства наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне. После войны были сделаны дальнейшие шаги по развитию социалистического способа производства. Была отменена сдельная оплата труда, была введена оплата повременно-премиальная согласно ЕТКС (единый тарифно-квалификационный справочник). Цена на любое изделие формировалась без учета промежуточных затрат, а постоянным (ежегодным) снижением цен уравновешивало стоимость изделия с покупательной способностью населения.

В 1950 году после вывода рубля из конвертации, была сформирована дуалистическая система цен: одна цена для внутреннего рынка, другая, в которой учитывались все произведенные затраты, для рынка внешнего. При монополии внешней торговли. Так же являющейся одной из составляющих социалистического способа производства. Разность цен, основанных на золотом эквиваленте инвалютного рубля позволяло СССР как единой народно-хозяйственной корпорации, получать значительный приток продукта в общественные фонды потребления.

Глава 3. Хозрасчет, как средство ломки единого народно-хозяйственного комплекса

После смерти И.В. Сталина началась постепенная ликвидация единого народно-хозяйственного комплекса. Начало этому положил Хрущев. Ликвидировав систему МТС и передав технику колхозам, он с одной стороны – возродил в скрытой форме частную собственность на средства производства, с другой стороны – вывел сельскохозяйственную отрасль экономики из единого народно-хозяйственного комплекса. Хрущев сделал то, от чего предостерегал Сталин в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР». Результаты не замедлили сказаться, впервые наша страна вынуждена была перейти к закупкам продовольствия за рубежом, а население страны испытало на себе новый ввод карточной системы.

Следующим шагом по уничтожению единого народно-хозяйственного комплекса стала реформа 1965 года, разработанная А.Н. Косыгиным. Эта реформа ввела хозрасчет не только для отдельных предприятий, но и в подразделениях внутри предприятий. Это породило эгоистические тенденции в промышленности, открыло дорогу всем тем «прелестям», о которых говорилось ранее. Приписки и взятки, корректировки планов, превратились в повсеместное явление. Госплан из органа определяющего направление развития экономики, превратился бюрократическую контору. Планирующую от достигнутого. Развитие экономики стало экстенсивным, наступил период застоя.

Подавление коммунистических тенденций в нашей экономике, вызванные реформами Косыгина и Хрущева, ликвидировало на деле социалистический способ производства. Восстановление капитализма в нашей стране стало только вопросом времени.

Хельсинское совещание подавило идеологическую борьбу против капитализма в угоду так называемого мирного сосуществования. Новая конституция СССР фактически ликвидировала диктатуру пролетариата, поставив все структуры государства под контроль партии, по сути уже переставшей быть коммунистической.

Глава 4. Ю.В. Андропов – крестный отец горбачевщины и предательства

Стоит ли удивляться, что после всего этого та структура которая была призвана охранять Советское государство от врагов – КГБ стала гнездом в котором и начали зарождаться те самые явления и люди. Которые в дальнейшем приняли самое активное участие в убийстве СССР.

Л.И. Брежнев, очевидно подозревая негативность хрущевско-косыгинских реформ, не давал им ходу выше низовых структур, но эту роль охотно принял на себя Андропов. Еще будучи председателем КГБ, Андропов начал пригревать под своим крылом врагов Советской власти, таких как Ракитов, ставший впоследствии одним из главных советников Андропова. Именно с их подачи зародилась в КГБ и высших эшелонах власти химера о вхождении СССР в Европу. Для этого надо было «всего-навсего» перестроить экономику СССР на капиталистический лад и, отбросив среднеазиатские и кавказские республики, войти в ЕС. Андропова уверил Ракитов, что в этом случае СССР займет лидирующее положение в ЕС. Став после смерти Л.И. Брежнева генсеком и председателем президиума Верховного Совета СССР, Андропов начал активно претворять эти планы в жизнь. Догадайтесь с чего он начал? Правильно с перевода 30 министерств на полный хозрасчет. Он повторил порочную практику 20-х годов. Понимал ли он, что делает? Думаю, что понимал вполне. Перерождение верхушки властных структур СССР к этому моменту зашло уже очень далеко, а все телодвижения по «наведению порядка» и «укреплению дисциплины» есть не более чем ширма для прикрытия действий по уничтожению социалистического государства. Не случайно протеже Андропова М.С. Горбачев и начал свою деятельность в экономике уже с открытого внедрения капиталистического способа производства. Помните кооперативный бум, постигший нашу страну в 1985-1986 году? Это преступное разбалансирование экономики, производилось под крики о хозрасчете, о необходимости внедрения рыночных отношений. Что произошло потом, все хорошо знают, Советского союза не стало.

Заключение

Мы с Вами видим, что хозрасчет для отдельно взятого предприятия может быть продуктивен только при капиталистическом способе производства. Для нашей страны (СССР), для социалистического способа производства хозрасчет отдельно взятого предприятия гибелен. Именно поэтому буржуазные экономисты всех мастей стягивают коммунистов в споры о прибыльности предприятий, всячески вуалируя гибельность хозрасчета для единого народно-хозяйственного комплекса.

Поэтому, Мы – коммунисты должны это понимать.

Марк Соркин

Те, кто постарше, должны помнить, как популярна в 80-х была идея хозрасчета. Это когда заводам и фабрикам, а также цехам и даже бригадам давалась возможность рулить своей микроэкономикой. То есть, разрешали переходить на договорную основу целым коллективом и не вмешивались в распределение зарплат и премий.


Т огда нам было невдомек, что бригадный подряд не имеет ничего общего с экономикой. Ведь если завод заключил контракт на изготовление тысячи гаек, а бригада хочет и может сделать пять тысяч, чтобы больше заработать, то вся схема разваливается. При социализме за лишние четыре тысячи гаек все равно, конечно, платили, но гораздо меньше. А потом везли продукцию на склад — до лучших времен.

При этом бригада возмущалась вопиющей несправедливостью — рабочий люд мало волновала экономика большого завода. Ему казалось, что начальники обманывают, а деньги кладут в карман.

Надо сказать, начальники по своему мировоззрению отличались от рабочих мало — им казалось, что вышестоящие начальники обманывают завод, причем, в более крупных масштабах. Мысль о системной экономической ошибке приходила в голову немногим.

С этими заблуждениями и предубеждениями мы и подошли к началу 90-х, когда развалилась страна.

Е сли СССР представить в виде большого завода, то все союзные республики были в нем разными по размеру и функциям цехами. И когда начался парад суверенитетов, то как предательство этот процесс в тот момент почти никем не воспринимался. Что бы кто сегодня ни говорил. В большинстве своем мы отнеслись к развалу СССР с пониманием — идея хозрасчета, но теперь уже на уровне республик, засела в мозгах крепко. Слишком голодное было время, не до геополитики.

В тот момент казалось, что это не навсегда. Это лишь способ заработать напрямую, без вороватых и некомпетентных командиров, которые довели страну до талонов на питание.

Я хорошо помню рассказ отца — работника одного из союзных военных ведомств о том, как его сослуживец спешно собрался и уехал на родную Украину, потому что там ему предложили генеральскую должность. К этому тоже относились с пониманием — если бы тому украинцу предложили на тех же условиях уехать куда-нибудь на край света, он бы тоже, пожалуй, согласился. В сложных условиях вообще год службы за два засчитывался, и зарплата была куда выше.

