Государственное устройство древнерусского государства. Формирование древнерусского государства

Схема 1. Система управления Древнерусским государством в X в.

Схема 2. Система управления Новгородской феодальной республикой («господином Великим Новгородом»)

1 Высший орган власти в Новгороде, собрание свободных горожан – владельцев дворов и усадеб.

Решало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече собирались посадник, тысяцкий и архиепископ.

2 Приглашался вечем.

3 Осуществлял управление и вершил суд, контролировал деятельность князя.

4 Возглавлял народное ополчение, вершил суд по торговым делам.

5 С 1156 г. – выборная должность. Возглавлял церковь в Новгороде, ведал казной республики и ее внешними сношениями.

6 Самоуправляющиеся территориально‑административные и политические единицы.

Схема 3. Высший, центральный и местный государственный аппарат России в XVII в.

Схема 4. Социально‑сословное представительство на Земских соборах XVII в.

Схема 5. Органы власти и управления в Российской империи в 20–70 гг. XVIII в.

Схема 6. Сословная структура Российской империи во второй половине XVIII в.

Схема 7. Органы власти и управления губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 8. Судебные учреждения губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 9. Управление городом в конце XVIII в.

Схема 10. Структура управления Российской империей в первой четверти XIX в.

1 Абсолютный монарх.

2 Сохранил свои функции высшего законосовещательного, административного и судебного правительственного учреждения по делам Русской православной церкви со времени Петра Великого.

3 «Хранитель законов» империи – высший орган надзора за соблюдением законодательства.

4 Учрежден в 1810 г. по инициативе М. М. Сперанского как высший законосовещательный орган. Председатель и члены назначались императором из влиятельных чиновников. По должности в состав Государственного совета входили министры.

5 Высшее административное учреждение, совещание императора с высшими чиновниками по вопросам управления государством. Создан одновременно с министерствами. Состоял из министров и главноуправляющих на правах министров. После учреждения Государственного совета его председатель и председатели департаментов Совета вошли в Комитет министров.

6 Общегосударственное высшее учреждение, орган, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по важнейшим вопросам внутренней политики. В ее составе было создано (в разные годы) 6 отделений. Особое место среди них занимало III отделение – орган политического сыска и следствия.

7 Центральные органы управления, созданные на основе единоначалия в 1802 г. взамен коллегиальных органов. Подверглись преобразованиям в 1810–1811 гг.

Схема 11. Высшие и центральные государственные учреждения Российской империи после 1905 г.

Схема 12. Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в годы Первой мировой войны (1914–1917)

1 Верховным Главнокомандующим с июня 1914 г. был великий князь Николай Николаевич, в августе 1915 г. Николай II возложил эти обязанности на себя.

4 Совету министров 24 июня 1914 г. были предоставлены чрезвычайные полномочия: самостоятельно разрешать большинство дел от имени императора, утверждать всеподданнейшие доклады.

5 Особое совещание министров для объединения всех мероприятий по снабжению армии и флота и организации тыла при председателе Совета министров. Осуществляло высший надзор за деятельностью всех правительственных и частных предприятий, изготовлявших предметы боевого и материального снабжения фронта, содействовало созданию новых и перепрофилированию имеющихся предприятий, распределяло правительственные военные заказы и контролировало их исполнение. Обладало широкими полномочиями, вплоть до секвестра и реквизиции имущества.

Высшие правительственные учреждения под председательством министров, подотчетные только императору. Созданы в противовес общественным военно‑хозяйственным организациям.

Схема 13. Общероссийские общественные военно‑хозяйственные организации в 1914–1918 гг.

Схема 14. Высшие органы государственной власти и управления в России в феврале – октябре 1917 г.

1 Высший орган государственной власти, сформированный после Февральской революции. За время существования временного правительства сменилось четыре его состава. «Совет пяти» – орган государственного управления, коллегия пяти министров Временного правительства. Объявила Россию республикой. Перестала существовать с образованием 3‑го коалиционного Временного правительства.

3 Должность обер‑прокурора была упразднена (5 августа 1917 г.), а на основе его канцелярии и Департамента духовных дел иностранных исповеданий создано Министерство исповеданий.

4 В составе Сената были упразднены Верховный уголовный суд, Особое присутствие, Высший дисциплинарный суд.

5 Фактически бездействовал.

6 Создан на Демократическом совещании как постоянно действующий представительный орган всех российских партий до созыва Учредительного собрания. Был ограничен совещательными функциями. Распущен Петроградским ВРК.

7 Образован депутатами Государственной думы в ходе Февральской революции. Первого марта взял на себя функции органа высшей государственной власти, создал (по согласованию с Петросоветом) Временное правительство, затем действовал как представительный орган Думы (до 6 октября).

8 Создано в марте 1917 г. для предварительного рассмотрения законопроектов.

9 После Февральской революции сохранили свои задачи и функции.

10 Создан 21 июня для выработки общего плана организации народного хозяйства и мер по регулированию хозяйственной жизни.

11 Регулирующий орган для проведения отдельными ведомствами и учреждениями мероприятий по упорядочению хозяйственной жизни страны. Создан одновременно с Экономическим советом.

12 Учрежден 25 июля из пяти министров 2‑го коалиционного Временного правительства. Определенных функций не имел.

