Государственное устройство древнерусского государства. Формирование древнерусского государства
Схема 1. Система управления Древнерусским государством в X в.
Схема 2. Система управления Новгородской феодальной республикой («господином Великим Новгородом»)
1 Высший орган власти в Новгороде, собрание свободных горожан – владельцев дворов и усадеб.
Решало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече собирались посадник, тысяцкий и архиепископ.
2 Приглашался вечем.
3 Осуществлял управление и вершил суд, контролировал деятельность князя.
4 Возглавлял народное ополчение, вершил суд по торговым делам.
5 С 1156 г. – выборная должность. Возглавлял церковь в Новгороде, ведал казной республики и ее внешними сношениями.
6 Самоуправляющиеся территориально‑административные и политические единицы.
Схема 3. Высший, центральный и местный государственный аппарат России в XVII в.
Схема 4. Социально‑сословное представительство на Земских соборах XVII в.
Схема 5. Органы власти и управления в Российской империи в 20–70 гг. XVIII в.
Схема 6. Сословная структура Российской империи во второй половине XVIII в.
Схема 7. Органы власти и управления губернии и уезда в конце XVIII в.
Схема 8. Судебные учреждения губернии и уезда в конце XVIII в.
Схема 9. Управление городом в конце XVIII в.
Схема 10. Структура управления Российской империей в первой четверти XIX в.
1 Абсолютный монарх.
2 Сохранил свои функции высшего законосовещательного, административного и судебного правительственного учреждения по делам Русской православной церкви со времени Петра Великого.
3 «Хранитель законов» империи – высший орган надзора за соблюдением законодательства.
4 Учрежден в 1810 г. по инициативе М. М. Сперанского как высший законосовещательный орган. Председатель и члены назначались императором из влиятельных чиновников. По должности в состав Государственного совета входили министры.
5 Высшее административное учреждение, совещание императора с высшими чиновниками по вопросам управления государством. Создан одновременно с министерствами. Состоял из министров и главноуправляющих на правах министров. После учреждения Государственного совета его председатель и председатели департаментов Совета вошли в Комитет министров.
6 Общегосударственное высшее учреждение, орган, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по важнейшим вопросам внутренней политики. В ее составе было создано (в разные годы) 6 отделений. Особое место среди них занимало III отделение – орган политического сыска и следствия.
7 Центральные органы управления, созданные на основе единоначалия в 1802 г. взамен коллегиальных органов. Подверглись преобразованиям в 1810–1811 гг.
Схема 11. Высшие и центральные государственные учреждения Российской империи после 1905 г.
Схема 12. Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в годы Первой мировой войны (1914–1917)
1 Верховным Главнокомандующим с июня 1914 г. был великий князь Николай Николаевич, в августе 1915 г. Николай II возложил эти обязанности на себя.
4 Совету министров 24 июня 1914 г. были предоставлены чрезвычайные полномочия: самостоятельно разрешать большинство дел от имени императора, утверждать всеподданнейшие доклады.
5 Особое совещание министров для объединения всех мероприятий по снабжению армии и флота и организации тыла при председателе Совета министров. Осуществляло высший надзор за деятельностью всех правительственных и частных предприятий, изготовлявших предметы боевого и материального снабжения фронта, содействовало созданию новых и перепрофилированию имеющихся предприятий, распределяло правительственные военные заказы и контролировало их исполнение. Обладало широкими полномочиями, вплоть до секвестра и реквизиции имущества.
Высшие правительственные учреждения под председательством министров, подотчетные только императору. Созданы в противовес общественным военно‑хозяйственным организациям.
Схема 13. Общероссийские общественные военно‑хозяйственные организации в 1914–1918 гг.
Схема 14. Высшие органы государственной власти и управления в России в феврале – октябре 1917 г.
1 Высший орган государственной власти, сформированный после Февральской революции. За время существования временного правительства сменилось четыре его состава. «Совет пяти» – орган государственного управления, коллегия пяти министров Временного правительства. Объявила Россию республикой. Перестала существовать с образованием 3‑го коалиционного Временного правительства.
3 Должность обер‑прокурора была упразднена (5 августа 1917 г.), а на основе его канцелярии и Департамента духовных дел иностранных исповеданий создано Министерство исповеданий.
4 В составе Сената были упразднены Верховный уголовный суд, Особое присутствие, Высший дисциплинарный суд.
5 Фактически бездействовал.
6 Создан на Демократическом совещании как постоянно действующий представительный орган всех российских партий до созыва Учредительного собрания. Был ограничен совещательными функциями. Распущен Петроградским ВРК.
7 Образован депутатами Государственной думы в ходе Февральской революции. Первого марта взял на себя функции органа высшей государственной власти, создал (по согласованию с Петросоветом) Временное правительство, затем действовал как представительный орган Думы (до 6 октября).
8 Создано в марте 1917 г. для предварительного рассмотрения законопроектов.
9 После Февральской революции сохранили свои задачи и функции.
10 Создан 21 июня для выработки общего плана организации народного хозяйства и мер по регулированию хозяйственной жизни.
11 Регулирующий орган для проведения отдельными ведомствами и учреждениями мероприятий по упорядочению хозяйственной жизни страны. Создан одновременно с Экономическим советом.