Мало кому приходило в голову, что новое государство начало собственное строительство. Никому и в страшном сне не могло присниться, чем оно закончится.

Вернемся, однако, к экономике.

Ц ех не может существовать независимо от предприятия, для которого он строился, и тому есть масса причин. Если его перевести на хозрасчет, он неизбежно столкнется с неразрешимыми проблемами — ему придется самостоятельно искать заказы, увеличивать накладные расходы — платить зарплату управленцам, нанимать юристов, полноценную бухгалтерию, строить свои склады, подъездные пути, модернизироваться за свой счет и так далее.

Разумеется, есть и исключения — если, например, получили самостоятельность заводские подразделения, где изначально работало мало народу, а главной функцией была добыча и доставка с местных рудников до предприятия весьма востребованных во всем мире полезных ископаемых. Другими словами, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан и Казахстан вполне самодостаточны и могут жить в условиях суверенитета, потому что во времена СССР и раньше на их территории были найдены месторождения нефти и газа. Они проводят самостоятельную политику — каждая по-своему.

Но даже у них могут появиться проблемы. Рано или поздно они, весьма вероятно, столкнутся с внешней агрессией и им понадобится помощь. А ведь профессионалы из общезаводского «секьюрити», которые раньше защищали всех от непрошенных гостей, остались в России. Совершенно не исключено, что когда-нибудь богатые нефтедобывающие республики, которые сегодня чувствуют себя экономически уверенно и не тратят столько денег на оборону, сколько мы, попросят нас о помощи в противостоянии с внешним врагом. И мы ее, конечно, предоставим.

Литва, Латвия и Эстония независимо от заводоуправления производственные цеха жить не могут. Но им повезло — по политическим, а вовсе не по экономическим соображениям их прибрал к рукам конкурентный «завод». И несмотря на то, что производство этих «цехов» так и осталось невостребованным, кадры не пропали — они разбрелись по новому крупному предприятию, устроились там на низовые должности и живут по советским меркам очень даже неплохо.

Белоруссия вовремя сообразила, что производственные отношения с центральным офисом лучше не портить, На мой взгляд, она добилась идеального советского хозрасчета исключительно благодаря стараниям Александра Лукашенко. Это слабое звено — будущие белорусские националисты еще скажут свое веское слово.

Армения, Таджикистан и Киргизия, помыкавшись по свету и не найдя «заказчиков» но свою продукцию, смирились со своей второстепенной ролью и вернулись к тому, с чего начинали.

Молдавия и Грузия, кажется, все еще находятся в процессе осознания своей незавидной участи в этом жестоком мире, и рано или поздно поймут, что шанс обеспечить более-менее пристойную жизнь своим гражданам у них может появиться, только если они восстановят прежние производственные связи. Причем, Молдавии, возможно, еще предстоит пройти этап воссоединения с Румынией, которая считает себя более развитой. Разумеется, этот союз нищих приведет лишь к напряжению в обществе и закончится, скорее всего, плохо.

Н аконец, мы подошли к самому крупному «цеху» — Украине, которая по политическим, а вовсе не экономическим причинам весь последний год усиленно пытается поменять «заводоуправление». И это самая большая проблема для громадян, потому что перспектив в этом поиске у них нет ровным счетом никаких.

Новые «хозяева» уже побродили по «цеху», который обзавелся всеми атрибутами завода — директором, вывеской, логотипом и уставом, поэтому довольно реалистично представляют, что под видом работающего предприятия им пытаются втюхать огромное, но ужасно запущенное помещение с выбитыми грязными окнами. Его совершенно невозможно протопить зимой за те смешные деньги, которые оно в состоянии заработать на своих станках прошлого и позапрошлого веков. Кроме того, в «цехе» слишком много сотрудников — так много Евросоюз не обеспечит работой ни за что.

Все без малого 24 года независимости местные начальники, мастера и бригадиры, пытаясь заработать, потихоньку продавали оборудование и инструменты на сторону по цене металлолома. Причем, некоторые из них делали это довольно бойко и даже сколотили себе на этом нехитром деле состояния.

Собственно, что предлагают украинцы новому «заводу», которого они наметили себе в жертвы? Вложиться в модернизацию их прекрасного «цеха», заменить все станки, побелить стены, навести порядок в медпункте, санузлах и заводской столовой. Но самое главное — обеспечить их заказами в будущем. Потому что с прежним заводоуправлением они публично побили горшки и даже под телекамеры перерезали силовой кабель, который, собственно, и питал энергией нэньку.

Европейцы прониклись. Но потенциальные новые хозяева весьма осторожны и привыкли считать деньги — для начала они дали чуть-чуть на проведение реформ. То есть, попросили хотя бы помыть окна и вставить в них стекла, чтобы в «цех» начал проникать солнечный свет. В заводской многотиражке начались бурные обсуждения, как именно будет происходить помывка, какого цвета должны быть тряпки, что за раствор следует применять, где взять стеклорезы и стекольщиков, достаточна ли их квалификация, не лучше ли нанять иностранцев.

Однако вскоре выяснилось, что пока шумные активисты мечтали о том, как светло скоро станет в их темном цеху, деньги, выданные на реформы, попросту украли. Европа, увидев через месяц все те же грязные окна, озадачилась и решила, что инвестировать в это странное производство, которым руководит такая вороватая публика, никогда не будет.

Тем более что та продукция, которую теоретически можно здесь производить, никому не нужна. Этого полно везде и гораздо дешевле.

Украинцы все еще наивно считают свой «цех», формально превратившийся в «завод», в лакомый кусок для Запада — конкурента России. Но их ждет разочарование — незалэжная держава крупнее Молдавии, Литвы, Эстонии и Латвии, вместе взятых. Такое государство с хозрасчетно-воровским менталитетом любого руководства, каким бы Майданом его не вынесло на самый верх, существовать самостоятельно не может, а кооперация с ним не нужна никому, кроме нас.

Впрочем, теперь и нам особо не нужна.

Р оссии после развала СССР оказалось и легче, и сложнее всех одновременно. Сложнее, потому что мы продолжали чувствовать ответственность за население, оставшееся на отпавших территориях, и пытались отстраивать на этой основе взаимоотношения с новыми странами, возникшими на наших окраинах. Отсюда дешевый газ и остальные преференции, которые долгое время получали бывшие советские республики.

Проще, потому что нам легче восполнить потерянные производства. В России всегда была сосредоточена государствообразующая элита, лучшие управленческие кадры, которые центр высасывал из провинции для решения общих проблем, а главное — ощущение преемственности. То есть, Москва как была «заводоуправлением» при Советском Союзе, так и осталась, несмотря на потерю «цехов». Со всеми международными связями, действующими межгосударственными договорами и членством в международных организациях. Вплоть до того, что мы как были, так и остались членом Совета безопасности ООН, а посольства СССР по наследству достались России.

Разумеется, за последние два десятка лет и у нас наступило понимание, что начальники «цехов», ставшие директорами мелких «заводов», не стремятся вернуться к своей прежней роли — выполнять команды центра. Теперь они абсолютно бесконтрольны, и им живется куда лучше, чем во времена СССР. В отличие от их «рабочих», которым постоянно внушается мысль о прелестях обретенной свободы.