Схема 15. Высшие органы власти и управления РСФСР в 1918–1922 гг.

1 Высший орган государственной власти в РСФСР.

2 Высший орган законодательной, исполнительной и распорядительной власти в период между Всероссийскими съездами.

3 Постоянно действовавший оперативный орган ВЦИК, высший орган власти в период между сессиями ВЦИК.

4 Правительство Российской Республики. Осуществлял общее управление делами, издавал декреты, имеющие силу закона, координировал деятельность местных органов.

5 Постоянная комиссия СНК, чрезвычайный орган, осуществлявший мобилизацию всех сил в интересах обороны государства. В апреле 1920 г. преобразован в Совет труда и обороны, руководивший по окончании Гражданской войны экономической работой в стране.

6 Постоянная комиссия СНК. Рассматривал финансовые и экономические вопросы.

7 Единый орган руководства всеми военными учреждениями и вооруженными силами страны.

8 Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем. Первоначально на ВЧК возлагалось лишь расследование и предупреждение преступлений. После объявления «красного террора» осенью 1918 г.

ВЧК было предоставлено право расстрела на месте, без суда и следствия, любого подозреваемого.

9 Создана в составе народного комиссариата юстиции как орган надзора за соблюдением революционной законности. Прокурором Республики, как правило, являлся нарком юстиции либо его заместитель.

10 Образован в декабре 1917 г. как единый общеэкономический центр. После создания Совета рабочей и крестьянской обороны стал органом руководства промышленностью, капитальным строительством и автотранспортом. С 1920 г. окончательно складывается как промышленный наркомат.

Схема 16. Высшие и центральные органы власти и управления СССР в 1922–1936 гг.

1 Высший орган государственной власти в СССР.

2 Высший орган государственной власти между Всесоюзными съездами Советов.

3 Высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти в период между сессиями ЦИК СССР.

4 Назначался Президиумом ЦИК СССР. Прокуроры союзных республик ему не подчинялись.

5 Исполнительно‑распорядительный орган ЦИК СССР, частично выполнявший и законодательные функции (подготовка и предварительное рассмотрение декретов и постановлений, которые выносились на обсуждение ЦИК СССР и его Президиума).

6 Создан при наркомате по военным и морским делам на правах коллегии. Председатель РВС СССР одновременно являлся наркомом.

7 Общесоюзный орган по охране государственной безопасности при СНК СССР. Упразднен после создания НКВД СССР, функции перешли к главному управлению государственной безопасности (ГУГБ) НКВД.

8 Объединенный (союзно‑республиканский) наркомат. Руководил промышленностью на всей территории СССР

9 Орган государственного контроля. Действовала совместно с Центральной комиссией ВКП(б) как единый партийно‑советский орган.

10 Руководил наркоматами, ведающими хозяйственными и оборонными вопросами, корректировал хозяйственные и финансовые планы.

11 Создано при СНК СССР. Возглавляло всю систему государственной статистики. В 1926 г. наделено правами наркомата. В 1930 г. ликвидировано как самостоятельное учреждение, вошло в Госплан СССР как Центральное управление народохозяйственного учета (ЦУНХУ).

12 Главное управление по делам литературы и издательств. Создан в 1922 г. Орган цензуры.

Схема 17. Высшие органы власти и управления CCCР по Конституции 1936 г.

1 Единственный общесоюзный законодательный орган, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух палат. Сессия должна была созываться два раза в год. Верховный Совет избирал Президиум, образовывал правительство (СНК), назначал Верховный суд и Генерального прокурора СССР.

2 Высший законодательный и исполнительно‑распорядительный орган в период между сессиями Верховного Совета СССР. Избирался палатами и был им подотчетен. Постепенно полномочия Президиума расширялись. С 1938 г. он получил право объявлять военное положение в стране, контролировал работу подотчетных органов – правительства, Верховного суда, Генерального прокурора.

3 Высший орган государственного управления – правительство. Утратил законодательные функции и стал исполнительно‑распорядительным органом. Слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР, который на 1‑й сессии образовывал новое правительство. В 1944 г. было создано Бюро СНК для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями (в 1953 г. преобразовано в Президиум). В 1946 г. СНК переименован в Совет Министров.

4 В 1946 г. переименованы в министерства.

5 Создан в ноябре 1937 г. вместо Совета труда и обороны как постоянная комиссия при СНК СССР. Орган оперативного хозяйственного руководства. Существовал до 1944 г.

Схема 18. Органы государственной власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

1 В годы войны секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Cталин сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Он одновременно являлся Председателем СНК, председателем ГКО (30 июня 1941 – 4 сентября 1945), возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования (10 июля 1941 – сентябрь1945), был наркомом обороны (16 июля 1941 – сентябрь 1947), Верховным Главнокомандующим (8 августа 1941 – сентябрь 1945).

2 Чрезвычайный орган, возглавлявший все государственное, военное и хозяйственное руководство в стране.

3 25 июня 1941 г. Президиум принял решение отложить выборы в Верховный Совет СССР, полномочия депутатов которого истекали осенью 1941 г. Первые послевоенные выборы состоялись в марте 1946 г. Фактически система Советов была подчинена партийным комитетам разных уровней.

5 Рабочий орган Ставки Верховного Главнокомандования.