12 Учрежден 25 июля из пяти министров 2‑го коалиционного Временного правительства. Определенных функций не имел.
Схема 15. Высшие органы власти и управления РСФСР в 1918–1922 гг.
1 Высший орган государственной власти в РСФСР.
2 Высший орган законодательной, исполнительной и распорядительной власти в период между Всероссийскими съездами.
3 Постоянно действовавший оперативный орган ВЦИК, высший орган власти в период между сессиями ВЦИК.
4 Правительство Российской Республики. Осуществлял общее управление делами, издавал декреты, имеющие силу закона, координировал деятельность местных органов.
5 Постоянная комиссия СНК, чрезвычайный орган, осуществлявший мобилизацию всех сил в интересах обороны государства. В апреле 1920 г. преобразован в Совет труда и обороны, руководивший по окончании Гражданской войны экономической работой в стране.
6 Постоянная комиссия СНК. Рассматривал финансовые и экономические вопросы.
7 Единый орган руководства всеми военными учреждениями и вооруженными силами страны.
8 Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем. Первоначально на ВЧК возлагалось лишь расследование и предупреждение преступлений. После объявления «красного террора» осенью 1918 г.
ВЧК было предоставлено право расстрела на месте, без суда и следствия, любого подозреваемого.
9 Создана в составе народного комиссариата юстиции как орган надзора за соблюдением революционной законности. Прокурором Республики, как правило, являлся нарком юстиции либо его заместитель.
10 Образован в декабре 1917 г. как единый общеэкономический центр. После создания Совета рабочей и крестьянской обороны стал органом руководства промышленностью, капитальным строительством и автотранспортом. С 1920 г. окончательно складывается как промышленный наркомат.
Схема 16. Высшие и центральные органы власти и управления СССР в 1922–1936 гг.
1 Высший орган государственной власти в СССР.
2 Высший орган государственной власти между Всесоюзными съездами Советов.
3 Высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти в период между сессиями ЦИК СССР.
4 Назначался Президиумом ЦИК СССР. Прокуроры союзных республик ему не подчинялись.
5 Исполнительно‑распорядительный орган ЦИК СССР, частично выполнявший и законодательные функции (подготовка и предварительное рассмотрение декретов и постановлений, которые выносились на обсуждение ЦИК СССР и его Президиума).
6 Создан при наркомате по военным и морским делам на правах коллегии. Председатель РВС СССР одновременно являлся наркомом.
7 Общесоюзный орган по охране государственной безопасности при СНК СССР. Упразднен после создания НКВД СССР, функции перешли к главному управлению государственной безопасности (ГУГБ) НКВД.
8 Объединенный (союзно‑республиканский) наркомат. Руководил промышленностью на всей территории СССР
9 Орган государственного контроля. Действовала совместно с Центральной комиссией ВКП(б) как единый партийно‑советский орган.
10 Руководил наркоматами, ведающими хозяйственными и оборонными вопросами, корректировал хозяйственные и финансовые планы.
11 Создано при СНК СССР. Возглавляло всю систему государственной статистики. В 1926 г. наделено правами наркомата. В 1930 г. ликвидировано как самостоятельное учреждение, вошло в Госплан СССР как Центральное управление народохозяйственного учета (ЦУНХУ).
12 Главное управление по делам литературы и издательств. Создан в 1922 г. Орган цензуры.
Схема 17. Высшие органы власти и управления CCCР по Конституции 1936 г.
1 Единственный общесоюзный законодательный орган, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух палат. Сессия должна была созываться два раза в год. Верховный Совет избирал Президиум, образовывал правительство (СНК), назначал Верховный суд и Генерального прокурора СССР.
2 Высший законодательный и исполнительно‑распорядительный орган в период между сессиями Верховного Совета СССР. Избирался палатами и был им подотчетен. Постепенно полномочия Президиума расширялись. С 1938 г. он получил право объявлять военное положение в стране, контролировал работу подотчетных органов – правительства, Верховного суда, Генерального прокурора.
3 Высший орган государственного управления – правительство. Утратил законодательные функции и стал исполнительно‑распорядительным органом. Слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР, который на 1‑й сессии образовывал новое правительство. В 1944 г. было создано Бюро СНК для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями (в 1953 г. преобразовано в Президиум). В 1946 г. СНК переименован в Совет Министров.
4 В 1946 г. переименованы в министерства.
5 Создан в ноябре 1937 г. вместо Совета труда и обороны как постоянная комиссия при СНК СССР. Орган оперативного хозяйственного руководства. Существовал до 1944 г.
Схема 18. Органы государственной власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
1 В годы войны секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Cталин сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Он одновременно являлся Председателем СНК, председателем ГКО (30 июня 1941 – 4 сентября 1945), возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования (10 июля 1941 – сентябрь1945), был наркомом обороны (16 июля 1941 – сентябрь 1947), Верховным Главнокомандующим (8 августа 1941 – сентябрь 1945).
2 Чрезвычайный орган, возглавлявший все государственное, военное и хозяйственное руководство в стране.
3 25 июня 1941 г. Президиум принял решение отложить выборы в Верховный Совет СССР, полномочия депутатов которого истекали осенью 1941 г. Первые послевоенные выборы состоялись в марте 1946 г. Фактически система Советов была подчинена партийным комитетам разных уровней.