Столкнувшись с откровенной враждебностью, Россия занялась наконец восполнением потерянных производств — хотя бы для того, чтобы бывшие подчиненные не чувствовали себя незаменимыми членами экс-советской кооперации и не продавали втридорога свое довольно скромное участие во взаимовыгодном деле. Оказывается, нам и самим нужна независимость от их капризов и гонора, которые у начальников цехов, мастеров и бригадиров сегодня считается политикой.

Экономика — наука очень злая. Она не прощает ошибок тем, кто игнорирует ее законы. Поэтому судьба Украины будет самой печальной среди всех бывших республик СССР.

Лесное и сельское хозяйство

Сущность принципы и система хозрасчета Хозрасчет это экономическая категория выражающая отношения в области производства распределения обмена и потребления продукции. Целью хозяйственного расчета является рачительное ведение хозяйства соблюдение режима экономии окупаемости затрат и обеспечение рентабельности производства. При этом следует отметить то что в предприятии происходит соединение средств производства и рабочей силы и на этой основе осуществляется процесс производства продукции. Среди важнейших принципов хозрасчета в...

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

12.1. Сущность, принципы и система хозрасчета.

12.2. Формирование хозрасчетных производственных подразделений.

12.3. Развитие отношений собственности и форм хозрасчета.

12.4. Организация внутрихозяйственных экономических отношений.

12.1. Сущность, принципы и система хозрасчета

Хозрасчет – это экономическая категория, выражающая отношения в области производства, распределения, обмена и потребления продукции. Он представляет собой форму экономических отношений, материальной ответственности и материальной заинтересованности между государством и предприятиями, между отдельными предприятиями, между предприятием и его подразделениями, а также между ними внутри предприятия.

Целью хозяйственного расчета является рачительное ведение хозяйства, соблюдение режима экономии, окупаемости затрат и обеспечение рентабельности производства. Сущность же хозяйственного расчета состоит в совокупности механизма и средств, с помощью которых достигается конечный результат – эффективное хозяйствование.

Хозрасчет обеспечивает на основе товарно-денежных отношений взаимное соответствие ресурсов сельхозпредприятий и результатов их деятельности. При этом система хозрасчетных отношений отражает динамичное движение ресурсов, а также постоянно возобновляемый кругооборот фондов предприятия.

Таким образом, хозрасчет – это экономическая категория, выражающая производственные отношения, развивающиеся на основе оборота материальных и финансовых ресурсов в предприятиях любой формы собственности.

Хозрасчет охватывает всю сферу производственных отношений, которые строятся на основе таких стоимостных форм, как товар, цена, себестоимость, стоимость, деньги, прибыль. Это означает, что в предприятии хозяйственный расчет как экономическая категория взаимодействует с другими категориями, обусловленными экономическими законами. При этом следует отметить то, что в предприятии происходит соединение средств производства и рабочей силы и на этой основе осуществляется процесс производства продукции. Поэтому к предприятию непосредственно можно отнести весь комплекс взаимосвязанных принципов хозрасчета.

Среди важнейших принципов хозрасчета в сельхозпредприятиях можно выделить следующие:

1) окупаемость затрат и самофинансирование;

2) государственное регулирование экономики и самоуправление коллектива;

3) материальная заинтересованность коллектива и каждого работника в конечных результатах производства;

4) материальная ответственность коллектива и работника за конечные результаты производства;

5) контроль рублем за хозяйственной и финансовой деятельностью.

Принцип самофинансирования означает, что все затраты осуществляются предприятиями из своих средств. Суть данного принципа состоит не только в окупаемости затрат, но и в собственном получении денежных средств на производственное и социальное развитие предприятия. Это означает, что выручка предприятия от реализации продукции и услуг должна быть достаточной для создания как фонда потребления, так и фонда накопления.

Государство сохраняет за собой право регулировать основные параметры рынка (тарифы, процентные и налоговые ставки и др.). Регулируя их уровень, оно имеет возможность создавать менее выгодные условия производства и реализации. Таким образом государство централизованно регулирует структуру и объем производства сельскохозяйственной продукции.

Хозрасчет по настоящему будет действенным, если наряду с изложенными выше принципами найдет свое отражение в трудовой деятельности каждого члена коллектива сельхозпредприятия, создаст у него заинтересованность в выполнении порученного дела. Все это выражается в принципе материальной заинтересованности. В соответствии с этим принципом должна быть построена вся система стимулирования работников: оплата труда, премии, выплаты по итогам года. Каждый член коллектива предприятия должен быть материально заинтересован в улучшении производственных и финансовых показателей предприятия, то есть должна быть тесная связь оплаты труда с конечными результатами работы предприятия и размером прибыли.

С принципом материальной заинтересованности тесно связан другой важный принцип хозрасчета – материальной ответственности, который предусматривает строгое соблюдение финансовой дисциплины и ответственности коллектива за использование материально-денежных средств. На практике реализация данного принципа осуществляется в форме постоянного соизмерения затрат с хозяйственными результатами на всех стадиях производства.

Функционирование предприятий повседневно контролируется рублем. Здесь важную роль играет финансово-банковская система. Финансовые органы контролируют своевременность уплаты налогов. Применение банком кредитных санкций побуждает руководителей предприятий эффективно использовать все имеющиеся ресурсы. Такие рычаги воздействия на предприятия, как срочность, возвратность, целевое направление кредитов и другие позволяют банкам активно влиять на производство и обращение товаров, выявлять и вносить предложения по ликвидации потерь бесхозяйственности, сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, непроизводительных расходов.

Максимальный эффект достигается при полном осуществлении всех принципов хозрасчета. При этом необходимо отметить, что наиболее полно раскрывается сущность хозрасчета при рассмотрении его как системы.

Под системой хозяйственного расчета понимается совокупность принципов и приемов, применяемых для повышения его эффективности. Все элементы системы хозяйственного расчета взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, без товарно-денежных отношений производство не может успешно функционировать и развиваться. В то же время товарно-денежные отношения непосредственно связаны с особенностями многоукладной экономики и формами собственности. Система хозрасчета постоянно приобретает новые свойства, совершенствуется.

Таким образом, согласованное взаимодействие всех элементов системы хозрасчета обеспечивает его эффективное функционирование.

По форме организации хозрасчет подразделяется на общехозяйственный и внутрихозяйственный. Общехозяйственный расчет определяет экономические взаимоотношения отдельных хозяйств с государством и другими предприятиями. Внутрихозяйственный расчет предполагает взаимоотношения, складывающиеся внутри предприятия: между предприятием и его подразделениями, а также между самими подразделениями.

12.2. Формирование хозрасчетных производственных подразделений

Современный период развития АПК Республики Беларусь характеризуется многообразием форм собственности, внедрением хозрасчетных отношений, повышением экономической самостоятельности трудовых коллективов. В такой ситуации особенно важно, чтобы все внутрихозяйственные подразделения имели возможность самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией, выбирать форму и каналы ее реализации, распоряжаться по своему усмотрению полученным хозрасчетным доходом и пользоваться одинаковыми правами при материально-техническом обеспечении. Решение подобных задач обуславливает необходимость ведения производства и организации внутрихозяйственных экономических взаимоотношений на хозрасчетной основе.

Современное сельхозпредприятие представляет собой совокупность производственных, обслуживающих и вспомогательных подразделений. Их главная задача состоит в том, чтобы в конечном итоге обеспечить повышение эффективности не только своей работы, но и сельхозпредприятия в целом.