6 Создан в мае 1942 г.

7 Осуществляло общее руководство партийно‑политической работой в армии. Действовало на правах военного отдела ЦК партии.

Схема 19. Органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1977 г.

1 Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г. КПСС признавалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

2 Республиканские, краевые, областные и другие партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.

3 Высший орган государственной власти в СССР, возглавляющий единую систему Советов. Состоял из двух равноправных и равновеликих палат. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.

4 Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.

5 Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области, 1 – от автономного округа.

6 Высший орган государственной власти, постоянно действовавший в период между сессиями ВС СССР. Избирался на совместном заседании палат в составе Председателя Президиума, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя (по одному от каждой республики) и 21 члена Президиума ВС СССР. Был подотчетен ВС СССР.

7 Правительство СССР – высший орган государственного управления, формировался на 1‑й сессии ВС СССР нового созыва, был ответствен перед ВС СССР и подотчетен ему, в период между сессиями ВС СССР – подотчетен Президиуму ВС СССР. Имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.

8 Центральные органы государственного управления: 32 общесоюзных и 30 союзно‑республиканских министерств СССР, 6 общесоюзных и 12 союзно‑республиканских государственных комитетов СССР.

9 Правительства союзных республик. Были ответственны перед ВС союзных республик и подотчетны им. Имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять распоряжения и решения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих народных депутатов.

10 Высшие органы власти в союзных республиках.

11 Возглавлял систему органов народного контроля, избирался ВС СССР сроком на 5 лет.

12 Высший судебный орган СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. С 1979 г. выступал в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в порядке надзора и в кассационном порядке. Избирался ВС СССР сроком на 5 лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик по должности.

Древнерусском государстве одновременно существовали: численная (или десятичная) и дворцово-вотчинная системы. Численная система своими корнями уходила в организацию военного ополчения, которое подразделялось на тысячи, сотни и десятки, состоявшие под управлением тысяцких, сотских и десятских.

С. В. Юшков не склонен был проводить функциональные различия между тысяцкими, сотскими и десятскими. Согласно ему, все они суть звенья одной системы и функции их были однородны, отличаясь лишь объемом полномочий. Что касается характера этих функций, то были они, прежде всего, не судебными, а военно-административными. Тысяцкие являлись начальниками гарнизонов, расставленных в основных центрах Руси.

Княжеские города и волости были разными по своим размерам и количеству жителей, но в каждом из них был только один тысяцкий.

Со временем утрачивается соответствие числовому обозначению. Тысяча стала не вооруженным числом людей, а понятием территориальным. При этом десятские, сотские, тысяцкие стали руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, превратившись в воеводу; сотский же стал городским судебно-административным должностным лицом. Сотские, подобно тысяцким, нередко входили в число ближайших княжеских советников, заседали в вече (совете), участвовали в выработке судебных уставов.

Н. Н. Хлебников, М. Ф. Владимирский-Буданов, Н. П. Павлов-Сильванский, М. А. Дьяконов считали тысяцких, как и всю десятичную систему, порождением еще догосударственного периода истории восточных славян. М. А. Дьяконов полагал, что в древнерусское время десятичная система сохранялась в своей пережиточной форме, потерявшей исконное военное содержание. «Наши памятники, -- утверждал он, -- не сохранили никакого следа военного значения сотен. Только должность тысяцкого продолжает сохранять довольно долго военный характер. А стоящие во главе сотен сотские, о которых упоминает летопись при Владимире Святом, скорее финансовые правители, а не военачальники».

Территория Древнерусского государства, не розданная местным князьям в качестве вотчины, была разбита на волости и погосты. Во главе волости стоял посадник. Институт посадников был наиболее важным управленческим звеном, поскольку именно посадники, назначенные князем, стали выполнять административные и судебно-полицейские функции на различных территориях, в том числе и завоеванных: организацию управления в городе и окружающих его волостях, осуществление контроля за финансовыми сборами и их распределение, организацию сбора судебных штрафов. Посадник имел своих отроков, составлявших гарнизон города и обеспечивавших выполнение посадником перечисленных обязанностей.

Функциональные обязанности посадников обеспечивались так называемой системой кормлений. Собираемая посадниками дань несомненно централизовалась в стольных городах, но какая-то ее часть шла также и на содержание самой посадничей службы. Посадники, как и другие представители княжеской администрации, получали от своих князей земельные наделы, которые, судя по летописным известиям, никогда не равнялись той волости, которой они временно управляли.

В посадских городах высшим княжеским чиновником после самого посадника был тиун, а в княжеских, где посадников не было, судебные дела от имени князя вершили непосредственно тиуны.

Отрывочные известия, относящиеся к концу XII -- началу XIII в., свидетельствуют, что институт посадничества в Руси функционировал вплоть до монголо-татарского нашествия.

Дальнейшее развитие государственности, феодализации общественных отношений привели к тому, что численная система была вытеснена дворцово-вотчинной. Дворцово-вотчинная система -- это система, при которой органы управления в княжеском дворце были органами управления в государстве, то есть государственные и вотчинные функции составляли как бы единое неразрывное целое, выросшее из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Приближенные к князю лица, руководящие отдельными ведомствами княжеского двора, осуществляли функции государственного управления.