5 Рабочий орган Ставки Верховного Главнокомандования.
6 Создан в мае 1942 г.
7 Осуществляло общее руководство партийно‑политической работой в армии. Действовало на правах военного отдела ЦК партии.
Схема 19. Органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1977 г.
1 Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г. КПСС признавалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.
2 Республиканские, краевые, областные и другие партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.
3 Высший орган государственной власти в СССР, возглавляющий единую систему Советов. Состоял из двух равноправных и равновеликих палат. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.
4 Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.
5 Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области, 1 – от автономного округа.
6 Высший орган государственной власти, постоянно действовавший в период между сессиями ВС СССР. Избирался на совместном заседании палат в составе Председателя Президиума, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя (по одному от каждой республики) и 21 члена Президиума ВС СССР. Был подотчетен ВС СССР.
7 Правительство СССР – высший орган государственного управления, формировался на 1‑й сессии ВС СССР нового созыва, был ответствен перед ВС СССР и подотчетен ему, в период между сессиями ВС СССР – подотчетен Президиуму ВС СССР. Имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.
8 Центральные органы государственного управления: 32 общесоюзных и 30 союзно‑республиканских министерств СССР, 6 общесоюзных и 12 союзно‑республиканских государственных комитетов СССР.
9 Правительства союзных республик. Были ответственны перед ВС союзных республик и подотчетны им. Имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять распоряжения и решения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих народных депутатов.
10 Высшие органы власти в союзных республиках.
11 Возглавлял систему органов народного контроля, избирался ВС СССР сроком на 5 лет.
12 Высший судебный орган СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. С 1979 г. выступал в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в порядке надзора и в кассационном порядке. Избирался ВС СССР сроком на 5 лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик по должности.
Древнерусском государстве одновременно существовали: численная (или десятичная) и дворцово-вотчинная системы. Численная система своими корнями уходила в организацию военного ополчения, которое подразделялось на тысячи, сотни и десятки, состоявшие под управлением тысяцких, сотских и десятских.
С. В. Юшков не склонен был проводить функциональные различия между тысяцкими, сотскими и десятскими. Согласно ему, все они суть звенья одной системы и функции их были однородны, отличаясь лишь объемом полномочий. Что касается характера этих функций, то были они, прежде всего, не судебными, а военно-административными. Тысяцкие являлись начальниками гарнизонов, расставленных в основных центрах Руси.
Княжеские города и волости были разными по своим размерам и количеству жителей, но в каждом из них был только один тысяцкий.
Со временем утрачивается соответствие числовому обозначению. Тысяча стала не вооруженным числом людей, а понятием территориальным. При этом десятские, сотские, тысяцкие стали руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, превратившись в воеводу; сотский же стал городским судебно-административным должностным лицом. Сотские, подобно тысяцким, нередко входили в число ближайших княжеских советников, заседали в вече (совете), участвовали в выработке судебных уставов.
Н. Н. Хлебников, М. Ф. Владимирский-Буданов, Н. П. Павлов-Сильванский, М. А. Дьяконов считали тысяцких, как и всю десятичную систему, порождением еще догосударственного периода истории восточных славян. М. А. Дьяконов полагал, что в древнерусское время десятичная система сохранялась в своей пережиточной форме, потерявшей исконное военное содержание. «Наши памятники, -- утверждал он, -- не сохранили никакого следа военного значения сотен. Только должность тысяцкого продолжает сохранять довольно долго военный характер. А стоящие во главе сотен сотские, о которых упоминает летопись при Владимире Святом, скорее финансовые правители, а не военачальники».
Территория Древнерусского государства, не розданная местным князьям в качестве вотчины, была разбита на волости и погосты. Во главе волости стоял посадник. Институт посадников был наиболее важным управленческим звеном, поскольку именно посадники, назначенные князем, стали выполнять административные и судебно-полицейские функции на различных территориях, в том числе и завоеванных: организацию управления в городе и окружающих его волостях, осуществление контроля за финансовыми сборами и их распределение, организацию сбора судебных штрафов. Посадник имел своих отроков, составлявших гарнизон города и обеспечивавших выполнение посадником перечисленных обязанностей.
Функциональные обязанности посадников обеспечивались так называемой системой кормлений. Собираемая посадниками дань несомненно централизовалась в стольных городах, но какая-то ее часть шла также и на содержание самой посадничей службы. Посадники, как и другие представители княжеской администрации, получали от своих князей земельные наделы, которые, судя по летописным известиям, никогда не равнялись той волости, которой они временно управляли.
В посадских городах высшим княжеским чиновником после самого посадника был тиун, а в княжеских, где посадников не было, судебные дела от имени князя вершили непосредственно тиуны.
Отрывочные известия, относящиеся к концу XII -- началу XIII в., свидетельствуют, что институт посадничества в Руси функционировал вплоть до монголо-татарского нашествия.
Дальнейшее развитие государственности, феодализации общественных отношений привели к тому, что численная система была вытеснена дворцово-вотчинной. Дворцово-вотчинная система -- это система, при которой органы управления в княжеском дворце были органами управления в государстве, то есть государственные и вотчинные функции составляли как бы единое неразрывное целое, выросшее из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Приближенные к князю лица, руководящие отдельными ведомствами княжеского двора, осуществляли функции государственного управления.