Поэтому при формировании данных подразделений отдельного сельхозпредприятия, обосновании размера и состава необходимо учитывать не только их сочетание, но и существующие и возникающие связи и отношения между ними. В частности, это могут быть как организационно-технические и технологические связи, так и социально-экономические отношения внутри и между подразделениями.

Таким образом, организационное построение сельхозпредприятия должно способствовать не только рациональному формированию внутрихозяйственных подразделений с точки зрения технологических связей, но и становлению социально-экономических отношений, способствующих повышению трудовой активности работников. В практике хозяйствования сложилось две формы организационного построения производственных подразделений: по отраслевому принципу (производственные бригады, цеха) и территориальному (комплексные производственные бригады, участки). Однако шаблонного подхода здесь не должно быть, так как в одном случае эффективны будут отраслевые подразделения, а во втором – комплексные.

Все внутрихозяйственные подразделения должны располагать постоянным составом работников, определенными земельными угодьями, зданиями и сооружениями, а также тракторами, сельхозмашинами и другими средствами производства в размерах, необходимых для эффективной производственной деятельности.

Размер и состав трудовых коллективов должен соответствовать следующим условиям:

1) обеспечивать высокую степень самостоятельности в выполнении основных работ (при этом не менее 80-85% рабочего времени трудовой коллектив должен быть занят у себя в подразделении);

2) полностью учитывать трудоемкость работ, определяемую по технологическим картам;

3) обеспечивать максимально возможную занятость механизаторов по периодам сельскохозяйственного года;

4) создавать возможность рациональной организации трудовых процессов, исключающих потери рабочего времени;

5) способствовать формированию у работников коллективных интересов, взаимного контроля и развития между ними чувства доверия, взаимопомощи и взаимовыручки;

6) обеспечивать эффективное управление работами со стороны руководителя на основе его личных контактов с членами коллектива.

Определение рациональной численности трудового коллектива можно вести несколькими способами.

Суть первого состоит в том , что по нормативам затрат труда на 1 га культур определяются общие затраты на всю площадь, закрепленную за коллективом. Затем путем деления общих затрат на годовой фонд рабочего времени одного работника определяется потребность в работниках на весь объем работ.

Например, за трудовым коллективом закреплен севооборот с полным набором культур площадью 1190 га, общие затраты механизированного труда по коллективу – 28000 чел./ч., возможный годовой фонд рабочего времени одного работника – 1939 чел.-ч. [(365 дней – 52 выходных дня – 8 праздников, приходящихся на рабочие дни – 24 дня отпуска) * 7 часов]. Тогда численность коллектива составит примерно 12 чел. (28000:1939*0,85) механизаторов.

Второй способ заключается в том , что на основании техкарт составляют рабочие планы и определяют объемы работ по каждой культуре путем деления которых на производительность агрегата определяют количество нормо-дней. Последние следует разделить на количество рабочих дней по плану и найти ежедневную потребность в механизаторах. Сложив эти данные по всем культурам, находят ежедневную потребность в механизаторах на каждое число месяца и, умножив на количество рабочих дней, определяют общие затраты труда. От суммы последних берут 80-85% работ, выполненных своим коллективом, и делят, как и в первом случае, на возможный годовой фонд рабочего времени одного механизатора.

По третьему способу численность трудового коллектива можно определить при помощи коэффициента относительной энергоемкости возделывания и уборки сельхозкультур, который равен для: однолетних трав – 0,8, яровых зерновых – 1, озимых зерновых – 1,3, льна – 1,6, кукурузы на силос – 2,6, кормовых корнеплодов – 3, картофеля – 4. Умножив площадь каждой культуры на соответствующий коэффициент относительной энергоемкости, находят приведенную площадь, разделив которую на закрепленную за коллективом обрабатываемую площадь, получают средний коэффициент относительной энергоемкости. При его средней величине 1,43 за трудовым коллективом можно закреплять обрабатываемую площадь из расчета 90-100 га на человека.

Руководитель коллектива избирается на его собрании и в последующем утверждается администрацией хозяйства (правлением СПК или директором унитарного предприятия). Он на основании предоставленных ему полномочий представляет коллектив в отношениях с администрацией сельхозпредприятия, заключает договоры, совершает иные действия в интересах всего коллектива и несет ответственность за расходование денежных средств. Перечисление и выдача последних со счета производится только по его распоряжению.

Необходимые коллективу средства производства определяются по нормативам потребности на 1000 га площади пашни (посева культур). Они могут быть переданы ему в пользование и распоряжение или в аренду на определенный срок на договорной основе по акту с указанием технического состояния, возраста и балансовой стоимости, а также вида угодий, площади и качественного состояния (балльной оценки).

12.3. Развитие отношений собственности и форм хозрасчета

Собственность – это полное обладание вещами, предметами (владение, пользование и распоряжение ими). В производстве собственность выступает как надежная опора для человека лишь тогда, когда, во-первых, она персонифицированно выступает в качестве частной собственности, индивидуальной или групповой и, во-вторых, когда ее вещественный состав (средства производства) соединяется с живым трудом, дает доход и в процессе вложений растет. Формы собственности лежат в основе понятий «разгосударствление» и «приватизация». Разгосударствление и приватизация – это процесс изменения формы владения собственностью. Понятие «владение» имеет здесь двойной смысл: владеть – иметь свою собственность, владеть – управлять собственностью.

Разгосударствление экономики представляет собой процесс перехода от государственной экономики к экономике многоукладной. Процесс разгосударствления экономики состоит из разгосударствления собственности. Он включает децентрализацию управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления и смену форм и отношений собственности (приватизацию). Разгосударствление хозяйственного механизма и приватизация проводятся с целью ликвидации монополии государственной собственности, формирования свободных товаропроизводителей и создания условий для конкуренции. Разгосударствление хозяйственного механизма проводится путем передачи имущества госпредприятия в аренду или заключения контракта с его директором. Тем самым государство, оставаясь собственником имущества, освобождается от некоторых функций прямого хозяйственного управления. Второе направление разгосударствления экономики – приватизация обязательно сопровождается сменой собственника. Различие между названными направлениями разгосударствления экономики состоит в степени свободы товаропроизводителей.

В результате разгосударствления хозяйственного механизма и разгосударствления собственности обеспечивается вывод предприятий и организаций из государственного подчинения. В этом случае им придается статус свободных хозяйственных субъектов, деятельность которых осуществляется в конкурентной борьбе. В Республике Беларусь преобразование государственной собственности в сельском хозяйстве проходит через процесс приватизации. При этом наиболее эффективным путем является переход государственной собственности преимущественно к членам трудового коллектива. Учитывая то, что земля является государственной собственностью, объектом приватизации являются имущество и основные средства производства. Организационно-экономической основой таких преобразований является формирование долевого фонда. Определение имущественной доли и передача ее стоимости предоставляет ее владельцу экономическую свободу в выборе формы хозяйствования. В частности он может: 1) работать единолично и вести фермерское хозяйство; 2) объединить свой капитал с другими собственниками и не быть самостоятельным хозяином; 3) продать, передать по наследству и т.д.