В следствии усложнения системы дворцово-вотчинных органов возрастали их компетенция и функции. Из органов, обслуживавших в первую очередь личные нужды князя, они все больше превращались в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца -- дьяки -- специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.

Наряду с дворцовыми чинами были и должностные лица, находящиеся в штате княжеской администрации: таможники, мытники и куноемцы, которые взимали торговые пошлины; осмники наблюдали за строительством. Были и чиновники, выполнявшие судебные полномочия -- вирники, которые взимали виры (судебные штрафы за убийства); мечники и метельники оказывали помощь судьям при рассмотрении дел.

В дальнейшем расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового приказного управления.

Понятие «государственное управ­ление» употребляется обычно в двух значениях - в широком и узком. В широком значении под государственным управлением по­нимается целенаправленное, организующе-регулирующее воздей­ствие государства, осуществляемое посредством государственно­го аппарата, всех ветвей государственной власти на обществен­ные процессы, сознание, поведение и деятельность людей. В узком же значении это понятие сводится исключительно к деятельности исполнительных (административных) органов государства. В по­следнем значении оно используется главным образом в админи­стративном праве.

Государственное управление осуществляется в рамках государ­ственно-организованного общества и представляет собой управ­ляющее воздействие одних людей, организованных во властные структуры, на других, занятых в сферах воспроизводства матери­альных, социальных и духовных ценностей. Место и роль государ­ственного управления в обществе определяются тем, что оно: в о -первых, опирается на власть, т.е. организованную силу, спо­собную осуществлять свою волю посредством принуждения; во-вторых, распространяет свое влияние на все общество, на все значимые процессы в нем; в-третьих, проявляется как вза­имодействие двух систем - субъекта управления (им являются государственный аппарат в целом и его различные звенья) и объек­та управления (это люди, их коллективы, объединения, общно­сти и т.п.). При этом конкретные средства, методы и способы государственного управления могут быть самыми разнообразны­ми: от прямого распорядительства или директивного управления, предполагающего

Смоленский М. Б., Колюшкина Л. Ю. Теория государства и права Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: На­ука-Пресс, 2006.- 288 с.

широкое применение административного при­нуждения до государственного регулирования, включающего ис­пользование правовых, экономических, идеологических и иных рычагов воздействия на управляемые объекты.

2.2 Политический строй древнерусского государства

Государственный строй Киевской Руси стал предметом научного исследования еще в XVIII в. В дореволюционной историографии Киевская Русь пре­имущественно рассматривалась как самобытное общество и госу­дарство, развивающееся иным, нежели Европа или Азия, путем. Н. П. Павлов-Сильванский первым из отечественных историков попытался доказать наличие в русской истории феодального пери­ода, однотипного с западноевропейским феодализмом. С 30-х гг. XX в. в советской историографии утверждается представление о Древ­нерусском государстве как о раннефеодальной монархии. Несмотря на критическое отношение к этой концепции ряда ученых совет­ского и постсоветского времени (С. В. Бахрушин, С. В. Юшков, И.Я.Фроянов), она все еще доминирует в исторических трудах.

Раннефеодальная монархия вырастает из родообщинных отно­шений и характеризуется слабостью центральной власти, раздроб­ленностью территории и сохранением значительных остатков ро­дового самоуправления. Эта форма правления существовала в не­которых европейских странах - во Франкском государстве, Англосаксонском королевстве, Германской империи. В политиче­ском строе Киевской Руси также можно обнаружить признаки, характерные для данного типа государственности.

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь киев­ский, которому принадлежала высшая хозяйственная, админист­ративная, судебная и военная власть. Он, однако, не являлся еди­ноличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного

характера. Существовали различные спо­собы замещения великокняжеского престола: наследование, на­сильственный захват, наконец, избрание вечем. Последний спо­соб, впрочем, имел вспомогательный характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или узурпацию им власти.

Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Стар­шая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строи­тельстве крепостей и др.

Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сбо­ров. Средством сплочения дружинников и поддержания в их среде авторитета князя были княжеские пиры. На них обсуждались госу­дарственные дела, разрешались споры и конфликты между дру­жинниками, распределялись должности. В недрах дружинной орга­низации, еще до образования Древнерусского государства, сложи­лась так называемая десятичная или численная система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: населе­ние делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.

Ближайшие родственники князя - братья, сыновья, племян­ники - образовывали особую аристократическую прослойку, сто­явшую выше других дружинников. Некоторые из них имели свои собственные дружины. Занимая киевский стол, новый князь обыч­но соединял собственную дружину с дружиной своего предше­ственника.

Для сбора дани с подвластного населения киевские князья предпринимали специальные походы - полюдье. Первоначально дань собирали мехами, с XI в. преобладала денежная дань. Долгое время дань была ненормированной, и ее размер обусловливался или аппетитом князя и его дружинников, или возможностью ис­пользования дани в качестве средства

давления на непокорных подданных. Установление даннических отношений означало вхож­дение той или иной территории в состав Древнерусского государ­ства, а само полюдье являлось способом управления страной при отсутствии развитого государственного аппарата, так как князья на месте улаживали конфликты, творили суд, разрешали погра­ничные споры и др.