В следствии усложнения системы дворцово-вотчинных органов возрастали их компетенция и функции. Из органов, обслуживавших в первую очередь личные нужды князя, они все больше превращались в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца -- дьяки -- специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.
Наряду с дворцовыми чинами были и должностные лица, находящиеся в штате княжеской администрации: таможники, мытники и куноемцы, которые взимали торговые пошлины; осмники наблюдали за строительством. Были и чиновники, выполнявшие судебные полномочия -- вирники, которые взимали виры (судебные штрафы за убийства); мечники и метельники оказывали помощь судьям при рассмотрении дел.
В дальнейшем расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового приказного управления.
Понятие «государственное управление» употребляется обычно в двух значениях - в широком и узком. В широком значении под государственным управлением понимается целенаправленное, организующе-регулирующее воздействие государства, осуществляемое посредством государственного аппарата, всех ветвей государственной власти на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей. В узком же значении это понятие сводится исключительно к деятельности исполнительных (административных) органов государства. В последнем значении оно используется главным образом в административном праве.
Государственное управление осуществляется в рамках государственно-организованного общества и представляет собой управляющее воздействие одних людей, организованных во властные структуры, на других, занятых в сферах воспроизводства материальных, социальных и духовных ценностей. Место и роль государственного управления в обществе определяются тем, что оно: в о -первых, опирается на власть, т.е. организованную силу, способную осуществлять свою волю посредством принуждения; во-вторых, распространяет свое влияние на все общество, на все значимые процессы в нем; в-третьих, проявляется как взаимодействие двух систем - субъекта управления (им являются государственный аппарат в целом и его различные звенья) и объекта управления (это люди, их коллективы, объединения, общности и т.п.). При этом конкретные средства, методы и способы государственного управления могут быть самыми разнообразными: от прямого распорядительства или директивного управления, предполагающего
Смоленский М. Б., Колюшкина Л. Ю. Теория государства и права Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006.- 288 с.
широкое применение административного принуждения до государственного регулирования, включающего использование правовых, экономических, идеологических и иных рычагов воздействия на управляемые объекты.
2.2 Политический строй древнерусского государства
Государственный строй Киевской Руси стал предметом научного исследования еще в XVIII в. В дореволюционной историографии Киевская Русь преимущественно рассматривалась как самобытное общество и государство, развивающееся иным, нежели Европа или Азия, путем. Н. П. Павлов-Сильванский первым из отечественных историков попытался доказать наличие в русской истории феодального периода, однотипного с западноевропейским феодализмом. С 30-х гг. XX в. в советской историографии утверждается представление о Древнерусском государстве как о раннефеодальной монархии. Несмотря на критическое отношение к этой концепции ряда ученых советского и постсоветского времени (С. В. Бахрушин, С. В. Юшков, И.Я.Фроянов), она все еще доминирует в исторических трудах.
Раннефеодальная монархия вырастает из родообщинных отношений и характеризуется слабостью центральной власти, раздробленностью территории и сохранением значительных остатков родового самоуправления. Эта форма правления существовала в некоторых европейских странах - во Франкском государстве, Англосаксонском королевстве, Германской империи. В политическом строе Киевской Руси также можно обнаружить признаки, характерные для данного типа государственности.
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная власть. Он, однако, не являлся единоличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного
характера. Существовали различные способы замещения великокняжеского престола: наследование, насильственный захват, наконец, избрание вечем. Последний способ, впрочем, имел вспомогательный характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или узурпацию им власти.
Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве крепостей и др.
Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов. Средством сплочения дружинников и поддержания в их среде авторитета князя были княжеские пиры. На них обсуждались государственные дела, разрешались споры и конфликты между дружинниками, распределялись должности. В недрах дружинной организации, еще до образования Древнерусского государства, сложилась так называемая десятичная или численная система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: население делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.
Ближайшие родственники князя - братья, сыновья, племянники - образовывали особую аристократическую прослойку, стоявшую выше других дружинников. Некоторые из них имели свои собственные дружины. Занимая киевский стол, новый князь обычно соединял собственную дружину с дружиной своего предшественника.
Для сбора дани с подвластного населения киевские князья предпринимали специальные походы - полюдье. Первоначально дань собирали мехами, с XI в. преобладала денежная дань. Долгое время дань была ненормированной, и ее размер обусловливался или аппетитом князя и его дружинников, или возможностью использования дани в качестве средства
давления на непокорных подданных. Установление даннических отношений означало вхождение той или иной территории в состав Древнерусского государства, а само полюдье являлось способом управления страной при отсутствии развитого государственного аппарата, так как князья на месте улаживали конфликты, творили суд, разрешали пограничные споры и др.
Постепенно из дружинников и лично зависимых от князя людей формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместникам) - в городах и волостелям - в сельской местности. Жалованье за службу они не получали и содержались за счет сборов с населения - так называемого корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица - кормленщиками.