На практике при выборе рыночных форм хозяйствования необходимо исходить из следующих принципов:

1) экономической целесообразности, то есть освоение новых форм хозяйствования должно сопровождаться стабилизацией или ростом производства;

2) не разрушать социального облика села. Обеспечить всем производителям сельхозпродукции равные условия пользования объектами производственной и социальной инфраструктуры;

3) максимально учитывать конкретные местные условия, специализацию, уровень обеспеченности трудовыми и материальными ресурсами, размещение производственных и социальных объектов, сложившуюся психологию и навыки людей;

4) обеспечение предельной интеграции исполнительских и управленческих функций;

5) обеспечение беспрепятственного развития личного подсобного хозяйства, участия в различных организационных структурах;

6) последовательность перехода к новым формам хозяйствования;

7) добровольность выбора форм хозяйствования. Свою судьбу определяют только сами владельцы имущественных паев.

Выше указанные принципы могут быть реализованы при реформировании сельхозпредприятий в следующих вариантах:

1) все члены бывшего СПК или унитарного предприятия (УП) добровольно объединяют свои имущественные паи и организуют на базе нынешнего хозяйства акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив;

2) члены структурных подразделений объединяют имущественные доли и самостоятельно создают в рамках нынешнего хозяйства несколько акционерных обществ или кооперативов с последующим объединением их на добровольной основе в ассоциацию;

3) выделение небольших самостоятельных внутрихозяйственных коллективов, желающих работать на арендной основе. Постепенно они приобретают в свою собственность арендуемые средства производства и становятся полными их собственниками;

4) СПК (УП) полностью разделяется на малые коллективы, самостоятельные крестьянские хозяйства, которые объединяются в союз или ассоциацию для координации и организации совместных подразделений по производственным услугам, использованию социальных объектов, материально-техническому обслуживанию, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

На современном этапе в сельхозпредприятиях Республики Беларусь система хозрасчета строится исходя из следующих экономических условий, которые регламентируют хозрасчетную деятельность:

1) госзаказ на поставку отдельных видов сельскохозяйственной продукции;

2) реализация остальной сельскохозяйственной продукции по договорам;

3) рынок средств производства;

4) договорные цены на сельскохозяйственную продукцию;

5) единые закупочные цены на продукцию, поставляемую по госзаказу;

6) свободное выделение кредитов при гарантии возврата ссуды в установленный срок.

Переход к рыночным отношениям отражается также на формировании и использовании прибыли. В этой связи различают следующие формы хозрасчетных отношений: нормативное распределение прибыли (рис. 1), нормативное распределение хозрасчетного дохода (рис. 2) и безнормативное распределение.

Большое внимание в хозрасчетных предприятиях уделяется использованию прибыли. В первую очередь определяется часть балансовой прибыли, облагаемая налогами. Балансовую прибыль уменьшают на дивиденды по акциям и другим ценным бумагам, на доходы от долевого участия в совместных предприятиях. Из оставшейся суммы прибыли производится уплата налогов: на прибыль, с оборота (в случае производства продукции,

Рис. 1. Схема распределения прибыли

облагаемой этим налогом), а также местные налоги и сборы. Остальная часть прибыли используется по собственному усмотрению без регламентации распределения ее по отдельным фондам.

Таким образом, рассматриваемую форму хозрасчета можно назвать безнормативной. С ее освоением усиливаются хозрасчетные принципы функционирования в условиях рынка, повышается роль налоговой системы, расширяется самостоятельность предприятий в организации производства и распоряжении результатами деятельности.

Рис. 2. Схема распределения дохода.

12.4. Организация внутрихозяйственных экономических отношений

В условиях развития свободной рыночной экономики, особенно на начальной стадии, когда издержки переходного периода влекут падение эффективности материального производства, становится актуальной проблема коренного изменения механизма управления экономикой сельхозпредприятия. Одним из путей решения данной проблемы является усиление воздействия внутрихозяйственных экономических рычагов на конечные результаты работы сельхозпредприятия.

В общем виде элементами системы внутрихозяйственных экономических взаимоотношений могут быть подсистемы планирования, экономического стимулирования и ответственности, определяющие имущественные, производственные и финансовые отношения между сельхозпредприятием и его структурными подразделениями, а также непосредственно между самими подразделениями (основными, вспомогательными и обслуживающими).

Конечной целью функционирования данной системы является получение сельхозпредприятием прибыли путем производства и реализации конкурентоспособной сельхозпродукции высокого качества. При этом движущей силой системы является мотивационный механизм частичного саморегулирования, который наряду с командно-административными методами находится в основе функционирования системы.

Сутью данного механизма является то, что на внутрихозяйственном уровне вводится экономическое и материальное стимулирование. Оно базируется на принципах самоокупаемости и самофинансирования внутрихозяйственных подразделений сельхозпредприятия и опосредуется через экономическую заинтересованность трудовых коллективов в максимальном повышении конечных результатов, как своего подразделения, так и сельхозпредприятия в целом. При этом обеспечение экономического стимулирования происходит посредством предоставления подразделениям относительной самостоятельности, а также возможности распоряжаться частью конечных результатов своего труда в виде определенной доли прибыли. В их компетенцию в данном случае входит самостоятельное решение вопросов оперативного планирования, регулирования и управления производством в рамках подразделения.

Для организации внутрихозяйственных экономических взаимоотношений на вышеизложенных принципах в сельхозпредприятии должны быть созданы следующие условия:

1. Относительная имущественная самостоятельность внутрихозяйственных подразделений . Это условие обеспечивается путем закрепления за подразделениями определенной части основных средств производства, которые могут быть сданы ему в аренду. Такая имущественная самостоятельность обеспечивает подразделениям организационную самостоятельность в сфере производства и является необходимым условием для предоставления ему экономической самостоятельности;

2. Относительная экономическая самостоятельность производственных подразделений может быть достигнута посредством сокращения количества централизованно доводимых показателей и использования внутри подразделений отдельных элементов рыночной экономики. В частности, в сельхозпредприятиях вводится механизм формирования расчетных (договорных) цен на производственную продукцию и оказанные услуги с целью осуществления взаиморасчетов как между подразделениями, так и между подразделением и администрацией сельхозпредприятия. В этом случае экономическая самостоятельность призвана усилить на уровне подразделений воздействие таких принципов, как экономическая заинтересованность и экономическая ответственность, а также соизмерение затрат с конечными результатами деятельности;

3. Относительная финансовая самостоятельность подразделений . Данное условие осуществляется путем организации системы финансовых расчетов на внутрихозяйственном уровне. С этой целью в рамках системы внутрихозяйственных экономических взаимоотношений образуется внутрихозяйственный финансово-расчетный центр (ФРЦ). В этом случае все взаиморасчеты межу сельхозпредприятием и его подразделениями, а также между подразделениями за материальные ресурсы, произведенную продукцию и оказанные услуги производятся на основе установленных расчетных (договорных) цен;

4. Создание внутрихозяйственной рыночной инфраструктуры . Это условие подразумевает формирование различных субъектов экономических взаимоотношений внутри сельхозпредприятия. В частности, к ним могут относится как подразделения основного (растениеводство и животноводство), так и вспомогательного и обслуживающего производства (автопарк и ремонтная мастерская), а также ФРЦ, планово-экономическая служба и др.;

5. Организация внутрихозяйственных договорных отношений между подразделениями, а также между сельхозпредприятием и его подразделениями предусматривает заключение внутрихозяйственных договоров на аренду основных средств производства, на постановку материально-технических ресурсов и произведенной сельхозпродукции, на выполнение определенных работ и оказание услуг. В этих договорах в обязательном порядке указываются наименования, объем и сроки поставки, различные нормы и нормативы, внутрихозяйственные расчетные (договорные) или реализационные (закупочные) цены, обязанности и ответственность сторон и т.д.