Постепенно из дружинников и лично зависимых от князя лю­дей формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посад­никам (наместникам) - в городах и волостелям - в сельской местности. Жалованье за службу они не получали и со­держались за счет сборов с населения - так называемого корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица - кормленщиками.

Княжеским хозяйством управлял дворский. Ему помогали тиуны, назначавшиеся из дворовых слуг князя. Они присутство­вали также на суде князя или посадника и даже нередко замещали их в суде. Учет собираемой дани осуществляли данщики, торговую пошлину - «мыть» - взимали мытники, денежный штраф за убийство - «виру» - вирники, пошлину за продажу лошадей - «пятно» - пятенщики.

Несмотря на некоторый рост княжеской администрации, го­сударственный аппарат Древнерусского государства оставался при­митивным. Государственные и дворцовые функции еще не обосо­бились друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами.

Развитие феодальных отношений способствовало усилению пози­ций местных феодалов - князей и бояр. В их статусе - крупных вотчинников - соединились право на землю и право на власть. Будучи вассалами великого князя, они обязаны были ему слу­жить. В то же время они являлись полными господами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т. е. осуществляли в сво­их владениях некоторые государственные функции, могли иметь собственных вассалов.

Таким образом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная система управления, при которой выделяются два центра управления - княжеский дворец и боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственника­ми - князем и боярами, а выполнение важнейших государствен­ных функций поручается их представителям, являвшимся одно­временно и должностными лицами и управляющими вотчинным хозяйством. Государственный аппарат фактически совпадал с ап­паратом управления княжеской и боярской вотчиной.

Судебных органов как особых учреждений в Древнерусском госу­дарстве не было. Правосудие осуществлялось князем или его пред­ставителями на основе обычного права и норм Русской Правды. По мере становления вотчинного землевладения и оформления боярского иммунитета росло значение боярского суда над зависи­мыми крестьянами. Превращение христианства в государственную религию привело к появлению церковной юрисдикции, распро­странявшейся на духовенство.

Образование Древнерусского государства не повлекло за собой немедленной ликвидации племенных княжений. Местные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, сводив­шейся к уплате дани и участию в военных предприятиях Киева.

Фактически Древнерусское государство представляло собой федерацию земель под сюзеренитетом киевского князя. По мере разрастания великокняжеской семьи киевские князья практико­вали выделение отдельных земель - уделов - в княжение своим сыновьям. Они постепенно заменяли князей из местных дина­стий. На некоторое время это упрочило великокняжескую власть (рис. 1).

Рис. 1 Государственное управление в Древнерусском государстве

Важную роль в Древнерусском государстве про­должало играть вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Особенно значи­тельна была роль вече в организации обороны города: оно форми­ровало народное ополчение и выбирало его предводителей - ты­сяцкого, сотских, десятских. Иногда вече избирало князей, за­ключало с ними договор (ряд). Из 50 князей, занимавших киевский стол в X - начале XIII в., 14 были приглашены вечем. Атрибута­ми вече являлись вечевой колокол и специальная трибуна, возвы­шавшаяся над площадью, - степень. Существовал определенный порядок ведения вече, и, возможно, иногда практиковалась за­пись выступлений. Решения на вече принималось большинством голосов. В большом городе могло быть несколько вечевых собра­ний. Первое упоминание в летописях о городском вече датирова­но 997 г. (Белгород под Киевом).

Многие историки рассматривали вече как орган народовлас­тия. В то же время они по-разному оценивали место вече в системе управления Древнерусским государством. И.Я.Фроянов полагал, что вече являлось верховным учреждением в городах-государствах Древней Руси;

М.Б.Свердлов, наоборот, доказывал эпизодич­ность созыва вече, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах войны или восстания и главным образом в городах Северо-За­падной Руси. По мнению же академика В.Л.Янина, вече наделе приусадебная земля, скот, хозяйственный инвентарь составляли личную собственность каждой семьи. В об­щем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы и т.д. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между общин­никами, проводившемуся раз в несколько лет. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладывала подати между дворами, разрешала споры между общинниками, разыскивала пре­ступников. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Го­сударство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти.

Развитие феодальных отношений и рост крупного землевладе­ния имели своим результатом постепенное подчинение общин государству или отдельным феодалам-вотчинникам. Наряду с вы­борными старостами появляются назначаемые князьями и бояра­ми приказчики и иные должностные лица. Со временем и старо­сты также стали назначаться феодалами-вотчинниками.

Тренинг по теме «Древняя Русь»

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу. Определите последовательность событий.

№ п/ п

Восстание древлян

Гибель Святослава

Крещение Руси

Любечский съезд

Призвание варягов

Разгром Хазарского каганата

­­­­­­­­___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический

Когда действовал (и)?

Кто такой(ие)?

Аскольд и Дир

Байер, Миллер и Шлецер

Борис и Глеб

Владимир I

Владимир II Мономах

Кирилл и Мефодий

Святополк Окаянный

Святослав

Ярослав Мудрый

Ярославичи

3. Работа со схемой

1. Заполните родословную таблицу. Подчеркните тех князей, которые занимали киевский великокняжеский престол.

2. Заполните схему управления Древнерусским государством.