Княжеским хозяйством управлял дворский. Ему помогали тиуны, назначавшиеся из дворовых слуг князя. Они присутствовали также на суде князя или посадника и даже нередко замещали их в суде. Учет собираемой дани осуществляли данщики, торговую пошлину - «мыть» - взимали мытники, денежный штраф за убийство - «виру» - вирники, пошлину за продажу лошадей - «пятно» - пятенщики.
Несмотря на некоторый рост княжеской администрации, государственный аппарат Древнерусского государства оставался примитивным. Государственные и дворцовые функции еще не обособились друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами.
Развитие феодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов - князей и бояр. В их статусе - крупных вотчинников - соединились право на землю и право на власть. Будучи вассалами великого князя, они обязаны были ему служить. В то же время они являлись полными господами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т. е. осуществляли в своих владениях некоторые государственные функции, могли иметь собственных вассалов.
Таким образом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная система управления, при которой выделяются два центра управления - княжеский дворец и боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственниками - князем и боярами, а выполнение важнейших государственных функций поручается их представителям, являвшимся одновременно и должностными лицами и управляющими вотчинным хозяйством. Государственный аппарат фактически совпадал с аппаратом управления княжеской и боярской вотчиной.
Судебных органов как особых учреждений в Древнерусском государстве не было. Правосудие осуществлялось князем или его представителями на основе обычного права и норм Русской Правды. По мере становления вотчинного землевладения и оформления боярского иммунитета росло значение боярского суда над зависимыми крестьянами. Превращение христианства в государственную религию привело к появлению церковной юрисдикции, распространявшейся на духовенство.
Образование Древнерусского государства не повлекло за собой немедленной ликвидации племенных княжений. Местные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, сводившейся к уплате дани и участию в военных предприятиях Киева.
Фактически Древнерусское государство представляло собой федерацию земель под сюзеренитетом киевского князя. По мере разрастания великокняжеской семьи киевские князья практиковали выделение отдельных земель - уделов - в княжение своим сыновьям. Они постепенно заменяли князей из местных династий. На некоторое время это упрочило великокняжескую власть (рис. 1).
Рис. 1 Государственное управление в Древнерусском государстве
Важную роль в Древнерусском государстве продолжало играть вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Особенно значительна была роль вече в организации обороны города: оно формировало народное ополчение и выбирало его предводителей - тысяцкого, сотских, десятских. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор (ряд). Из 50 князей, занимавших киевский стол в X - начале XIII в., 14 были приглашены вечем. Атрибутами вече являлись вечевой колокол и специальная трибуна, возвышавшаяся над площадью, - степень. Существовал определенный порядок ведения вече, и, возможно, иногда практиковалась запись выступлений. Решения на вече принималось большинством голосов. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний. Первое упоминание в летописях о городском вече датировано 997 г. (Белгород под Киевом).
Многие историки рассматривали вече как орган народовластия. В то же время они по-разному оценивали место вече в системе управления Древнерусским государством. И.Я.Фроянов полагал, что вече являлось верховным учреждением в городах-государствах Древней Руси;
М.Б.Свердлов, наоборот, доказывал эпизодичность созыва вече, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах войны или восстания и главным образом в городах Северо-Западной Руси. По мнению же академика В.Л.Янина, вече наделе приусадебная земля, скот, хозяйственный инвентарь составляли личную собственность каждой семьи. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы и т.д. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между общинниками, проводившемуся раз в несколько лет. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладывала подати между дворами, разрешала споры между общинниками, разыскивала преступников. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Государство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти.
Развитие феодальных отношений и рост крупного землевладения имели своим результатом постепенное подчинение общин государству или отдельным феодалам-вотчинникам. Наряду с выборными старостами появляются назначаемые князьями и боярами приказчики и иные должностные лица. Со временем и старосты также стали назначаться феодалами-вотчинниками.
Тренинг по теме «Древняя Русь»
1. Работа с хронологией
Заполните таблицу. Определите последовательность событий.
Восстание древлян | ||
Гибель Святослава | ||
Крещение Руси | ||
Любечский съезд | ||
Призвание варягов | ||
Разгром Хазарского каганата | ||
___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___
2. Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
Когда действовал (и)? | Кто такой(ие)? | ||
Аскольд и Дир | |||
Байер, Миллер и Шлецер | |||
Борис и Глеб | |||
Владимир I | |||
Владимир II Мономах | |||
Кирилл и Мефодий | |||
Святополк Окаянный | |||
Святослав | |||
Ярослав Мудрый | |||
Ярославичи |
3. Работа со схемой
1. Заполните родословную таблицу. Подчеркните тех князей, которые занимали киевский великокняжеский престол.
2. Заполните схему управления Древнерусским государством.
4. Работа с картой
Найдите на карте:
Волжскую Болгарию;
город Доростол;
город Итиль (столицу Хазарского каганата);
город Киев;
город Константинополь;
город Корсунь;
город Новгород;
границы ДРГ при Владимире I
границы ДРГ при князе Игоре и княгине Ольге;
границы ДРГ при князе Олеге;
границы ДРГ при Ярославе Мудром;
Дунайскую Болгарию;
наиболее вероятную прародину славян;
район расселения варягов;
район расселения вятичей;
район расселения древлян;
район расселения печенегов в X – начале XI вв.;
район расселения половцев во второй половине XI – начале XII в.;
район расселения полян;
район расселения словен ильменских.