Таким образом, вышеизложенная система внутрихозяйственных экономических взаимоотношений должна обеспечить мобилизацию внутренних резервов и ресурсов сельхозпредприятия для достижения максимальных результатов, что чрезвычайно важно в современный период развития и становления рыночных отношений.


ДЕНЕЖНАЯ ВЫРУЧКА

Фонд оплаты труда

и другие затраты

РИБЫЛЬ

Расчеты с бюджетом и вышестоящим органом

Уплата

процентов за кредит

ОСТАТОЧНАЯ ПРИБЫЛЬ

Фонд социального развития

Фонд развития производства, науки и техники

Фонд материального поощрения

ДЕНЕЖНАЯ ВЫРУЧКА

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ

ДОХОД

РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ И ВЫШЕСТОЯЩИМ ОРГАНОМ

УПЛАТА ПРОЦЕНТОВ ЗА КРЕДИТ

ХОЗРАСЧЕТНЫЙ ДОХОД

ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА, НАУКИ И ТЕХНИКИ

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ЕДИНЫЙ ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60180. Сценарий праздника «Посвящение в первоклассники» 100 KB
Вас можно назвать настоящими учениками. 1ый ученик: Поступил я осенью в школу в 1ый класс Я считаюсь школьником с первого числа 2ой ученик: Пришли мы в нашу школу в просторный светлый дом Где много дней веселых вместе проведем.
60181. Традиції святкування Масляної в Україні 497 KB
Зима Чайковського Ведуча: Масляна - час ігор і розваг. Зявляється Цариця Зима з наказом ЦЗ: Я - цариця Зима. Цариця Зима. Ведуча: Так ось воно що отже зима не хоче поступатися своїм місцем Весні.
60182. Японія – далека і близька. Інтегрований позакласний захід 98.5 KB
Давня назва Японії Ніппон що означає джерело Сонця. Звязок Японії з іншими країнами світу здійснюється морським шляхом. Державний герб Японії і особиста емблема імператора жовта хризантема...
60186. Стройові прийоми і рух без зброї 131 KB
Строї та їх елементи стройове положення повороти на місці рух стройовим і похідним кроком вихід зі строю підхід до начальника повернення до строю. вихід зі строю підхід до начальника повернення до строю.
60187. Постороение выкроек головных уборов 29.5 KB
Форма козырька его длина будут зависеть только от Вашей фантазии И наконец построение круглой шляпки но состоящей не из клиньев а как бы из двух полукруглых бочков и средней части имеющей прямоугольную форму.

Производство продукции требует затрат - трудовых и материальных. Труд должен оплачиваться, материальные ресурсы предприятие покупает, реже приобретает в обмен на продукцию и услуги. Для того и другого нужны финансовые ресурсы. Основным их источником является прибыль. Цикл производства можно выразить цепочкой: затраты - продукция - выручка - доход - прибыль. Главные звенья ее - начальное и завершающее, то есть затраты и прибыль. Это определяет необходимость постоянного сопоставления текущих и итоговых (годовых) расходов и результатов работы предприятия, что является основой хозяйственного расчета.

Под хозяйственным расчетом понимают метод хозяйствования, основанный на соизмерении расходов и доходов с целью обеспечения безубыточной деятельности предприятия. В последние годы возникли суждения, что рыночной экономике категория хозяйственного расчета не свойственна: рынок «поглощает» хозрасчет, он должен быть заменен коммерческим расчетом.

Определяя понятие, следует исходить из того, что как экономическая категория хозяйственный расчет выражает производственные отношения, развивающиеся на основе оборота материально-вещественных и финансовых ресурсов в ведущем звене хозяйственной системы - предприятии. Следовательно, он охватывает не все сферы производственных отношений, а только отдельную, первичную их сферу. Производственные отношения в первичном звене базируются на таких стоимостных формах, как товар, цена, себестоимость, стоимость, деньги, прибыль, хозрасчетный (предпринимательский) доход. Тем самым хозрасчет взаимодействует с другими категориями, обусловленными экономическими законами.

В рыночных условиях производство осуществляется как на коммерческих, так и на некоммерческих предприятиях. В отношении последних неправомерно применение условий и правил коммерческого расчета. Требование же расчетливого хозяйствования - главное условие хозрасчета - общее для всех предприятий.

Структурные подразделения предприятия (бригады, фермы, мастерские и др.) не являются юридическими лицами, соответственно не осуществляют коммерческую деятельность. Разумеется, предприятие не может функционировать в условиях коммерческого расчета, если его подразделения не работают на этой основе.

Другое дело - предпринимательство. В значении хозяйственной предприимчивости, деятельности, направленной на получение и наращивание дохода, оно свойственно и первичным трудовым коллективам, и всему предприятию. Предпринимательство не только не противоречит хозяйственному расчету, но и составляет одно из его условий. Результативность хозяйственной деятельности отражается в массе прибыли как реализованной части чистого дохода.

Прибыль формируется за счет выручки от реализации продукции, работ и услуг основного производства; прочей реализации (вспомогательных производств, продажи материальных ценностей); внереализационных операций - доходов по ценным бумагам, от долевого участия в совместных предприятиях, арендной платы и др.

Организация хозрасчетной деятельности предполагает применение соответствующих принципов хозяйственного расчета. Основные из них следующие:

экономическая самостоятельность предприятия в выборе организационно-правовой формы и формы хозяйствования, разработке производственной программы, определении каналов и способов сбыта продукции;

самоорганизация деятельности первичных трудовых коллективов;

свобода предпринимательства, конкурентоспособность в рыночной среде;

окупаемость затрат, рентабельность производства, самофинансирование предприятия;

сочетание в деятельности работников личных, коллективных и общественных интересов;

ответственность работников и всего предприятия за результаты производства;

учет, контроль, экономический анализ расходов и доходов, режим экономии, бережливость.

Попытки воплотить принципы хозрасчета в деятельность предприятий предпринимались неоднократно, но часто безуспешно. Среди причин, препятствовавших его внедрению, были монополизация собственности; централизованная система управления, игнорирующая экономические методы и исключающая самостоятельность товаропроизводителей в выборе формы хозяйствования и организации производства; неэквивалентный межотраслевой обмен; низкая мотивация работников к труду; слабая развитость производственной и социальной инфраструктуры и др.

Ряд названных причин в настоящее время устранен, но некоторые не только существуют, но и усугубляются. В результате многие сельскохозяйственные предприятия остаются убыточными. Однако это не является аргументом, принижающим роль хозрасчета как экономической категории и метода хозяйствования.

Хозяйственный расчет может быть действенным при создании соответствующих условий.

Взаимодействие и взаимообусловленность систем хозяйственного расчета и рыночных отношений

Под системой понимают совокупность моментов, взаимосвязанных и взаимообусловленных, образующих единое целое. Системный подход позволяет познать целостность объекта изучения и обеспечивающие ее механизмы, выработать эффективную стратегию исследования. Анализ хозяйственного расчета как системы позволяет полно раскрыть и объяснить его сущность, объективные основы, выполняемые функции, выявить причины недостаточно"" го его воздействия на производство, определить направления развития и практические меры по реализации цели и принципов.