4. Работа с картой

Найдите на карте:

    Волжскую Болгарию;

    город Доростол;

    город Итиль (столицу Хазарского каганата);

    город Киев;

    город Константинополь;

    город Корсунь;

    город Новгород;

    границы ДРГ при Владимире I

    границы ДРГ при князе Игоре и княгине Ольге;

    границы ДРГ при князе Олеге;

    границы ДРГ при Ярославе Мудром;

    Дунайскую Болгарию;

    наиболее вероятную прародину славян;

    район расселения варягов;

    район расселения вятичей;

    район расселения древлян;

    район расселения печенегов в X – начале XI вв.;

    район расселения половцев во второй половине XI – начале XII в.;

    район расселения полян;

    район расселения словен ильменских.

5. Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

    Барщина __________________________________________________.

    Вервь _____________________________________________________.

    Волхв _____________________________________________________.

    Вотчина ___________________________________________________.

    Закуп _____________________________________________________.

    Зернь _____________________________________________________.

    Идол ______________________________________________________.

    Капище ___________________________________________________.

    Митрополит _______________________________________________.

    Мозаика ___________________________________________________.

    Оброк _____________________________________________________.

    Рядович ___________________________________________________.

    Скань _____________________________________________________.

    Фреска ____________________________________________________.

    Холоп _____________________________________________________.

6. Работа с источниками

Определите, о каких событиях идет речь в отрывках из «Повести временных лет». Заполните таблицу.

1. «И повелел своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов: «Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь». И остановил (он) воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено… И приказал дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей».

2. «…Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их…».

3. «И послали со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, А нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?”»

4. «И поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот».

5. «…Повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его… к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей».

6. «Учила его мать принять крещение, но он не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же»».

7. «И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись – и так оставшиеся их возвратились домой. И придя в землю свою, поведали – каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, – говорили они, – имели у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их”».

8. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам…».

9. «Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей…».

10. «А было печенегов без числа. Он выступил из города и исполчил дружину, и поставил варягов посередине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая… И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня».

ОТВЕТЫ

Тренинг

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу (1 - необходимо указать век или десятилетие, 2 - точную дату). Определите последовательность событий.

№ п/ п

Восстание древлян

Второе восстание в Киеве и призвание Владимира Мономаха

Гибель Святослава

Крещение Руси

Любечский съезд

Объединение Новгорода и Киева в рамках одного государства

Окончательный распад Древнерусского государства

Поражение Ярославичей от половцев и восстание в Киеве

Поход Олега на Константинополь

Призвание варягов

Разгром Хазарского каганата

Усобица среди сыновей Владимира

­­­­­­­­10→6→9→1→11→3→4→12→8→5→2→7

2. Работа с персоналиями

Исторический

Когда действовал (и)?

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

вт. пол. Хв.

византийская принцесса

1. Вышла замуж за Владимира I после крещения

Аскольд и Дир

вт. пол. IX в.

правители Киева

1. Убиты князем Олегом при захвате города

Байер, Миллер и Шлецер

XVIII в.

ученые, немцы по происхождению, работали в России

1. Создатели норманнской теории

Борис и Глеб

начало XI в.

князья, сыновья Владимира I

1. Убиты Святополком Окаянным

2. Первые русские святые

Владимир I

годы правления: 980-1015

1. Победил в борьбе со своим братом Ярополком

2. Сделал своих сыновей наместниками

3. Организовал оборону южных рубежей от набегов печенегов

4. Пытался реформировать язычество

5. Крестил Русь (988 г.)

Владимир II Мономах

годы правления в Киеве: 1113-1125

князь, внук Ярослава Мудрого, по матери – внук византийского императора Константина Мономаха

1. Организатор совместной борьбы с половцами

2. Заслужил известность как справедливый правитель, противник междоусобиц

4. Был приглашен на киевский престол в нарушение сложившегося порядка наследования

5. Дополнил «Русскую правду», урегулировав взимание ростовщического процента

перв. пол. Х в.

великий киевский князь, сын Рюрика

1. Предводитель неудачного похода на Византию в 941 г.

2. Предводитель похода на Византию 944 г.

3. Убит древлянами во время сбора дани

XI в.

митрополит

1. Первый русский по происхождению митрополит

Кирилл и Мефодий

IX в.

просветители в славянских землях

1. Создатели славянской письменности

начало XII в.

монах Киево-Печерского монастыря

конец IX – начало Х вв.

сначала – правитель Новгорода, затем – и Киева, возможно родственник Рюрика

1. Захватил Киев, убив Аскольда и Дира

2. Подчинил большинство восточно-славянских племен

3. Совершил в 907 г. очень успешный поход на Константинополь

4. Заключил выгодный для русов договор с Византией

жена Игоря, правительница ДРГ при малолетнем сыне Святославе

1. Жестоко отомстила древлянам за смерть мужа

2. Ввела твердые нормы сбора дани

3. Совершила дипломатическую поездку в Константинополь

4. Приняла крещение по византийскому обряду

IX в.

варяжский князь

1. В 862 г. призван на княжение в Новгород

Святополк Окаянный

начало XI в.