5. Работа с понятиями
Дайте определение понятий.
Барщина __________________________________________________.
Вервь _____________________________________________________.
Волхв _____________________________________________________.
Вотчина ___________________________________________________.
Закуп _____________________________________________________.
Зернь _____________________________________________________.
Идол ______________________________________________________.
Капище ___________________________________________________.
Митрополит _______________________________________________.
Мозаика ___________________________________________________.
Оброк _____________________________________________________.
Рядович ___________________________________________________.
Скань _____________________________________________________.
Фреска ____________________________________________________.
Холоп _____________________________________________________.
6. Работа с источниками
Определите, о каких событиях идет речь в отрывках из «Повести временных лет». Заполните таблицу.
1. «И повелел своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов: «Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь». И остановил (он) воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено… И приказал дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей».
2. «…Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их…».
3. «И послали со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, А нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?”»
4. «И поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот».
5. «…Повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его… к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей».
6. «Учила его мать принять крещение, но он не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же»».
7. «И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись – и так оставшиеся их возвратились домой. И придя в землю свою, поведали – каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, – говорили они, – имели у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их”».
8. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам…».
9. «Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей…».
10. «А было печенегов без числа. Он выступил из города и исполчил дружину, и поставил варягов посередине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая… И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня».
ОТВЕТЫ
Тренинг
1. Работа с хронологией
Заполните таблицу (1 - необходимо указать век или десятилетие, 2 - точную дату). Определите последовательность событий.
Восстание древлян | ||
Второе восстание в Киеве и призвание Владимира Мономаха | ||
Гибель Святослава | ||
Крещение Руси | ||
Любечский съезд | ||
Объединение Новгорода и Киева в рамках одного государства | ||
Окончательный распад Древнерусского государства | ||
Поражение Ярославичей от половцев и восстание в Киеве | ||
Поход Олега на Константинополь | ||
Призвание варягов | ||
Разгром Хазарского каганата | ||
Усобица среди сыновей Владимира |
10→6→9→1→11→3→4→12→8→5→2→7
2. Работа с персоналиями
Когда действовал (и)? | Кто такой(ие)? | Что сделал? Что с ним произошло? | |
вт. пол. Хв. | византийская принцесса | 1. Вышла замуж за Владимира I после крещения |
|
Аскольд и Дир | вт. пол. IX в. | правители Киева | 1. Убиты князем Олегом при захвате города |
Байер, Миллер и Шлецер | XVIII в. | ученые, немцы по происхождению, работали в России | 1. Создатели норманнской теории |
Борис и Глеб | начало XI в. | князья, сыновья Владимира I | 1. Убиты Святополком Окаянным 2. Первые русские святые |
Владимир I | годы правления: 980-1015 | 1. Победил в борьбе со своим братом Ярополком 2. Сделал своих сыновей наместниками 3. Организовал оборону южных рубежей от набегов печенегов 4. Пытался реформировать язычество 5. Крестил Русь (988 г.) |
|
Владимир II Мономах | годы правления в Киеве: 1113-1125 | князь, внук Ярослава Мудрого, по матери – внук византийского императора Константина Мономаха | 1. Организатор совместной борьбы с половцами 2. Заслужил известность как справедливый правитель, противник междоусобиц 4. Был приглашен на киевский престол в нарушение сложившегося порядка наследования 5. Дополнил «Русскую правду», урегулировав взимание ростовщического процента |
перв. пол. Х в. | великий киевский князь, сын Рюрика | 1. Предводитель неудачного похода на Византию в 941 г. 2. Предводитель похода на Византию 944 г. 3. Убит древлянами во время сбора дани |
|
XI в. | митрополит | 1. Первый русский по происхождению митрополит |
|
Кирилл и Мефодий | IX в. | просветители в славянских землях | 1. Создатели славянской письменности |
начало XII в. | монах Киево-Печерского монастыря | ||
конец IX – начало Х вв. | сначала – правитель Новгорода, затем – и Киева, возможно родственник Рюрика | 1. Захватил Киев, убив Аскольда и Дира 2. Подчинил большинство восточно-славянских племен 3. Совершил в 907 г. очень успешный поход на Константинополь 4. Заключил выгодный для русов договор с Византией |
|
жена Игоря, правительница ДРГ при малолетнем сыне Святославе | 1. Жестоко отомстила древлянам за смерть мужа 2. Ввела твердые нормы сбора дани 3. Совершила дипломатическую поездку в Константинополь 4. Приняла крещение по византийскому обряду |
||
IX в. | варяжский князь | 1. В 862 г. призван на княжение в Новгород |
|
Святополк Окаянный | начало XI в. | князь, сын Владимира I (возможно – Ярополка) | 1. Захватил власть в Киеве после смерти Владимира I 2. Обвинен в убийстве Бориса и Глеба |
Святослав | великий киевский князь, сын Игоря | 1. Разгромил Хазарский каганат 2. Присоединил к ДРГ вятичей 3. Воевал в Дунайской Болгарии сначала против болгар, а затем против Византии 4. Хотел перенести на Дунай центр своей державы 5. Отступил после обороны г. Доростол 6. Убит печенегами при возвращении с Дуная |
|
великий киевский князь, сын Святослава | 1. Проиграл борьбу за власть Владимиру I |
||
Ярослав Мудрый | годы правления: 1019-1054 | великий киевский князь, сын Владимира I | 1. С помощью варягов победил в междоусобной борьбе среди сыновей Владимира 2. Нанес решающее поражение печенегам 3. При нем Древняя Русь достигла расцвета 4. Построены храмы Святой Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке 5. Началось составление «Русской правды» 6. Разделил государство между сыновьями 7. Выдал дочерей за королей Франции, Норвегии и Венгрии |
Ярославичи | вт. пол. XI в. | князья, сыновья Ярослава Мудрого | 1. Вступили в междоусобную борьбу друг с другом 2. Потерпели поражение от половцев 3. Дополнили и изменили «Правду Ярослава» |
3. Работа со схемой
1 . 1 - Олег ; 2 - Рюрик; 3 - Игорь ; 4 - Ольга ; 5 - Святослав ; 6 - Ярополк ; 7 - Олег; 8 - Владимир I ; 9 - Святополк Окаянный ; 10 - Ярослав Мудрый ; 11 - святые Борис и Глеб; 12 - Изяслав ; 13 - Святослав ; 14 - Всеволод ; 15 - Святополк ; 16 - Владимир II Мономах .