Расширение самостоятельности предприятий, присвоение средств и результатов труда участниками всех уровней экономических отношений (работник, первичный трудовой коллектив, предприятие) и распоряжение ими создают экономические, материальные, социальные стимулы для саморазвития, реализации многообразия интересов.

Система хозрасчета, как и любая другая система, развивающаяся. Она при обретает новые свойства, совершенствуется вместе с развитием производственных отношений. Этому способствуют экономическая самостоятельность предприятий, реорганизация управления сельскохозяйственным производством, переход к рыночной экономике.

В этой связи неправомерен вопрос о совместимости хозяйственного расчета и рынка. Рынок, как и хозрасчет, является неотъемлемой категорией товарного производства. Основными признаками товарного производства, а следовательно, и рынка являются общественное разделение труда и хозяйственная обособленность товаропроизводителей.

Через рынок как сознательно управляемый элемент воспроизводственного процесса реализуются объективные экономические законы, что при соответствующих условиях обеспечивает удовлетворение общественных потребностей, непрерывность расширенного воспроизводства. Регуляторами рыночных отношений является спрос и предложение, цена, кредит, налоги.

Таким образом, рынок является категорией товарного хозяйства, выражающей экономические отношения между производителями и потребителями в сфере товарного обмена. Он не характеризует всю систему производственных отношений, а лишь отражает отношения, свойственные данному способу производства.

Системы рыночных отношений и хозяйственного расчета имеют много общего. Такие элементы обеих систем, как объективные основы функционирования, выполняемые функции, факторы развития, совпадают, или не противоречат друг другу. Ряд названных принципов хозяйственного расчета также является основой регулирования рыночных отношений. И к хозрасчету, и к рынку можно отнести такие общие задачи, как управление, координация и стимулирование производства.

Имеются и различия, определяемые спецификой и сферой действия хозрасчетных и рыночных отношений. Если хозрасчет выражает систему производственных отношений на уровне первичного звена (непосредственно производство, распределение, обмен и потребление), то рынок представляет, лишь те отношения, которые складываются исключительно в процессе обмена, выражая форму обращения товаров. Вместе с тем нельзя отрицать связь рынка с другими сферами производственных отношений. Экономические отношения на рынке составляют своего рода подсистему в системе производственных отношений. Без обмена разрывается замкнутая цепь: производство - распределение - обмен - потребление. И поскольку в основе рынка лежит общественная потребность в форме платежеспособного спроса, не только производство определяет рынок, но и рынок влияет на производство.

Следовательно, хозрасчет и рынок находятся во взаимодействии. Подтверждением этому служит период нэпа, когда высокий уровень и непрерывность производства были обеспечены путем широкого использования рыночных отношений, а хозрасчет строился, с одной стороны, на основе учета запросов рынка, с другой - на основе контроля расходов и доходов предприятий. Рынок в этот период сыграл исключительную роль в решении задач хозрасчета.

Хозрасчетная деятельность предприятия

Реализация принципов хозяйственного расчета и эффективное хозяйствование возможны при наличии соответствующих условий - экономических, внутрихозяйственных, производственных, организационных, социальных.

В ряду экономических условий особое значение имеет благоприятная система цен. В рыночной экономике действуют свободные (договорные) цены. Однако, особенно на переходном этапе, необходимо их регулировать. Как свидетельствует мировая практика, такая необходимость возникает и в периоды устойчивого развития в рамках системы мер по поддержанию и дальнейшему подъему экономики.

На сельскохозяйственную продукцию, реализуемую в основном для удовлетворения федеральных и региональных нужд, должны существовать гарантированные цены. Они устанавливаются на уровне, обеспечивающем получение товаропроизводителями доходов, необходимых для расширенного воспроизводства. Такие цены применяются в случаях, когда средняя рыночная цена не возмещает сложившийся средний уровень затрат на производство и реализацию продукции. Сбыт продукции по другим каналам регулируется спросом и предложением.

Рост цен на промышленные изделия не должен опережать их рост на сельскохозяйственную продукцию этих целях функция органов управления АПК - контроль за изменением индексов тех и других цен, обеспечение эквивалентности обмена с помощью средств федерального и регионального бюджетов. Особенно это касается цен на дефицитные виды промышленных изделий. Свободными могут быть цены на те изделия, потребность в которых удовлетворяется.

Паритет может обеспечиваться также в условиях устойчивого партнерства предприятий разных сфер, например сельского хозяйства и машиностроения. Эффективно создание акционерных объединений предприятий промышленности и сельского хозяйства, учредителями которых были бы и сельскохозяйственные предприятия.

Сельское хозяйство - отрасль неустойчивая и нуждается в особом режиме финансирования. Во всех развитых странах оно дотируется. Размер дотаций различный, обычно не менее 40-50 % затрат на товарную продукцию. Кроме того, выделяются средства для компенсации части расходов на про ведение отдельных мероприятий.

Закон Российской Федерации «О государственном регулировании агропромышленного производства» (1997) предусматривает направление бюджетных средств на поддержку инвестиционной деятельности, мероприятий по повышению плодородия почв, кредитование и страхование, компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, развитие племенного животноводства и элитного семеноводства, организацию профессиональной подготовки кадров и некоторые другие цели. Однако уровень экономики еще не позволяет в полной мере осуществлять положения закона.

Сельское хозяйство нуждается в эффективной системе кредитования и страхования. Кредиты следует выдавать на льготных условиях и на длительный срок. Целесообразно создание сельскохозяйственных кооперативных и других банков на принципах кредитной кооперации. В формировании паевого капитала кооперативных кредитных учреждений важна государственная поддержка на возвратной основе.

При остром финансовом дефиците возможно получение кредита под залог сельскохозяйственной продукции и сырья, как с участием, так и без участия государства. Однако эта форма связана с риском для предприятия-ссудополучателя.

Обременительна для сельских товаропроизводителей и предприятий смежных отраслей действующая система налогообложения. Она отличается большим числом и высоким уровнем налогов. Нередко на их выплату расходуется до 80 % прибыли предприятия. В ряде стран общий размер налогов ограничен 20-25 % прибыли, установлены преимущественно лишь налоги на доход, земельный и на добавленную стоимость.

Направлениями совершенствования налоговой системы могут быть сокращение видов налогов, уменьшение налогооблагаемой базы на величину собственных средств, направленных на улучшение земель и модернизацию производства; установление льгот по налогообложению для, предприятий АПК, вкладывающих средства в сельское хозяйство, перерабатывающую промышленность, социальную сферу; освобождение на определенное время от налогообложения приоритетных отраслей производства; введение налоговых, льгот для вновь создаваемых предприятий.

Важная роль принадлежит внутрихозяйственным производственным условиям. Устойчивая производственная база предприятия является основой эффективного хозяйствования. Составляющие этой базы - земельные угодья, основные производственные фонды, оборотные средства, трудовые ресурсы - должны быть на уровне достаточной обеспеченности и находиться в рациональном соотношении, то есть предприятие должно располагать сбалансированным производственным потенциалом.

Неоценимо место земли в производственной базе предприятия.

Указывая на ее роль, один из основоположников учения о земле Ю. Либих отмечал, что процветание или обнищание наций зависит от того, в каком состоянии находится плодородие почвы. Качественное состояние земли связано со своевременным проведением комплекса агротехнических мероприятий, прежде всего внесением полных доз удобрений, поддержанием влагообеспеченности. По возможности земельная территория должна быть компактной, без чересполосиц и вклиниваний, с надлежащей сетью внутрихозяйственных дорог.