князь, сын Владимира I (возможно – Ярополка)

1. Захватил власть в Киеве после смерти Владимира I

2. Обвинен в убийстве Бориса и Глеба

Святослав

великий киевский князь, сын Игоря

1. Разгромил Хазарский каганат

2. Присоединил к ДРГ вятичей

3. Воевал в Дунайской Болгарии сначала против болгар, а затем против Византии

4. Хотел перенести на Дунай центр своей державы

5. Отступил после обороны г. Доростол

6. Убит печенегами при возвращении с Дуная

великий киевский князь, сын Святослава

1. Проиграл борьбу за власть Владимиру I

Ярослав Мудрый

годы правления: 1019-1054

великий киевский князь, сын Владимира I

1. С помощью варягов победил в междоусобной борьбе среди сыновей Владимира

2. Нанес решающее поражение печенегам

3. При нем Древняя Русь достигла расцвета

4. Построены храмы Святой Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке

5. Началось составление «Русской правды»

6. Разделил государство между сыновьями

7. Выдал дочерей за королей Франции, Норвегии и Венгрии

Ярославичи

вт. пол. XI в.

князья, сыновья Ярослава Мудрого

1. Вступили в междоусобную борьбу друг с другом

2. Потерпели поражение от половцев

3. Дополнили и изменили «Правду Ярослава»

3. Работа со схемой

1 . 1 - Олег ; 2 - Рюрик; 3 - Игорь ; 4 - Ольга ; 5 - Святослав ; 6 - Ярополк ; 7 - Олег; 8 - Владимир I ; 9 - Святополк Окаянный ; 10 - Ярослав Мудрый ; 11 - святые Борис и Глеб; 12 - Изяслав ; 13 - Святослав ; 14 - Всеволод ; 15 - Святополк ; 16 - Владимир II Мономах .

2 . 1 - великий киевский князь; 2 - старшая дружина; 3 - младшая дружина; 4 - местные князья (самостоятельные династии); 5 - князья-наместники из рода Рюриковичей (потомки Владимира I ).

4. Работа с понятиями

    Барщина – феодальная повинность, заключавшаяся в обязанности зависимого крестьянина работать в хозяйстве и на поле феодала.

    Вервь – крестьянская община у древних славян.

    Волхв – языческий жрец у древних славян.

    Вотчина – крупное земельное владение с зависимыми крестьянами, передававшееся по наследству.

    Закуп – зависимый крестьянин, работавший за долг («купу»).

    Зернь – узор из мелких золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку.

    Идол – скульптурное изображение языческого божества.

    Капище – святилище у древних славян, в котором богам приносились жертвы.

    Митрополит – глава Русской православной церкви после крещения, назначавшийся патриархом.

    Мозаика – картина из цветных стеклышек.

    Оброк – феодальная повинность зависимых крестьян, заключавшаяся в обязанности отдавать феодалу часть произведенных на своем наделе продуктов или заработанных денег.

    Рядович – зависимый крестьянин, работавший по договору («ряд»).

    Скань – узор из золотой или серебряной проволоки, напаиваемой на металлическую основу.

    Фреска – живопись по сырой штукатурке.

    Холоп – раб.

5. Работа с источниками

№ отрывка

Место и время события

Действующие лица

Последствия

У стен Константинополя (Царьграда), 907 г.

Князь Олег и византийцы

Византия заплатила огромную дань и согласилась заключить выгодный для русов договор

Земля древлян, 945 г.

Князь Игорь и древляне

Игорь был убит древлянами, княгиня Ольга отомстила за смерть мужа, но установила твердые нормы сбора дани

Письмо киевлян князю Святославу

Святослав всё равно не стал защитником своей земли (хотя на данное конкретное письмо откликнулся, приехал и разбил печенегов)

Киев, 980 г.

Князь Владимир I

Языческая реформа не имела успеха, и понадобилась «смена веры»

Киев, 988 г.

Князь Владимир I

Христианство из Киева стало распространяться по всей Руси

Киев, время правления Святослава

Святослав и его мать княгиня Ольга

Святослав так и не принял крещение

Древняя Русь, 941 г.

Участники похода князя Игоря

Через 3 года Игорь совершил новый поход, более удачный

Новгород, 862 г.

Новгородцы

Призвание варягов, начало династии Рюриковичей

Рубежи Древней Руси, время правления Святослава

Князь Святослав

Подчинение вятичей, другие победы

У стен Киева, время правления Ярослава Мудрого

Армии Древнерусского государства и печенегов

Печенежская угроза была ликвидирована, но вскоре в степь «на смену» печенегам пришли половцы

6. Работа с суждением историка

«Эпизод» – захват князем Олегом Киева в 882 г. Взгляды историка можно охарактеризовать как крайний антинорманнизм. Его оппонентами были сторонники норманнской теории, подчеркивавшие значение варягов в становлении Древнерусского государства и называвшие князя Олега его основателем.

Часть 3

Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развёрнутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.