2 . 1 - великий киевский князь; 2 - старшая дружина; 3 - младшая дружина; 4 - местные князья (самостоятельные династии); 5 - князья-наместники из рода Рюриковичей (потомки Владимира I ).
4. Работа с понятиями
Барщина – феодальная повинность, заключавшаяся в обязанности зависимого крестьянина работать в хозяйстве и на поле феодала.
Вервь – крестьянская община у древних славян.
Волхв – языческий жрец у древних славян.
Вотчина – крупное земельное владение с зависимыми крестьянами, передававшееся по наследству.
Закуп – зависимый крестьянин, работавший за долг («купу»).
Зернь – узор из мелких золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку.
Идол – скульптурное изображение языческого божества.
Капище – святилище у древних славян, в котором богам приносились жертвы.
Митрополит – глава Русской православной церкви после крещения, назначавшийся патриархом.
Мозаика – картина из цветных стеклышек.
Оброк – феодальная повинность зависимых крестьян, заключавшаяся в обязанности отдавать феодалу часть произведенных на своем наделе продуктов или заработанных денег.
Рядович – зависимый крестьянин, работавший по договору («ряд»).
Скань – узор из золотой или серебряной проволоки, напаиваемой на металлическую основу.
Фреска – живопись по сырой штукатурке.
Холоп – раб.
5. Работа с источниками
Место и время события | Действующие лица | Последствия | |
У стен Константинополя (Царьграда), 907 г. | Князь Олег и византийцы | Византия заплатила огромную дань и согласилась заключить выгодный для русов договор |
|
Земля древлян, 945 г. | Князь Игорь и древляне | Игорь был убит древлянами, княгиня Ольга отомстила за смерть мужа, но установила твердые нормы сбора дани |
|
Письмо киевлян князю Святославу | Святослав всё равно не стал защитником своей земли (хотя на данное конкретное письмо откликнулся, приехал и разбил печенегов) |
||
Киев, 980 г. | Князь Владимир I | Языческая реформа не имела успеха, и понадобилась «смена веры» |
|
Киев, 988 г. | Князь Владимир I | Христианство из Киева стало распространяться по всей Руси |
|
Киев, время правления Святослава | Святослав и его мать княгиня Ольга | Святослав так и не принял крещение |
|
Древняя Русь, 941 г. | Участники похода князя Игоря | Через 3 года Игорь совершил новый поход, более удачный |
|
Новгород, 862 г. | Новгородцы | Призвание варягов, начало династии Рюриковичей |
|
Рубежи Древней Руси, время правления Святослава | Князь Святослав | Подчинение вятичей, другие победы |
|
У стен Киева, время правления Ярослава Мудрого | Армии Древнерусского государства и печенегов | Печенежская угроза была ликвидирована, но вскоре в степь «на смену» печенегам пришли половцы |
6. Работа с суждением историка
«Эпизод» – захват князем Олегом Киева в 882 г. Взгляды историка можно охарактеризовать как крайний антинорманнизм. Его оппонентами были сторонники норманнской теории, подчеркивавшие значение варягов в становлении Древнерусского государства и называвшие князя Олега его основателем.
Часть 3
Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развёрнутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.