Формируя средства производства, исходят из того, чтобы их размер и состав обеспечивали эффективное использование как самих производственных фондов, так и земли, трудовых ресурсов.

Следует соблюдать рациональное соотношение основных производственных фондов и оборотных средств. Считают, что в зависимости от специализации предприятия оно должно быть не ниже чем 1: 1,5-2.

От технической оснащенности зависят уровень механизации и автоматизации производственных процессов, возможности применения систем машин по производству продукции растениеводства и животноводства. Важно иметь высокооснащенную ремонтную базу.

Из условий, влияющих на эффективное хозяйствование, следует выделить номинальный потенциал трудовых ресурсов, степень фактического участия их в производственной деятельности предприятия, возрастной и профессиональный состав работников, уровень квалификации, сезонность использования.

Производственные условия тесно связаны с организационными, они взаимообусловлены. Рыночные отношения определяют новые подходы и способы обоснования производственной структуры предприятия - соотношения отраслей и элементов производства. В условиях отмены государственных заказов на поставки продукции, предпринимательства и конкуренции объем, и ассортимент производимых продуктов ориентированы на спрос и предложение. Возможные ситуации заранее предвидеть трудно. Однако во избежание риска или для снижения его прежде, чем произвести продукцию, нужно сопоставить варианты ее реализации, выявить конкурентов в своем регионе, найти надежных партнеров, заключить с ними договоры на продажу, желательно на длительный срок.

Развивать производство целесообразно на многоотраслевой основе, чтобы иметь возможность компенсировать неудачу в одной отрасли успехом в другой.

Производственная, структура предопределяет организационную - состав подразделений основного, вспомогательных и обслуживающих производств. Формируя организационную структуру, исходят из оптимальности числа и размеров подразделений, требований предоставления первичным коллективам экономической самостоятельности, создания условий для предпринимательской деятельности, управляемости предприятия.

К производственной и организационной структуре предъявляются определенные требования, которые в полной мере должны быть учтены при обосновании состава и направления производственной деятельности предприятия.

К организационным условиям эффективного ведения хозяйства относится и совершенная структура управления предприятием - состав органов управления, функциональных служб, руководство ими, порядок соподчиненности и взаимосвязей. Рациональная структура позволяет эффективно выполнять функции и задачи управления. Так, главная функция управления - общее руководство - решает задачи предвидения, рационального построения управленческих структур, функциональной и организационной регламентации, координации, контроля и оценки деятельности коллектива, осуществления внешних экономических связей.

Направлениями совершенствования структуры управления являются оптимизация функциональных служб, определяющих экономическую, технологическую, техническую программу; организация службы маркетинга; усиление роли научных, информационных и внедренческих отделов (групп).

В условиях самостоятельности предприятий повышается роль экономической службы. Экономическая работа должна быть направлена на соблюдение закономерностей и принципов организации сельскохозяйственного производства, применение экономических методов управления, прогрессивных форм производственных отношений, организацию и материальное стимулирование труда, развитие предпринимательства, углубленный экономический анализ деятельности, разработку комплексной программы социально-экономического развития предприятия.

Основными задачами экономической работы являются обеспечение расширенного воспроизводства, увеличение объемов продукции с наименьшими затратами, повышение самостоятельности внутрихозяйственных подразделений, материальной заинтересованности и ответственности работников, социальное развитие коллектива.

В рыночных условиях меняется тактика поведения предприятия: отправной точкой могут являться не производство продукции и в последующем поиск покупателей, а первоначальное изучение спроса, расчет потенциальной емкости рынка, возможных объемов продаж по срокам, качеству и товарному ассортименту и на этой основе планирование и организация производства продукции. Эти функции возлагаются на службу маркетинга, задачами которой являются: определение объема и структуры потребностей рынка в продукции и услугах с учетом цен и издержек; разработка перспективных и текущих бизнес-планов; организация реализации продукции и оказания услуг; выявление резервов развития производства.

На ряде предприятий маркетинговая служба включает группу бизнес-планирования, отделы сбыта, материально-технического снабжения, финансово-расчетный центр.

К организационным условиям производства относятся также разработка внутрихозяйственных норм и нормативов, своевременное и полное ведение плановой и учетно-отчетной документации, широкое информационное обеспечение.

Эффективной организации производства способствуют и благоприятные социальные условия обустроенное жилье работников, электрификация, газификация, телефонизация населенных пунктов, расширение сети социально-культурных и торгово-бытовых объектов, обеспечение села потребительскими товарами и услугами, улучшение условий труда и среды обитания сельского населения, своевременная выплата заработка, рациональный режим труда и отдыха и др.

Названные условия постоянно должны быть предметом внимания руководителей и специалистов предприятия, органов управления агропромышленным комплексом всех уровней.

- хозяйственный расчёт, метод планового ведения хозяйства, введённый в СССР , заключается в соизмерении затрат на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности на основе самоокупаемости (расходы возмещаются доходами , самофинансирования, самоуправления ).

Государственные предприятия в н.1920-х оказались в совершенно новых условиях. Крайне тяжёлая экономическая ситуация не позволяла государству обеспечивать национализированные предприятия сырьем и топливом. Поэтому было принято решение о переводе их на хозяйственный расчёт. Основными его принципами являлись самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление. 12 АВ 1921 в связи с введением НЭПа Совет Труда и Обороны определил новые принципы организации крупных промышленных предприятий (трестов ). Оставаясь в государственной собственности , они получили значительную самостоятельность и были переведены на полный хозрасчёт.

Летом 1921 началось формирование хозрасчётных трестов. Трест, объединявший несколько предприятий, получал права юридического лица , счёт в банке . Трест отчислял в бюджет не всю свою прибыль , а лишь установленные законом налоги и платежи, но не пользовался и государственным финансированием. Он был обязан развивать производство и расплачиваться с работниками и партнёрами за счёт получаемой прибылей. Тресты могли в добровольном порядке объединяться в синдикаты , занимавшиеся организацией закупок и сбыта. По идее , д.б. сформироваться цепочка: потребитель - торговое предприятие - синдикат - трест - предприятие. Всех участников цепочки объединяла материальная заинтересованность в сбыте продукции, а следовательно, в её качестве. На практике государство в лице ВСНХ сохранило широкие полномочия по управлению предприятиями, серьёзно ограничивавшие хозяйственную самостоятельность трестов.

Цели, осуществление и итоги перестройки

В связи с переходом к нэпу изменилась и система комплектования предприятий рабочей силой. Место трудовых армий занял свободный наём рабочей силы через биржи труда. Хозрасчёт предполагал материальную заинтересованность рабочих в результатах работы предприятия. Однако на практике добиться этого почти не удалось. Дело в том, что многие предприятия, особенно в тяжёлой промышленности, работали нерентабельно . Поэтому было невозможно установить прямую зависимость м.прибылью предприятия и зарплатой работников. Её по-прежнему выплачивали на основании норм, расценок и тарифов. Это гарантировало рабочему минимум заработка, но не позволяло получать "слишком много" даже на рентабельных предприятиях. Т.о., переход к нэпу породил сложные проблемы, связанные с попыткой совместить элементы рыночной экономики с сохранением предприятий, трестов и синдикатов в государственной собственности.

В с.1980-х хозяйственный расчёт провозглашается одним из главных средств роста экономики.

Армия

Похожие публикации