С1. Призвание князя Владимира Мономаха на Великое Киевское княжение (1) в 1113 г. (1) (Всего – 2. )

С2. Причина беспорядков – недовольство малообеспеченных горожан задолженностью ростовщикам (1), которые, пользуясь покровительством умершего князя, брали большие проценты. Летописец употребляет слово «киевляне» в двух значениях: 1) мятежники, разграбившие двор тысяцкого и дома ростовщиков (1); 2) знатные горожане, призвавшие князя Владимира для успокоения города (1). (Всего – 3. )

С3. Владимир Мономах не имел прав на киевский престол в соответствии с порядком наследования, установленным его дедом Ярославом Мудрым, и не хотел нарушать его (1). Однако опасность разрастания беспорядков вынудила его согласиться (1). (Всего – 2. )

С4. Во внутренней политике князь Олег подчинил большинство восточно-славянских племен (1) и создал державу с центром в Киеве (1). Однако законов, регулировавших это подчинение, не было, что создавало почву для конфликтов в недалеком будущем (1). Во внешней политике главным достижением князя Олега стал успешный поход на Византию, который дал Древнерусскому государству выгодный торговый договор (1). (Всего – 4. )

С5. (Всего – 6. )

С6. Принятию христианства из Византии способствовали давние торговые (1) и культурные (1) связи этой страны с Русью. В Византии приняла крещение бабка Владимира княгиня Ольга (1). Византийская империя была в то время самым могущественным и богатым государством среди соседей Руси, принять от нее религию было престижно (1). Вместе с тем князь Владимир не хотел просить дать веру, а решил добиться равенства с Византией, породнившись с императорской династией. Этого можно было добиться только силой (1). (Всего – 5. )

С7. (Примечание. При выполнении заданий на рассмотрение исторических версий и оценок желательно, чтобы экзаменуемый назвал крайние, полярно противоположные точки зрения, а его собственная точка зрения носила бы «промежуточный», по возможности нейтральный характер, но при этом была достаточно аргументирована.)

Две противоположные точки зрения – крайний норманнизм (Древнерусское государство создано варягами) (1) и крайний антинорманнизм (участие варягов в становлении древнерусской государственности было незначительным) (1). Норманнисты опираются на летописный рассказ о призвании Рюрика, а также на свидетельства иностранных авторов, разделявших славян и «русь» (2). Антинорманнисты ставят многие летописные свидетельства под сомнение, указывая на предвзятость авторов (1). Но главное в том, что, согласно современной точке зрения, государство не может быть создано посторонней силой, его возникновение – результат развития объективных социально-экономических процессов (1).

На мой взгляд, именно такие процессы развертывались на территории проживания восточно-славянских племен (расслоение на богатых и бедных вело к возникновению новых общественных противоречий, которые было невозможно решить в рамках родоплеменного строя; сказывались потребности обороны от набегов варягов и хазар; высокой была заинтересованность славянской знати в налаживании взаимовыгодной торговли с Византией, а такую торговлю не могли обеспечить разрозненные племена) (3). Следовательно, восточные славяне шли к созданию государства, и если Рюрика пригласили править, то было, куда приглашать. Варяги, таким образом, сыграли важную, но вспомогательную роль в создании Древнерусского государства (1). (Всего – 10. )

краткое содержание других презентаций

«Экономическое развитие Древнерусского государства» - Хозяйство Киевской Руси. Торговые пути Древней Руси. Занятия древних славян. Причины феодальной раздробленности. Родовая и соседская община. Система трехполья. «Положительные» последствия ига. Князь. Монголо-татарское иго. Деньги в Древней Руси. Феодализация земли. Кремль. Система двуполья. Внешняя торговля. Ремесло. Древнерусский город. Новгородская гривна. Вотчина. Налоги в Древней Руси. Экономическое развитие древнерусского государства.

«История образования Древнерусского государства» - Киев. Киевский князь. Историки. Полюдье. Призвание варягов. Можно ли назвать варягов создателями Древнерусского государства. Предпосылки создания государства. Государство. Управление Древнерусским государством. Условия. Объединение Севера и Юга. Предпосылки. Формирование Древнерусского государства.

«Древнерусское государство и общество» - Ярослав Мудрый (1019-1054). Принятое Ольгой христианство. Составьте схему социальной структуры населения. Власть на этапе формирования Древнерусского государства. Цели урока. Основные понятия. Собор князя Владимира. Русская Правда. Из варяг в греки. Начало Руси. План урока. Как изменили реформы Ольги характер власти Киевского князя. Особенности раннего государства. Киевская Русь периода «собирания земель».

«Период формирования Древнерусского государства» - Великий киевский князь. Поселки. Появление княжеской власти. Власть Киевского князя. Формирование Древнерусского государства. Торговля. Территории северян и радимичей. Призвание Рюрика. Конунги. Поляне платили дань хазарам. Племена. Государство. Знатные воины Рюрика. Купцы. Образование государственных центров. Приглашенные князья. Предпосылки создания Древнерусского государства. Образование Древнерусского государства.

«Русь 9-13 века» - Узнай исторического деятеля. Выстроить логическую цепочку. Характеристика исторической личности. Систематизировать. Государство. Исторический диктант. Самостоятельная работа. Фронтальный опрос. Определение проблемы. Историческая разминка. Русь в IX - XIII веках. Причины образования государства на Руси. Ярослав Мудрый. Группа воинов.

«Происхождение Древнерусского государства» - Восстание древлян. Князь Игорь. Войска византийцев. Повесть временных лет. Информационные технологии в деятельности учителя – предметника. Итоги деятельности князей. Города для управления и сбора дани. Успешный поход на Царьград. Сбор дани. Власть после смерти Рюрика. Этапы формирования государственности. Генеалогическое дерево Рюриковичей. Новгород. Хазары. Древнерусское государство. Норманнская теория.

Похожие публикации