С1. Призвание князя Владимира Мономаха на Великое Киевское княжение (1) в 1113 г. (1) (Всего – 2. )
С2. Причина беспорядков – недовольство малообеспеченных горожан задолженностью ростовщикам (1), которые, пользуясь покровительством умершего князя, брали большие проценты. Летописец употребляет слово «киевляне» в двух значениях: 1) мятежники, разграбившие двор тысяцкого и дома ростовщиков (1); 2) знатные горожане, призвавшие князя Владимира для успокоения города (1). (Всего – 3. )
С3. Владимир Мономах не имел прав на киевский престол в соответствии с порядком наследования, установленным его дедом Ярославом Мудрым, и не хотел нарушать его (1). Однако опасность разрастания беспорядков вынудила его согласиться (1). (Всего – 2. )
С4. Во внутренней политике князь Олег подчинил большинство восточно-славянских племен (1) и создал державу с центром в Киеве (1). Однако законов, регулировавших это подчинение, не было, что создавало почву для конфликтов в недалеком будущем (1). Во внешней политике главным достижением князя Олега стал успешный поход на Византию, который дал Древнерусскому государству выгодный торговый договор (1). (Всего – 4. )
С5. (Всего – 6. )
С6. Принятию христианства из Византии способствовали давние торговые (1) и культурные (1) связи этой страны с Русью. В Византии приняла крещение бабка Владимира княгиня Ольга (1). Византийская империя была в то время самым могущественным и богатым государством среди соседей Руси, принять от нее религию было престижно (1). Вместе с тем князь Владимир не хотел просить дать веру, а решил добиться равенства с Византией, породнившись с императорской династией. Этого можно было добиться только силой (1). (Всего – 5. )
С7. (Примечание. При выполнении заданий на рассмотрение исторических версий и оценок желательно, чтобы экзаменуемый назвал крайние, полярно противоположные точки зрения, а его собственная точка зрения носила бы «промежуточный», по возможности нейтральный характер, но при этом была достаточно аргументирована.)
Две противоположные точки зрения – крайний норманнизм (Древнерусское государство создано варягами) (1) и крайний антинорманнизм (участие варягов в становлении древнерусской государственности было незначительным) (1). Норманнисты опираются на летописный рассказ о призвании Рюрика, а также на свидетельства иностранных авторов, разделявших славян и «русь» (2). Антинорманнисты ставят многие летописные свидетельства под сомнение, указывая на предвзятость авторов (1). Но главное в том, что, согласно современной точке зрения, государство не может быть создано посторонней силой, его возникновение – результат развития объективных социально-экономических процессов (1).
На мой взгляд, именно такие процессы развертывались на территории проживания восточно-славянских племен (расслоение на богатых и бедных вело к возникновению новых общественных противоречий, которые было невозможно решить в рамках родоплеменного строя; сказывались потребности обороны от набегов варягов и хазар; высокой была заинтересованность славянской знати в налаживании взаимовыгодной торговли с Византией, а такую торговлю не могли обеспечить разрозненные племена) (3). Следовательно, восточные славяне шли к созданию государства, и если Рюрика пригласили править, то было, куда приглашать. Варяги, таким образом, сыграли важную, но вспомогательную роль в создании Древнерусского государства (1). (Всего – 10. )
краткое содержание других презентаций«Экономическое развитие Древнерусского государства» - Хозяйство Киевской Руси. Торговые пути Древней Руси. Занятия древних славян. Причины феодальной раздробленности. Родовая и соседская община. Система трехполья. «Положительные» последствия ига. Князь. Монголо-татарское иго. Деньги в Древней Руси. Феодализация земли. Кремль. Система двуполья. Внешняя торговля. Ремесло. Древнерусский город. Новгородская гривна. Вотчина. Налоги в Древней Руси. Экономическое развитие древнерусского государства.
«История образования Древнерусского государства» - Киев. Киевский князь. Историки. Полюдье. Призвание варягов. Можно ли назвать варягов создателями Древнерусского государства. Предпосылки создания государства. Государство. Управление Древнерусским государством. Условия. Объединение Севера и Юга. Предпосылки. Формирование Древнерусского государства.
«Древнерусское государство и общество» - Ярослав Мудрый (1019-1054). Принятое Ольгой христианство. Составьте схему социальной структуры населения. Власть на этапе формирования Древнерусского государства. Цели урока. Основные понятия. Собор князя Владимира. Русская Правда. Из варяг в греки. Начало Руси. План урока. Как изменили реформы Ольги характер власти Киевского князя. Особенности раннего государства. Киевская Русь периода «собирания земель».
«Период формирования Древнерусского государства» - Великий киевский князь. Поселки. Появление княжеской власти. Власть Киевского князя. Формирование Древнерусского государства. Торговля. Территории северян и радимичей. Призвание Рюрика. Конунги. Поляне платили дань хазарам. Племена. Государство. Знатные воины Рюрика. Купцы. Образование государственных центров. Приглашенные князья. Предпосылки создания Древнерусского государства. Образование Древнерусского государства.
«Русь 9-13 века» - Узнай исторического деятеля. Выстроить логическую цепочку. Характеристика исторической личности. Систематизировать. Государство. Исторический диктант. Самостоятельная работа. Фронтальный опрос. Определение проблемы. Историческая разминка. Русь в IX - XIII веках. Причины образования государства на Руси. Ярослав Мудрый. Группа воинов.
«Происхождение Древнерусского государства» - Восстание древлян. Князь Игорь. Войска византийцев. Повесть временных лет. Информационные технологии в деятельности учителя – предметника. Итоги деятельности князей. Города для управления и сбора дани. Успешный поход на Царьград. Сбор дани. Власть после смерти Рюрика. Этапы формирования государственности. Генеалогическое дерево Рюриковичей. Новгород. Хазары. Древнерусское государство. Норманнская теория.